Дело № 2-13/2021 года
УИД 69RS0023-01-2020-000442-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Осташков Тверской области 30 июня 2021 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н. В.,
при секретаре Кудревановой Е.С.,
с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озеровой Н.Д., представителя ответчика Васильева С.В.- Соколова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области и администрации Осташковского городского округа к Васильеву С.В. и ООО «ЛесоТехнологии» о запрете нецелевого использования земельного участка и возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и встречному исковому заявлению Васильева С.В. Главному Управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о признании права собственности на административное здание и здание склада сельскохозяйственной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области к Васильеву С.В. в котором с учетом уточнений просит:
1. прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. 3амошье;
2. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, от следующих объектов: 1) дома на капитальном фундаменте размером 6 м. на 9 м., на площади 54 кв.м.; 2) сарая размером 6м на 12 м., на площади 72 кв.м.; 3) пилорамы размером 24 м. на 14 м., на площади 336 кв.м., состоящей из настила доски и двух бетонированных основ размером 1,5 м. на 14 м.; 4) площадки (настила доски) размером 9 м. на 8 м., на площади 72 кв.м.; 5) бытовки размером 6 м. на 4 м., на площади 24 кв.м.; 6) дома размером 9 м. на 6 м., на площади 54 кв.м.; 7) железного контейнера размером 2,5 м. на 6 м., на площади 15 кв.м.; 8) бетонированной площадки на площади 900 кв.м. и расположенного на ней склада размером 21м. на 30 м., на площади 630 кв.м.; 9) складирования бревен размером 20 м. на 6 м., на площади 120 кв.м.; 10) складирования досок, хлыстов размером 38 м. на 3 м., на площади 114 кв.м.; 11) складирования досок размером 1,5 м. на 15 м., на площади 22,5 кв.м; 12) складирования древесины размером 8 м. на 9 м., на площади 72 кв.м.; 13) складирования досок, обрези размером 7 м. на 22 м., на площади 154 кв.м.; 14) складирования отходов (старые канистры, колеса, железные пластины, каркасы автомобилей) размером 25 м. на 10 м., на площади 250 кв.м.; 15) складирования старых бревен размером 6 м. на 4 м., на площади 24 кв.м;
3. в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. 3амошье, от древесных отходов (старые доски, обрезь, горбыль) на площади 10 м. на 10 м;
4. в течении семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. 3амошье;
5. провести рекультивацию земель в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, в соответствии с проектом рекультивации.
6. Взыскать с Васильева С.В. в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 2811 433,60 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе выездной проверки природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росреестра по Тверской области и Управления Россельхознадзора по Тверской области 15.05.2020 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п Замошское, д. Замошье, расположены объекты деревообработки (пилорама).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2020 № КУВИ-002/2020-1000846 земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское». Собственником данного земельного участка является Васильев С.В.
Из акта административного обследования от 15.05.2020 № 46/24/2020, составленного заместителем начальника Осташковского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости - здания пилорамы, склады, также складирован пиломатериал, отходы деревообработки (отходы). С южной стороны за границей участка на землях неразграниченной государственной собственности находится часть здания, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части участка 2320 кв.м. С западной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности складирована древесины, площадь частей земли неразграниченной государственной собственности составляет 4120 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства, по составу угодий - пашня. Однако, фактически земельный участок используется для переработки древесины (пилорама).
По результатам административного обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства (ст. 25, 26, 39.1, 42 Земельного кодекса РФ) собственником земельного участка с кадастровым номером №, выразившиеся в самовольном занятии части площадью 4120 кв.м. из земельного участка неразграниченной государственной собственности, и в использовании земельного участка не по целевому назначению.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № перераспределен путем его раздела на 2 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами:
1) №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. Замошье, площадью 16 155 кв. м;
2) №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. Замошье, площадью 50 380 кв. м.
Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Россельхознадзора по Тверской области и Васильевым С.В. был 16.10.2020 проведен дополнительный осмотр земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Согласно информации Управления Россельхознадзора по Тверской области от 20.10.2020 №04-09-ВБ/8714 на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства расположен производственный комплекс площадью 0,91 га, с объектами недвижимости по переработке древесины. На земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, выявлено зарастание древесно-кустарниковой и сорной растительностью и загрязнение участка древесными отходами (старыми досками, обрезью, горбылем), площадь загрязнения 10 м. на 10 м., высота 50 см., отходы относятся к 5 классу опасности, координаты №.09267, Е 033.08912. Ущерб, причиненный почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № составил 2715433,60 рублей. Ущерб, причиненный почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № составил 96 000 рублей.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № относится к сельскохозяйственным угодьям, по составу угодий - пашня. Таким образом, строительство вышеназванных объектов на земельном участке с кадастровым номером № и их дальнейшая эксплуатация осуществляются с нарушением закона.
