ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/2018 от 20.03.2018 Охинского городского суда (Сахалинская область)

дело № 2-13/2018

(прежний № 2-760/2017)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2018 года город Оха Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Безызвестных М.С., с участием представителя ответчика администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Пилявской О.В., рассмотрев в помещении Охинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрипниченко Любови Михайловны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации в размере 5 114 000 (пять миллионов сто четырнадцать тысяч) рублей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области», компенсации в размере 2 192 921 (два миллиона сто девяносто две тысячи девятьсот двадцать один) рубля за проведенные ремонтные работы, компенсации морального вреда в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей,

установил:

Скрипниченко Л.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» (далее администрация МО ГО «Охинский»), в котором требует взыскать с данного ответчика компенсацию в размере 5 114 000 (пять миллионов сто четырнадцать тысяч) рублей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области», компенсацию в размере 2 192 921 (два миллиона сто девяносто две тысячи девятьсот двадцать один) рубля за проведенные ремонтные работы, компенсацию морального вреда за причинение душевных страданий в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

В обоснование иска в заявлении истец указала, что является пострадавшей во время землетрясения, произошедшего 28 мая 1995 года в Сахалинской области, так как она проживала в городе Оха по адресу: <адрес>. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области» администрация МО ГО «Охинский» обязана выплатить ей компенсацию в размере 5 114 000 рублей, которые не выплачены до настоящего времени. В 1997 году она переехала на постоянное место жительства в город Геленджик по программе переселения пострадавших от землетрясения, при этом администрация города обязала ее провести ремонтные работы по восстановлению поврежденной от землетрясения квартиры, в которой она проживала, на что было затрачено 2 192 921 рубль, которые ответчик также не компенсировал.

В судебном заседании Геленджикского городского суда Краснодарского края от 21 декабря 2017 года по исполнению судебного поручения о допросе истца по месту жительства Скрипниченко Л.М. свои требования поддержала (л.д.68-69).

В настоящее судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом уведомлена (согласие с извещением СМС-сообщением на л.д. 66, л.д.122, 123).

Ответчик - администрация МО ГО «Охинский» с иском Скрипниченко Л.М. не согласна. В настоящем судебном заседании, как и в предыдущих, представители ответчика ссылались на отсутствие правовых оснований для удовлетворения предъявленных требований, указывали на то, что истцом не представлено доказательств признания ее пострадавшей от землетрясения, кроме этого администрация МО ГО «Охинский» не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку компенсация материального ущерба, причиненного гражданам в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Охинском районе Сахалинской области, должна производиться за счет средств федерального бюджета, в отношении средств которого орган местного самоуправления распорядительных полномочий не имеет. Также данным ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным, данный ответчик в иске просит отказать (л.д.35-37).

Определением суда от 19 сентября 2017 года в качестве соответчиков по иску привлечены Правительство Сахалинской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Сахалинской области (л.д.21-22), представители которых в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела заблаговременно извещены, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте суда (л.д.122,124,137). Согласно представленным отзывам названные ответчики с иском Скрипниченко Л.М. также не согласны, просят отказать в его удовлетворении, применить последствия пропуска срока исковой давности, установленного статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку истец обратилась в суд по прошествии более чем 20 лет после события землетрясения; также данные ответчики ссылаются на отсутствие доказательств заявленной компенсации материального ущерба от землетрясения, а также принятия в установленном порядке уполномоченным органом решения о компенсационных выплатах истцу как пострадавшей от землетрясения (л.д. 55-62, 127-136).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в суд истца и соответчиков.

Выслушав присутствовавшего представителя администрации МО ГО «Охинский», исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Общеизвестным фактом, не нуждающимся в подтверждении в соответствии с частью 1 статьи 61 ГПК РФ, являются события разрушительных землетрясений, произошедших 28 мая 1995 года и 8 января 1996 года, а также последующих афтершоков в Охинском и прилегающем к нему районах Сахалинской области.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1995 года № 547 «Об экстренных мерах по оказанию гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области» в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате разрушительного землетрясения 28 мая 1995 года в Охинском и прилегающих к нему районах Сахалинской области, повлекшего значительные человеческие жертвы, постановлено оказать единовременную материальную помощь пострадавшим гражданам в 20-кратном размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством, и семьям погибших (умерших) в 200-кратном размере в равных долях каждому члену семьи; Правительству Российской Федерации определить порядок и условия предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат; указанные выплаты осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1995 года № 547 Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области (далее - Порядок от 2 июня 1995 года № 539).

