УИД: 28RS0024-01-2020-000664-79
Дело № 2-13/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» января 2021 года. г. Шимановск
Окончательной форме решение изготовлено 28 января 2021 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова С. А.,
при секретаре Федоровой В. С.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО4, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить в списке на внеочередное получение жилья, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования <адрес>,
установил:
В Шимановский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась ФИО1
Исковое заявление мотивированно тем, что истец родилась в городе <адрес>, является сиротой, и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органом опеки и попечительства <адрес> никакое жилое помещение за истцом не закреплялось, но истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем, в <адрес>, по месту рождения, в городе Шимановске. Постановлением за № от ДД.ММ.ГГГГ, главы местного самоуправления <адрес>, истцу было гарантировано внеочередное предоставление жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Согласно ответу администрации <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, истец состояла на учете на внеочередное получение жилья, согласно постановления за №, номер очереди 30. Согласно ответа отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ за №-жкх, истец состояла на учете на внеочередное получение жилого помещения как оставшаяся без попечения родителей, номер очереди №. Согласно ответа из отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, от 24.11..2010 г за №, истец состояла на учете на внеочередное получение жилого помещения как оставшаяся без попечения родителей, в городе Шимановске. ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в Управление образования администрации <адрес>, с заявлением сообщить сведения о постановке на льготную очередь по категории -сирота. ДД.ММ.ГГГГ, из Управления образования администрации <адрес>, истцу поступил отказ в виде ответа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого по данным отдела опеки и попечительства Управления образования <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку постановлением местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ за № «о внеочередном предоставлении жилплощади» несовершеннолетней ФИО1 было гарантировано внеочередное предоставление жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, что подтверждает право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота», и это право подтверждено вышеприведенными доказательствами. Решение об отмене нормативного правового акта за № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не принималось. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ, (последняя редакция от ДД.ММ.ГГГГ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статей, сохраняются за лицами которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно ч. 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ действие положений статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежащих им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат. Таким образом, истец, считает обжалуемый ответ Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не законным, не обоснованным, не соответствующим закону и нарушающим права и охраняемые законом интересы истца, поскольку не позволяет истцу реализовать свое право на дополнительные гарантии по социальной поддержке" в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На исковое заявление от ответчика администрации <адрес> поступили возражения, в которых администрация <адрес> с исковыми требованиями не согласна. Постановлением ДД.ММ.ГГГГ№ гарантировано внеочередное предоставление жилья несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ№ Свободненского межрайонного социального приюта для детей и подростков и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после чего выбыла в детский <адрес>. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Так как ФИО6 находилась в учреждении <адрес>, после окончания пребывания в данном учреждении ее должны были обеспечить по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2012 г. произошли изменения в вышеперечисленной норме закона, в которой говориться о том, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, в заявительном порядке и права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта опиской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. В соответствии с вышеизложенной нормой ФИО6 по достижению 18 лет могла сама подать заявление, по окончании срока пребывания в детском <адрес>, также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования. По данным отдела опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ р., не состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения. На основании изложенного, просит отказать ФИО6 в удовлетворении исковых требовании к администрации <адрес> о признании незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерством социальной защиты населения <адрес> также были предоставлены возражения на исковое заявление, в которых они сообщают, что ФИО6 относится к лицам из числа детей-сирот и лиц из их числа в связи с тем, что ее родители: мать - ФИО3 (ФИО7 - справка о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ) решением Шимановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № лишена родительских прав, отец - ФИО2, заочным решением Свободненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав. Истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и признании права на внеочередное получение жилья в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Министерство полагает, что требование о признании незаконным отказа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ. Требование о признании права на внеочередное получение жилого помещения подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Возможности соединения в одном административном исковом заявлении требований, подлежащих рассмотрению по правилам административного судопроизводства, предусмотренным КАС РФ, и требований, подлежащих рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, предусмотренным ГПК РФ, КАС РФ не предусматривает. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки указанной категории лиц. В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и лицам из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникам жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО6 гарантировано внеочередное предоставление жилья. Согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. На момент принятия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истец не относилась к категории лиц - детей, оставшихся без попечения родителей. При этом статус лица, оставшегося без попечения родителей, ФИО6 приобрела на основании вступившего в законную силу решения Шимановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО6 определена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (п.