ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/2017 от 06.02.2017 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2017 г. г.Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Брылевой Н.А.,

при ведении протокола секретарем Шеламовой Ж.В.,

с участием помощника прокурора Белевского района Косихиной М.В., представителя ответчика администрации муниципального образования Белевский район Журавлевой Л.С., третьего лица Косарецкой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-13/2017 по иску прокурора Белевского района, поданного в защиту интересов муниципального образования Белевский район, к администрации муниципального образования Белевский район о признании незаконным и отмене решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы №1 от 27 июля 2016 года,

установил:

прокурор Белевского района в интересах муниципального образования Белевский район обратился с иском к администрации муниципального образования о признании незаконным и отмене решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы №1 от 27 июля 2016 года.

В обоснование исковых требований прокурором заявлено следующее.

На основании распоряжения администрации муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГ Косарецкая Е.Б. с ее согласия переведена на должность муниципальной службы <данные изъяты> администрации МО Белевский район с ДД.ММ.ГГГГ, освободив ее от должности <данные изъяты> администрации МО Белевский район.

Решением Собрания представителей муниципального образования Белевский район от 27.07.2016 г. №26/47 утвержден Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих иных периодов деятельности на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций (далее – Порядок).

Согласно п.1.2 Порядка включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, которые учитываются при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, производится на основании решения представителя нанимателя (работодателя) органа местного самоуправления муниципального образования, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы, по предложению комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих.

27.07.2016 г. Косарецкая Е.Б. обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы администрации МО Белевский район с просьбой включить в стаж муниципальной службы иного периода работы, опыт и знание по которым необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в администрации МО Белевский район, а именно периода работы по должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления комиссией по исчислению стажа муниципальной службы администрации МО Белевский район 27.07.2016 г. принято решение №1 о рекомендации главе администрации муниципального образования Белевский район зачесть Косарецкой Е.Б., <данные изъяты> администрации МО Белевский район в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, которые учитываются при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты>., который составляет <данные изъяты>

Из содержания протокола заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации МО Белевский район следует, что для подтверждения необходимого стажа работы Косарецкой Е.Б. изучалась выписка из ее трудовой книжки. Опыт и знания, полученные в период работы на руководящих должностях в <данные изъяты>, необходимы Косарецкой Е.Б. для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы для качественного исполнения своих обязанностей. При этом комиссия не запрашивала и не изучала квалификационные требования к должностям, подлежащим зачету в стаж муниципальной службы.

Распоряжением администрации МО Белевский район ДД.ММ.ГГГГ Косарецкой Е.Б. <данные изъяты> администрации МО Белевский район зачтен в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, которые учитываются при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты>, который составляет <данные изъяты>

Истец полагает, что решение комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации МО Белевский район №1 от 27.07.2016 г. носит формальный и необъективный характер, нарушает права и интересы муниципального образования Белевский район.

Из письменной информации <данные изъяты> следует, что к замещению должностей <данные изъяты> были следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование, опыт работы в <данные изъяты> или обслуживания клиентов не менее 1 года. Назначение на данные должности Косарецкой Е.Б. было связано с малочисленным количеством работников и данный работник имел на тот момент стаж работы и опыт в обслуживании клиентов 18 лет.

Диплом о высшем образовании по специальности <данные изъяты> был получен Косарецкой Е.Б. только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, комиссией не было исследовано материалов, позволяющих достоверно сделать вывод о том, что опыт и знания, приобретенные в период замещения руководящих должностей в <данные изъяты> были необходимы Косарецкой Е.Б. для замещения должности муниципального служащего, поскольку решение комиссии основывалось только на сведениях о периодах работы, подтвержденных выпиской из трудовой книжки Косарецкой Е.Е. Иные документы, обосновывающие включение периодов работы (службы) на должностях, занятие которых требовало наличия специального образования или квалификации, аналогичной квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой должности муниципальной службы, в стаж муниципальной службы, изучены не были.

