ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/14 от 17.01.2014 Дубровского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-13/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2014 года п. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Бузинской В.С.,

с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В.,

при секретаре Ерохиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рябчинской сельской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области в ходе проведенной плановой проверки соблюдения органами местного самоуправления Дубровского района законодательства при эксплуатации артезианских скважин, в том числе в части антитеррористической защищенности, установлено, что на территории Рябчинского сельского поселения расположено 6 (шесть) артезианских скважин: в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>.

Указанные скважины являются действующими, находятся на обслуживании МУП «Дубровский районный водоканал» и через них осуществляется обеспечение жителей поселения питьевой водой.

По сведениям Дубровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные артезианские скважины.

Отсутствие собственника на данные артезианские скважины может повлечь загрязнение, захламление, аварии, попадание загрязняющих веществ в систему водоснабжения населения и возникновение чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведенной проверки также установлено, что вокруг артезианских скважин отсутствуют ограждения зоны строгого санитарного режима и санитарно-защитной зоны, что может способствовать свободному проникновению неопределенного круга лиц на потенциальные объекты террористических посягательств, которые являются важными объектами инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Бездействие органа местного самоуправления – Рябчинской сельской администрации по не постановке на учет бесхозяйных артезианских скважин может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения и бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг, безопасности обслуживания и эксплуатации инженерных коммуникаций, противодействия терроризму.

В связи с изложенным прокурор Дубровского района Брянской области просил суд признать незаконным бездействие Рябчинской сельской администрации по не постановке на учет бесхозяйных артезианских скважин и обязать Рябчинскую сельскую администрацию поставить на учет в Дубровском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области как бесхозяйное имущество артезианские скважины: в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Кусанова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Рябчинской сельской администрации Филина Н.В. (доверенность от 16.01.2014 г.) признала исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в полном объеме, о чем произведена запись в протоколе судебного заседания, а также показала, что артезианские скважины: в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, действительно являются бесхозяйными. В связи с отсутствием денежных средств орган местного самоуправления - Рябчинская сельская администрация не может поставить их на учет в регистрационном органе.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор МУП «Дубровский районный водоканал» Пранов Ф.В. исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области поддержал в полном объеме и показал, что артезианские скважины, расположенные на территории Рябчинского сельского поселения, находятся на обслуживании МУП «Дубровский районный водоканал», собственником скважин предприятие не является и на балансе они в водоканале не состоят.

Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

К вопросам местного значения поселения согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в ред. от 28.12.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится

организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании на территории Рябчинского сельского поселения расположены артезианские скважины: в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>.

Согласно решению Дубровского районного Совета народных депутатов от 27.04.2006 г. «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности муниципального образования «Дубровский район», подлежащих безвозмездной передаче в собственность городского и сельских поселений Дубровского района» и акту передачи имущества от 18.12.2006 г. артезианские скважины, расположенные на территории Рябчинского сельского поселения, переданы в собственность муниципальному образованию «Рябчинское сельское поселение» (л.д. 8-11). Однако в данном акте передаче имущества и имеющихся в материалах дела паспортах на артезианские скважины (л.д. 12-35) не указаны инвентарные номера скважин.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, исходя из нормы данной статьи, артезианская скважина относится к недвижимому имуществу.

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как видно из письма МУП «<адрес> водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему ведомости артезианские скважины в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес> находятся на обслуживании МУП «Дубровский районный водоканал», правоустанавливающих документов на указанные скважины предприятие не имеет (л.д. 4,5).

Из сообщения Дубровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные артезианские скважины (л.д. 6).

Таким образом, как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела артезианские скважины в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес> расположены на территории Рябчинского сельского поселения, собственника не имеют, то есть являются бесхозяйными. Орган местного самоуправления – Рябчинская сельская администрация не обращалась с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию, Дубровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, о постановке на учет вышеуказанных бесхозяйных артезианских скважин.

Отсутствие собственника у артезианских скважин влечет невозможность обеспечения сохранности этих объектов, влияет на безопасность жизни и здоровья населения, проживающего на территории Рябчинского сельского поселения, охрану окружающей среды в зоне сооружения, а также может повлечь загрязнение артезианской воды, которую используют жители поселения, и, как следствие, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом населения» (в ред. от 25.11.2013 г.) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Кроме этого, в судебном заседании установлено, что вокруг артезианских скважин отсутствуют ограждения зоны строгого санитарного режима и санитарно-защитной зоны, что может способствовать свободному проникновению неопределенного круга лиц на потенциальные объекты террористических посягательств, которые являются важными объектами инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Выявленные недостатки относятся к области защиты от чрезвычайных ситуаций и антитеррористической защищенности, которые создают неблагоприятную обстановку на указанном объекте, способствует несвоевременному принятию мер, направленных на профилактику и предотвращение последствий террористической деятельности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, тем самым нарушают требования Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму».

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих доводы истца, а также, в судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.

Признание представителем ответчика Рябчинской сельской администрации Филиной Н.В. иска, выраженное в письменной форме, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов и у суда есть основания для принятия признания иска.

При указанных выше обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Дубровского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Рябчинской сельской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Рябчинской сельской администрации по не постановке на учет бесхозяйных артезианских скважин.

Обязать Рябчинскую сельскую администрацию поставить на учет в Дубровском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйное недвижимое имущество артезианские скважины: в <адрес> (ферма), вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>, вблизи <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.С. Бузинская