Дело № 2-13/2013Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
с. Сафакулево 29 января 2013 года
Судья Сафакулевского районного суда Курганской области Баукин Е.В.,
с участием истцов Насретдинова Н.Н. и Насретдиновой З.Ф., их представителя адвоката Мустафина Р.Р., действующего по соглашению № 01-02/2013 от 21.01.2013 года,
представителя ответчика Администрации Сафакулевского района Курганской области Разуваева Ю.Н.,
представителя ответчика ФГУ «Тюменьрегионводхоз» Подшивалова С.Ю.,
при секретаре Мухаррамовой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Насретдинова Н.Н. и Насретдиновой З.Ф. к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению «Тюменьрегионводхоз» о возмещении убытков, причиненных изъятием земли,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в Сафакулевский районный суд с иском к Администрации Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению «Тюменьрегионводхоз» о возмещении убытков, причиненных изъятием земли.
В обоснование своих требований истцы указали, что в общей совместной собственности имеют земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью № расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, в границах землепользования <адрес>, кадастровый номер № В период с мая 2011 года по июль 2011 года ответчики, действуя совместно с заключенным между ними договором, осуществили сооружение гидротехнического устройства – водоотводного канала на принадлежащем на праве собственности истцам земельном участке. В нарушение статей 49 и 55 Земельного кодекса РФ ответчик Администрация Сафакулевского района без ведома и согласования с истцами своим незаконным волевым решением изъяв у истцов земельный участок, площадью № передала его ответчику <адрес> для сооружения гидротехнического устройства – водоотводного канала. В свою очередь ответчик <адрес> в нарушение проектно-сметной документации и плана землепользования, действуя совместно с ответчиком Администрацией Сафакулевского района, незаконно осуществил сооружение гидротехнического устройства – водоотводного канала на земельном участке, принадлежащем истцам. В соответствии с отчетом оценки рыночной стоимости убытка, действиями ответчиков земельному участку истцов причинен ущерб в размере №. Кроме того, ими были понесены расходы за услуги независимой оценки в размере № и уплате госпошлины в размере №. Просят взыскать с ответчиков в счет возмещения вреда, причиненного имуществу гражданина в виде полного возмещения причиненных убытков в размере №.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2, а также их представитель ФИО5 на заявленных требованиях настаивали, дали пояснения аналогичные указанным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Сафакулевского района ФИО6 исковые требования истцов не признал, суду пояснил, что при подготовке Акта выбора земельного участка по объекту «Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в р.Чумляк Курганской области» население района было заблаговременно извещено о предстоящем строительстве указанного объекта посредством размещения соответствующей информации в районной газете «Трудовая Слава» № 48 от 09.11.2007 года. Все заявления (претензии, предложения), касающиеся данного строительства, поступающие от землепользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков, принимались в установленном порядке. Заявлений (претензий, предложений) от ФИО12 в Администрацию Сафакулевского района не поступало. Земельный участок, находящийся в совместной собственности истцов, относится к сельскохозяйственным угодьям (пашня). Проектируемый объект строительства (каналы) проходил по низким местам (болотам, пастбищам) и не затрагивал пахотные земли (пашни), следовательно, не затрагивал он и пахотные земли, принадлежащие истцам. Кроме того, земельный участок, находящийся в собственности истцов не проходил в установленном законом процедуру межевания земельного участка. Из этого следует, что точное местонахождение границ указанного земельного участка не определено, то есть сведения о местоположении (о координатах) границ не внесены в государственный кадастр недвижимости. Поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что объект строительства проходил через земельный участок истцов. После завершения строительства по вышеуказанному объекту не выполнялась исполнительная съемка. Следовательно, точное местоположение канала не определено, то есть сведения о местоположении этого канала не внесены в государственный кадастр недвижимости, что еще раз доказывает, что нельзя утверждать, что объект строительства проходил через земельный участок, принадлежащий истцам. Выводы о том проходит ли канал через земельный участок ФИО1 и ФИО2 возможны только после внесения сведений о местоположении канала и сведений о местоположении границ земельного участка в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, с 2008 года и по настоящее время истцами земельный участок по назначению не использовался, и истцы не могли знать и рассчитать причиненный им ущерб. Из чего следует, что отчет оценки рыночной стоимости убытка участку земли сельскохозяйственного назначения в размере № произведен на основании общих региональных данных. Документы, подтверждающие изъятие у истцов именно № отсутствуют. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказать в полном объеме.