Исходя из изложенного, истец просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии по исчислению стажа муниципальной службы администрации муниципального образования Белевский район №1 от 27 июля 2016 года о зачете Косарецкой Е.Б., <данные изъяты> администрации муниципального образования Белевский район, в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, который учитывается при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты> составляющий <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Белевского района Косихина М.В. поддержала требования иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Белевский район Журавлева Л.С. иск не признала. Пояснила, что период работы Косарецкой Е.Б. на должностях руководителя <данные изъяты> был включен в стаж муниципальной службы, а не в стаж работы по специальности. Факт наличия высшего образования при назначении Косарецкой Е.Б. на должность <данные изъяты> не имел значения при учете стажа, так как на основании нормативных актов учитывались опыт и знания, полученные во время работы на данных должностях. Порядок исчисления стажа муниципальной службы, предусмотренный Законом Тульской области от 07.10.2008 г. №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» комиссией был соблюден. Комиссия пришла к выводу, что в период работы на вышеперечисленных должностях были получены знания и опыт в сфере финансов и управления. Данные опыт и знания необходимы Косарецкой Е.Б. для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы для качественного исполнения своих обязанностей. Полагает, что обжалуемым решением комиссии не нарушены интересы муниципального образования Белевский район.

Третье лицо Косарецкая Е.Б. в судебном заседании также иск не признала, полагая, что обжалуемое решение комиссии вынесено с соблюдением действующего законодательства.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 2-4 ст.25 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.21 ст.3-1 Закона Тульской области от 07.10.2008 г. №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанные в пунктах 1-20 настоящей статьи, опыт и знание работы в которых необходимы (были необходимы) муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Периоды замещения должностей, предусмотренные пунктом 21 настоящей статьи, могут засчитываться в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим на основании решения представителя нанимателя в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.

В целях реализации Закона Тульской области от 7 октября 2008 года №1091-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" постановлением Губернатора Тульской области от 22.12.2008 г. №81-пг "О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет" утвержден Порядок зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Вышеназванным Порядком зачета предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о зачете в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей гражданский служащий подает заявление на имя представителя нанимателя. К заявлению прилагаются: копия трудовой книжки; копия должностного регламента гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы; другие документы, обосновывающие зачет иных периодов замещения должностей в стаж гражданской службы.

Заявление с приложенными к нему документами рассматривается в течение одного месяца. О результатах рассмотрения заявителю сообщается в установленном порядке.

Для предварительного рассмотрения заявлений гражданских служащих в государственных органах Тульской области актом представителя нанимателя могут создаваться соответствующие комиссии.

27.07.2016 г. решением Собрания представителей муниципального образования Белевский район №26/47 утвержден Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих иных периодов трудовой деятельности на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждении и организаций (Порядок) (л.д.30).

27.07.2016г. комиссия по исчислению стажа муниципальной службы в администрации МО Белевский район рассмотрела заявление Косарецкой Е.Б. о включении в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, которые учитываются при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты>., поступившее на рассмотрение 27.07.2016г. (л.д.18-20).

По результатам рассмотрения комиссия приняла решение рекомендовать главе администрации муниципального образования Белевский район зачесть Косарецкой Е.Б., ведущему специалисту сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации МО Белевский район в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, которые учитываются при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты>, который составляет <данные изъяты> (л.д.10).

Разрешая исковые требования о признании незаконным и отмене принятого решения, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решение Собрания представителей муниципального образования Белевский район №26/47 об утверждении Порядка включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих иных периодов трудовой деятельности на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждении и организаций принято 27.07.2016 г. и вступает в силу со дня его принятия.

В соответствии с принципом действия закона во времени, если иное не предусмотрено законом, он применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Данное правовое регулирование соответствует общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 22 апреля 2014 года №12-П; определения от 21 ноября 2013 года №1840-О, от 16 июля 2015 года №1779-О и др.), имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.

Таким образом, утвержденный Порядок не подлежал применению при принятии обжалуемого решения, принятого также 27.07.2016г.

На момент рассмотрения заявления Косарецкой Е.Б. действовал Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих иных периодов деятельности на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденный решением Собрания представителей МО Белевский район №39/121 от 21 декабря 2011 года (л.д.70).

Согласно Порядку, утвержденному 21.12.2011г. право на обращение в комиссию по включению в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, опыт и знания по которым необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, имеют муниципальные служащие, замещающие на момент обращения не менее 1 года должность муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Белевский район (п.2.2 Порядка).

