ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2024 от 01.02.2024 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-139/2024(2-4316/2023)

55RS0002-01-2023-005309-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Благовой Е.В., при секретаре Новак Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.В, к АО "Омскгоргаз" об обязании произвести перерасчет,

установил:

И.В, обратилась в суд с иском к АО "Омскгоргаз" об обязании произвести перерасчет. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в АО «Омскгоргаз» с заявлением произвести перерасчет платы за газ из-а временного отсутствия её в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>. К заявлению были приложены все соответствующие документы. При рассмотрении документов ответчик проигнорировал, что дом по адресу <адрес> является аварийным, подлежит сносу с 2016 года. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р срок расселения из указанного аварийного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением <адрес> от 10.04.2019-п установлен новый срок расселения. В 2020 году в этом доме рухнула стена и в ведомстве пришли к выводу, что строение может обрушиться в любой момент и жителям угрожает опасность. Дом потребовали расселить через суд. В апреле 2023 года прокуратура потребовала активизировать расселение жителей дома. Постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений данного дома. Так как дом опасен для проживания, не обслуживался и не контролировался обслуживающими организациями, жильцы проживали в разных местах и место их жительства неизвестно. Она с ребенком проживала у родственников. В 2018 году, когда она выезжала на работу в другую страну, дом по-прежнему не обслуживался управляющей компанией. Старшая по дому её проинформировала, что в доме постоянно происходят аварии с затоплением, возгорания из-за обрушения. Она добросовестно оплачивала все коммунальные платежи. Установить индивидуальный счетчик она не имела возможности по закону, общего квартирного счетчика также нет. Тем более, показания общего счетчика в секции не меняли форму оплаты - распределялись на комнаты. В ходе прокурорской проверки было установлено, что состояние конструкций дома может привести к обрушению. Брать на себя ответственность по обеспечению безопасности приборов учета не было возможности, так как она там не проживает. Управляющей компанией в 2018 году дом не обслуживался. В связи со сложившимся жизненными обстоятельствами и невозможностью приехать в Россию из Австрии она в 2021 году обращалась в АО «Омскгоргаз» по электронной почте, указанной на официальном сайте с просьбой о перерасчете. Обращение было проигнорировано. В январе 2023 года снова отправлено электронное письмо с просьбой о перерасчете, которое было также проигнорировано. На заявление о расторжении договора также было отказано. На заявление подготовить акт технической возможности установки счетчика в настоящее время ответа не получено. На личное обращение ДД.ММ.ГГГГ в офисе АО «Омскгоргаз» получен отказ в перерасчете. На обращение от ДД.ММ.ГГГГ также получен отказ. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке акта ответа получен отказ.

Просит обязать ответчика произвести перерасчет за пользование газом в соответствии с п. 90 раздела УШ Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ в связи с временным отсутствием по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец И.В, участия не принимала, извещена.

Представитель ситца И.В,. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. Полагала, что дом является аварийным, проживание в нем невозможно, в связи с чем установку прибора учета полагала нецелесообразной. Пояснила, что действительно в доме проживают люди, пользуются газом, но этих людей она не знает, принадлежащая ее дочери комната закрыта, там никто давно не живет, поскольку дочь проживает за границей. В настоящий момент ее дочери выдана новая квартира, однако спорную комнату она Департаменту жилищной политики по акту приема-передачи еще не передала, в связи с чем, ей неизвестно. Полагает, что представленный в Куйбышевский районный суд акт обследования помещения на предмет возможности установки прибора учета на газ не соответствует критериям, предусмотренным Приказом Минстроя РФ /ПР от ДД.ММ.ГГГГ, и подписан посторонними лицами, которые ей не известны.

Представитель ответчика И.В, действующий на основании доверенности. В судебном заседании возражал против заявленных требований в соответствии с отзывом. Полагал, что перерасчёт в связи с временным отсутствием собственника в жилом помещении невозможен, поскольку в жилом помещении не установлен прибор учета, при наличии технической возможности его установки. Акт возможности установки прибора учета составлен техническим специалистом АО «Омскгоргаз» в присутствии представителя собственника и соответствует требованиям законодательства. На день вынесения решения дом от газоснабжения не отключен, в нем проживают люди и потребляют энергетический ресурс. Принадлежащее истцу жилое помещение муниципалитету не передано, в связи с чем на собственнике лежит обязанность оплачивать коммунальные услуги.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ч. 1 ст. 540 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На основании статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ комната общей площадью 15,6 кв.м, с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежала на праве собственности И.В,. (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска с И.В,. заключен договор мены жилых помещений с предоставлением И.В, жилого помещения по адресу: <адрес>, регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес АО «Омскгоргаз» заявление о произведении перерасчета за услуги по газоснабжению по адресу: <адрес>, <адрес> связи с временным непроживанием в жилом помещении с приложением пакета документов, подтверждающего выезд И.В, на постоянное место жительства за границу.

