ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/19 от 24.01.2019 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г. Братск

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,

при секретаре Игумновой Е.П.,

с участием истца Сучкова А.В., представителя ответчика ООО «УК «Гидростроитель» - Змитраченок О.В., представителя ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» - Астафьевой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2019 по исковому заявлению Сучкова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель», Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Истец Сучков А.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого с учетом уточнений указал, что на основании договора купли-продажи квартиры от 14 декабря 2006 года он является собственником жилого помещения по адресу: (адрес).

Во исполнение указанного требования закона, в 2013 году ОАО «Иркутскэнерго» оснастило многоквартирный дом по адресу: (адрес), общедомовым прибором учета тепловой энергии марки ТСРВ-026М № 1205627.

После установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме по указанному выше адресу ПАО «Иркутскэнерго» производило расчет размера платы коммунальной услуги за отопление в соответствии с изложенными требованиями закона, то есть, исходя из показаний данного прибора учета, что в свою очередь свидетельствует о введении прибора учета в эксплуатацию и использовании его по назначению.

В сентябре 2016 года истек срок поверки общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

С июня 2017 года в связи с истечением срока поверки общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес), ПАО «Иркутскэнерго» производит расчет платы за коммунальную услугу отопление, исходя из нормативов потребления, установленных постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 16 ноября 2009 года – в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. в месяц.

Расходы энергоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме подлежат возмещению собственниками помещений в данном многоквартирном доме, в том числе им.

На основании выставленного ОАО «Иркутскэнерго» счета, им подлежит возмещению часть указанных расходов, равная 6 250 руб. 45 коп. в течение 5 лет с даты установки прибора учета либо единовременно.

Обязанность по возмещению расходов ОАО «Иркутскэнерго» им исполняется надлежащим образом.

Сложившейся ситуацией – расчетом платы за коммунальную услугу отопление, исходя из нормативов потребления, при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, нарушаются его права.

В связи с нарушением своих прав, он неоднократно обращался с письменными заявлениями в ООО «Иркутскэнергосбыт» и ООО УК «Гидростроитель».

В письме от 18 июля 2018 года ООО «Иркутскэнергосбыт» указало, что на основании п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Причем установленные ОДПУ включаются в состав общего имущества многоквартирного дома с момента его установки не в силу решения собственников, а в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261.

ООО «Иркутскэнергосбыт» считает, что обязанность по содержанию ОДПУ как общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес), лежит на управляющей организации ООО УК «Гидростроитель».

ООО УК «Гидростроитель» в письме от 23 июля 2018 года указало, что монтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: (адрес), выполнен ПАО «Иркутскэнерго». После установки приборов учета в ноябре 2013 года БО «ИЭСБК» - обслуживание управляющей организации. При обследовании узла учета выявлены замечания, которые были направлены в адрес БО «ИЭСБК» письмами от 12 марта 2014 года от 17 июня 2014 года и приборы учета не были приняты ООО УК «Гидростроитель» на обслуживание до устранения замечаний.

Замечания: константа давления не соответствует техническим условиям на установку приборов учета; расходомер, установленный на обратном трубопроводе, находится под фланцевым соединением грязевика подающего трубопровода.

До настоящего времени БО «ИЭСБК» не устранило замечания управляющей компании и не приглашало ООО УК «Гидростроитель» для передачи приборов на обслуживание. Кроме того, до установки устройства, позволяющего снимать дистанционно информацию, на данные приборы тепловой энергии, снятие ежемесячных показаний производилось представителями Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт». Из вышеизложенного вытекает, что обслуживанием установленного общедомового прибора учета на данный момент занимается БО «ИЭСБК» на основании п.п. 8, 9, 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

В свою очередь, ООО «Иркутскэнергосбыт» в ответе от 03 сентября 2018 года на его обращение указало, что ПАО «Иркутскэнерго» на внутридомовых инженерных сетях теплоснабжения, входящих в состав общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: (адрес), был выполнен монтаж коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ).

В ноябре 2013 года смонтированный ОДПУ был введен в эксплуатацию, о чем составлен акт (первичного) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Представитель управляющей организации ООО ЖКК «Гидростроитель» на основании договора обслуживания отвечающей за надлежащее содержание общедомового имущества МКД, вопреки направленному графику приемки на коммерческий учет ОДПУ на ввод в эксплуатацию узла учета не явился, от подписи акта приема-передачи смонтированного оборудования и документов отказался, в связи с чем, узел учета тепловой энергии и теплоносителя был допущен в эксплуатацию монтажной и энергоснабжающими организациями.

