Производство №2-139/2024 (2-1954/2023;)
28RS0017-01-2023-002775-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Свойкиной Е.Д.,
при секретаре Новрузовой А.Г.,
с участием ФИО1, его представителя - ФИО2, представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области, в обоснование указав, что 8 августа 2023 года он обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу на полевых лесоустроительных работах.
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по -- (ОСФР по --) от ---- в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в виду того, что специальный стаж составил 11 лет 11 месяцев 21 день при требуемом 12 лет 6 месяцев.
Данный отказ считает незаконным, поскольку продолжительность полевого периода для -- и -- в соответствии с Нормами выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительные работы. Часть I. Полевые работы (утв. Гослесхозом ФИО5--) составляет соответственно 5.5 месяцев и 6 месяцев.
Так, в период с 1988 год по 2008 год, работая в Амурской лесоустроительной экспедиции, переименованной 7 июня 1991 года в Амурское государственное лесоустроительное предприятие, в последующем с 12 апреля 2001 года перерегистрированное в ФГУП «Амурское государственное лесоустроительное предприятие», после с 1 июля 2007 года реорганизованное путем присоединения в Амурский филиал государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Амурлеспроект», в настоящее время - филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект», трудился полный рабочий день, в том числе, в особых условиях, непосредственно на полевых лесоустроительных работах в полевых условиях в составе партий, участвовал непосредственно в технологическом процессе лесоустроительных работ, в должностях техника, инженера, инженера 2 категории, инженера 1 категории, начальника партии, дающих право в соответствии с ч. 1 п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального Закона.
Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагает, что ответчиком произведен подсчет специального стажа без учета рекомендаций постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, согласно которому можно применять нормы Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно положениям которого, работа в полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности засчитывается за год работы. А также, согласно указанному постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, введение нового правового регулирования при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Так, период с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года на полевых лесоустроительных работах в Мельничном лесхозе не учтен ответчиком, как работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС), то есть без исчисления в полуторном размере.
Однако Мельничный лесхоз, на территории которого проводились полевые лесоустроительные работы в период с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года (согласно приказов от 16 мая 2000 года № 30, от 13 ноября 2000 года № 59), находится на территории села Мельничное Красноармейского района Приморского края. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», Постановлением Совмина СССР от 1 января 1983 года № 12 (ред. от 27 февраля 2018 года) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министра СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029), село Мельничное Красноармейского района Приморского края приравнено к районам Крайнего Севера. Также данные сведения (о полевых лесоустроительных работах в Мельничном лесхозе в МКС) обоснованы Приморским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» в письме от 25 октября 2023 года № 25/01-08/434.
Из указанного выше следует, что при оценке пенсионных прав истца ответчик незаконно не принял к зачету как за полный год работу в течение полных сезонов в периоды, в том числе: 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года (05 мес. 25 дн. Амурская область); 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года (05 мес. 21 дн. Амурская область); 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года (08 мес. 08 дн. Приморский край).
Также, период с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года (05 мес. 23 дн. в Мельничном лесхозе Приморского края), подлежит к зачету с расчетом исчисления в полуторном размере, то есть 08 мес. 19 дн.
Так, в соответствии с трудовой книжкой, справками, уточняющими особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект», Приморского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», приложенными к справкам документам в период трудовой деятельности полные полевые сезоны составили 8 лет, то есть общий стаж работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом периодов работы: 1996, 1998, 2000 годов с расчетом исчисления в полуторном размере, периодов работы неполный полевой сезон - по фактической продолжительности, составил 12 лет 6 месяцев 10 дней.
На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, просит суд признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 14 августа 2023 года №10863/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить периоды работы истца с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года, с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года, с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года к зачету в льготном исчислении, как за полные года; с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года с учетом МКС, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области, назначить истцу страховую пенсию по старости с 19 августа 2023 года; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы, связанные с оформлением доверенности представителя в размере 1 700 рублей.
В судебном заседании ФИО1, его представитель - ФИО2 поддержали заявленные исковые требования, с учётом их уточнения.
Представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области - ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные возражения, согласно которым при оценке пенсионных прав истца, в специальный стаж истца были включены периоды работы в экспедициях, партиях, отрадах, на участках и бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, продолжительность которых составила 11 лет 11 месяцев 21 день, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев, что является недостаточным количеством стажа для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с чем ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии от 14 августа 2023 года №108763/2023.
Согласно п.7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:
работа от 6 месяцев до одного года - как один год;
работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
Спорные период работы в лесоустроительных предприятиях, приходящиеся на 1988, 1993, 1999 года включены в специальный стаж в календарном исчислении по фактической продолжительности.
За 1988 год учтены периоды с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года (5 месяцев 25 дней), с 25 октября по 27 октября 1988 года (3 дня), с 23 ноября 1988 года по 30 ноября 1988 года (8 дней), общая продолжительность которых составила более 6 месяцев, однако за полный год данные периоды не могут быть учтены, поскольку истец в 1988 году на предприятии отработал не полный календарный год, начало работы (прием) приходится на 30 марта 1988 года.
