ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/19 от 23.01.2019 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2- 13/2019

Решение в окончательной форме составлено 23.01.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Черной М.А.,

при секретаре Сидоровой Р.Р.,

с участием представителя истца Завгородней Н.А., представителя ответчика Колесникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровец Елены Петровны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой средств на погребение, взыскании пособия на погребение,

установил:

Дубровец Е.П. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» об оспаривании решения, обязании выплатить пособие на погребение умершего.

Мотивировала свои требования тем, что 16 апреля 2018г. умер её муж майор в отставке Д.А., который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, был зарегистрирован и проживал в России, в г.Оленегорске, Мурманской области. На момент смерти с краткосрочным визитом находился в республике Беларусь. Похороны мужа она произвела за свой счет.

Являясь членом семьи умершего пенсионера из числа военнослужащих, и имеющей в силу положений постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 право на получение пособия на погребение, она обратилась в военный комиссариат Оленегорского и Ловозерского районов Мурманской области, сначала с устными заявлением 12.09.2018, представив справку о смерти, выданную в р. Беларусь. На что ей устно было разъяснено, что представленная справка о смерти по форме № 43, выданная в органах ЗАГСа республики Беларусь не является основанием для выплаты пособия, так как не соответствует установленной в России форме справки № 33. После чего, ей было предложено съездить в республику Беларусь за справкой формы № 33.

С целью получения справки установленного образца, она дважды была вынуждена выехать в республику Беларусь, в периоды с 16 сентября по 10 октября 2018г. и с 11 по 16 октября 2018г. Однако, получить справку требуемого образца не представилось возможным, поскольку запись акта гражданского состояния уже была произведена.

17 октября 2018г. она третий раз обратилась с заявлением к ответчику по вопросу выплаты пособия, которое у неё было принято по истечении срока на обращение. В выплате пособия ей было оказано по двум основаниям, в связи с предоставлением справки о смерти неустановленного образца и пропуском шестимесячного срока для обращения.

Считая данный отказ ответчика незаконным, просила обязать военный комиссариат Оленегорского и Ловозерского районов Мурманской области устранить допущенное нарушение закона и выплатить ей пособие на погребение умершего 16 апреля 2018 г. пенсионера Министерства обороны Российской Федерации Д.А., а также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 991 рублей и транспортные расходы в размере 26378 рублей.

В ходе рассмотрения дела, с учетом мнения истца, судом произведена замена ненадлежащего ответчика военный комиссариат Оленегорского и Ловозерского районов на надлежащего ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области».

В судебном заседании представитель истца изменила исковые требования, просила восстановить Дубровец Е.А. пропущенный срок обращения за выплатой на погребение, взыскать пособие на погребение, взыскать судебные расходы. В обоснование исковых требований своего доверителя пояснила, что она вместе со своей матерью Дубровец Е.А. была в военном комиссариате в г.Оленегорске по вопросам причитающихся членам семьи военного пенсионера выплатам. Документы на выплату единовременного пособия у них сразу приняли, выплату произвели. В выплате пособия на погребение было отказано, сначала устно по мотиву несоответствия справки, выданной органами ЗАГСа республики Беларусь, а после обращения 17.10.2018 и по мотиву пропуска срока. Считает данный отказ незаконным, поскольку первое обращение к ответчику было в пределах установленного законом срока, а срок был пропущен по причине решения вопроса о предоставлении справки требуемого образца, которую требовал ответчик. Полагает, что справки формы 43, выданной Дубровец Е.А. в Белоруссии достаточно для выплаты пособия на погребение.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковые требования, пояснив, что Дубровец Е.А. обоснованно было отказано в выплате пособия на погребение, поскольку она представила справку не соответствующую форме № 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274, а также пропустила шестимесячный срок для обращения за выплатой средств на погребение, поскольку с письменным заявлением обратилась только 17.10.2018. До указанной даты у неё была возможность обратиться с заявлением, однако она этого не сделала. При этом не оспаривал фактов устного обращения истца в военный комиссариат г.Оленегорск с этим вопросом. Также просил отказать в возмещении транспортных расходов, поскольку необходимости личного присутствия в уполномоченных органах Белоруссии с целью получения справки установленного образца не было.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

По смыслу статей 1,9 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» определен порядок и размеры выплаты пособия на погребение, предусмотренного в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих и членов их семей.

Пунктом 21 указанного Постановления предусмотрено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации (ст.10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"); пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Основанием для отказа в выплате пособия на погребение является отсутствие справки о смерти формы N33.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (в редакции, действующей на день возникновения правоотношений) в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, которая предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.

Судом установлено, что 16 апреля 2018 г. на территории республики Беларусь (место смерти: ...) умер Д.А., который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно справке формы 7 МАУ МФЦ г.Оленегорска, Д.А. на день смерти был зарегистрирован по месту проживания в г.Оленегорске Мурманской области совместно с супругой Дубровец Е.П. (л.д.14).

Как следует из представленных истцом документов о смерти Д.А., справка о смерти Д.А. выдана 20 апреля 2018г. Чижевичским сельским исполнительным комитетом Солигорского района Минской области республики Беларусь по форме № 43 (л.д.17), на основании которой органом ЗАГСа республики Беларусь в этот же день выдано свидетельство о смерти (л.д.15).

