РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года с.Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи- Шматченко Т.Ф.,
при секретаре судебного заседания- Вейс А.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края- Столяра М.В.,
представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в кабинете № помещения Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края и администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочубеевского района обратился в суд с уточненным заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края и администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления района требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон и муниципального образования.
Проверкой установлено, что согласно сведениям и.о. начальника Межмуниципального отдела по <адрес>, Кочубеевскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, администрацией муниципального образования Новодеревенского сельсовета <адрес> до настоящего времени не приняты меры по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границ муниципального образования Новодереве6нского сельсовета <адрес>, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Об установлении границ муниципальных образований в <адрес>». Орган местного самоуправления до настоящего времени не обеспечил подготовку и направление в орган регистрации документов, соответствующих требованиям
ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правил, для внесения сведений о границах территориальных зон и муниципального образования в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах затрудняет определение налоговой базы, приводит к возникновению имущественных споров у правообладателей и нарушению оборота земель.
Не выполнение органом местного самоуправления требований ст. 32 Закона
№ 218-ФЗ влечет неполноту и недостоверность систематизированных сведений Единого государственного реестра недвижимости, препятствует удовлетворению потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, осуществлению кадастровой деятельности, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Границы муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз.
Границы территориальных зон муниципального образования Новодеревенского сельсовета на период проведения проверки установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 14 Закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее ФЗ №) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены в ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой, к ним относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Так же, в соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно 84-ой статьи Земельного Кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
В силу требований статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» отнесены к объектам землеустройства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее Федеральный закон № 78-ФЗ) определение местоположения границ населенного пункта осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства.
Одним из оснований проведения землеустройства являются решения органов местного самоуправления о проведении землеустройства (ст. 4 Федерального закона № 78-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, администрацией Новодеревенского сельсовета материалы об установлении границ населенных пунктов села Новая Деревня, <адрес>, <адрес><адрес> в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не направлялись, сведения о границах данных населенных пунктов в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих Угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В силу положений ч. 1 ст. 10 Закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия: индивидуальные обозначения таких зон и территорий; описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий и др.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении: описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории.
Положениями статей 32,34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны устанавливаются в результате градостроительного зонирования и в них могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно п. п. 3, 6, 31 Правил для постановки на кадастровый учет границ территориальных зон и границ муниципальных образований орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в актах уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований. Кроме того, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Из толкования вышеуказанных норм следует, что ч.1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований возложена обязанность принятия мер для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований и границах их территориальных зон посредством подготовки и Направления в орган регистрации прав необходимых документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правил.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N 78 от ДД.ММ.ГГГГ "О землеустройстве" территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
В результате таких работ подготавливается карта (план) землеустроительных работ, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ N 621 от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.5 ч.2 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно п.8 ч.1 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (ст. 23 ГК РФ) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступить орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.
На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту- план территории посредством отправления в электронной форме.
Исходя из содержания п.п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).
Согласно пункту 7. Правил предоставления документов, направляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№, установлено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.
Представитель заявителя – старший помощник прокурора Кочубеевского района Столяр М.В. в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика –администрации Кочубеевского муниципального района СК – ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
Данное положение подтверждается и п. 2 ст. 8, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О местном самоуправлении в <адрес>" в котором указано, что установление, изменение границ муниципальных образований, преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляются законами <адрес> в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13.1 Федерального закона.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 24-кз "О порядке установления границ муниципальных образований <адрес>" граница муниципального образования устанавливается законом <адрес>, содержащим описание границы муниципального образования.
Данные положения отражены и в правоприменительной практике Верховного суда выраженного, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19-г05-2, где указано, что «при установлении границ муниципальных образований в крае, законодательный орган действовал в пределах предоставленной компетенции, с установленным законодательством <адрес> порядком.
Также следует распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2444-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания», где полномочия по установлению границ муниципального образования и внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования, отнесены к ведению субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес>, в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований и указала следующее.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №-Ф3) к вопросам местного значения сельского поселения не относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с пунктом 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» (далее - Закон №-кз), вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Закона №-Ф3 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Закона №-кз, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Генеральный план муниципального образования Новодеревенского сельсовета <адрес> утвержден решением Совета Кочубеевского муниципального района <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ№.
Что касается установления границ муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес>, то они уже установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Об установлении границ муниципальных образований в <адрес>».
Исполнительный орган государственной власти <адрес> должен был еще в 2004 году внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости, но это сделано не было. Что касается изменения границ поселения, то на данный момент границы не изменяются и их изменение не планируется. При проведении землеустроительных работ (межевание границ) граница не изменится, она приобретет координаты. Уточненные границы должны быть внесены в Государственный кадастр недвижимости. Данная трактовка норм п.8 ч.1 ст.32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подтверждается пунктом 3 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), где говорится, что в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований.