За 1993 года учтены периоды с 1 января 1993 года по 24 января 1993 года (24 дня), с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года (5 месяцев 21 день), общая продолжительность которых составила более 6 месяцев. Несмотря на то, что продолжительность специальных периодов работы составила более 6 месяцев, за полный год данные периоды также не могут быть учтены, так как истец в 1993 году на предприятии отработал не полный календарный год, окончание работы (увольнение) приходится на 20 декабря 1993 года.
За 1999 года учтен период с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года (8 месяцев 8 дней). Несмотря на то, что продолжительность периода работы составила более 6 месяцев, за полный год данный период также не может быть учтен, так как истец в данный период с предприятия ФГУП «Амурское лесоустроительное предприятие» был направлен на работу в Приморскую лесоустроительную экспедицию Дальневосточного государственного лесоустроительного предприятия «Дальлеспроект», в котором истец фактически и отработал с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года, то есть в данном предприятии истец не отработал также полный год. Данным предприятием за указанный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены как особые условия труда. Таким образом, указанный период учтен по фактической продолжительности на данном предприятии.
Период работы с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года включен в специальный стаж по указанному выше основанию в календарном порядке, так как согласно выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения за данный период работодателем представлены только как за особые условия, сведения о территориальных условиях за указанный период не представлены. Иных документов, подтверждающих работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в распоряжении Отделения не имелось. Таким образом, правовых оснований для исчисления данного периода в полуторном размере не имелось, в с вязи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов дела, 8 августа 2023 года ФИО4 обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу на полевых лесоустроительных работах.
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 14 августа 2023 года № 108163/23 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в виду того, что специальный стаж составил 11 лет 11 месяцев 21 день при требуемом 12 лет 6 месяцев.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, ФИО4 обратился в суд с настоящим иском.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу ч.2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Рассматривая периоды работы с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года, с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года, 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года, суд приходит к следующему:
Согласно записям в трудовой книжке истца, справкам ФГБУ «Рослесинфорг», уточняющеим особый характер работы или труда, необходимых для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, в периоды с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года (техник), с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года (инженер), с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года (инженер 2 категории), в указанных должностях истец работал полный рабочий день, выезжал на полевые лесоустроительные работы в составе партии, участвовал непосредственно в технологическом процессе лесоустроительных работ.
Указанное подтверждается приказами Государственного комитета СССР по лесному хозяйству «Всесоюзное аэрофотолесоустроительное объединение «Леспроект» Амурская лесоустроительная экспедиция от 6 апреля 1988 года №41, 3 октября 1988 года №87, 6 мая 1993 года №26, 10 ноября 1993 года №52, приказами Федеральной службы лесного хозяйства России Дальневосточного государственного лесоустроительного предприятия «Дальлеспроект» Приморская лесоустроительная экспедиция от 19 апреля 1999 года №25, 23 декабря 1999 года №79.
Продолжительность полевого периода (сезона) на лесоустроительных работах установлена по климатическим условиям для каждой области приложением 1 к «Нормам выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительные работы», утвержденным начальником Всесоюзного аэрофотолесоустроительного объединения «Леспроект» 12 сентября 1973 года, согласованным с ЦК профсоюза рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности 12 сентября 1973 года.
Полевые сезоны, отработанные истцом, по продолжительности соответствуют количеству календарных месяцев, установленному приложением 1 к Нормам выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительных работах, согласно которым в Амурской области, Приморском крае продолжительность полевого периода лесоустроительных работ составляет 5,5 месяца и 6 месяце соответственно и считается за год.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 №1173 (с последующими дополнениями), подлежало включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке №2 1956 года значатся инженерно-технические работники без указания наименования должности экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 №32 утвержден перечень, согласно которому в состав научно-исследовательских и других организаций, передаваемых в непосредственное подчинение Государственного комитета СССР по охране природы включен Гослесхоз ССР, в который входила научно-исследовательская часть Всесоюзного аэрофотолесоустроительного объединения «Леспроект».
В Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20 ноября 1990 года установлено право на льготную пенсию гражданам, проработавшим не менее определенного периода (мужчины - 12 лет 6 месяцев) в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых лесоустроительных работах.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 15 июля 1994 года №56, полевые условия - это особые условия производства работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
В связи с этим, условием назначения досрочной пенсии является работа в любой должности при непосредственном участии на полевых лесоустроительных работах.
В соответствии с п. 9 ст. 30 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применению подлежит порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица, который действовал до дня вступления в силу этого закона.