п. 1-3, 6-9), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с последующими изменениями, внесенными в данный Федеральный закон № 159-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключенп.2 ч. 2, которым ранее предусматривалось предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Однако и ранее действовавшее (до ДД.ММ.ГГГГ) жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности по дате подачи заявления о реализации права, в том числе для категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Согласно действующему в настоящее время законодательству гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона № 159-ФЗ не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона № 159-ФЗ достиг возраста 23 лет. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. На протяжении длительного времени истец свое право на обеспечение жильем не реализовывала, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением суду не представила, как не представила и доказательств более раннего обращения с заявлением о постановке на учет и отказа в такой постановке. На момент подачи искового заявления на основании вышеприведенных норм истец утратила право на льготное обеспечение жилым помещением. Кроме того, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Согласно п. 3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по обеспечение договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. В связи с принятием Правил обязательным условием предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений является обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для включения заявителя в Список. Истец в установленном порядке не обращалась в министерство социальной защиты населения <адрес> с заявлением о включении в Список. Не обращение с заявлением о включении в Список является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. На момент подачи искового заявления ФИО6 с 2000 года не зарегистрирована и не проживает на территории <адрес>. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
В процессе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования в соответствии с которыми, она просит признать незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать восстановить в списке на внеочередное получение жилья, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее интересы представляла ФИО4
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО4 суду пояснила, что исковые требования истца она поддерживает по основаниям, указанным в исковом заявлении, также желает добавить, что по смыслу действующего законодательства РФ достижение 23-летнего возраста, лицом, относящимся к детям сиротам и имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, и не получившим его, право за этим лицом на обеспечение жилым помещением сохраняется. С 2000 года и по настоящее время администрация <адрес> не исполнила свою обязанность по обеспечению жилым помещением ФИО1 То, что изменилось законодательство, ничего не значит, так как ФИО1 никто не приглашал и не разъяснял, что законодательство изменилось. Стороне истца не ясно, кто и когда исключил истца из списка на получение жилого помещения вне очереди. В 2005 году истцу исполнилось 14 лет, и тогда возникшее у неё право на получение жилого помещения вне очереди и должно было быть исполнено. В тот момент положения закона о заявительном характере обеспечения жилыми помещениями не было. Истец незаконно исключена из списка, и незаконна снята с очереди. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не утратило силу. В <адрес> ФИО1 не может обратиться с заявлением на обеспечение жилым помещением, так как имеется действующее постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. В своем обращении ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления образования администрации <адрес> ФИО7 просила выдать постановление о снятии её с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в <адрес>, а ей ДД.ММ.ГГГГ в ответе отказали в выдачи постановления о снятии её с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в <адрес>. Считает это препятствием к дальнейшим обращениям в государственные органы. Просит признать незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать устранить допущенные нарушения и признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать восстановить в списке на внеочередное получение жилья, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 требования истца не признала по основаниям указанным администрацией <адрес> в возражениях на исковые требования ФИО1 Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения <адрес> судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, по правилам ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, указавшего в отзыве, что считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Государственные гарантии жилищных прав детей – сирот и лиц из их числа установлены статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством, в частности, статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящее время жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются только при условии включения лица в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родич елей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц. которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которою находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченном) органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Таким образом, из приведенных законоположений следует, что формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом реализация такого права в соответствии нормами правил предусматривает заявительный порядок обращения. Кроме того, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает заявительный характер. Вместе с тем, как следует из материалов дела ФИО6 в министерство (уполномоченный орган) с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц не обращалась. Какого - либо решения министерством в отношении ФИО6 не принималось.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации <адрес>, Управление образования администрации <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, не сообщили суду об уважительных причинах неявки, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В судебном заседании установлено, что ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в свидетельстве о рождении родителями указаны отец - ФИО2, мать - ФИО3.