Согласно данному Порядку от 2 июня 1995 года № 539 единовременная материальная помощь и компенсационные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (пункт 1). Пострадавшими от стихийного бедствия признаются, в том числе граждане, которым причинен материальный ущерб, независимо от места их проживания (пункт 2). Гражданам, которым причинен материальный ущерб в результате стихийного бедствия, предоставляются компенсационные выплаты в размере до 50 млн. рублей (пункт 4). Заявление о предоставлении единовременной материальной помощи и компенсационных выплат подается пострадавшими или их законными представителями в комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения (далее - именуется комиссия). Указанные комиссии создаются администрациями Охинского и Ногликского районов. В состав комиссии включаются представители администрации соответствующего района, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Положение о комиссии разрабатывается администрацией соответствующего района и утверждается главой администрации Сахалинской области (пункт 5). К заявлению о предоставлении единовременной материальной помощи и компенсационных выплат прилагаются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о смерти; документы, удостоверяющие причинение ущерба здоровью; документы, удостоверяющие причинение материального ущерба; другие документы, необходимые для принятия решения с учетом конкретных обстоятельств. Документы представляются в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке (пункт 6). Решение о предоставлении единовременной материальной помощи и компенсационных выплат принимается главой администрации соответствующего района в 10-дневный срок. В случае отказа в предоставлении единовременной материальной помощи и компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно заявителю возвращаются все документы, которые были приложены к заявлению (пункт 7).

Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 Постановлением губернатора Сахалинской области от 11 августа 1995 года № 247 утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное или поврежденное имущество жителям Охинского и Ногликского районов, пострадавшим от землетрясения 28 мая 1995 года (далее - Порядок от 11 августа 1995 года № 247). Данным Постановлением губернатора Сахалинской области, в частности, главам администраций Охинского и Ногликского районов в двухнедельный срок со дня принятия данного постановления поручено закончить работу оценочных комиссий по определению размера компенсаций за утраченное или поврежденное имущество гражданам, пострадавшим от землетрясения; завершить обследование имущества граждан, оформление необходимых документов и принять решения о выплате компенсаций.

Как определено указанным Порядком от 11 августа 1995 года № 247, право на компенсационные выплаты имеют лица, которым причинен материальный ущерб в результате стихийного бедствия. К пострадавшим от землетрясения относятся жители Охинского и Ногликского районов, имеющие постоянную прописку и проживающие в момент землетрясения в одном из населенных пунктов названных районов (пункт 2).

Для получения компенсаций за утраченное или поврежденное имущество пострадавший или его законный представитель подает заявление установленной формы (прилагается) в оценочную комиссию по определению материального ущерба при жилищно-, ремонтно-, эксплуатационном управлении по месту жительства, а там, где его нет, - непосредственно главе местной администрации (пункт 3).

Оценочная комиссия при жилищно - эксплуатационном управлении с выходом на место утраты имущества составляет акт (форма прилагается) обследования утраченного или поврежденного имущества. Исходя из рыночной стоимости утраченных или поврежденных вещей, определяет размеры компенсационных выплат.

Оценке подлежат: затраты на ремонт жилья, мебель, посуда, одежда, электробытовые приборы и др. Оценка теле-, радиоаппаратуры - после заключения специалиста ремонтной мастерской, подтверждающего, что аппаратура вышла из строя под влиянием землетрясения (пункт 4).

Заявление пострадавшего или его законного представителя (форма прилагается), акт оценочной комиссии, справка с места жительства, документы, подтверждающие право на имущество, другие документы, необходимые для принятия решения о компенсационных выплатах с учетом конкретных обстоятельств, передаются в районную комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения. Паспорт или документ, удостоверяющий личность, предъявляется лично. Комиссия рассматривает документы, выносит соответствующее заключение и передает все дела главе администрации района (пункт 5).

