Дело № 2-13/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года Анивский районный суд
Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Нужного И.В.
с участием прокурора Мороза Е.В.,
при секретаре Исаевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Анивский городской округ» к Сон Чан Дин о прекращении права собственности на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами: 65:05:0000037:72, 65:05:0000037:73, 65:05:0000037:74, 65:05:0000037:75, 65:05:0000037:76, 65:05:0000037:78, 65:05:0000038:373, 65:05:0000038:374, 65:05:0000038:375, 65:05:0000038:376, расположенными по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снятии указанных объектов незавершенного строительства с государственного кадастрового учета,
к ФИО1 о прекращении права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:377, расположенный по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снятии указанного объекта незавершенного строительства с государственного кадастрового учета,
установил:
26 сентября 2017 года прокурор <адрес> обратился в суд с исковыми заявлениями, из которого следует, что прокуратурой проведена проверка по обращением администрации Анивского городского округа, а также кадастрового инженера ФИО2 о нарушениях федерального законодательства в области государственного кадастра недвижимости и использования муниципальной собственности со стороны Сон Чан Дин и ФИО1
В ходе проверки установлено, что в апреле 2017 года Сон Чан Дин и ФИО1 обратились в администрацию Анивского городского округа с заявлениями о предоставлении земельных участков без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства. К заявлениям приложены схемы расположения земельных участков и документы, подтверждающие права заявителей на приобретение земельных участков без проведения торгов. Согласно приложенным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на истребуемых земельных участках расположены объекты незавершенного строительства, которым присвоены кадастровые номера, степенью готовности 5%. Указанные объекты незавершенного строительства принадлежат на праве собственности Сон Чан Дин и ФИО1 В качестве основания для строительства объектов являлись разрешения на строительство и договоры аренды земельных участков.
В рамках земельного контроля должностными лицами администрации Анивского городского округа и МБУ «Отдел капитального строительства» 25 мая 2017 года проведен осмотр земельных участков ответчиков, по результатам которого установлено, что на данных земельных участках расположены железобетонные плиты перекрытия в форме прямоугольника, между которыми залит бетонно-песчаный раствор, по форме схожим с контуром фундамента, края железобетонных плит засыпаны песком. Данные конструкции деформированы и частично разрушены. В этой связи комиссия пришла к выводу, что плоскостные сооружения, возведенные на земельных участках не являются фундаментами, так как не могут быть несущими конструкциями зданий или сооружений. Конструкции установлены выше промерзания грунта на пучинистом грунте на неподготовленные основания. Фундаментные блоки не связаны между собой в единую систему. По технологии производства работ данные конструкции разбираются без нарушения целостности и функционального значения. Плоскостные сооружения не могут рассматриваться как доказательства строительства объекта капитального строительства.
Изложив указанные обстоятельства в заявлениях, прокурор <адрес> просит прекратить право собственности Сон Чан Дин на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 65:05:0000037:72, 65:05:0000037:73, 65:05:0000037:74, 65:05:0000037:75, 65:05:0000037:76, 65:05:0000037:78, 65:05:0000038:373, 65:05:0000038:374, 65:05:0000038:375, 65:05:0000038:376, расположенными по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снять указанные объекты незавершенного строительства с государственного кадастрового учета; прекратить право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:377, расположенный по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снять указанный объект незавершенного строительства с государственного кадастрового учета.
18 октября 2017 года определением Анивского районного суда производство по исковым заявлениям прокурора <адрес> соединено в одно производство.
17.11.2017 прокуратурой района исковые требования уточнены, просительная часть дополнена требованиями - признать строящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами №№, 65:05:0000037:49, 65:05:0000037:47, 65:05:0000037:52, 65:05:0000037:51, 65:05:0000037:50, 65:05:0000038:209, 65:05:0000038:215, 65:05:0000038:200, 65:05:0000038:194, 65:05:0000038:198 объекты незавершенного строительства самовольными постройками, а также обязать граждан Сон Чан Дин и ФИО1 снести самовольные постройки в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Анивского районного суда от 16 февраля 2018 года принят отказ прокурора <адрес> от исковых требований к Сон Чан Дин и ФИО1 в части признания строящихся на земельных участках с кадастровыми номерами №№, 65:05:0000037:49, 65:05:0000037:47, 65:05:0000037:52, 65:05:0000037:51, 65:05:0000037:50, 65:05:0000038:209, 65:05:0000038:215, 65:05:0000038:200, 65:05:0000038:194, 65:05:0000038:198 объектов незавершенного строительства самовольными постройками, возложении на граждан Сон Чан Дин и ФИО1 обязанности снести самовольные постройки в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, – производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании прокурор <адрес> Мороз Е.В. настаивал на удовлетворении первоначальных исковых требований по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Пояснил, что с весны 2016 года ответчиками целенаправленно осуществляются действия направленные на возникновения у них права на перезаключения договоров аренды земельных участков, на которых располагаются указанные в исковых заявлениях объекты незавершенного строительства.