Васильев С.В. обратился в суд со встречным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать за ним право собственности на административное здание, расположенное по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, район д. Замошье, площадью 67,9 кв. м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № и здание склада сельскохозяйственной продукции, расположенное по адресу: Тверская Область, Осташковский городской округ, район д. Замошье, площадью 142,6 кв.м., на земельном участке по адресу: Тверская область, Осташковский р-н, район д.Замошье с кадастровым номером №.
Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. На данном участке им было возведено административное здание площадью 67,9 кв. м., и здание склада сельскохозяйственной продукции, площадью 142,6 кв.м, для занятия сельхозпроизводством. 08.02.2021 года он обратился в Управление архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Поскольку в установленный законом срок ответа не поступило, он вынужден обратиться в суд с иском.
Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, заменено процессуальное положение третьего лица администрации Осташковского городского округа, которая подлежит вызову в судебное заседание в качестве истца, в интересах которого с иском обращается Осташковский межрайонный природоохранный прокурор.
Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 08 декабря 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЛесоТехнологии».
Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 04 февраля 2021 года, к участию в деле по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и администрации Осташковского городского округа к Васильеву С.В. и ООО «ЛесоТехнологии» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечено Главное Управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.
Помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озерова Н.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала с учетом проведенное по делу экспертизы, встречные исковые требования посчитала не подлежащими удовлетворению.
Представители материальных истцов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области и администрации Осташковского городского округа в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик (истец по встречному иску) Васильев С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Соколов А.Б., исковые требования прокурора не признал, встречные исковые требования Васильева С.В. поддержал.
Представитель ответчика ООО «ЛесоТехнологии» в судебное заседание не явился о месте времени и дате рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика (по встречному иску) Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования Осташковского межрайонного прокурора поддержал, встречные исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, пояснив, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов не были получены в установленном законом порядке. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения в связи с чем, использование земельного участка с кадастровым номером № для строительства административного здания возможно только после перевода в иную категорию. В соответствии с законодательством сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по целевому назначению.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и администрации Осташковского городского округа к Васильеву С.В. и ООО «ЛесоТехнологии» о запрете нецелевого использования земельного участка и возмещении ущерба, причиненного окружающей среде подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования Васильева С.В. к Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о признании права собственности на административное здание и здание склада сельскохозяйственной продукции не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № имел категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское». Собственником данного земельного участка являлся Васильев С.В., 07.11.1977 г.р. (т.1 л.д.30-34).
В ходе выездной проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росреестра по Тверской области и Управления Россельхознадзора по Тверской области 15.05.2020 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п Замошское, д. Замошье, расположены объекты деревообработки (пилорама).
Так, из акта административного обследования от 15.05.2020 №, составленного заместителем начальника Осташковского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости - здания пилорамы, склады, также складирован пиломатериал, отходы деревообработки (отходы). С южной стороны за границей участка на землях неразграниченной государственной собственности находится часть здания, складирован пиломатериал, отходы деревообработки (опилки), площадь части участка 2320 кв.м. С западной стороны за границей земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности складирована древесины, площадь частей земли неразграниченной государственной собственности составляет 4120 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен для ведения сельскохозяйственного производства, по составу угодий - пашня. Однако, фактически земельный участок используется для переработки древесины (пилорама) (т.1 л.д.25-29, 42-45).
Согласно акту Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №04-20/32 от 15.05.2020 г. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном вблизи д. Замошье Осташковского района Тверской области площадью 6,6535 га, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», вид сельскохозяйственных угодий – пашня, правообладатель Васильев С.В. располагается пилорама. На участке находятся строения, стоит техника, складируются доски, бревна. Общая площадь под зданиями, сооружениями, техникой, складируемыми доскми и отходами производства, а также бытовым мусором 1,445 га. На площади 5,2085 га произрастают деревья, кустарники и сорные растения.
- Площадка №1. Выявлено перекрытие плодородного слоя на площади 0,9 га.
- Площадка №2. Выявлено загрязнение древесными опилками на площади 0,02 га, высота размещения 0,15 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов -288 кг/м3.