Глава администрации принимает решение по компенсационным выплатам (пункт 6).

Единовременные компенсационные выплаты за утраченное или поврежденное имущество выдаются бухгалтерией администрации района основному квартиросъемщику или его законному представителю в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Деньги могут быть перечислены на лицевые счета заявителей либо выдаваться наличными (пункт 7).

Компенсационные выплаты производятся из средств федерального бюджета (пункт 8).

В случае отказа предоставления данных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия мэром соответствующего решения с указанием причин отказа и порядка его обжалования в администрацию области. Одновременно заявителю возвращаются все документы, которые были направлены в администрацию района (пункт 9).

Постановлениями мэра города Охи Сахалинской области от 2 июня 1995 года № 300, от 5 декабря 1995 года № 818 образована Охинская районная комиссия по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Сахалинской области, определен персональный состав данной комиссии, председателем которой утверждена Тесленко Н.К. (л.д. 99-100, 104-105).

4 июня 1995 года губернатором Сахалинской области утверждено Положение об Охинской районной комиссии по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Сахалинской области (далее - Положение о комиссии), согласно которому комиссия рассматривает и принимает решения по заявлениям граждан, пострадавших от землетрясения, о выдаче им единовременной материальной помощи и компенсационных выплат; определяет сумму причитающихся единовременной материальной помощи и компенсационных выплат; принимает решения по вопросам своей компетенции, которые подписывает председатель комиссии; решения по заявлениям граждан, пострадавших от землетрясения, предоставляются главе администрации города Охи и района в течение двух дней с момента принятия решения комиссией; комиссия обеспечивает надлежащий учет и хранение документов, связанных с предоставлением единовременной материальной помощи и компенсационных выплат (л.д. 101-103).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 28 ноября 1980 года по 20 августа 1997 года истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: город Оха Сахалинской области, улица Ленина, дом 45, квартира 35 (л.д. 90,91,92); данное жилое помещение находилось в муниципальной собственности (л.д. 96). Таким образом, в момент землетрясения истец являлась жителем города Оха Сахалинской области, имевшим здесь постоянную прописку, как указано в пункте 2 Порядка от 11 августа 1995 года № 247.

В подтверждение заявленных требования истец ссылается на представленную справку председателя Охинской районной комиссии по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Сахалинской области, Тесленко Н.К. от 2 апреля 1996 года № 16/342 (л.д. 4, 110), из которой следует, что она выдана Скрипниченко Л.М., проживающей в городе Оха Сахалинской области, по улице Ленина, 45, квартира 35, которая не получала компенсационные выплаты за ущерб, причиненный землетрясением 28 мая 1995 года в поселке Нефтегорск Охинского района, имуществу и жилью, предусмотренные Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области», в связи с отсутствием средств финансирования на эти цели, выделяемые из республиканского бюджета; в администрации города имеется акт обследования имущественного ущерба, причиненного Скрипниченко Л.М. на сумму 5 114 тысяч рублей, которая будет выплачена при поступлении средств.

Исходя из установленного приведенными правовыми актами порядка компенсации ущерба, причиненного землетрясением 28 мая 1995 года в Охинском районе Сахалинской области, суд принимает указанную справку от 2 апреля 1996 года № 16/342 в качестве допустимого и достоверного доказательства имущественного ущерба, причиненного истцу землетрясением.

Данная справка выдана истцу уполномоченным лицом, ее содержание свидетельствует о том, что истец в соответствии с названным выше Порядком от 11 августа 1995 года № 247 обратилась с заявлением в администрацию города Охи для установления материального ущерба от землетрясения и получения соответствующей компенсационной выплаты, на основании которого и мог быть составлен акт обследования утраченного или поврежденного имущества, на который указано в справке.

Аналогичная справка представлена в дело администрацией МО ГО «Охинский» (л.д.106,110).

Доказательства того, что на сегодня истцу произведены компенсационные выплаты в указанном размере, суду не предоставлены.