Так изначально ответчики, воспользовавшись услугами кадастрового инженера ФИО3, в мае 2016 года поставили на кадастровый учет якобы имевшиеся на земельных участках объекты незавершенного строительства.
В результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на момент постановки указанных объектов на кадастровый учет, фактически объекты на местности отсутствовали.
В связи с чем, объекты незавершенного строительства, поставленные на кадастровый учет в мае 2016 года, были с указанного учета сняты, кадастровый инженер ФИО3 привлечена к административной ответственности, а в отношении Сон Чан Дин и ФИО1 возбуждены уголовные дела по факту предоставления ими 15.08.2016 года в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» заведомо подложных документов о якобы имеющихся на спорных земельных участках объектов незавершенного строительства.
Прокурор полагал, что последующие действия Сон Чан Дин и ФИО1 осуществленные ими в период с декабря 2016 года по февраль 2017 года, в результате которых объекты незавершенного строительства вновь были поставлены на кадастровый учет, носят характер злоупотребления правом со стороны ответчиков, так как эти действия были осуществлены после получения ответчиками уведомлений о расторжении договоров аренды земельных участков согласно которым срок договоров аренды заканчивался 01.03.2017 года.
Несмотря на то, что в феврале 2017 года кадастровым инженером ФИО2 вновь созданные ответчиками объекты незавершенного строительства поставлены на кадастровый учет, впоследствии - в мае 2017 года выяснилось, что строительные работы выполнены некачественно и фундаменты фактически пришли в негодность, и их дальнейшая эксплуатация невозможна.
Поскольку действие договоров аренды на тот момент истекло (01.03.2017 года), то производить ремонт поврежденных фундаментов ответчики уже не имели права и последующие их действия, в результате которых фундаменты были отремонтированы и признаны пригодными для дальнейшего строительства, так же следует расценивать как злоупотребление правом направленные на искусственное создание ответчиками оснований для возникновения у них права для перезаключения договоров аренды земельных участков.
Представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. В представленном суду письменном отзыве указано, что на основании договоров аренды земельных участков органом местного самоуправления в аренду Сон Чан Дин и ФИО1 предоставлены земельные участки, выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
10 августа 2016 года Сон Чан Дин и ФИО1 обратились в администрацию с заявлениями о расторжении указанных договоров аренды земельных участков, заключении новых договоров аренды в связи с наличием на земельных участках объектов незавершенного строительства. В рамках проведенного 29 августа 2016 года осмотра земельных участков специалистами Департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования установлено отсутствие в границах указанных участков каких-либо объектов недвижимости, в связи с чем ответчикам отказано в заключении договоров аренды на новый срок. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости все объекты незавершенного строительства сняты с государственного кадастрового учета, право собственности на объекты прекращено.
В соответствии со ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации Департамент отказался от договоров аренды в одностороннем порядке, направив соответствующие уведомления арендаторам. Учитывая прекращение арендных правоотношений по договорам, 06 марта 2017 года Департаментом в орган регистрации прав поданы заявления о прекращении договоров аренды в связи с их расторжением в одностороннем порядке.
05 апреля 2017 года в Департамент вновь поступили заявления Сон Чан Дин и ФИО1 о расторжении договоров аренда в связи с заключением новых договоров с приложением выписок и Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающих наличие зарегистрированного права на вновь возведенные объекты незавершенного строительства на указанных земельных участках.