- Площадка №3. Выявлено загрязнение смешанными квартирными отходами, высота размещения 0,50м., отходы относятся к 4 классу опасности. Плотность отходов-144 кг/м3. Корпуса автомобилей. Обрезки длинномерные. Площадь 0,025 га. (т.1 л.д.72-78).
Таким образом, по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства (ст. 25, 26, 39.1, 42 Земельного кодекса РФ) собственником земельного участка с кадастровым номером №, выразившиеся в самовольном занятии части площадью 4120 кв.м. из земельного участка неразграниченной государственной собственности, и в использовании земельного участка не по целевому назначению.
Из объяснений, данных Васильевым С.В. 26.06.2020 г. в рамках проверки проведенной природоохранной прокуратурой, следует, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №. Земельный участок отнесен к категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. В настоящее время на земельном участке расположены: гараж из металлоконструкций, открытый навес, 2 фермерские ленточные пилорамы, дом работников для проживания, колодец, техническое помещение для проживания рабочих, подстанция. Все объекты им возведены самостоятельно и принадлежат ему на праве собственности. Данный участок никому в пользование и владение не передавался, использует его самостоятельно для фермерского хозяйства. Заготовленный пиломатериал предназначен для строительства для собственных нужд. Нарушения, выразившиеся в складировании на почве отходов металла, бытовых отходов и отходов деревообработки в ближайшее время будут устранены. Около двух лет назад построено бетонное основание перед гаражом из бетонных плит, чтобы при въезде в гараж не проваливалась техника (т.1 л.д.46).
Из сообщения Управления Росреестра по Тверской области от 29.05.2020 г. следует, что в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, д. Замошье, входят следующие виды сельскохозяйственных угодий-пашня (т.1 л.д.86-87).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № перераспределен путем его раздела на 2 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами:
1) №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. Замошье, площадью 16 155 кв. м;
2) №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. Замошье, площадью 50 380 кв. м. (т.1 л.д.141-146).
Согласно акту осмотра от 30.08.2020 г. на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости – здания, склады. На земельном участке складированы доски, пиломатериал, отходы деревообработки, иные отходы (т.1 л.д.158-164).
В соответствии с письмом директора ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» от 02.06.2020 № 22-1047 произведен расчет ущерба, причиненного почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, который составил 2374560 рублей (т.1 л.д.205-207).
Согласно постановлению заместителя ФИО1 государственного инспектора в Осташковском, Андреапольском, Пеновском, Селижаровском районах, ЗАТО «Солнечный» по использованию и охране земель от 28.08.2020 г. производство по делу об административном правонарушении по п/п 6 п.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращено в связи с истечением срока давности (т.1 л.д.208-211).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Осташковском, Андреапольском, Пеновском, Селижаровском районах, ЗАТО «Солнечный» по использованию и охране земель от 28.08.2020 г. Васильев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Ко АП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (т.1 л.д.212-219).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «ГЕО-ГРУПП» на земельном участке с кадастровым номером № установлено наличие бетонной площадки, площадью 988,9 кв.м. (т.1 л.д.220—225).
Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Россельхознадзора по Тверской области и Васильевым С.В. 16.10.2020 проведен дополнительный осмотр земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Согласно информации Управления Россельхознадзора по Тверской области от 20.10.2020 №04-09-ВБ/8714 (т.1 л.д.232-233) на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства расположен производственный комплекс площадью 0,91 га, включающий в себя следующие объекты:
дом на капитальном фундаменте: 6 м. на 9 м., площадь 54 кв.м., координаты № 57.09304, Е 033.08736;
сарай 6м на 12 м., площадью 72 кв.м., координаты 57.09304, Е 033.08790;
пилорама 24 м. на 14м., общая площадь 336 кв.м., состоит из настила доски и двух бетонированных основ 1,5 м. на 14 м., координаты 57.09274, Е 033.08835;
площадка (настил доски) 9 м. на 8 м., площадь 72 кв.м., координаты 57.09251, Е 033.08834;
бытовка 6 м. на 4 м., площадь 24 кв.м.;
дом 9м на 6м, площадь 54 кв.м., координаты 57.09245, Е 033.08804;
железный контейнер 2,5 м. на 6м., площадь 15 кв.м, координаты 57.09245, Е 033.08789;
бетонированная площадка, площадью 900 кв.м., координаты 57.09244, Е 033.08696 и расположенный на ней склад 21м. на 30 м., площадь 630 кв.м., координаты 57.09274, Е 033.08789.
Между зданиями и сооружениями присутствует наличие
крупнозернистого песка, мелких камней.