Доводы ответчиков о том, что истцом не представлены акт обследования утраченного (поврежденного) имущества, решение о компенсационных выплатах, принимаемое главой администрации соответствующего района в соответствии с Порядком от 2 июня 1995 года № 539, не являются основанием для отказа в удовлетворении требования, заявленного на основании указанной справки Охинской районной комиссии.

Суду не представлены доказательства принятия решения об отказе истцу в спорных компенсационных выплатах.

Порядок от 2 июня 1995 года № 539 и принятый в его исполнение Порядок от 11 августа 1995 года № 247 не содержат норм о направлении заявителю копий принятого главой администрации решения о компенсационных выплатах либо об отказе в них, а также о форме таких решений. Данными Порядками определено, что в случае отказа в предоставлении единовременной материальной помощи и компенсационных выплат, заявитель об этом лишь письменно извещается в 5-дневный срок с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Согласно приведенному выше пункту 5 Порядка от 11 августа 1995 года № 247 акт обследования утраченного (поврежденного) имущества установленной формы вместе с заявлением пострадавшего или его законного представителя (форма прилагается) и другими документами, необходимыми для принятия решения о компенсационных выплатах, передаются в районную комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения.

Положением об Охинской районной комиссии по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Сахалинской области, установлена обязанность данной комиссии по обеспечению надлежащего учета и хранения документов, связанных с предоставлением единовременной материальной помощи и компенсационных выплат.

С учетом этого, соблюдение установленных указанными Порядками и Положением о комиссии требований к процессуальному оформлению принятых решений по заявлению граждан, пострадавших от землетрясения, а также надлежащий учет и хранение документов, связанных с предоставлением материальной помощи и компенсационных выплат, входит в обязанности соответствующих уполномоченных органов и их должностных лиц (в данном случае комиссии при органе местного самоуправления), надлежащее исполнение которых не зависит от заявителя, постольку нарушение этих требований не может лишать его законных прав.

Таким образом, в данном случае вины истца в отсутствии у нее акта обследования пострадавшего имущества и решения главы местной администрации о компенсационных выплатах не имеется.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для защиты своих прав, возникших в связи с причинением материального ущерба в результате землетрясения, не принимаются судом в качестве обоснованных. Основания и порядок возмещения ущерба, причиненных гражданам в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, регулируется не гражданским законодательством, которым данный срок установлен (нормами главы 12 части I Гражданского кодекса Российской Федерации), а специальными нормами материального права, издаваемыми органами государственной власти в пределах их компетенции. Срок исковой давности данными нормами не установлен.

Названными выше Порядками от 2 июня 1995 года № 539, от 11 августа 1995 года № 247 прямо определено, что компенсационные выплаты производятся из средств федерального бюджета.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как следует из Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, данный финансовый орган представляет казну (федеральный бюджет) Российской Федерации.

На основании совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации № 114/н и Федерального казначейства № 9/н от 25 августа 2006 года управление Федерального казначейства по Сахалинской области лишь представляет интересы Министерства финансов Российской Федерации и ведет судебную работу по его поручению.

Учитывая изложенное, администрация МО ГО «Охинский», Правительство Сахалинской области не являются надлежащими ответчиками по требованию о компенсационных выплатах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539. Достоверных доказательств того, что бюджетам Сахалинской области и Охинского района из федерального бюджета предоставлялись средства для компенсационных выплат жителям города Охи, пострадавшим от землетрясения, в достаточном объеме, но эти средства были потрачены не по целевому назначению, суду не предоставлены.

Вместе с этим, Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 1 января 1998 года проведено укрупнение российской денежной единицы - деноминация рубля и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1 000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах.

С применением деноминации размер спорных компенсационных выплат, подлежащих взысканию в пользу истца за счет средств казны Российской Федерации, составит 5 114 рублей.

