Дело № 2-13/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 января 2017 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Н.Е.
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ФИО1к УСЗН России по Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд исковым заявлением к УСЗН Липецкой области о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС. В обоснование заявленных требований истец указал, что в июле 2016 года он обратился в Управление социальной защиты населения для замены удостоверения старого образца № № от 17.06.1992 года на новое, однако Управлением соцзащиты населения Липецкой области в замене удостоверения было отказано в связи с отказом в замене удостоверения МЧС РФ. Основанием отказа МЧС РФ явилось то обстоятельство, что н.п. Страхолесье в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины № 106 от 23.07.1991 года не отнесен к зоне отчуждения. Истцом, на основании приказа от 08.12.2006 года № 727/831/165н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» был представлен ответчику документ, подтверждающий пребывание в 30-километровой зоне отчуждения из «Волгоградского речного порта». В указанном документе подтверждено, что ФИО1 был откомандирован с ДД.ММ.ГГГГ года к месту дислокации теплохода, на котором он работал радиооператором. Указанные суда были установлены в 30 километровой зоне на реке Днепр в н.п. Страхолесье, границы н.п. Страхолесье пересекаются с границами с 30 километровой зоны, там же находились и теплоходы на реке Днепр, но уже на территории 30 километровой зоны отчуждения. Контрольно-пропускной пункт в зоне отчуждения до сего дня находится сразу перед последними домами поселка в его северной части. Истец считает отказ незаконным и просит суд обязать управление соцзащиты населения Липецкой области выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Российского образца.
Определением суда от 24.10.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее, в судебном заседании суду объяснял, что действительно н.п. Страхолесье находился на границе 30 километровой зоны ЧАЭС, именуемой зоной отчуждения, но название указанного поселка было только названием почтового адреса того места, где был размещен вахтовый поселок «Зеленый мыс», в котором находился, в том числе и теплоход «Таджикистан», на котором ФИО1 выполнял работы в связи с откомандированием для обслуживания лиц, ликвидирующих последствия ЧАЭС. Для замены имеющегося у него удостоверения на удостоверение Российского образца в силу Приказа МЧС РФ «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» достаточно паспорта гражданина РФ и старого удостоверения, что им и было представлено ответчикам по делу. В подтверждение статуса «ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец ссылается на Приказ ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» № 18 от 25.01.2001 года, которым приказано в трудовых книжках работников в разделе «сведения о работе» сделать запись об их работе в 30 километровой зоне отчуждения в период аварии на ЧАЭС и приказ № 22 от 02.10.1986 года «Об оплате труда работников, занятых на работах в районах с повышенной радиоактивностью в связи с аварией на ЧАЭС». Также истец указывал на то, что правильность выданного ему удостоверения проверена Минсоцзащитой и МЧС в соответствии с положением о проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним. Постоянная экспертная группа комиссии ВС СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период указала, что статус участника ЛПА на ЧАЭС получают лица, находившиеся в постоянном контакте с персоналом, занятым на работах по ЛПА, осуществляющие постоянное обслуживание такого персонала, и т.д. Именно для выполнения таких работ истец и был откомандирован на теплоходе «Таджикистан», где были расквартированы работники реакторного цеха ЧАЭС. В кормовой части теплохода был организован санитарно–радиационно-дозиметрический пропускной пункт, который являлся самым загрязненным местом на корабле.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности ФИО2 суду объяснила, что 28.07.2016 года представителем Управления в МЧС России были представлены заявка от 27.07.2016 года, доверенность и документы, послужившие основанием для принятия решения о выдаче гражданам удостоверения, в том числе на ФИО1 Документы ФИО1 были возвращены МЧС России со ссылкой на то, что отсутствуют сведения о работе истца в 30 километровой зоне (зоне отчуждения ). Основанием для вывода об отсутствии сведений о работе в зоне отчуждения послужило то обстоятельство, что населенный пункт Страхолесье не отнесен постановлением Кабинета Министра Украины № 106 от 23.07.1991 года к зоне отчуждения. Село Страхолесье законодательством Украины отнесено к населенным пунктам зоны гарантированного добровольного отселения, что соотносится с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации. Исходя из изложенного, просила суд в иске отказать.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск ФИО1 не признала. Суду объяснила, что в соответствии с постановлением Кабинета Министра Украины № 106 от 23.07.1991 года н.п. Страхолесье не был отнесен к зоне отчуждения. Факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 1986 г. по 1989 г. в Киевском водохранилище поселок Зеленый мыс также не отнесено в соответствии с положениями ст. 2 Закона Украины от 27.02.1991 года «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» к зоне отчуждения. МЧС России не признает сам факт пребывания речников в 30 километровой зоне, ссылаясь на то, что пункт Страхолесье не проходит в правительственных документах по зоне отчуждения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт участия истца в работах в пределах 30 километровой зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Доказательств работы истца именно в границах зоны отчуждения не имеется, места нахождения теплохода на р. Днепр в период с 1986 г. – 1989 г. не отнесены Правительством Украины к данной категории, в связи с чем отказ в замене удостоверения является обоснованным.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы определяет Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который также направлен на защиту прав и интересов указанных лиц(ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 вышеназванного Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км2.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Данный перечень содержит населенные пункты в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано(ч.1 ст.8 Закона).
