Дело № 2-13/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 25 февраля 2016 года
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Рохмистрова А. Е.,
при секретаре Мченской К. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределённого круга лиц, Главного управления лесами Челябинской области, Министерства экологии Челябинской области к муниципальному казенному учреждению «Служба городских кладбищ», администрации г. Челябинска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о взыскании ущерба, причинённого природным ресурсам,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский природоохранный прокурор с учётом уточнений обратился в суд в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределённого круга лиц, Главного управления лесами Челябинской области, Министерства экологии Челябинской области с иском к муниципальному казенному учреждению «Служба городских кладбищ» (далее по тексту - МКУ «Служба городских кладбищ»), администрации г. Челябинска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о взыскании в пользу Главного управления лесами Челябинской области в счёт возмещения причинённого природным ресурсам ущерба *** с МКУ «Служба городских кладбищ» и в субсидиарном порядке с администрации г. Челябинска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.
В обоснование иска указал на то, что на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от (дата) земли Челябинского городского бора находятся в собственности Челябинской области, распоряжением первого заместителя главы администрации г.Челябинска от (дата)№ создано МКУ «Служба городских кладбищ», которое в соответствии с Уставом осуществляет деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела. Распоряжением первого заместителя главы администрации г.Челябинска от (дата)№ МКУ «Служба городских кладбищ» предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок из земель населённых пунктов общей площадью *** с кадастровым № для благоустройства и содержания кладбища *** Данный земельный участок граничит с памятником природы Челябинской области - Челябинским городским бором. В период с (дата) по (дата) года МКУ «Служба городских кладбищ» осуществляло захоронение вне границ отведённого под размещение кладбища земельного участка в границах Челябинского городского бора, общая площадь захоронений составила ***, чем причинило ущерб в виде повреждения почв, размер компенсации которого составил ***. Администрация г.Челябинска, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска несут субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения (т. 1 л. <...>, т. 2 л. <...>, 55-60).
Челябинский природоохранный прокурор Подкорытов М. В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам искового заявления с учётом уточнения, за исключением требования о перечислении денежных на указанные в иске реквизиты со ссылкой на допущенную в реквизитах ошибку.
Представитель истца Главного управления лесами Челябинской области - ФИО1, действующий на основании доверенности (т. 2 л. д. 72), в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления с учётом уточнений.
Представитель ответчика МКУ «Служба городских кладбищ» - ФИО2, действующая на основании Устава (т. 1 л. <...>, 95-104), в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Представитель ответчика администрации г. Челябинска - ФИО3, действующая на основании доверенности (т. 2 л. д. 43), в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Представитель ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска - ФИО4, действующая на основании доверенности (т. 2 л. д. 14), в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - ФИО5, действующий на основании доверенности (т. 2 л. д. 37), в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Представитель истца Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, извещён, об уважительности причин неявки суду не сообщил, что в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса, иная растительность, земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды.
Согласно ст. 77 названного Закона - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Челябинский (городской) бор отнесен к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области».
Из материалов дела следует, что на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от (дата) земельный участок из земель населённых пунктов под Челябинский городской бор, площадью *** кадастровый №, расположенный по (адрес) находится в собственности Челябинской области (т. 1 л. д. 140).
Распоряжением первого заместителя главы администрации г.Челябинска от (дата)№ создано МКУ «Служба городских кладбищ» в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела (т. 1 л. д. 39). Согласно Уставу МКУ «Служба городских кладбищ» для достижения вышеназванных целей казенное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды основной деятельности: выдача разрешений на захоронения, выдача разрешений на установку надмогильных сооружений с последующей регистрацией в книге учёта, проведение инвентаризации захоронений, обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, выполнение функций муниципального заказчика (т. 1 л. д. 95-104).
Государственная регистрация МКУ «Служба городских кладбищ» при создании произведена (дата), о чём соответствующие сведения внесены в единый государственный реестр юридических лиц (т. 1 л. д. 68-71).
Распоряжением первого заместителя главы администрации г.Челябинска от (дата)№ МКУ «Служба городских кладбищ» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование принадлежащий муниципальному образованию «город Челябинск» на праве собственности земельный участок из земель населённых пунктов общей площадью *** с кадастровым № для благоустройства и содержания *** кладбища, являющегося кладбищем-памятником истории и природы, описание местоположения границ земельного участка внесено в государственный кадастр недвижимости (т. 1 л.д. 43-45, 128-134).
Земельный участок под Челябинский городской бор с кадастровым № и земельный участок для благоустройства и содержания *** кладбища с кадастровым № являются смежными, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от (дата) (т. 1 л. д. 128-134).
В период с (дата) по (дата) МКУ «Служба городских кладбищ» осуществлялось захоронение за границей земельного участка с кадастровым № на территории Челябинского городского бора, общая площадь таких захоронений составила ***
Данные обстоятельства подтверждены актом обследования территории Челябинского (городского) бора и кладбища *** от (дата)№, составленного главным специалистом-экспертом *** с участием Челябинского природоохранного прокурора, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области, специалиста областного государственного учреждения *** заведующего кладбищем *** заместителя директора МКУ «Служба городских кладбищ», инженера по охране леса ***», составленный с помощью спутниковой геодезической аппаратурой *** который не оспорен ответчиками и является достоверным, допустимым и относимым доказательством, позволяющим сделать обоснованный вывод по делу (т. 2 л. д. 21-25).