Замечания к монтажу первичных преобразователей расхода под оборудованием теплового пункта, отраженные в акте контрольной проверки по настоянию представителя ООО УК «Гидростроитель», являются необоснованными, поскольку при монтаже узла учета для измерения расхода теплоносителя использовались электромагнитные расходомеры Взлет ЭР модификации «Лайт +». Порядок монтажа расходомеров в первую очередь определяется инструкцией по монтажу В41.30-00.00 ИМ, а также руководством по эксплуатации В41.30-00.00РЭ.

Раздел 3 «Монтаж инструкции В41.30-00.00 ИМ» не содержит ограничений по размещению расходомеров под каким-либо оборудованием теплового пункта.

Кроме того, согласно п. 1.2.4 руководства по эксплуатации В41.30-00.00РЭ степень защиты расходомера соответствует коду IP65 по ГОСТ 14254-2015. Следовательно, прибор имеет полную защиту от проникновения пыли и защиту от струй воды со всех направлений.

Иных замечаний к средствам измерений, влияющих на корректность производимых измерений и надежность узла учета комиссией, состоящей из представителя ресурсоснабжающей организации ПАО «Иркутскэнерго», представителя монтажной организации АО «ИРМЕТ» и ответственного представителя обслуживающей организации ООО УК «Гидростроитель», в ходе проверки выявлено не было.

ООО УК «Гидростроитель» в письме от 03 сентября 2018 года указало, что представители Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» с 2013 года по настоящее время производят снятие ежемесячных показаний с приборов учета тепловой энергии теплоносителя, ежедневно отслеживают дистанционно параметры теплоносителя и занимаются расчетами и начислениями для населения за предоставленные услуги.

ООО УК «Гидростроитель» не приступало к обслуживанию прибора учета в 2013 году, установленного в МКД, и данный прибор со стороны собственников не эксплуатировался надлежащим образом, так как ПАО «Иркутскэнерго» не устранило замечания, выявленные и заявленные ООО УК «Гидростроитель». У ООО УК «Гидростроитель» нет обязанности по содержанию общедомового прибора учета тепловой энергии в связи с не устранением допущенных нарушений.

На протяжении длительного периода времени энергоснабжающая организация и управляющая компания не могут определить, на ком лежит обязанность по обслуживанию общедомового прибора учета тепловой энергии и, соответственно, кто обязан производить обслуживание данного прибора учета, в том числе проведение государственной поверки, в результате чего показания общедомового прибора учета не учитываются при расчете коммунальной услуги – отопления.

Изложенное выше бездействие ответчиков влечет нарушение прав собственников помещений многоквартирном доме по адресу: (адрес), в том числе нарушение его прав, как собственника жилого помещения в указанном доме, возмещающего ПАО «Иркутскэнерго» стоимость затрат по установке общедомового прибора учета тепловой энергии.

При этом не один из ответчиков не предпринимает каких-либо конкретных действий по разрешению сложившейся ситуации, в том числе в судебном порядке, ограничиваясь перепиской.

В нарушение норм закона, ответчики не исполняют возложенную на них обязанность по передаче и принятию общедомового прибора учета тепловой энергии на обслуживание, в одностороннем порядке отказываясь от данных обязательств, перекладывая ответственность друг на друга, в связи с чем, для защиты своих нарушенных прав он вынужден обратиться в суд.

В результате ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них законом обязанностей, нарушены его права как потребителя. Допущенными нарушениями его прав ответчики причинили ему моральный вред.

По причине незаконных действий (бездействия) ответчиков, он был вынужден неоднократно обращаться в различные органы и службы с письменными обращениями, на протяжении длительного периода времени обращался к каждому из ответчиков по вопросу разрешения сложившейся ситуации, в последствии был вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, постоянно испытывает стресс, находится в нервном и напряженном состоянии, испытывает нравственные и физические страдания.

Учитывая обстоятельства причинения морального вреда, размер его компенсации он оценивает в 6 000 рублей.

Поскольку он не обладает специальными познаниями в области юриспруденции, для получения консультации по спорному вопросу и составления настоящего искового заявления он обратился к юристу, стоимость услуг которого составила 4 000 рублей. Факт уплаты им денежных средств в указанном размере подтверждается договором об оказании юридических услуг и квитанцией к приходному кассовому ордеру.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ судебные расходы в размере 4 000 рублей должны быть возмещены ему ответчиками.

Просит с учетом уточнений:

Признать незаконными действия ООО «Иркутскэнергосбыт», ООО УК «Гидростроитель», выражающиеся в отказе принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Признать незаконными действия ООО «Иркутскэнергосбыт», ООО УК «Гидростроитель», выражающиеся в отказе осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Обязать ООО УК «Гидростроитель» в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Обязать ООО УК «Гидростроитель» осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес), в том числе в виде проведения поверки указанного прибора учета в соответствии с требованиями закона.

Взыскать с ООО «Иркутскэнергосбыт», ООО УК «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. компенсацию морального вреда в размере 6 000 рублей.

Взыскать с ООО «Иркутскэнергосбыт», ООО УК «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. судебные расходы в размере 4 000 рублей.

Истец - Сучков А.В. в судебном заседании требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» - Астафьева С.П., действующая на основании доверенности от (дата), требования не признала в полном объеме и представила письменный отзыв.

Представитель ответчика ООО «УК «Гидростроитель» - Змитраченок О.В., действующая на основании доверенности от (дата), требования не признала в полном объеме и представила письменный отзыв.

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 г. N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме", где в частности, один из принципов - это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом не причинения гражданам неудобств, связанных с выполнением мероприятий (пункт 2). На основании вышеизложенных нормативно-правовых актов Правительство РФ приняло постановление "О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно" от 21 октября 2013 г. N 466, в пункте 12, и 13 которого говорится, что контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с подпунктом "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, одной из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. «г» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491.

Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354. При этом разъяснение Правил в соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало свои разъяснения в Письме от 18 сентября 2015 года N 30162-ЛО/04, где говорится, что из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.

В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.

На основании Постановления Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 года N 6464/10 такие работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре управления МКД по умолчанию, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Законодательством Российской Федерации обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, по уведомлению собственников помещений многоквартирных домов о выходе объектов общего имущества из строя не предусмотрена. Договор предоставления коммунальных услуг, заключенный между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, условий об уведомлении в установленные сроки о выходе из строя объектов общего имущества также не содержит. Следовательно, на основании изложенного, у управляющей организации отсутствуют обязательства по уведомлению собственников помещений о выходе из строя/истечении срока госповерки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, не исполнившее обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций для установки таких приборов и оплатить расходы на их установку. В случае отказа в допуске установка счетчиков будет производиться в принудительном порядке.

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством энергетики РФ издан приказ от 07 апреля 2010 года N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. N 17646), согласно которому в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть управляющая организация.

Согласно пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.

На основании договора купли-продажи квартиры от 14 декабря 2006 года Сучков А.В. является собственником квартиры по адресу: (адрес), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 10 января 2007 года.

31 декабря 2013 года ООО УК «Гидростроитель» (управляющая компания) и Сучков А.В. (собственник) заключили договор об оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Из подлинного представленного истцом приложения № 1 к указанному договору следует, что в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: (адрес) входит, в том числе, прибор учета теплопотребления (позиция под номером 16). Данный перечень состава общего имущества многоквартирного дома состоит из 30 позиций, тогда как ответчик ООО «УК «Гидростроитель» в судебное заседание представляет указанный документ уже из 29 позиций, в котором в составе общего имущества многоквартирного дома прибор учета теплопотребления отсутствует.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме.

Во исполнение части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пп. "в" пункта 4 постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управляющая организация – ООО «УК «Гидростроитель» не уведомила своевременно собственников помещений, в том числе истца, о необходимости установки прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, не проинформировала о необходимости проведения общего собрания по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии за счет статьи "Содержание" и не представила в последующем информацию об изменении размера платы за отопление (с учетом норматива потребления тепловой энергии) в случае не проведения указанного собрания. Таких доказательств ответчиком суду представлено не было.

Как достоверно было установлено в судебном заседании, ответчиком ООО «Иркутскэнергосбыт», также во исполнение вышеуказанных требований закона, в соответствии с графиком установки приборов учета был выполнен монтаж коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии и теплоносителя совместно с организацией, имеющей право (лицензию) на установку прибора учета тепловой энергии, так как собственники многоквартирного дома, в том числе и истец, не исполнили в установленный срок обязанности по оснащению домов общедомовым прибором учета.

23 декабря 2010 года ОАО «Иркутскэнерго» (принципал) и ООО «Иркутскэнергосбыт» (агент) заключили агентский договор, согласно которому и соглашению о взаимоотношениях филиалов ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «Иркутскэнергосбыт» в части организации сбытовой деятельности и работы по теплоснабжению потребителей тепловой энергии принципал поручает, а агент обязуется от имени и за счет принципала совершать с 01 января 2011 года юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии потребителям принципала (потребителям) (п. 1.1).

Согласно акту приемки смонтированного оборудования от 13 июня 2013 года прибор учета тепловой энергии Взлет ТСРВ 026 смонтирован в ИТП многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес). Акт подписан представителем заказчика инженером-инспектором ГТА БО ООО «Иркутскэнергосбыт» и представителем исполнителя инженером БО ТТС ЗАО «ИРМЕТ».

На основании выставленного ПАО «Иркутскэнерго» счета, истцом подлежит возмещению часть указанных расходов, равная 6 250 руб. 45 коп. в течение 5 лет с даты установки прибора учета либо единовременно.

25 ноября 2013 года составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, согласно которому произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии потребителя в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес) и проверена комплектность необходимой технической документации. Данный акт подписан представителем энергоснабжающей организации инженером-инспектором ГТА БО ООО «Иркутскэнергосбыт» и представителем подрядной организации инженером БО ТТС ЗАО «Ирмет», представитель ООО УК «Гидростроитель» от подписи отказался, при этом ничем не мотивируя свой отказ.

Из акта от 27 мая 2014 года обследования узлов учета на предмет приема-передачи в эксплуатацию, подписанного представителем ООО «УК «Гидростроитель» по общедомовому прибору учета, установленному в многоквартирном доме (адрес), следует, что выявлено замечание в виде отсутствия масла в гильзе термопреобразователей.

23 июля 2014 года ООО «Иркутскэнергосбыт» в адрес ООО «УК «Гидростроитель» направлены технические документы на установленные общедомовые приборы учета в общедомовую собственность, в том числе по (адрес). Данные документы приняты директором ООО «УК «Гидростроитель» 23 июля 2014 года. И лишь спустя четыре года, когда собственникам многоквартирного дома, в том числе истцу, были выставлены счета на оплату, исходя из норматива потребления тепловой энергии, документы ООО «УК «Гидростроитель» были возвращены ООО «Иркутскэнергосбыт».

28 октября 2014 года представителями ответчиков составлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, согласно которому ОДПУ был допущен в эксплуатацию. Согласно данному акту абонент (потребитель) обязуется обеспечивать надлежащее техническое состояние и нести ответственность за сохранность пломб. Из данного акта следует, что представителем ООО «УК «Гидростроитель» замечаний относительно работы прибора учета высказано и отмечено не было.

Таким образом, суд приходит к достоверному выводу о том, что общедомовой прибор учета тепловой энергии по адресу: (адрес) был установлен и передан для дальнейшей эксплуатации ООО «УК «Гидростроитель».

На протяжении длительного периода времени ответчик ООО «УК «Гидростроитель», как управляющая организация имущества многоквартирного дома истца, достоверно располагая информацией и переданными документами не обращалось в судебном порядке с требованиями о ненадлежащей в соответствии с законом передачи ОДПУ, об устранении каких-либо замечаний по установленному прибору учета, о восстановлении работоспособности и проведении поверки, не приняло все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Доводы представителя ответчика ООО «УК «Гидростроитель» о выполнении монтажа общедомовых приборов учета с нарушением проекта и требований правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в рамках рассмотрения данного гражданского дела по истечению четырех лет со дня их установки не имеют юридического значения. Ответчик, как управляющая организация, на которую возложены в соответствии с законом функции по техническому обслуживанию ОДПУ, полагая, что общедомовой прибор учета тепловой энергии им не принят в эксплуатацию, а собственникам в отсутствие их решения выставляются счета по оплате, не принял никаких мер к защите прав собственников многоквартирного дома, в том числе истца Сучкова А.В.

Доводы представителя ответчика ООО «УК «Гидростроитель» об отсутствии принятого решения собственниками о включении расходов за обслуживание ОДПУ в состав платы за содержание и текущий ремонт, не влияют на существо принятого решения. Поскольку как установил суд, между истцом и ответчиком заключен договор управления многоквартирным домом в силу которого на ООО «УК «Гидростроитель» возложена обязанность по содержанию имущества многоквартирного дома.

В связи с истечением срока поверки ОДПУ многоквартирного дома по (адрес) выставлением расчета платы истцу за коммунальную услугу отопление, исходя из нормативов потребления, истец полагал свои права нарушенными как потребителя и вынужден был обращаться в различные инстанции для восстановления своего нарушенного права.

03 июля 2018 года Службой государственного жилищного надзора Иркутской области дан ответ на обращение Сучкова А.В., согласно которому МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии марки ТСРВ-026М № 1205627. В ходе проверки документов, предоставленных ПАО «Иркутскэнерго», Службой установлено, что начисление за отопление осуществлялось в соответствии с действующим законодательством. На момент проведения проверки, поверка ОДПУ МКД не произведена. Начисление платы по коммунальной услуге отопление в 2018 году потребителям производится исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 16 ноября 2009 года в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м. в месяц. Рекомендовано на общем собрании собственников помещений в МКД , решить вопрос о включении работ по проведению поверки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества и определении источника финансирования данных работ.

Согласно ответу Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» от 18 июля 2018 года на заявление Сучкова А.В. обязанность по содержанию ОДПУ как общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес) лежит на управляющей организации ООО «УК «Гидростроитель».

Из сообщения ООО УК «Гидростроитель» от 23 июля 2018 года следует, что монтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме (адрес) выполнен в ПАО «Иркутскэнерго» во исполнение п. 12 ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. После установки приборов учета в ноябре 2013 года БО «ИЭСБК» пригласило ООО УК «Гидростроитель» для передачи приборов учета на обслуживание управляющей компании. При обследовании узла учета выявлены замечания, которые были направлены в адрес БО «ИЭСБК» письмами от 12 марта 2014 года, от 17 июня 2014 года и приборы учета не были приняты ООО УК «Гидростроитель» на обслуживание до устранения замечаний. Замечания: константа давления не соответствует техническим условиям на установку приборов учета; расходомер, установленный на обратном трубопроводе, находится под фланцевым соединением грязевика подающего трубопровода. До настоящего времени БО «ИЭСБК» не устранило замечания управляющей компании и не приглашало ООО УК «Гидростроитель» для передачи приборов на обслуживание, кроме того до установки устройства, позволяющего снимать дистанционно информацию, на данные приборы учета тепловой энергии, снятие ежемесячных показаний производилось представителями Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт». Из выше изложенного вытекает, что обслуживанием, установленного в доме общедомового прибора учета, на данный момент занимается БО «ИЭСБК», на основании п.п. 8, 9, 12 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ. Факт не устранения замечаний, выявленных в 2014 году, подтверждается проверкой и составленным на ее основе актам о контрольной проверке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, проведенной 07 ноября 2017 года. В настоящий момент у ОДПУ закончился срок государственной поверки на всех элементах узла тепловой энергии, и он является не коммерческим.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель обязан: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, исходя из требований, установленными Правилами № 491 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290.

Согласно пункту 18 минимального перечня, работы по техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются обязательными и не могут быть исключены из договора содержания многоквартирного дома.

В силу пункта 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Анализируя вышеуказанные нормы права в их системном толковании, а также представленные доказательства в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к достоверному выводу о том, что требования истца Сучкова А.В. к ответчику ООО «УК «Гидростроитель» о признании действий, выражающихся в отказе принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес), в отказе осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии являются законными и обоснованными. В силу действующего законодательства суд полагает возможным обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес), осуществлять его обслуживание, провести поверку указанного прибора учета в соответствии с требованиями закона.

Требования, предъявленные истцом к ответчику ООО «Иркутскэнергосбыт», являются незаконными и необоснованными по выше изложенным основаниям, к тому же данное юридическое лицо не является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы представителя ответчика ООО «УК «Гидростроитель» о том, что до 2017 года обслуживанием и эксплуатацией общедомовых приборов занималось ООО «Иркутскэнергосбыт» не влияют на существо принятого судом решения, не являются на момент рассмотрения дела юридически значимыми.

Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 6 000 рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

При этом Верховный Суд Российской Федерации в п. 45 Постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что в той ситуации, в какой оказался истец Сучков А.В., как собственник имущества многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета тепловой энергии и при этом обязанным в силу закона производить оплату за коммунальную услугу отопление, исходя из нормативов потребления, неопределенности в течение многих лет между ответчиками по вопросу об обязанности по принятию и обслуживанию общедомового прибора учета тепловой энергии, отсутствие конкретных действий по разрешению сложившейся ситуации, его права были грубо нарушены действиями (бездействиями) ответчика ООО «УК «Гидростроитель».

В результате действий указанного ответчика истец Сучков А.В., являясь пенсионером, ветераном труда, социально и экономически слабой стороной в отношениях между юридическими лицами, испытывая стресс и, находясь в напряженном состоянии, на протяжении длительного периода времени вынужден был обращаться в различные государственные органы и службы с письменными обращениями, в том числе и к ответчику ООО «УК «Гидростроитель» по вопросу сложившейся ситуации, которая не была разрешена, нести дополнительные расходы по оплате за жилое помещение, исходя из нормативов потребления, и он вынужден был обратиться за защитой нарушенного права в суд.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт нарушения ООО «УК «Гидростроитель» прав Сучкова А.В., как потребителя, поэтому с учётом обстоятельств дела, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая обстоятельства причинения истцу морального вреда, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию указанного вреда в размере 6 000 рублей.

В силу п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

С учётом взыскания с ответчика компенсации морального вреда в сумме 6 000 рублей, сумма штрафа составит 3 000 рублей. Поскольку ответчик в добровольном порядке требования истца не удовлетворил, в том числе, в период нахождения дела в суде, то с ООО «УК «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. подлежит взысканию штраф в размере 3 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Для восстановления своего нарушенного права истец Сучков А.В. вынужден был воспользоваться услугами ФИО1

20 октября 2018 года ФИО1 (исполнитель) и Сучков А.В. (заказчик) заключили договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать юридические услуги, связанные с изучением представленных заказчиком документов, составлением искового заявления Сучкова А.В. к ООО «Иркутскэнергосбыт», ООО «УК «Гидростроитель» о защите прав потребителя.

Стоимость услуг по настоящему договору составила 4 000 руб. (п. 3.1 договора).

Денежные средства в размере 4 000 рублей ФИО1 получил 20 октября 2018 года.

Актом сдачи-приемки выполненных работ от 22 октября 2018 года подтверждается выполнение работ исполнителем и принятие их заказчиком.

Таким образом, учитывая требования разумности и справедливости, необходимость несения указанных расходов истцом, документальное их подтверждение представленными допустимыми доказательствами, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ООО «УК «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. судебных расходов за составление искового заявления в размере 4 000 рублей. Указанный размер судебных расходов суд считает разумным и социально справедливым.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход муниципального образования города Братска в размере 300 рублей, исходя из требований неимущественного характера.

В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» - решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что иск к ООО «УК «Гидростроитель» подлежит удовлетворению в полном объеме, а в иске к ООО «Иркутскэнергосбыт» следует отказать в полном объеме.

Все иные доводы представителя ответчика ООО «УК «Гидростроитель» не являются юридически значимыми, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть судом приняты во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сучкова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» о защите прав потребителей удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель», выражающиеся в отказе принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Признать незаконными действия ООО УК «Гидростроитель», выражающиеся в отказе осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: (адрес).

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: (адрес), в том числе в виде проведения поверки указанного прибора учета в соответствии с требованиями закона.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. компенсацию морального вреда в размере 6 000 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. установленный законом штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3 000 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в пользу Сучкова А.В. судебные расходы в размере 4 000 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гидростроитель» в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований Сучкова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании незаконным действия, выражающегося в отказе принять на обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, признании незаконным действия, выражающегося в отказе осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, обязании в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять на обслуживание общедомовой прибор учета тепловой энергии, обязании осуществлять обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, в том числе в виде проведения поверки указанного прибора в соответствии с требованиями закона, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 28 января 2019 года.

Судья: М.В.Чагочкина