Данная информация направлена в прокуратуру <адрес>, Сахалинскую областную прокуратуру с целью выяснения обстоятельств постановки на кадастровый учет объектов незавершенного строительства, возникновения права собственности Сон Чан Дин и ФИО1 на указанные объекты, учитывая, что договоры аренды земельных участков были расторгнуты, соответствующие записи о прекращении аренды внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Учитывая изложенное, Департаментом принято решение о приостановлении заявлений ответчиков до рассмотрения надзорным органом поднятых вопросов.
25 мая 2017 года Департаментом осуществлен осмотр спорных земельных участков, в рамках которого установлено, что объекты, расположенные в границах участков, не обладают признаками недвижимого имущества. Постановлением администрации Анивского городского округа от 30 мая 2017 года №-па действие выданных ответчикам разрешений на строительство прекращено. Постановление размещено в средствах массовой информации и направлено Сон Чан Дин и ФИО1 по почте.
Учитывая отсутствие объектов недвижимого имущества в натуре, объекты незавершенного строительства, выступающие предметом исковых требований, подлежат снятию с государственного кадастрового учета, а зарегистрированное право собственности Сон Чан Дин и ФИО1 на них – подлежащим признанию отсутствующим.
Представитель ответчиков Сон Чан Дин и ФИО1 – ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
В своих возражениях на исковое заявление указал, что в ходе судебных заседаний кадастровый инженер ФИО2 пояснял, что на момент проведения в феврале 2017 года кадастровых работ в отношении объектов незавершенного строительства, нарушений законодательства о государственном кадастровом учете допущено не было, так как объекты незавершенного строительства полностью соответствовали предъявляемым требованиям и признакам недвижимой вещи. Выявленные в мае 2017 года дефекты на объектах незавершенного строительства связаны с некачественным проведением строительно-монтажных работ.
Из ответа Управления Росреестра по <адрес> на обращение администрации Анивского городского округа в прокуратуру <адрес> от 06 марта 2017 года также следует, что нарушений при регистрации права собственности на спорные объекты ответчиков не установлено, все регистрационные действия проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представителем ответчиков представлены заключение от 30 ноября 2017 года «О соответствии (не соответствии) выпиленных строительных конструкций», выполненное ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстрой», а также протоколы испытаний прочности бетона, выполненные ООО «Сахалинстройконтроль», в соответствии с которыми возведенные строительные конструкции соответствуют строительным нормам и правилам и не влияют на несущую способность выполненных фундаментов.
Спорные объекты недвижимости построены в период действия договоров аренды земельных участков, а право собственности зарегистрировано до внесения записи о расторжении договоров аренды в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, уведомления о расторжении договоров аренды получены не Сон Чан Дин, а Сон Мен Хи, доказательств получения ответчиками данных уведомлений суду не представлено.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 30 мая 2017 года №-па аннулированы разрешения на строительство ответчиков. Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации. Однако, в соответствии с Постановлением администрации Анивского городского округа от 27 февраля 2014 года №-па «Об утверждении Порядка опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, принятых (изданных) администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» опубликованию подлежат только нормативно-правовые акты. Вышеуказанное постановление не является нормативно-правовым актом, следовательно, не подлежит опубликованию. До сведения ответчиков данный ненормативный акт не доводился, что является грубым нарушением прав ответчиков на его обжалование.
В пояснениях, данных им в судебном заседании, ФИО5 просил суд учесть, что Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес> регламентируется законом <адрес> от 27.02.2017 № «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>».
25 мая 2017 года специалистами Администрация Анивского городского округа был проведен осмотр земельных участков, переданных в аренду ответчикам.
Данный осмотр был проведен на основании задания на проведение муниципального контроля № от 24.05.2017, а также План-графика на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами на 2017 год, составленного в соответствии с п. 4 ст. 71 ЗК РФ.
При этом, статья 71 ЗК РФ регламентирует деятельность по осуществлению государственного земельного надзора, который осуществляют уполномоченные органы государственной власти.
Пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № установлено, что государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Таким образом органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять государственный земельный надзор.
Кроме того, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении Сон Чан Дин распоряжение о проведении муниципального земельного контроля не выносилось, акт по результатам проверки не составлялся, землепользователь о начале проверки и ее результатах не уведомлялся, что свидетельствует о грубом нарушении прав Сон Чан Дин и действующего законодательства как Российской Федерации, так и <адрес>.