Нормы вышеперечисленных нормативно-правовых актов подтверждаются также распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р (далее - Распоряжение №-р), которым утвержден комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания (далее - План мероприятий). Пункты 6 и 12 данного плана регламентируют обеспечение проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов и границ муниципальных образований. Исполнителем данных мероприятий являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Ожидаемым результатом мероприятий является подготовка карт (планов) объектов землеустройства (в части границ населенных пунктов и муниципальных образований), в том числе, на основе карт границ населенных пунктов, содержащихся в схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах поселений, городских округов. Сроки исполнения по границам населенных пунктов - 2017-2020 годы, по границам муниципальных образований - 2017- 2030 годы. Пункт 4 Распоряжения №-р гласит, что федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию комплексного плана, должны обеспечить его выполнение в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органом в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее №218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах муниципальных образований и др. В реестр границ вносятся следующие сведения: о территориальных зонах - индивидуальные обозначения таких зон и территорий, описание местоположения таких зон и территорий, наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон. Об административно - территориальном делении - описание местоположения границ муниципальных образований, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 32 закона №218-ФЗ, в порядке межведомственного информационного взаимодействия органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» (далее - Закон №-кз), вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Закона №-кз, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Из этого следует, что именно к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
К полномочиям органов местного самоуправления поселения
(муниципального образования Новодеревенского сельсовета) не относится исполнение исковых требований прокурора <адрес>, в бюджете муниципального образования нет и быть не может расходного обязательства на установление либо уточнение границ муниципального образования, а также на подготовку документации для разработки и утверждения правил землепользования и застройки, а также для разработки и внесения изменений в генеральный план поселения. Субсидии из федерального и краевого бюджета на межевание границ муниципального образования не могут быть выделены администрации поселения, так как в Уставе муниципального образования Новодеревенского сельсовета отсутствует полномочие по установлению границ муниципального образования либо внесению изменений в сведения о границах, а использование бюджетных средств не по назначению будет расцениваться контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств и превышение должностных полномочий главой муниципального образования.
Исходя из вышеизложенного, считают, что исковые требования прокурора <адрес> должны быть направлены непосредственно к администрации Кочубеевского муниципального района, так как именно они отвечают за разработку и утверждение генеральных планов и правил землепользования поселения, а также к <адрес>, так как они уполномочены утверждать границы муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенного, администрация муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> возражает против предъявленных Истцом требований в связи с тем, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица – <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, представил письменные пояснения на исковое заявление, в которых указано следующее.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со статьей 9 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» вопросы, предусмотренные в пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №-ФЭ, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
В результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу пункта 5 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон № 218-ФЗ) в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об утверждении проекта межевания территории.
Согласно статье 69 ЗК РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступать орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.
Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, принятие решений о развитии застроенных территорий, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятие решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районо относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Субъектом Российской Федерации - <адрес>м принят закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О бюджете <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым предусмотрены бюджетные ассигнования для проведения министерством имущественных отношений <адрес> землеустроительных работ по установлению границ <адрес>.
Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
В силу статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственной кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
На основании вышеизложенного, считает требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со статьей 9 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» вопросы, предусмотренные в пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
В результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу пункта 5 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об утверждении проекта межевания территории.
Согласно статье 69 ЗК РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступать орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.
Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, принятие решений о развитии застроенных территорий, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятие решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
В силу статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственной кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы, местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.
В соответствии с административно-территориальным делением муниципальное образование Новодеревенского сельсовета <адрес> является сельским поселением, из этого следует, что вопросы градостроительства, оговоренные в п.20, ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, не закреплены за сельскими поселениями.
ПЗЗ и Генеральный план муниципального образования утверждены решением Совета Кочубеевского муниципального района <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с установленными законом полномочиями. Границы муниципального образования Новодеревенского сельсовета <адрес> уже установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Об установлении границ муниципальных образований в <адрес>», и сведений об изменении в границах суду представлено не было. Подготовка документации: карты-схемы, описание границ муниципального образования, согласование границ муниципального образования, администрацией уже выполнена в 2004 году.
В соответствии с вышеуказанным и на основании п. 46 ч.1 ст.12 Устава Кочубеевского муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения муниципального района в относится, том числе организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, из этого следует, что обязанность по составлению карты-плана территории и ее предоставления для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости возлагается на администрацию Кочубеевского муниципального района <адрес>.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 92-кз).
Федеральный законодатель к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2 Федерального закона
N 131-ФЗ).
Статьей 18 названного закона установлено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 этого же закона (часть 1), а также запрещено возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий (часть 4).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписано, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункты 1 и 2).
Федеральный законодатель в названной статье, указав, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, одновременно закрепил право устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (пункт 5). Муниципальное образование Новодеревенский сельсовет <адрес> является дотационным, т.е. получает средства в виде субсидий и субвенций из краевого бюджета и бюджета Кочубеевского муниципального района на осуществление своей деятельности.
В соответствии с <адрес> от 13.12.2017г. №-кз «О бюджете <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в бюджете <адрес> бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия «выполнение землеустроительных работ по описанию и установлению местоположения границ <адрес>» предусмотрены в размере 29 225,00 тыс. рублей. Главным распорядителем указанных бюджетных средств является министерство имущественных отношений <адрес>.
Субсидия муниципальным образованиям для выполнения работ по постановке и обеспечению подготовки документации по установлению границ муниципальных образований и внесения в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований в 2018 году законом о бюджете не предусмотрена.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета <адрес> об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> удовлетворению не подлежат, т.к. муниципальное образование Новодеревенский сельсовет <адрес> в данном случае является ненадлежащим ответчиком, а исковые требования к администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района <адрес> в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес>.
Исковые требования об обязании администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Новодеревенский сельсовет <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф.Шматченко