Как следует из материалов дела, Косарецкая Е.Б. принята на должность муниципальной службы в администрацию МО Белевский район ДД.ММ.ГГГГ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35). 27 июля 2016 года Косарецкая Е.Б., занимая должность <данные изъяты> администрации МО Белевский район, обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы администрации МО Белевский район о включении в стаж муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., руководителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, принимая во внимание п.2.2. Порядка, утвержденного 21.12.2011 г., считает, что Косарецкая Е.Б., замещающая на момент обращения в комиссию должность муниципальной службы менее 1 года, не имела права на обращение с данным заявлением, а комиссия не должна была принимать решение по поступившему заявлению, поданному в нарушение указанных положений.

Таким образом, решение комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации МО Белевский район, принятое по заявлению Косарецкой Е.Б. 27.07.2016 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Изучая доводы прокурора о незаконности обжалуемого решения, суд приходит к следующему.

Из содержания протокола заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации МО Белевский район от 27.07.2016 г. предметом изучения комиссии являлись трудовая книжка Косарецкой Е.Б. и должностная инструкции <данные изъяты> администрации МО Белевский район. При этом вопреки требованиям постановления Губернатора Тульской области от 22.12.2008 г. №81-пг "О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет" Косарецкой Е.Б. на рассмотрение комиссии не были представлены документы, обосновывающие зачет иных периодов замещения должностей в стаж муниципальной службы.

Согласно заявлению Косарецкой Е.Б. в комиссию, она претендовала на включение в стаж муниципальной службы периодов ее работы на должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако суд полагает, что достаточных оснований для включения работы Косарецкой Е.Б. в названных должностях в стаж муниципальной службы не имеется, поскольку доказательств тому, что опыт и знания, полученные ею в эти периоды, являлись необходимыми для замещения должности муниципального служащего, заявителем не представлено.

Из трудовой книжки Косарецкой Е.Б. видно, что она работала на должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-35).

Из должностных инструкций <данные изъяты> следует, что он осуществляет функции и банковские операции, также выполняет функции администратора (л.д.39-45). В то же время из должностной инструкции <данные изъяты> администрации МО Белевский район следует, что в круг обязанностей <данные изъяты> входит участие в формировании и планировании бюджета муниципального образования, составлении бюджетных отчетов (л.д.13-17).

С учетом вышеизложенного, оснований полагать, что именно работа в должностях <данные изъяты> позволила Косарецкой Е.Б. должным образом исполнять обязанности по должности муниципальной службы, касающиеся вопросов формирования и планирования бюджета муниципального образования, не имеется. Кроме того, деятельность акционерного общества и администрации муниципального образования различны, направления их деятельности не совпадают.

По делу также установлено, что на должность <данные изъяты> назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (л.д.39, 43).

Высшее образование Косарецкая Е.Б. получила, согласно представленного в материалы дела диплома, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Из сообщения <данные изъяты> следует, что к замещению должностей <данные изъяты> предъявляются квалификационные требования как высшее профессиональное образование, опыт работы в <данные изъяты> или обслуживании клиентов не менее 1 года. Назначение на данные должности Косарецкой Е.Б. было связано с малочисленным количеством работников и наличие у работника стажа работы и опыта обслуживания клиентов 18 лет (л.д.38).

Таким образом, суд полагает, что наличие у Косарецкой Е.Б. определенных знаний экономического профиля имело место к ДД.ММ.ГГГГ, а потому полагать, что до указанной даты Косарецкая Е.Б. приобрела опыт и знания, позволяющие ей выполнять обязанности по замещаемой муниципальной должности, оснований не имеется.

Анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, оценивая их в своей совокупности, находя их относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения исковых требований, принимая во внимание вышеуказанные положения материального права, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Белевского района к администрации муниципального образования Белевский района о признании незаконным и отмене решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы №1 от 27 июля 2016 года, а потому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Белевского района, поданные в защиту интересов муниципального образования Белевский район, к администрации муниципального образования Белевский район о признании незаконным и отмене решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы №1 от 27 июля 2016 года удовлетворить.

Решение комиссии по исчислению стажа муниципальной службы администрации муниципального образования Белевский район №1 от 27 июля 2016 года о зачете Косарецкой Е.Б., <данные изъяты> администрации муниципального образования Белевский район, в стаж муниципальной службы для установления ежемесячно надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, который учитывается при определении соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности муниципальной службы период работы на должностях <данные изъяты>, составляющий <данные изъяты>, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Белевский районный суд.

Председательствующий Н.А. Брылева

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2017 г.