Представитель ответчика <адрес>» ФИО7 исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно Государственного контракта № 49/10 от 25.08.2010 года на территории Курганской и Челябинской областей ведется капитальное строительство объекта «Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области», который входит в перечень мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 350 от 13.04.2012 года. В соответствии с действующим законодательством РФ Нижне-Обское БВУ получило Разрешение на строительство, выданное 06.08.2010 года Администрацией Сафакулевского района Курганской области. Кроме того, подписано распоряжение № 241-р от 30.07.2010 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, а также постановление № 228 от 30.07.2010 года «О предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства системы сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в р.Чумляк». В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, рабочий проект получил положительное заключение государственной экспертизы № 647-09/ГГЭ-5516/07 от 21.10.2009 года на объект капитального строительства. Таким образом, вся разрешительная документация для капитального строительства объекта была получена в соответствии с действующим законодательством. Администрация Сафакулевского района разместила 09.11.2007 года в газете «Трудовая Слава» объявление с информацией о предстоящем отводе земельного участка под капитальное строительство. Также был составлен Акт выбора земельного участка от 02.10.2007 года, согласно которому, комиссией в количестве 48 человек (представители Администрации района, представитель лесхоза, начальник ГИБДД, главы администраций сельсоветов, а также собственники земельных участков) провели обследование на местности земельных участков, по которым должно было пройти строительство объекта. При указанных обстоятельствах истец ФИО1 не мог не знать, что его земельный участок подпадает под строительство системы сброса избыточных вод. Строительство объекта началось в ноябре 2010 года. В течение двух лет с 2010 года по 2012 год (а если считать с момента опубликования объявления 5 лет) истцы не обращались в адрес ФГУ «Тюменьрегионводхоз» о нарушении их прав собственности на земельный участок. Стоимость убытков понесенных истцами необоснованна. В соответствии с Письмом Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства № 12-349 от 29.12.1993 года, а именно п. 4.1.7.5. Приложение 9 к вышеуказанному письму «Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются: при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения». Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо ФИО8 (главный специалист по земельным вопросам Администрации Сафакулевского района) суду пояснил, что выкопировка, представленная истцами – это примерный план, в котором указаны земли, расположенные в границах <адрес>. Работы по строительству водоотводного канала проведены в соответствии с действующим законодательством. С представленной истцами оценки рыночной стоимости убытка земельного участка не согласен, поскольку для оценки взяты средне областные показатели, учитываемые на засеянных полях. Определить в настоящее время границы земельного участка истцов не представляется возможным, так как участок не межевался.
Третье лицо ФИО9 (начальник отдела сельского хозяйства Администрации Сафакулевского района) суду пояснил, что в хозяйствах делается выкопировка для того, чтобы в дальнейшем с ней можно было провести межевание земельного участка. Выкопировка - это примерный план земельного участка. С оценкой ущерба указанного истцами не согласен, в связи с тем, что на данном земельном участке с 2000 года по 2013 год, никакой сельскохозяйственной деятельности не производилось. Когда проводилась проверка проведения полевых работ, на этом участке землепользование не отмечалось, то есть пшеница и разнотравье не засеивались. Для того чтобы определить границы земельного участка необходимо межевое дело. Истцы при получении выкопировки должны были обратиться к кадастровым инженерам, которые занимаются межеванием земель, после чего заказать межевое дело, однако ими этого сделано не было.