В соответствии с п. 1.7 Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа №-П от 17.07.2014г. данный контроль проводится с целью оформления прав на земельный участок.
Также представитель ответчиков полагал, что факты снятия с кадастрового учета объектов незавершенного строительства, поставленных на кадастровый учет в мае 2016 года кадастровым инженером ФИО3, привлечения кадастрового инженера ФИО3 к административной ответственности, возбуждения уголовных дел в отношении Сон Чан Дин и ФИО1 по факту предоставления ими в августе 2016 года в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» документов не имеют юридического значения для рассматриваемого спора, так как не относятся к периоду строительства спорных по настоящему делу объектов.
Представитель ответчиков полагал, что поскольку действия Сон Чан Дин и ФИО1 осуществленные ими в период декабря 2016 года – февраля 2017 года, в результате которых объекты незавершенного строительства вновь были поставлены на кадастровый учет, осуществлялись в период действия договоров аренды земельных участков, злоупотребления правом со стороны ответчиков не допущено.
Просил обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит запрета арендатору производить строительные работы после получения уведомления от арендодателя о его желании расторгнуть договор аренды земельного участка.
Просил отнестись критически к доводам прокурора о том, что действие договора аренды прекратилось 01.03.2017 года, поскольку после направления уведомлений о расторжении договоров аренды в соответствие с положениями ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчики акт передачи арендованного недвижимого имущества не подписали, таким образом возник спор, за разрешением которого администрация в суд в порядке установленном ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращалась, соответственно договоры аренды продолжают действовать до настоящего времени.
Таким образом то, что ответчики после мая 2017 года осуществляли ремонт частично разрушившихся фундаментов, так же не может свидетельствовать о злоупотреблении правом, поскольку они, в соответствие со ст. 210 ГК РФ, принимали меры к сохранению принадлежащего им имущества, права на которое были зарегистрированы в установленном порядке.
Обоснованность предпринятых ответчиками мер к сохранению принадлежащего им имущества, подтверждается заключением ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстой» от 30.11.2017 года.
В судебное заседание ответчики Сон Чан Дин и ФИО1 не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, генеральный директор ООО «Сахалинземпроект» ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора <адрес> Мороза Е.В., представителя администрации Анивского городского округа Боброву О.М., представителя ответчиков ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, администрацией Анивского городского округа Обществу с ограниченной ответственностью «Совместное российско-корейское предприятие СаКо Ренма» по договорам аренды №№, 16, 18, 22 от 06 февраля 2013 года предоставлены в аренду под строительство сблокированных жилых домов сроком на три года, земельные участки с кадастровыми номерами: 65:05:0000038:200, 65:05:0000038:215, 65:05:0000038:194, 65:05:0000038:209 соответственно.
Кроме этого, по договорам аренды №№, 67, 68, 69, 70, 71, 72 от 05 июля 2013 года администрацией Анивского городского округа гражданину Сон Чан Дин предоставлены в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельные участки с кадастровыми номерами: 65:05:0000038:198, 65:05:0000037:52, 65:05:0000037:51, 65:05:0000037:50, 65:05:0000037:49, 65:05:0000037:47, 65:05:0000037:46 соответственно.
Согласно уведомлениям от 01 июля 2013 года Общество с ограниченной ответственностью «Совместное российско-корейское предприятие СаКо Ренма» передало свои права и обязанности по договорам аренды №№, 16, 18, 22 от 06 февраля 2013 года гражданину Сон Чан Дин.
Согласно уведомлению от 28 августа 2013 года гражданин Сон Чан Дин передал свои права и обязанности по договору аренды № от 05 июля 2013 года земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000038:198 ФИО1
03.03.2014 года гражданину Сон Чан Дин выданы следующие разрешения на строительство:
№ RU 65306000–14/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№ RU 65306000–15/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№ RU 65306000–16/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№ RU 65306000–17/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№ RU 65306000–18/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№ RU 65306000–20/14, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
02.07.2015 года ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU65306000-44/15, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №).