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации(ч.2 ст.8 Закона).
Статьей 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В силу ч. 1 указанной нормы права к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения(п.4 ч.1 ст. 13 Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия совместным Приказом от 8 декабря 2006 года Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 727, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 831, Министерства финансов РФ N 165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 1 указанного Порядка и условий удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.
В соответствии с п. 4 Порядка и условий для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В письме Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 04.07.1990 года № 2125 – ФК указано, что удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являются документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак. Удостоверения выдаются лицам, в том числе временно направленным и командированным, включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986-1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30 километровой зоны(зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ. Записи в удостоверения вносятся на основании документов, подтверждающих участие работника в указанных работах с обязательным указанием года участия работника в этих работах и заверяются печатью органа, выдающего удостоверение. При этом, указанная в приведенном письме Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 04.07.1990 года № 2125 – ФК 30 километровая зона(зона отселения) определена в ст. 8 базового Закона, как «зона отчуждения», а лица, указанные в письме от 04.07.1990 года № 2125 – ФК указаны в п. 4 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Этим лицам, как участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ч.4 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выдаются удостоверения, подтверждающие такое участие, дающее право на установленные компенсации и льготы.
Судом установлено, что 17.06.2016 года ФИО1 обратился в УСЗН ЛО с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.
Приказом начальника управления социальной защиты населения Липецкой области от 23.06.2016 года № 613-П отделу по работе с федеральными и региональными льготниками приказано выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1
Приказами начальника управления социальной защиты населения Липецкой области от 23.08.2016 года № 822-П и № 823-П в связи с отказом МЧС России ФИО1 в выдаче удостоверения участника ликвидации отменен приказ № 613-П от 23.06.2016 года. Причиной отказа МЧС явилась то, что н.п. Страхолесье не отнесен к зоне отчуждения, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991 года. В выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 отказано по причине отказа МЧС РФ в выдаче удостоверения.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., действительное бессрочно на всей территории Союза ССР, на основании которого истцу предоставлено право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, права истца на льготы и компенсации в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были признаны в соответствии с действующим на момент оформления удостоверения законодательством.
Вместе с тем, представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности ФИО3 в судебном заседании объяснила, что МЧС России не признает сам факт пребывания речников в 30 километровой зоне по причине отсутствия документов, подтверждающих факт участия истца в работах в пределах 30 километровой зоны отчуждения Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 4 Порядка и условий для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Одновременно с документами, указанными в настоящем пункте Порядка, гражданами представляется согласие на обработку персональных данных в произвольной форме либо по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящему Порядку.
На основании пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Как следует из удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ указанное удостоверение было выдано Волжским речным пароходством.
Из материалов дела следует, что 02.06.1986 года утверждены председателем правительственной комиссии мероприятия по использованию судов Минречфлота РСФСР и Главречфлотта при Совмине УССР для размещения вахтового персонала, участвующего в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно указанных мероприятий дислокация судов осуществляется в районе села Страхолесье.
Приказом начальника Волжского объединенного Ордена Ленина речного пароходства Министерства Речного Флота от 12. 06.1986 года № 225 выделены для размещения и организации питания вахтового персонала, участвующего в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на период с 01.07.1986 г. до 01.05.(открытия навигации) 1987 года 6 дизельэлектроходов проекта 785 для размещения 1500 человек с дислокацией их стоянки в районе Киевского водохранилища, в том числе: от Волгоградского порта дизельэлектроходы «Таджикистан», «Узбекистан» и от Куйбышевского порта дизельэлектроходы «Эстония», «Киргизия», «Карелия», «Россия». Снять с туристских перевозок дизельэлектроходы «Таджикистан» с 06 июня, «Эстония», «Киргизия» и «Узбекистан» с 8 июня, «Карелия» с 9 июня и «Россия» с 12 июня.
Приказом начальника Волгоградского порта ВОРП от 02.07.1986 года на основании приказов Министра речного флота № 95 от 06.06.1986 года и приказа начальника ВОРПа № 254 от 30.06.1986 года сняты с перевозок и переданы в аренду Минэнерго СССР д/э «Таджикистан» с 06.06.1986 года и д/э «Узбекистан» с 8 июня.