Также на данном земельном участке выявлено;
складирование бревен: 20 м. на 6 м., площадь 120 кв.м., высота 2м., координаты 57.13734, Е 033.11428;
складирование досок, хлыстов: 38 м. на 3 м., площадь 114 кв.м., высота до 1,5 м, координаты 57.09296, Е 033.08643;
складирование досок: 1,5м на 15м, площадь 22,5 кв.м, высота 1,2м, координаты № 57.09291, Е 033.08808;
складирование древесины 8м на 9м, площадь 72 кв.м, высота 2м, координаты № 57.09255, Е 033.08812;
загрязнение досками, обрезью 7 м. на 22 м., площадь 154 кв.м., высота 20 см, отходы относятся к 5 классу опасности, плотность отходов - 160 кг/куб.м, координаты 57.09291, Е 033.08834;
загрязнение участка отходами (старые канистры, колеса, железные пластины, каркасы автомобилей), отходы относятся к 4 классу опасности, 25 м. на 10 м., площадь 250 кв.м. Плотность отходов - 144 кг/куб.м., координаты 57.09279, Е 033.08634;
Складирование старых бревен 6 м. на 4 м., площадь 24 кв.м., высота 50 см., координаты № 57.09288, Е 033.08625.
На земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, выявлено зарастание древесно-кустарниковой и сорной растительностью и загрязнение участка древесными отходами (старыми досками, обрезью, горбылем), площадь загрязнения 10 м. на 10 м., высота 50 см., отходы относятся к 5 классу опасности, координаты 57.09267, Е 033.08912.
ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» от 27.10.2020 № 22-2127 произведен расчет ущерба, причиненного почвам на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, который составил 2715433,6 рублей (т.1 л.д.245-253), на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, ущерб составил 96 000 рублей (т.2 л.д.1-3).
Согласно расчету от 04.02.2021 г. №69-01-ЗРВ суммарный ориентировочный размер причиненного вреда почвам земельного участка с кадастровым номером № составил 1271984 рублей (т.3 л.д.144-148)
05 августа 2017 года Васильев С.В. передал в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п Замошское, д. Замошье ООО «ЛесоТехнологии» для осуществления предпринимательской деятельности-проведения работ по переработке древесины, размещения объектов, размещения объектов для проведения работ по лесопереработке, складирования пиломатериалов, стоянки техники (т.2 л.д.68-69).
Таким образом, установленные обстоятельства указывают на то, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, № в настоящее время именно Васильев С.В. разместил объекты недвижимости и занимается переработкой лесоматериалов, следовательно, имеется причинная связь между его противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Учитывая изложенное, исковые требования Осташковского межрайонного прокурора о возложении обязанности на ответчика Васильева С.В. прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. 3амошье и в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, от следующих объектов: 1) дома на капитальном фундаменте размером 6 м. на 9 м., площадью 54 кв.м; 2) сарая размером 6 м. на 12 м., площадью 72 кв.м.; 3) пилорамы размером 6, 6 м. на 9,30 м. площадью 61.38 кв. м., 4) пилорамы, размером 18,4 м. на 11,3 м., площадью 207,92 кв. м., 5) дома размером 9 м на 6м, на площадью 55,8 кв.м., 6) железного контейнера размером 2,3 м. на 6 м., на площадью 13,8 кв.м., 7) бетонированной площадки площадью 1352,1 кв.м., с расположенным на ней складом размером 20,8 м. на 30,5 м., на площади 634,4 кв.м., 8) площадки (настила из досок) размером 9 м на 7,5 м, площадью 67,5 кв.м. подлежат удовлетворению.
Право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 42).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 № 21 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21), и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Возмещение вреда в натуре - это один из способов возмещения вреда, предусмотренного положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по возмещению вреда, причиненного порчей земельного участка, должна быть возложена на ответчика Васильева С.В.
Определением Осташковского межрайонного суда от 26 апреля 2021 года по делу назначена судебная почвоведческая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Волгоградского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора».
Согласно экспертному заключению №6 от 31.05.2021 г. расчет ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате снятия и перемещения и перекрытия плодородного слоя составил 934048 рублей (т.4 л.д.186), следоватьельно с ответчика Васильева С.В. подлежит взысканию в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 934048 (девятьсот тридцать четыре тысячи сорок восемь) рублей.
В силу ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п. 5, 6 ст. 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Учитывая, что по заказу Васильева С.В. был разработан проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 16155 кв.м., на основании лабораторных испытаний ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» (т.3 л.д.149-182), исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
При этом, на ответчика суд считает необходимым возложить обязанность провести рекультивацию земель в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, в соответствии с проектом рекультивации.
