Дело № 2 – 13/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2014 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № капитана 2 ранга ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела № 4 г. Североморск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с внесением в единый реестр сведений об отчуждении жилого помещения, -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника отдела № 4 г. Североморск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ) по внесению в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – единый реестр), сведений об уменьшении общей площади предоставляемого ему жилого помещения на 15,2 кв.м в связи с отчуждением им в октябре 2001 года 1/3 доли в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности по договору приватизации от 1992 года, и обязать ответчика исключить указанные сведения из учетных данных.
В обоснование заявления ФИО1 указал, что по линии Министерства обороны Российской Федерации он жильем не обеспечивался, а в приватизации жилья он участвовал до поступления на военную службу в составе семьи родителей и с момента дарения, отчуждения, им в 2001 году своей доли собственности в приватизированном жилье прошло более пяти лет.
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявления ФИО1, копий его учетного дела, свидетельств о заключении брака и о рождении ребенка, справок войсковой части № и паспортно-учетной службы, договоров от 1992 года и от 2001 года, соглашения и свидетельства от 2001 года, решения начальника отдела № 4 ФГКУ ЗРУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что капитан 2 ранга ФИО1, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, с июля 1993 года проходит ее по контракту, в том числе, с 1998 года - в войсковой части № и подлежит увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту прохождения военной службы, в г. Североморске Мурманской области, он составом семьи из трех человек, включая жену – А.и дочь – О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечен служебной трехкомнатной квартирой.
В сентябре – октябре 1992 года ФИО1 до поступления на военную службу в составе семьи своих родителей получил от администрации г. Ломоносов мэрии Санкт – Петербурга в общую совместную собственность (приватизировал) 1/3 долю в двухкомнатной квартире общей площадью 45,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. В октябре 2001 года ФИО1 подарил свою долю собственности в данной квартире своей сестре.
В октябре 2013 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы ФИО1 указанным составом семьи из трех человек на основании решения ответчика поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства, в г. Москве. При этом, ответчиком в единый реестр внесены сведения об уменьшении общей площади предоставляемого ФИО1 жилого помещения на 15,2 кв. м. в связи с отчуждением им в октябре 2001 года 1/3 доли в указанной выше квартире в г. Ломоносов, принадлежавшей ему на праве общей совместной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом, предоставление жилого помещения военнослужащим производится в соответствии с нормами, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 данного закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе, путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из статьи 15.1 названного закона следует, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Не противоречат вышеприведенным нормам закона и положения подпункта «и» пункта 7 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы … нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, согласно которых, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является основанием признания граждан, военнослужащих, нуждающимися в получении жилых помещений.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Министерстве обороны Российской Федерации установлен приказом от 30 сентября 2010 года № 1280, утвердившим «Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», пунктами 1 и 5 которой определено, что решения о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений принимаются уполномоченным органом в отношении военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, с учетом членов их семей.
Кроме того, пунктом 7 названной Инструкции и приложением № 4 к ней определено, что уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в котором в обязательном порядке также указываются члены семьи военнослужащего, принятого на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Анализ вышеприведенного законодательства, с учетом установленных судом обстоятельств дела, позволяет прийти к выводу о том, что заявитель, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, имеет право на признание его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства составом семьи из трех человек и на него распространяются нормы предоставления площади жилого помещения, определенные статьей 15.1 названного Федерального закона, которые составляют 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При этом, каких-либо изъятий из вышеприведенных правил на стадии принятия военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений закон не содержит.
При таких обстоятельствах, военный суд считает, что оспариваемые действия ответчика по внесению в единый реестр сведений, касающихся уменьшения общей площади предоставляемого заявителю жилого помещения, являются необоснованными, противоречащими закону и подлежат судебному пресечению.
Данный вывод суда, который также основан на установленных в суде обстоятельствах того, что с момента отчуждения заявителем в 2001 году указанной 1/3 доли собственности в квартире в г. Ломоносов и до момента совершения ответчиком в октябре 2013 года спорных действий прошло более 10 лет, полностью согласуется с требованиями пункта 8 статьи 57 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». По их смыслу следует, что указанные действия ФИО1 подлежали учету при предоставлении ему жилья в течение пяти лет с момента их совершения и данный срок к моменту принятия ответчиком оспариваемого решения истек.
В связи с изложенным, мнение ответчика о том, что ФИО1 имеет право на предоставление жилья меньшей площади, суд считает несостоятельным и ошибочным, поскольку факт отчуждения им указанного жилья в рассматриваемом случае учету не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1- удовлетворить.
Обязать начальника отдела № 4 г. Североморск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации исключить из Единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения об уменьшении общей площади предоставляемого ФИО1 жилого помещения на 15,2 кв.м в связи с отчуждением им в октябре 2001 года 1/3 доли в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности по договору приватизации от 1992 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
копия верна:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков
Секретарь судебного заседания В.С. Грищенко