Из приказа Минречфлота Волжского объединения ордена Ленина Речное пароходство № 22 с от 02.10.1986 года следует, что распоряжением Совета Министров Украинской ССР от 10.09.1986 года № 530 – рс пункт Зеленый мыс включен в перечень районов и работ с повышенной радиоактивностью на срок с 03.09. по 30.09. 1986 года. На указанном основании начальникам, в том числе Волгоградского ОРСов на период с 03.09.по 30.09.1986 года повышены утвержденные должностные оклады на 25 % членам экипажей судовых ресторанов и другому обслуживающему персоналу судов проектов 785, 135 В «Вятка -2», плавмагазина № 634, направленных для обслуживания вахтового поселка «Зеленый мыс».
Суду представлены списки Волгоградского речного порта ВОРПа, участвовавших в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № 225 от 12.06.1986 года и № 305 от 30.07.1986 года. В указанных списках имеются сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ радиооператор дизельэлектрохода «Таджикистан» ФИО1вахтовым методом осуществлял дозиметрический осмотр и обеспечение работы ликвидаторов последствий ЧАЭС.
На запрос Российского государственного ударственного концерна речного флота «Росречфлот» № 1-18-866 от 18.04.1991 года постоянной экспертной группой комиссии ВС СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период составлено заключение, в соответствии с которым лица, проводившие транспортные обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы при осуществлении перевозок продуктов питания, питьевой воды, грузов, предназначенных для проведения работ по ликвидации последствий аварии (ЛПА) на ЧАЭС, в 30 километровой зоне, осуществлявшие эвакуацию населения из загрязненных районов и предоставившим ему временное жилье, а также находившимся в постоянном контакте с персоналом, занятым на работах по ЛПА, осуществлявшие постоянное обслуживание такого персонала, его дозиметрический контроль, прием и выдачу рабочей (загрязненной р/а веществами) спецодежды и постоянно проживавшими в вахтовых поселках (во время вахты), в непосредственной близости к 30 километровой зоне в 1986-1989 г.г. должны считаться участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Суду представлена копия журнала учета и выдачи удостоверений и знаков «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» по Волгоградскому порту, в котором имеется запись № 139 о выдаче ФИО1 удостоверения серии <данные изъяты>
На основании вышеназванных документов 25.05.2016 года за № 97 ФИО1 была выдана справка ОАО «Волгоградский речной порт» (ранее Волгоградский речной порт Волжского объединенного речного пароходства МРФ РСФСР), о командировании истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на р. Днепр в 30 километровую зону для размещения на пассажирском теплоходе и организации питания вахтового персонала, участвующего в ликвидации аварии на ЧАЭС.
Таким образом, представленные суду ОАО «Волгоградский речной порт» вышеперечисленные документы подтверждают участие ФИО1 в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения, справка об участии в работах в зоне отчуждения поименована в Порядке в качестве доказательства, подтверждающего факт нахождения в зоне ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а, следовательно, совокупность представленных истцом доказательств достоверно и объективно свидетельствует о наличии у ФИО1 права на получение требуемого удостоверения.
Доводы представителей ответчиков МЧС РФ и УСЗН России по Липецкой области о том, что место стоянки теплохода «Таджикистан» в Киевском водохранилище поселка «Зеленый мыс» не отнесено законодательством Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» к зоне отчуждения, поскольку н.п. Страхолесье отнесено вышеуказанным нормативным актом к зоне проживания с правом отселения, не являются основанием для отказа истцу ФИО1 в иске.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту Федерального закона «О внесении дополнений в статью 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" настоящий законопроект имеет своей целью законодательно закрепить статус участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Федеральном законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за речниками Волжского объединенного речного пароходства, чьи суда в период 1986 - 1990 гг. находились на р. Днепр в зоне ЧАЭС по Решению Председателя Правительственной комиссии, заместителя Председателя Совета Министров СССР ФИО4 от 02.06.1986 и на основании Приказа Министра речного флота РСФСР от 06.06.1986 N 95 ДСП.
МЧС России не признает сам факт пребывания речников в 30- километровой зоне, ссылаясь на то, что пункт Страхолесье не проходит в правительственных документах по зоне отчуждения. Между тем суда Волжского пароходства в 1986-1989 годах фактически базировались в пределах 27 км от 4-го блока ЧАЭС, а не в поселке Страхолесье, который был обозначен как почтовый адрес базы нахождения судов.
Из материалов дела следует, что дизельэлектроход «Таджикистан» Волжского пароходства находился в районе поселка «Зеленый мыс», который являлся вахтовым поселком работников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с чем, отсутствие данного временного поселения в перечне населенных пунктов территории Украины, подвергшейся загрязнению окружающей среды радиоактивными веществами вследствие Чернобыльской катастрофы не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Поскольку факт участия ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения подтверждается совокупностью письменных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, у суда имеются основания для возложения на ответчика обязанности выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Российского образца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать ФИО1удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 14.01.2016 года.