С письменным заявлением о выплате пособия на погребение в военный комиссариат Оленегорского и Ловозерского районов истец обратилась 17.10.2018, что подтверждается копией данного заявления.

Письмом военного комиссариата Оленегорского и Ловозерского районов Мурманской области от 19.10.2018 истцу в выплате пособия на погребение Д.А.., умершего 16.04.2018, отказано по причине отсутствия справки о смерти по форме № 33, и в связи с пропуском шестимесячного срока для обращения за получением средств на погребение (л.д.18-20).

Оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности с их объяснениями, проанализировав нормативно-правовые акты, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отказа истцу в выплате пособия на погребения супруга, который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, у ответчика не имелось.

Доводы ответчика о том, что в случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении, при этом регистрация смерти осуществляется в полном соответствии с правилами, действующими на территории Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку в случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельство о смерти в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 29.06.2012 N 10490). Выдача справки о смерти в данном случае Административным регламентом не предусмотрена.

Как следует из обращения Консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь № 02—н/ко от 16.01.2017 Главному Консульскому Управлению Министерства иностранных Дел республики Беларусь, государственная регистрация смерти умерших на территории Республики Беларусь российских граждан может производиться как в российских консульских учреждениях, так и в компетентных органах Республики Беларусь, регистрирующих акты гражданского состояния.

Учитывая, что смерть Д.А. наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована компетентными органами Республики Беларусь, законодательство которой предусматривает выдачу справки о смерти формы N43, документы, выданные компетентным государственным органом Республики Беларусь признаются на территории Российской Федерации, то оснований для отказа в выплате пособия на погребение не имеется.

Требования истца о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой средств на погребение суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел подтверждения факт пропуска срока на один день по уважительным причинам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указанный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" социальное погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ограничение сроков обращения за возмещением Министерством обороны Российской Федерации указанных расходов статьёй 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", регламентирующей порядок оплаты этих расходов, не предусмотрено.

Кроме того, как следует из объяснений истца, изложенных в исковом заявлении, представителя истца в судебном заседании, которые подтверждаются записями в книге учета посетителей Военного комиссариата Оленегорского и Ловозерского районов Мурманской области, Дубровец Е.П. обращалась к ответчику с данным вопросом 12 сентября 2018г., 10 октября 2018г. Установленные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля Б.И.В., которая в судебном заседании, пояснив, что является сотрудником военного комиссариата, подтвердила устные обращения истца в военный комиссариат по вопросу выплат на погребение в указанные даты.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что срок для обращения за выплатой социального пособия на погребение, истцом пропущен незначительно и по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.

Как следует из сообщения Военного комиссариата Оленегорского и Ловозерского районов Мурманской области от 25.12.2018, размер пособия на погребение Д.А. составляет 133283 рубля 22 копейки. Размер пособия рассчитан ответчиком в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941, истцом не оспаривается и подлежит взысканию в его пользу.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Как следует из представленных истцом платёжных документов, при обращении в суд она оплатила государственную пошлину в размере 1292 рубля, что подтверждается документами Сбербанка (лд.3,4,5). Указанные судебные расходы подлежат возмещению ответчиком.

Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства установлена цена иска, которая на момент рассмотрения дела составила 133283 рубля 22 копейки, размер государственной пошлины от которой согласно ст.333.19 НК РФ составляет 3865 рублей 66 копеек, требования удовлетворены в полном объёме, а истцом уплачена часть государственной пошлины при обращении в суд, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2573 рублей 66 копеек. (3865,66-1292).

Кроме того, как следует из объяснений истца для получения справки установленного образца, она дважды выезжала в республику Беларусь, в периоды с 16 сентября по 10 октября 2018г. и с 11 по 16 октября 2018г., в связи с чем, просит взыскать с ответчика судебные издержки в виде транспортных расходов в размере 26378 рублей, которые подтверждаются проездными документами.

По смыслу приведенных выше правовых норм, а также разъяснений, данных в Постановлении пленума ВС РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы, понесенные истцом, в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Вместе с тем, оценив доводы истца в части требований о возмещении транспортных расходов, суд приходит к выводу, что необходимость несения истцом указанных расходов не нашла объективного подтверждения в судебном заседание, поскольку поездки в Республику Беларусь были осуществлены до обращения в суд, при отсутствии отказа ответчика от производства выплат средств на погребение, то есть произведённые расходы не были связаны с собиранием доказательств для реализации права на обращение в суд, в связи с чем, заявленные истцом требования в части возмещения транспортных расходов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Дубровец Елены Петровны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой средств на погребение, взыскании социального пособия на погребение удовлетворить.

Восстановить Дубровец Елене Петровне срок для обращения за выплатой средств на погребение Д.А., умершего 16 апреля 2018г.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» в пользу Дубровец Елены Петровны социальное пособие на погребение в размере 133283 рубля 22 копейки и судебные расходы в размере 1292 рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» государственную пошлину в размере 2573 рублей 66 копеек, с перечислением в доход местного бюджета.

В удовлетворении требований Дубровец Елены Петровны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» в части взыскания судебных расходов в размере 26378 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Черная