В справке Охинской районной комиссии от 2 апреля 1996 года № 16/342 со ссылкой на акт обследования указан общий размер компенсации ущерба от землетрясения. Вместе с тем, согласно пункту 4 названного выше Порядка от 11 августа 1995 года № 247 оценочная комиссия с выходом на место утраты имущества составляет акт (по установленной форме) обследования утраченного или поврежденного имущества, при этом, оценке подлежат, в том числе, затраты на ремонт жилья. Доказательства того, комиссией при установлении размера ущерба не были учтены необходимые затраты на ремонт жилья, суду не предоставлены.

Кроме этого, суду не предоставлены достоверные доказательства причинно-следственной связи произведенного в 1997 году ремонта квартиры, в которой истец проживала, с произошедшим землетрясением, а представленные справка от 18 августа 1997 года о стоимости ремонта, наряд на ремонтные работы от 13 августа 1997 года, расчеты расхода строительных материалов (на л.д. 5-8) сами по себе таковыми доказательствами не являются и не подтверждают доводы истца о том, что ремонт произведен по требованию администрации города Охи, в связи с переселением в другое место жительства по программе переселения граждан, пострадавших от землетрясения.

Утвержденным 10 июня 1995 года актом № 3 комиссионного обследования технического состояния зданий и сооружений Охинского района, пострадавших от землетрясения 28 мая 1995 года, а также утвержденным 24 сентября 1996 года актом № 9 дополнительного обследования технического состояния жилых домов города Охи и Охинского района, жилой дом № 45 на улице Ленина в городе Оха, в числе других зданий и сооружений, подлежащих исключению из эксплуатации, как построенных без учета сейсмики и получивших 1-3 степени повреждений, не признавался; истец получателем государственного жилищного сертификата в установленном законом порядке не являлась; достоверные сведения о том, что администрация города Охи исполняла полномочия по реализации каких-либо иных принятых государством программ по переселению граждан, пострадавших от землетрясения, в том числе истца, в деле отсутствуют (л.д.38-47).

Принимая во внимание изложенное, требование истца о компенсации расходов на ремонт жилого помещения, в котором истец проживала, в размере 2 192 921 рубль удовлетворению не подлежит.

<адрес>

Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного кодекса.

Как указано в абзаце втором статьи 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Из изложенного следует, что для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с последующими дополнениями и изменениями) разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты. Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.

Вместе с этим, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Приведенные в исковом заявлении обстоятельства не являются основанием для компенсации морального вреда, поскольку свидетельствуют о нарушении имущественного права истца - право на компенсацию материального ущерба в результате землетрясения.

Указанными выше специальными нормами материального права, регламентирующими основания и порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возможность компенсации морального вреда не предусмотрена.

В то же время, доказательства нарушения ответчиками каких-либо неимущественных прав истца и причинения этим нравственных и (или) физических страданий, находящихся в прямой причинно-следственной связи с указанными в иске действиями (бездействием) ответчиков (длительная невыплата компенсации имущественного ущерба), во исполнение требований статей 56,57 ГПК РФ истцом суду не предоставлены.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения заявленного требования истца о компенсации морального вреда в размере 500 000 судом не установлено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Скрипниченко Любови Михайловны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации в размере 5 114 000 (пять миллионов сто четырнадцать тысяч) рублей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области», компенсации в размере 2 192 921 (два миллиона сто девяносто две тысячи девятьсот двадцать один) рубля за проведенные ремонтные работы, компенсации морального вреда в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей - удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Скрипниченко Любови Михайловны с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию материального ущерба, причиненного в результате землетрясения 28 мая 1995 года в Охинском районе Сахалинской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области» в части в размере 5 114 (пять тысяч сто четырнадцать) рублей.

Скрипниченко Любови Михайловне в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Правительству Сахалинской области о взыскании компенсации в размере 5 114 000 (пять миллионов сто четырнадцать тысяч) рублей согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 года № 539 «О порядке предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области», - отказать.

Скрипниченко Любови Михайловне в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации в размере 2 192 921 (два миллиона сто девяносто две тысячи девятьсот двадцать один) рубля за проведенные ремонтные работы, компенсации морального вреда в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 26 марта 2018 года.

Судья Охинского городского суда

Сахалинской области Разяпова Е.М.

копия верна: судья Разяпова Е.М.