Согласно справке о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> имеется запись акта о расторжении брака между ФИО2 и ФИО3. После расторжения брака ей присвоена фамилия ФИО7.
Статус лица оставшегося без попечения родителей ФИО1 приобрела на основании вступившего в законную силу решения Шимановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ребенок передан на воспитание органам опеки и попечительства.
Заочным решением Свободненского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 лишен родительских прав в отношении ФИО1.
Как установлено из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 оставшейся без попечения гарантировано внеочередное предоставление жилья.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ <адрес> «Свободненский социальный приют для детей» ФИО1 являлась воспитанницей указанного приюта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыла в детский <адрес>.
В июне 2008 году ФИО1 окончила общеобразовательное учреждение МСОШ №<адрес>
Из имеющихся в материалах дела ответов директору детского <адрес> в 2007 и 2008 годах, и ГОУНПОПУ № в 2010 году администрация <адрес> подтверждала, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, имеющих право на внеочередное получения жилого помещения в <адрес>.
Согласно архивной справке ГПОАУ АТК от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУНПОПТЛ № по профессии повар – кондитер.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 отсутствовали права на объекты недвижимости на территории <адрес>, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление образования администрации <адрес> с заявлением о включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из имеющегося, в материалах дела, ответа Управления образования администрации <адрес> усматривается, что в виду наличия постановления местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внеочередном предоставлении жилплощади несовершеннолетней ФИО1» ей необходимо обратиться в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список.
В июне 2020 года ФИО1 обратилась в Управление образование администрации <адрес> с заявлением о выдачи ей постановления о снятии ее с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в <адрес>.
На заявление ФИО1 управлением образования Администрации <адрес> дан ответ о том, что она не состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в <адрес>. В постановлении местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не указано, что она состоит на регистрационном учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору специализированного найма, в связи, с чем нет оснований выдать постановление о снятии ФИО1 с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Не согласившись с ответом управления образования администрации <адрес> истица обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам, мотивировав их тем, что относится к категории лиц из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и не может реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку постановлением местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внеочередном предоставлении жилплощади» ей было гарантировано внеочередное предоставление жилья, что подтверждает ее право на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок – сирота». Решение об отмене нормативного правового акта за № от ДД.ММ.ГГГГ не принималось.
В силу ст. 40 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Реализация функций по обеспечению и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в области жилья, распределяется между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а в части передачи государственных полномочий муниципальным органам или реализации муниципальными органами дополнительных гарантий - муниципальными органами.
Это основано на положениях Конституции (п. п. "ж", "к" статьи 72), согласно которой вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации.
Согласно ст. 92ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ была изложена в новой редакции.
Согласно п. 1, п.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ действия положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На территории <адрес> отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливается <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В силу ч. 2. ст. 4 Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес> утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №).
Пунктами 2,4 указанного Порядка предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), сформированный в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Пунктами 16,17 указанного Порядка Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, действующим в настоящее время законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. При этом реализация права на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, для лиц указанной категории в соответствии с нормами права предусматривает заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> и Министерству социальной защиты населения связаны с разрешением вопроса признания за ней права на внеочередное предоставление жилья.
Между тем истцом суду не предоставлено доказательств того, что ФИО1 обращалась с заявлением в Министерство социальной защиты населения <адрес>, Управление образование администрации <адрес> с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и что ей было отказано во включении в список.
Заявительный характер обращения и предоставления жилого помещения не является пустой формальностью, так как на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет заводятся специальные дела, проводится работа по изучению данного вопроса и вынесения мотивированного решения уполномоченным органом. Суд не вправе нарушать заявительный характер обращения для постановки на учет в качестве нуждающихся лиц, из данной категории, а также заявительный характер предоставления жилья данной категории лиц.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить в списке на внеочередное получение жилья, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным отказ в виде ответа Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в виде признания за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить в списке на внеочередное получение жилья, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования <адрес> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: