РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3.02.2012 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Дашдемирова Д.Р., при секретаре Курбанове Т., с участием пом. прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры Мирзабалаева Ф.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры к ОАО «Авиалинии Дагестана» и третьим лицам ООО «ЧОО Карат-1» о понуждении оформления грузовых документов с соблюдением требований воздушного законодательства,-
У С Т А Н О В И Л :
Махачкалинской транспортной прокуратурой в порядке контроля проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства, направленного на соблюдение правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей В ходе проверки установлено, что в ОАО «Авиалинии Дагестана» не принимается весь комплекс мер, направленных на исполнение требований воздушного законодательства при выполнении воздушных перевозок.
Согласно ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации -перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с ч.2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ - договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Согласно п. 14 ст. 25 Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее ФАП) - для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку валюты в денежных знаках или монетах, акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитных и банковских карт, ювелирныхизделий, драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней, включая промышленные алмазы - ценный груз.
В соответствии со ст. 57 ФАП - грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
Согласно ст. 60 ФАП - грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной.
Так, в июле 2011 года в Махачкалинскую транспортную прокуратуру
из Махачкалинского ЛУВДт поступила информация о том, что сотрудниками
ЛОВД в аэропорту Махачкала совместно с УФСБ России по РД проведены
совместные оперативно-профилактические мероприятия по
противодействию коррупции, выявлению и пресечению преступлений в
кредитно-финансовой сфере и налоговых отчислениях, в ходе которых
установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ через аэропорт
Махачкала осуществляли перевозку денежных средств ЧОП ООО «Карат»,
сотрудники АКБ ОАО «Экспресс», Махачкалинского филиала Банка ОАО
«Возрождение», а также физические лица. Так, сотрудники акционерного
банка ОАО «Экспресс» отправили денежную наличность за период с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 14 раз на сумму 215,5 миллионов рублей, за
январь-февраль 2011 года 6 раз на сумму 130 миллионов рублей, за март -
май 30 млн. руб. ДД.ММ.ГГГГ старшим инкассатором Банка ОАО
«Возрождение» перевезена наличность в сумме 250000 евро. 12 апреля этого
года по доверенности от председателя ООО «КБ Трастовый Банк» перевезена
гражданином сумма денег в 33,389 млн. рублей. Основным перевозчиком
денежной наличности является ООО ЧОП «Карат-1». За январь 2011 года
через грузовой склад путем оформления наличных денежных средств
перевезено - 1253 кг., за февраль 2011 года перевезено - 2134 кг., за март
2011 года-2284 кг., за апрель 2011 года-2819 кг., замай 2011 года-2161 кг.
Вместе с тем, документы, свидетельствующие о количестве денежной
наличности и их принадлежности последними ни сотрудникам аэропорта, ни
сотрудникам ЛОВД в а/п «Махачкала» не предоставляется. Тем самым, в
нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства вся
указанная денежная наличность, перевезенная ООО ЧОП «Карат-1»,
согласно грузовым накладным оформлена как печатная продукции, и якобы
никакой ценности не представляет.
ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу в Махачкалинской транспортной прокуратуре проведено межведомственное совещание с участием сотрудников Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте, УФСБ РФ по РД, представителей ОАО «Авиалинии Дагестана». Установлены и обсуждены фаты перевозки крупных сумм денежной наличности как физическими, так и юридическими лицами. По итогам проведенного совещания было принято решение о запрещении транспортировки юридическими лицами без надлежащего оформления денежной наличности, а также иного ценного груза через грузовой склад ОАО «Авиалинии Дагестана» на борт воздушных судов, осуществляющих вылет из аэропорта <адрес>, до приведения порядка их перевозки в соответствие с требованиями воздушного законодательства.