Представители третьих лиц – Администрации Аджитаровского сельсовета, Щучанского отдела Росреестра Курганской области и <адрес> в судебное заседание не явились, направили в адрес суда заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Свидетель ФИО10 (заместитель начальника Межрайонного отдела № 4 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области) суду пояснил, что в деле имеется копия кадастрового паспорта и выкопировка земельного участка. Данная выкопировка была сделана на основании закона от 04.07.2007 года, вступившего в законную силу 01.03.2008 года. Выкопировка была выдана на основании карт десятитысячного масштаба, на данных картах не было привязки участка к местности, такие карты составлялись в 60-х годах. Новый закон предусматривает межевание земельного участка. Межевание - это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Данные о земельном участке вводятся в GPS навигаторы, с помощью которых в дальнейшем конкретный земельный участок можно будет найти. Любой гражданин может обратиться с заявлением, со свидетельством на право собственности и другими документами к инженеру, который берет эти документы, выезжает на земельный участок и определяет на месте его границы. Некоторые граждане после вступления Закона в законную силу отмежевали свои земельные участки. Сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требования земельного законодательства и установить факт, прохождения гидротехнического устройства – водоотводного канала через земельный участок, принадлежащий ФИО1 и ФИО2 без установления на местности границ земельного участка, не представляется возможным.
Судом изучены письменные материалы дела:
- отчет оценки рыночной стоимости убытка участку земли сельскохозяйственного назначения на праве общей совместной собственности от 19.10.2012 года № 10-10-2012, согласно которому величина рыночной стоимости убытка участку земли сельскохозяйственного назначения на праве общей совместной собственности с кадастровым номером № составляет №.
Согласно представленному отчету, оценка убытков земельного участка произведена оценщиком на основании информации, полученной от истца ФИО1, выкопировки с плана землепользования <адрес> и средне областных показателей, учитываемых на засеянных полях Курганской области.
- свидетельство серии № о государственной регистрации права общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в границах землепользования <адрес>, площадью №
- выкопировка с плана землепользования <адрес> Сафакулевского района, согласно которой земельный участок общей площадью № из них с/х угодий №, в том числе пашни № предоставлен на праве общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства направленного на производство с/х продукции;
- кадастровый паспорт земельного участка площадью № для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, местоположением: Курганская область, Сафакулевский район, в границах землепользования <адрес>
Согласно особым отметкам в паспорте, площадь земельного участка ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
- постановление Администрации Сафакулевского района № 91 от 19.03.2002 года, согласно которому ФИО1 и ФИО2 предоставлен земельный участок, общей площадью № в общую совместную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, направленного для производства с/х продукции, находящийся в границах землепользования <адрес>
- справка начальника отдела Сельского хозяйства Администрации Сафакулевского района № 2218 от 24.12.2012 года, согласно которой ФИО1 и ФИО2 личное подсобное хозяйство не ведут и о ведении личного подсобного хозяйства в отдел сельского хозяйства не отчитываются;
- государственный контракт № 49-10 от 25.08.2010 года, заключенный между Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Обществом с ограниченной ответственностью «Городское управление дорожно-строительных работ» о выполнении работ по объекту капитального строительства «Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей»;
- договор № 1/2010 от 13.10.2010 года, заключенный в соответствии с приказом Федерального агентства водных ресурсов от 29.09.2010 года № 262 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства водных ресурсов от 10.02.2010 года № 10 «О мерах реализации Федерального закона от 02.12.2009 года № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2013 годов» по финансированию строек и объектов для федеральных государственных нужд за счет государственных капитальных вложений» между Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Федеральным государственным учреждением <адрес> о передаче права (требования) в полном объеме по Государственному контракту от 25.08.2010 года № 49-10, заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «Городское управление дорожно-строительных работ» и Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
- государственный контракт № 2-10 на оказание услуг по авторскому надзору № 2-10 от 22.12.2010 года, согласно которому <адрес> заключили контракт об обязательствах на оказание услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации за строительством объекта «Система сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область» в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительным работам на объекте;
- протокол соглашения к государственному контракту № 2-10 от 22.12.2010 года о контрактной цене и расчет цены Государственного контракта на оказание услуг авторского надзора от 22.12.2010 года (приложение № 2 к государственному контракту № 2-10 от 22.12.2010 года);
- смета затрат на оказание услуг по авторскому надзору от 22.12.2010 года (приложение № 3 к государственному контракту № 2-10 от 22.12.2010 года);
- план график выполнения работ по авторскому надзору за строительством объекта «Система сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганской области (приложение № 4 к государственному контракту № 2-10 от 22.12.2010 года);
- задание на выполнение работ по проведению авторского надзора (приложение № 5 к государственному контракту № 2-10 от 22.12.2010 года);
- Сафакулевская районная газета «Трудовая Слава» № 48 от 09.11.2007 года, в которой имеется объявление Администрации Сафакулевского района о предстоящем отводе земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территорий Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк площадью №. Претензии и заявления от граждан по поводу отводов принимаются в Администрацию Сафакулевского района;
- акт выбора земельного участка системы сброса избыточных поверхностных вод с территорий Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк по землям Сафакулевского района от 02.10.2007 года, произведенный комиссией созданной на основании распоряжения Администрации Сафакулевского района № 173-р от 30.08.2006 года;
- разрешение на строительство № RU 45517000-02 от 06.08.2010 года, согласно которому Администрация Сафакулевского района руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешила строительство объекта капитального строительства - Системы сброса избыточных поверхностных вод с территорий Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, площадь отчуждаемых земельных участков 404,582га. Срок действия разрешения – 25.10.2013 года;
- распоряжение Администрации Сафакулевского района № 241-р от 30.07.2010 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» (Система сброса избыточных вод), согласно которому утвержден градостроительный план земельного участка, предоставленный Нижне-Обскому бассейновому водному управлению на праве безвозмездного срочного пользования ориентировочной площадью № в кварталах с кадастровыми номерами № расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, для строительства системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области;
- постановление Администрации Сафакулевского района № 228 от 30.07.2010 года, согласно которому Нижне-Обскому бассейновому водному управлению предоставлено в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев, на период строительства системы сброса избыточных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк на территории Сафакулевского района Курганской области, проходящей по территории Аджитаровского, Мансуровского, Камышинского, Мартыновского, Сулюклинского муниципальных образований и территории в границах землепользования бывших <адрес><адрес> земельный участок, находящийся в кварталах с кадастровыми номерами № протяженностью №., общей площадью № (пашни, сенокосы, пастбища, заболоченности, дороги), из них в дальнейшем передаваемым после окончания работ в постоянное (бессрочное) пользование, общей площадью №
- дополнительное соглашение № 3 от 03.12.2007 года к Государственному контракту № 40-07/НОБВУ от 10.05.2007 года на проектирование «Системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк Курганской области;
- смета № 9 и расчеты сметной стоимости на проектные работы по теме «Система сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки подлежат возмещению при наличии вины и доказанности их размера, причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) в сфере управления, в том числе незаконными актами причинителя вреда.
Согласно ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Земельный участок является объектом недвижимости и в соответствии со ст. 128 ГК РФ является объектом гражданских прав. Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы.
Таким образом, установление границ (наряду с местоположением) является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.
Согласно ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», содержащей требования к межевому плану при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года межевание земель включает согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
В соответствии с п. 9.1. Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Как видно из материалов дела, земельный участок, находящийся в общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2 не проходил в установленном законодательством Российской Федерации порядке процедуру межевания земельного участка. Из чего следует, что точное местоположение границ указанного земельного участка не определено, то есть сведения о местоположении (о координатах) границ этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости. Отсутствие землеустроительных работ по межеванию земельного участка лишает возможности определить границы спорного земельного участка.
В связи с отсутствием правовых оснований требования ФИО1 и ФИО2 к Администрации Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению «Тюменьрегионводхоз» о возмещении убытков, причиненных изъятием земли - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 к Администрации муниципального образования Сафакулевского района и Федеральному государственному учреждению «Тюменьрегионводхоз» о возмещении убытков, причиненных изъятием земли – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 4 февраля 2013 года.
Судья: Е.В. Баукин