23.09.2015 года гражданину Сон Чан Дин выданы следующие разрешения на строительство:
№-RU№, для строительства блокированного жилого дома секционного типа по адресу: <адрес>, северо-восточ-ная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№-RU№, для строительства блокированного жилого дома секционного типа по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№-RU№, для строительства блокированного жилого дома секционного типа по адресу: <адрес>, северо-восточ-ная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
№-RU№, для строительства блокированного жилого дома секционного типа по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка (кадастровый №);
В период с 18 по 24.05.2016 года на основании кадастровых паспортов от 05.05.2016 года составленных кадастровым инженером ФИО3, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о следующих объектах незавершенного строительства, расположенных на вышеуказанных земельных участках и принадлежащих Сон Чан Дин:
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:62 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:46;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:65 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:47;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:66 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:49;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:67 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:50;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:68 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:52;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000037:69 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:51;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:361 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:209;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:362 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:200;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:363 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:194;
объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:364 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:215,
а так же об объекте незавершенного строительства принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером 65:05:0000038:365 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:198.
10 августа 2016 года Сон Чан Дин и ФИО1 обратились в администрацию Анивского городского округа с заявлениями о расторжении вышеуказанных договоров аренды земельных участков и заключении новых договоров аренды в связи с наличием на земельных участках объектов незавершенного строительства.
29 августа 2016 года специалистами Департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа при рассмотрении заявлений Сон ФИО6 и ФИО1 осуществлен выезд с целью осмотра земельных участков. В ходе осмотра выявлено, что на всех земельных участках объекты незавершенного строительства отсутствуют, о чем составлен соответствующий акт.
07.09.2016 года администрацией Анивского городского округа в прокуратуру <адрес> направлена информация о нарушении кадастровым инженером ФИО3 действующего законодательства о кадастровом учете.
09.11.2016 года прокурором <адрес> в отношении кадастрового инженера ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Впоследствии, Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № городского округа «<адрес>» от 18.04.2017 года кадастровый инженер ФИО3 привлечена к административной ответственности и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В то же время, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 07.03.2017 года, 15.12.2016 года, на основании заявлений от 01.12.2016 года о внесении в ЕГРП сведений о ликвидации указанных объектов недвижимости превращено право собственности Сон Чан Дин (сняты с кадастрового учета) на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами: 65:05:0000037:62; 65:05:0000037:65; 65:05:0000037:66; 65:05:0000037:67; 65:05:0000037:68; 65:05:0000037:69; 65:05:0000038:361; 65:05:0000038:362; 65:05:0000038:363; 65:05:0000038:364.
29.11.2016 года, на основании заявления от 16.11.2016 года о внесении в ЕГРП сведений о ликвидации указанных объектов недвижимости превращено право собственности ФИО1 (снят с кадастрового учета) на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:365.
16 ноября 2016 года, в связи с отсутствием объектов незавершенного строительства на арендованных земельных участках Управлением архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа в адрес Сон Чан Дин и ФИО1 направлены уведомления о расторжении в одностороннем порядке по инициативе арендодателя договоров аренды земельных участков.
Ответчикам разъяснено, что в соответствии с положениями статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении трех месяцев с момента получения настоящего уведомления договоры аренды будут считаться расторгнутыми.
В адрес ответчиков направлены акты приема передачи земельных участков. Предложено после подписания вернуть их в адрес Управления.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, подтверждено пояснениями генерального директора ООО «Сахалинземпроект» являющегося также кадастровым инженером ФИО2, представленными им фотографиями и не оспаривалось сторонами, что в декабре 2016 года на указанных выше земельных участках начались работы по возведению фундаментов, которые были завершены в феврале 2017 года.
В феврале 2017 года в ООО «Сахалинземпроект» поступила заявка на выполнение кадастровых работ в отношении 14 объектов незавершенного строительства, расположенных в <адрес>, в районе реки Вахрушевка. Заказчиками выступали Сон Чан Дин (13 объектов) и ФИО1 (1 объект).
При натурных обследованиях объектов установлено, что фундаменты являются монолитными бетонными платами, залитыми приблизительно на уровне земной поверхности в опалубку из железобетонных блоков и плит.
Кадастровым инженером ФИО2 степень готовности объектов незавершенного строительства определена как 5% от планируемой по смете на строительство.
В период с 16 по 21 февраля 2017 года на объекты незавершенного строительства составлены технические планы.