ДД.ММ.ГГГГИ.В,. направлен ответ с разъяснением порядка осуществления перерасчета при временному отсутствии проживающих в жилом помещении и необходимости составления акта о наличии или отсутствии технической возможности установки прибора учета газа.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Омскгоргаз» представитель истца по доверенности И.В,. направила заявление о возврате пакета документов, направленного в адрес ответчика при подаче заявления для осуществления перерасчета за услугу по газоснабжению по адресу: <адрес><адрес>.

Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Омскгоргаз» представитель истца по доверенности И.В, направлено заявление об отключении газоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ АО «Омскгоргаз» указало на невозможность отключения газоснабжения в связи с необходимость письменного согласия всех собственников комнат этой квартиры (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ представителем истца по доверенности И.В,. в АО «Омскгоргаз» направлено заявление об обеспечении выхода специалиста для составления акта о наличии или отсутствии технической возможности установки прибора учета газа.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами АО «Омскгоргаз» осуществлен выход по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, по результатам которого составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета. В результате обследования установлено наличие технической возможности установки прибора учета газа на общей кухне. Акт подписан И.В,., мастером АО «Омскгоргаз» И.В,

Обращаясь с настоящими требованиями, истец полагает, что ответчик неправомерно отказывает ей в перерасчете платы за услуги по газоснабжению, поскольку закон не обязывает ее устанавливать прибор учета в связи с аварийностью дома.

Разрешая настоящие требования суд приходит к следующему:

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно пункту 86 указанных Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Согласно п.91 указанных правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется (п.92).

Согласно ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

Из взаимосвязи указанных норм права усматривается, что И.В, являясь собственником жилого помещения, не оборудованного прибором учета, обязана оплачивать услуг по газоснабжению в соответствии с нормативами потребления газа, поскольку порядок перерасчета в связи с временным отсутствием в данном случае законом не предусмотрен.

Доводы И.В, о том, что у нее отсутствует обязанность по установке прибора учета в связи с аварийностью дома, основанные на п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд ко вниманию не принимает, поскольку фактически указанная норма не содержат запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных домах, а указывает лишь на отсутствие у собственников обязанности по их установке.

Вместе с тем, отсутствие у собственников указанной обязанности фактически не влечет за собой освобождения от обязанности по подтверждению факта технической возможности установки индивидуального или общеквартирного прибора учета для предоставления перерасчета по временному отсутствию, предусмотренного п. 86 Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354, с предоставлением документов, предусмотренных п.92, в том числе акта об отсутствии возможности его установки.

Поскольку такой пакет документов в полном объеме собственником в ресурсоснабжающую организацию не представлен, АО «Омскгоргаз» обоснованно отказано И.В,. в осуществлении перерасчета.

К доводам истца о незаконности составленного акта о наличии технической возможности установки прибора учета суд также относится критически, поскольку акт составлен техническим специалистом АО «Омскгоргаз» в присутствии собственника жилого помещения, который подписал указанный акт, не выразив с ним несогласия. Доказательств незаконности акта истцом не представлено.

По информации Департамента жилищной политики Администрации г. Омска мероприятия по расселению многоквартирного дома осуществляются в рамках IV и V этапов региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2015-2025 годах, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Из пояснений представителя АО «Омскгоргаз» следует, что дом не расселен, в доме, в том числе и в секции, комната в которой принадлежала на праве собственности истцу, проживают люди, дом не расселен, поставка газа не приостановлена.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на АО «Омскгоргаз» обязанности осуществить перерасчет платы истцу за коммунальную услугу по потреблению газа в связи с временным непроживанием в жилом помещении.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований И.В, к АО «Омскгоргаз» о возложении обязанности произвести перерасчет за пользование газом в соответствии с п.90 VIII раздела Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ в связи с временным отсутствием по адресу: <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска.

Судья Е.В.Благова

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024 года.