В Указании Минсоцзащиты населения РСФСР N 1-28-У от 20 апреля 1992 года сказано, что для работников, если они трудились в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых лесоустроительных работах, порядок учета работы в полевых условиях устанавливается организацией самостоятельно, при рассмотрении вопросов, связанных с назначением пенсий, сохраняется прежний порядок предоставления стандартных справок о праве на пенсию в связи с особыми условиями труда, которые должны приниматься органами социального обеспечения в качестве документа, подтверждающего специальный трудовой стаж.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 №25, вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 №555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца
Таким образом, суд полагает необоснованными доводы ответчика о том, периоды лесоустроительных работ подлежат учету как один год только при их минимальной продолжительности более 6 месяцев, так как согласно нормам выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительных работах в Амурской области, Приморском крае продолжительность полевого периода лесоустроительных работ составляла 5,5 месяца и 6 месяцев соответственно и считалось за год.
Также, суд принимает во внимание разъяснения Государственного аэрофотолесоустроительного объединения «Леспроект» от 2 сентября 1992 года №08-25/665, согласно которым, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 года №381, полевые лесоустроительные работы отнесены к сезонным работам, работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы.
Согласно п.7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:
работа от 6 месяцев до одного года - как один год;
работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
В отношении периода работы истца 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года суд отмечает, что, несмотря на выбытие ФИО4 для выполнения работы в Приморский край, истец продолжал числиться работником Амурского государственного лесоустроительного предприятия, тем самым проработал на предприятии полный календарный год, что подтверждается трудовой книжкой истца.
В связи с этим, суд полагает обоснованным включить в специальный стаж истца периоды работ с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года за один год работы, с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года за один год работы, с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года за один год работы.
Рассматривая период работы истца с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года, суд приходит к следующему:
Согласно записям в трудовой книжке истца, справкам ФГБУ «Рослесинфорг», уточняющим особый характер работы или труда, необходимых для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, в период с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года (инженер 2 категории), в указанной должности истец работал полный рабочий день, выезжал на полевые лесоустроительные работы в составе партии, участвовал непосредственно в технологическом процессе лесоустроительных работ в Мельничном лесхозе Приморского края.
Указанное подтверждается приказами Федеральной службы лесного хозяйства России Дальневосточного государственного лесоустроительного предприятия «Дальлеспроект» Приморская лесоустроительная экспедиция от 16 мая 2000 года №30, 13 ноября 2000 года №59.
Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утверждённому постановление Правительства РФ от 16 ноября 2021 года №1946, в указанный перечень входит сельское поселение Мельничное Приморского края.
Поскольку истцом подтверждена занятость в спорный период на полевых лесоустроительных работах в составе партии, его участтие непосредственно в технологическом процессе лесоустроительных работ в Мельничном лесхозе Приморского края, то есть в местности, приравнённой в Крайнему Северу, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в указанной части и о включении в специальный стаж ФИО4, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений о застрахованном лице не может быть возложена на застрахованное лицо.
Таким образом, специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно, на основании п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 12 лет 6 месяцев 11 дней, что превышает необходимый истцу для назначения пенсии досрочно специальный стаж продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
С учетом изложенного, учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно (8 августа 2023 года) истец достиг возраста 55 лет, имел общий страховой стаж продолжительностью более 25 лет и специальный стаж более 12 лет 6 месяцев, суд приходит к выводу, что истец имел право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поэтому решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 14 августа 2023 года №108163/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО4 является незаконным, а требования истца о признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и о возложении на ответчика обязанности назначить ФИО4 страховую пенсию по старости с 19 августа 2023 года законными и обоснованными.
Рассматривая требования о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг по составлению доверенности в размере 1 700 рублей, суд приходит к следующему.
Из разъяснений, содержащихся в абз.3 п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании.
Однако из представленной суду доверенности от 29 ноября 2023 года 28АА 1481196 в отношении ФИО2, следует, что она выдана представителю истца сроком на 3 года и не только для участия представителя в суде в конкретном деле, но и во всех иных судебных, административных и правоохранительных органах, доверенность наделяет доверенное лицо широким кругом полномочий, и может быть использована не только в рамках настоящего дела, следовательно, данные расходы не относятся к издержкам истца по данному конкретному делу, в связи с чем требование о взыскании расходов на оформление нотариальной доверенности не подлежит удовлетворению.
В отношении требований о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, суд приходит к выводу об их удовлетворении в соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 14 августа 2023 года №108163/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО4;
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области, ИНН --, включить в специальный стаж ФИО4, -- года рождения, СНИЛС --, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работ с 6 апреля 1988 года по 30 сентября 1988 года за один год работы, с 11 мая 1993 года по 31 октября 1993 года за один год работы, с 20 апреля 1999 года по 27 декабря 1999 года за один год работы.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по --, ИНН --, включить в специальный стаж ФИО4, -- года рождения, СНИЛС --, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 18 мая 2000 года по 10 ноября 2000 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
Признать за ФИО4, -- года рождения, СНИЛС --, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области, ИНН --, назначить ФИО4, -- года рождения, СНИЛС -- страховую пенсию по старости с 19 августа 2023 года;
Взыскать с Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по --, ИНН --, в пользу ФИО4, -- года рождения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании судебных расходов, связанных оформлением доверенности представителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Д. Свойкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 января 2024 года.