Согласно содержащимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, в период с 27 февраля по 03 марта 2017 года Сон Чан Дин поставлены на кадастровый объекты незавершенного строительства со степенью готовности 5% с кадастровыми номерами:
65:05:0000037:75, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:46;
65:05:0000037:76, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:47;
65:05:0000037:72, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:49;
65:05:0000037:73, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:50;
65:05:0000037:78, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:52;
65:05:0000037:74, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000037:51;
65:05:0000038:376, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:209;
65:05:0000038:373, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:200;
65:05:0000038:374, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:194;
65:05:0000038:375, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:215.
Согласно содержащейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 06 марта 2017 года ФИО1 поставлен на кадастровый объект незавершенного строительства со степенью готовности 5% с кадастровым номером: 65:05:0000038:377, на земельном участке с кадастровым номером 65:05:0000038:198.
За ответчиками зарегистрировано право собственности на указанные объекты.
06 марта 2017 года Департаментом архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования в адрес Управления Росреестра по <адрес> поданы на государственную регистрацию заявления о расторжении в одностороннем порядке договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 65:05:0000037:46, 65:05:0000037:49, 65:05:0000037:51, 65:05:0000037:52, 65:05:0000037:43, 65:05:0000037:45, 65:05:0000037:50, 65:05:0000037:42, 65:05:0000038:209, 65:05:0000038:215, 65:05:0000038:200, 65:05:0000038:194, заключенных с Сон Чан Дин, и с кадастровым номером 65:05:0000039:198, заключенного с ФИО1
В апреле 2017 года Сон Чан Дин и ФИО1 вновь обратились в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в аренду без проведения торгов. К заявлениям ответчиками приложены схемы расположения земельных участков, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие наличие зарегистрированного права на вновь возведенные объекты незавершенного строительства на указанных земельных участках.
03 мая 2017 года в адрес Сон Чан Дин Департаментом архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования направлено сообщение о приостановлении рассмотрения заявлений в связи с запросом в прокуратуру <адрес> о проведении проверки на предмет законности возведения объектов недвижимости в период расторжения договоров аренды на указанные земельные участки, приобретения прав на объекты незавершенного строительства на основании расторгнутых договоров аренды на земельные участки.
Комиссией по муниципальному земельному контролю в соответствии с распоряжением администрации Анивского городского округа от 03 апреля 2017 года №-ра проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 65:05:0000037:46, 65:05:0000037:47, 65:05:0000037:49, 65:05:0000037:50, 65:05:0000037:51, 65:05:0000037:52, 65:05:0000038:209, 65:05:0000038:215, 65:05:0000038:200, 65:05:0000038:194, 65:05:0000039:198.
Согласно акту осмотра от 25 мая 2017 года плоскостные сооружения, возведенные на земельных участках не являются фундаментами, так как не могут быть несущей конструкцией здания или сооружения воспринимающей нагрузки от вышележащих конструкций и распределять их по основанию, в связи с тем, что конструкции установлены выше промерзания грунта на пучинистых грунтах на неподготовленное основание. Фундаментные блоки не связаны между собой в единую систему, указанные конструкции не могут собирать нагрузку от вышележащего сооружения в целом и равномерно распределить нагрузки по основанию. Возведение плоскостных сооружений не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода сооружения части используют также и для возведения временных сооружений.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 30 мая 2017 года №-па, опубликованным в средствах массовой информации, отменены разрешения на строительство, выданные Сон Чан Дин и ФИО1
Сообщением от 22 сентября 2017 года Департамент архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования уведомил Сон Чан Дин и ФИО1 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов в связи с отсутствием объектов незавершенного строительства на указанных участках.
В то же время из пояснений сторон установлено, что в летний период 2017 года, после частичного разрушения, зафиксированного 25 мая 2017 года, ответчики произвели ремонт принадлежащих им на праве собственности объектов незавершенного строительства, в результате которого недостатки выявленные в ходе осмотра комиссией 25 мая 2017 года были устранены.
Данное обстоятельство подтверждается представленными стороной ответчиков:
протоколом испытаний прочности бетона неразрушающим методом от 13.11.2017 года, выполненных ООО «Сахалинстройконтроль» 10.11.2017 года;
заключением о соответствии выполненных строительных конструкций от 30.11.2017 года выполненным ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстрой», согласно которому несмотря на выявленные локальные отклонения выполненных работ от проекта, выявленные отклонения не влияют на несущую способность выполненных фундаментов. Продолжение строительства является возможным. Выявленные отклонения устраняются в процессе строительства.