Разрешая встречные исковые требования Васильева С.В. о признании права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, район д. Замошье, площадью 67,9 кв. м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № и здание склада сельскохозяйственной продукции, расположенное по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, район д. Замошье площадью 142,6 кв.м., на земельном участке по адресу: Тверская область, Осташковский р-н, район д.Замошье с кадастровым номером № суд исходит из следующего.
08.02.2021 года Васильев С.В. обратился в Главное Управление архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство (т.2 л.д.161), представив технический план на здания (т.2 л.д.161-238), представив техническую документаци на здания и отчет №03/02-21-н, согласно которому стоимость нежилого административного здания, общей площадью 67,9 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: Тверская область, Осташковский район, д. Замошье составляет 330 000 рублей.
Согласно отчету №16/03-21-н от 16.03.2021 г. рыночная стоимость склада, общей площадью 142,6 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: Тверская область, Осташковский район, д. Замошье составляет 149 500 рублей.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Исходя из положений изложенной правовой нормы, для признания постройки самовольной необходимо установление хотя бы одного из следующих признаков: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.
Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, влечет за собой последствия, предусмотренные указанной статьей.
В силу абзаца первого ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 6 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, то есть с учетом вида разрешенного использования, установленного при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером № относится к сельскохозяйственным угодьям, по составу угодий - пашня.
Порядок осуществления строительства на землях сельскохозяйственного назначения законом прямо не урегулирован. Исходя из положений частей 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области и администрации Осташковского городского округа к Васильеву С.В. и ООО «ЛесоТехнологии» о запрете нецелевого использования земельного участка и возмещении ущерба, причиненного окружающей среде удовлетворить частично.
Обязать Васильева С.В.:
1. прекратить деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.о. Осташковский, д. 3амошье.
2. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, от следующих объектов: 1) дома на капитальном фундаменте размером 6 м. на 9 м., площадью 54 кв.м.; 2) сарая размером 6 м. на 12 м., площадью 72 кв.м.; 3) пилорамы размером 6,6 м. на 9,30 м площадью 61.38 кв. м., 4) пилорамы, размером 18,4 м на 11,3 м, площадью 207,92 кв. м., 5) дома размером 9 м на 6 м., на площадью 55,8 кв.м., 6) железного контейнера размером 2,3 м. на 6 м., на площадью 13,8 кв.м., 7) бетонированной площадки площадью 1352,1 кв.м., с расположенным на ней складом размером 20,8 м. на 30,5 м., на площади 634,4 кв.м., 8) площадки (настила из досок) размером 9 м. на 7,5 м., площадью 67,5 кв.м.;
3. провести рекультивацию земель в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, Осташковский городской округ, д. 3амошье, в соответствии с проектом рекультивации.
6. Взыскать с Васильева С.В. в пользу бюджета Осташковского городского округа Тверской области вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 934048 (девятьсот тридцать четыре тысячи сорок восемь) рублей.
В остальной части исковых требований Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Осташковского городского округа в лице уполномоченных органов: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области и администрации Осташковского городского округа к Васильеву С.В. и ООО «ЛесоТехнологии» о запрете нецелевого использования земельного участка и возмещении ущерба, причиненного окружающей среде отказать.
В удовлетворение встречных исковых требований Васильева С.В. к Главному Управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о признании права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, район д. Замошье, площадью 67,9 кв. м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № и здание склaдa сельскохозяйственной продукции, расположенное по адресу: Тверская область, Осташковский городской округ, район д. Замошье площадью 142,6 кв.м., на земельном участке по адресу: Тверская область, Осташковский р-н, район д.Замошье с кадастровым номером № отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Осташковского межрайонного суда тверской области от 28 августа 2020 года в виде наложения ареста на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п 3амошское, д. 3амошье, определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 марта 2021 года в виде запрета Васильеву С.В. осуществлять деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п Замошское, д. Замошье, и запрета совершать регистрационные действия на здания и сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, а также определением от 26 апреля 2021 года в виде запрета ООО «ЛесоТехнологии» осуществлять деятельность по приему, отгрузке, размещению, хранению и переработке древесины, лесопилению на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: Тверская область, Осташковский район, с/п Замошское, д. Замошье, отменить после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 07 июля 2021 года.
Судья Ракитский Н.В.
Дело № 2-13/2021 года
УИД 69RS0023-01-2020-000442-64