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области по надзору в области использования и охраны водных объектов от (дата)№ МКУ «Служба городских кладбищ» привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, данное постановление изменено вступившим в законную силу решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от (дата) в части размера штрафа, сумма штрафа указана в размере ***, в остальной части постановление оставлено без изменения. Объективную сторону указанного административного правонарушения составило размещение захоронения ФИО8, умершей (дата), в границах Челябинского (городского) бора (т. 2 л. д. 3-6).
В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Положением о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) бор, утверждённым постановлением правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года № 27-П, установлено, что в границах памятника природы запрещается, в том числе размещение новых и расширение существующих кладбищ и скотомогильников, прокладка дорог (кроме противопожарных) и коммуникационных сооружений; распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий; иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов Памятника природы.
Таким образом, в результате действий ответчика МКУ «Служба городских кладбищ», которому с момента создания (дата) перешли полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела на территории г. Челябинска, в том числе на выдачу разрешений на захоронение, выразившихся в организации захоронений на территории памятника природы Челябинского (городского) бора в нарушение режима особо охраняемой территории, причинен ущерб окружающей среде в виде порчи почв на площади 1 398 кв.м, занятой местами захоронений, включая ограды.
Доводы представителя МКУ «Служба городских кладбищ» о том, что на местности границы кладбища и Челябинского (городского) бора не были обозначены, поэтому казенное учреждение не знало о размещении спорных захоронений на территории памятника природы, основанием для освобождения ответчика от нарушения природоохранного законодательства служить не могут, поскольку сведения о границах земельного участка, предоставленного под кладбище, внесены в государственный кадастр недвижимости, соответственно у учреждения имелась ничем не ограниченная возможность определить на местности границы земельного участка, то есть ответчик должен был знать о размещении захоронений за территорией отведённого на эти цели земельного участка.
Ссылка представителя МКУ «Служба городских кладбищ» на то, что площадь повреждений почв должна ограничиваться площадью могил, без учёта территории, отделённой оградой, отклоняется судом.
В местах захоронений в пределах ограды хвойный покров сгребается, что препятствует естественному возобновлению почвы, ведёт к её повреждению и деградации, происходит сухая эрозия почвы, усыхание корней деревьев, более того, зачастую поверхность внутри ограды засыпается щебнем либо иным сыпучим материалом, поэтому в результате захоронения повреждаются почвы не только на территории, занимаемой могилой и надмогильными сооружениями, но и в пределах огороженной территории.
В силу ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика расчет ущерба, причиненного нарушение лесного законодательства.
Согласно представленному истцом расчёту размер ущерба окружающей среде, причинённый самовольной порчей почв, составляет ***.
Данный расчёт проверен судом, выполнен в соответствии с вышеназванной методикой исчисления размера вреда и установленными Правительством Российской Федерации таксами, не опровергнут ответчиками и признаётся судом правильным.
Приказами от (дата)№, № Федерального агентства лесного хозяйства Главное управление лесами Челябинской области определено органом государственной власти Челябинской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - главного администратора доходов бюджетов Российской Федерации, доходов федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Главное управление лесами Челябинской области является главным администратором доходов бюджета Челябинской области, доходов федерального бюджета в области лесных отношений, причинённый окружающей среде вред в размере *** подлежит взысканию с ответчика МКУ «Служба городских кладбищ» в пользу Главного управления лесами Челябинской области.
При этом оснований для взыскания ущерба с точностью до копеек у суда не имеется, поскольку п. 10 приложения № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» определено, что размер ущерба исчисляется с точностью до ***.
Суд также отказывает в удовлетворении ходатайства представителя МКУ «Служба городских кладбищ» о применении последствий срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку доказательств того, что сторона истца знала или должна была знать о размещении двух захоронений с датами смерти (дата) и (дата) (иные захоронения (дата)) на территории памятника природы Челябинский (городской) бор в материалах дела не содержится.
Тот факт, что специалистами лесничества производится ежегодный противопожарный обход территории Челябинского (городского) бора, *** кладбища, в отсутствие установленных на местности границ между земельными участками, сам по себе не свидетельствует о наличии у истцов сведений о размещении данных захоронений на территории памятника природы по состоянию на (дата) (настоящий иск подан (дата)).
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. п. 4, 6, 7, 9 Устава МКУ «Служба городских кладбищ» учредителем казенного учреждения от имени муниципального образования «город Челябинск» является администрация г. Челябинска в лице управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска; финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счёт средств бюджета г. Челябинска и на основании бюджетной сметы; казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несёт учредитель; полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного за казенным учреждением на праве оперативного управления, от имени муниципального образования «город Челябинск» осуществляет администрация г. Челябинска в лице комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.
Исходя из изложенного, в случае недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность за МКУ «Служба городских кладбищ» несёт учредитель (в силу Устава) и собственник имущества казённого учреждения (согласно закону), которыми является администрация г. Челябинска.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска лишь выступают от имени администрации г. Челябинска и реализуют её отдельные полномочия, поэтому не могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам МКУ «Служба городских кладбищ».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Челябинского природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ» в пользу Главного управления лесами Челябинской области в счёт возмещения ущерба ***.
Взыскать в субсидиарном порядке с администрации г. Челябинска в пользу Главного управления лесами Челябинской области в счёт возмещения ущерба *** при условии неудовлетворения требований Челябинского природоохранного прокурора в пользу Главного управления лесами Челябинской области за счёт должника муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ».
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в иске к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Челябинскому природоохранному прокурору отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п А. Е. Рохмистров
*** Судья А. Е. Рохмистров
Секретарь К.Б. Мченская