Таким образом в судебном заседании установлено, что земельные участки на которых находятся спорные объекты незавершенного строительства принадлежащие ответчикам, предоставлены последним в соответствии с законом. Ответчиками получены соответствующие разрешения на строительство.
После истечения установленного договорами аренды трехлетнего срока, в соответствие с ч. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные договоры считаются заключенными на неопределенный срок.
Несмотря на направление администрацией Анивского городского округа ответчикам 16 ноября 2016 года уведомлений о расторжении в одностороннем порядке предусмотренном ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, договоры аренды земельных участков в судебном порядке, установленном ст. 452. Гражданского кодекса Российской Федерации, расторгнуты не были. Соответственно продолжают своё действие.
В период действия договоров аренды и разрешений на строительство, ответчиками построены объекты незавершенного строительства, на которые они зарегистрировали в установленном порядке свои права. Данное обстоятельство подтверждается ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на обращение администрации Анивского городского округа от 17 апреля 2017 года в прокуратуру <адрес>.
Доводы истца о том, что возведенные фундаменты не являются объектами недвижимости, а так же о том, что указанные объекты пришли в негодность и продолжение строительства невозможно, суд не принимает по следующим основаниям.
В качестве доказательств указанных обстоятельств истцом представлены: акт осмотра Комиссией по муниципальному земельному контролю от 25 мая 2017 года, а так же письмо кадастрового инженера ФИО2 № от 14.06.2017 года.
К данным доказательствам суд относится критически, поскольку проверка соответствия выполнения строительных работ на объектах строительства не относится к предмету муниципального земельного контроля, который, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в отношении объектов земельных отношений, к которым, в соответствии со ст. 6 указанного кодекса объекты строительства не относятся.
Кроме этого, несмотря на содержащуюся в письме кадастрового инженера ФИО2 № от 14.06.2017 года информацию о невозможности продолжения строительства, кадастровым инженером не был составлен Акт обследования по форме утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», на основании которого, в соответствие со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», может являться основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости и снятия с государственного кадастрового учета.
Помимо этого, сведения содержащиеся в акте осмотра Комиссией по муниципальному земельному контролю от 25 мая 2017 года и в письме кадастрового инженера ФИО2 № от 14.06.2017 года опровергаются заключением ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстой» от 30.11.2017 года, допустимость которого как доказательства у суда сомнений не вызывает.
Доводы истца о том, что ответчики производили ремонт принадлежащих им объектов незавершенного строительства после 01 марта 2017 незаконно, злоупотребляя правом, искусственно создавая условия возникновения у них права на перезаключения договоров аренды земельных участков, на которых располагаются указанные объекты незавершенного строительства, суд так же не принимает, поскольку считает, что в данном случае ответчики как собственники действовали разумно и добросовестно осуществляя свои права предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и обязанности, предусмотренные ст. 210 этого же кодекса.
Те обстоятельства, что кадастровый инженер ФИО3 привлечена к административной ответственности за нарушения, допущенные ею в период с 18 по 24.05.2016 года при проведении кадастровых работ, а так же то, что Постановлением администрации Анивского городского округа от 30 мая 2017 года №-па, отменены разрешения на строительство, выданные Сон Чан Дин и ФИО1, по мнению суда, юридического значения для разрешения дела не имеют.
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Анивский городской округ» к Сон Чан Дин, ФИО1 о прекращении права собственности на объекты незавершенного строительства, снятии указанных объектов незавершенного строительства с государственного кадастрового учета, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Анивский городской округ» к Сон Чан Дин о прекращении права собственности на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами: 65:05:0000037:72, 65:05:0000037:73, 65:05:0000037:74, 65:05:0000037:75, 65:05:0000037:76, 65:05:0000037:78, 65:05:0000038:373, 65:05:0000038:374, 65:05:0000038:375, 65:05:0000038:376, расположенными по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снятии указанных объектов незавершенного строительства с государственного кадастрового учета, ФИО1 о прекращении права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 65:05:0000038:377, расположенный по адресу: <адрес>, северо-восточная часть <адрес>, район реки Вахрушевка, снятии указанного объекта незавершенного строительства с государственного кадастрового учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 апреля 2018 года.
Председательствующий И.В. Нужный