Однако, по результатам проведенной в порядке контроля проверки исполнения требований Федерального законодательства и решения межведомственного совещания, установлено, что продолжает иметь место перевозка денежной наличности и оформление её в грузовых документах как печатной продукции. Тем самым, нарушения норм вышеуказанного законодательства продолжают иметь место. Просит обязать ОАО «Авиалинии Дагестана» исполнить требования, установленные Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в части согласования с перевозчиком перевозки валюты в денежных знаках или монетах, акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитных и банковских карт, ювелирных изделий, драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней, включая промышленные алмазы (ценный груз), и оформления грузовой накладной на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
В судебном заседании прокурор ФИО1 поддержал иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Авиалинии Дагестана» ФИО2иск не признал, заявив, что согласно положениям п.57,58 Приказа Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности. В заявлении на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ. Как видно из содержания, не устанавливается обязанность лица принимающего груз к перевозке проверять достоверность сведений указанных грузоотправителем в заявлении, а также внесение данных о личности грузоотправителя, при том что, согласно положениям п.70, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза который заключается между отправителем и перевозчиком, претензий от которых в адрес ОАО «Авиалинии Дагестана» также не поступало. Вопрос же о ценности отправляемого груза не относится к компетенции лица принимающего груз или перевозчика, т.к. не является существенным условием договора перевозки груза. Согласно положениям п160 Приказа Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Груз принимается к перевозке на следующих условиях: габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования; вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования; груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении; упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки, также специальную маркировку; груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним; грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами, в том числе Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО), а также правилами перевозчика; ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке. Диспозитивные нормы, устанавливают исчерпывающий перечень условий, при которых перевозчик или уполномоченный им агент, имеют право, но не обязаны отказывать в приёме к перевозке груза. Нет условия об обязанности отказа в приёмке груза к перевозке, в случае указания грузоотправителем не полных сведений о характере груза и соответственно такой отказ в приёмке груза будет квалифицироваться как отказ в заключении договора воздушной перевозки груза, который по своей правовой природе относится к категории публичных. Просит суд отказать в удовлетворении иска считая исковые требования необоснованными.
Представитель третьего лица заявляющего самостоятельные требования ООО «ЧОО Карат-1» ФИО3 иск не признал и показал прокурор обратился в суд с исковым заявлением обязать ОАО «Авиалинии Дагестана» исполнить требования установленные Приказом Минтранса РФ 02.ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в части согласования с перевозчиком перевозки валюты в денежных знаках или монетах, акций облигаций и других ценных бумаг, кредитных и банковских карт и ювелирных изделий, драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней, включая промышленных алмазов (ценный груз), и оформления грузовой накладной, на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность для предъявителя доверенности. Свои доводы истец обосновывает тем, что он установил, что через аэропорт <адрес> перевозиться крупная сумма денежной наличности как физически и юридически лицами, при такой ситуации возможна коррупция и уклонение от уплаты налогов. Кроме этого, истец не указал какую конкретно норму приказа Минтранса нарушена. Такая логика истца привела его к ошибочному толкованию указанного приказа Минтранса. Следуя этой логике необходимо считать все деньги в карманах пассажиров ОАО «Авиалинии Дагестана», более того надо считать и обнародовать деньги и ценности, перевозимые ЦБ РФ, Национальным банком РД и другими банками, юридическими и физическими лицами во всех транспортных средствах, указывая их количество, сумму, время перевозки и кем перевозиться. Истец ошибочно трактует закон. Просит в удовлетворении иска отказать
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным по следующим основаниям.
Истец ссылается на то, ответчик не точно указал содержание груза. Как пояснил, ответчик это делается для безопасного перемещения груза, так как груз уже подвергался нападению, в результате чего был нанесен ущерб в размере 44 миллионов.
В соответствии со ст. 129 ГПК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Следуя этой норме закона, деньги как объект не изъятый из оборота и не имеющий ограничений в обороте может быть перемещен по территории РФ беспрепятственно.
В соответствии с Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении федеральных авиационных правил» п.п. 56-60: Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий экземпляр возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза. Грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности. В заявлении на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или требует особых условиях перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении на перевозку груза. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов.
Согласно этому закону точное описание груза необходимо для защиты прав, как потребителя, грузоотправителей, указываются особые сведения необходимые для транспортировки груза либо информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ, деньги к которым не относятся. В п. 60 прямо указанно, что достаточные сведения о грузе необходимы только при перемещении груза за пределы РФ. Хотя и в этом случае в законе прямо указанно, что перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов. Предположив возможность удовлетворения иска, и учитывая количество ежедневно перевозимых грузов «Авиалинии Дагестана», проверить достоверность содержания каждого груза не возможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч.1, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Дашдемиров Д.Р.