ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/2022 от 13.01.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-13/2022

УИД: 87RS0001-01-2021-000231-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре судебного заседания Соболевой Е.А.,

с участием истца Бартошика А.В.,

представителя ответчика Департамента социальной политики Чукотского автономного округа – Тюменцевой А.В., действующей на основании доверенности от 23.08.2021 №1-21/67,

представителя ответчика Администрации городского округа Анадырь – Храмковой А.А., действующей на основании доверенности №19Д от 08.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бартошика Артема Витальевича к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа о возложении обязанности включить истца в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к Администрации городского округа Анадырь о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, на состав семьи три человека,

УСТАНОВИЛ:

в Анадырский городской суд поступило исковое заявление Бартошика А.В. к Департаменту социальной политики Чукотского АО (далее – Департамент) о возложении обязанности о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к Администрации городского округа Анадырь о возложении обязанности предоставить истцу в городе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте на состав семьи три человека. Бартошик Артем Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец истца – ФИО3 на основании решения Шмидтовского районного суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Истец был направлен в учебно-экспериментальный комплекс «Базовый ясли/сад-детский дом» управления образования Администрации Чукотского автономного округа, где и проживал до своего совершеннолетия. С 2005 по 2007 истец обучался в ПУ №3 г. Анадырь, до отчисления проживал в общежитии училища. Дом, в котором проживала семья Бартошика А.В., сгорел, жилое помещение за ним не закреплялось. Постановлением и.о. уполномоченного Главы МО Шмидтовского района по с. Рыркайпий несовершеннолетний Бартошик А.В. включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей. По окончании пребывания в детском доме, достижении возраста 18 лет, окончании обучения в ПУ №3 г. Анадырь Бартошик А.В. жилым помещением не обеспечен. 23.11.2020 истец обратился с заявлением в Департамент о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения в 2020 в г. Анадыре. Письмом Департамента в постановке на данный учет Бартошику А.В. отказано в связи с отсутствием у него права на обеспечение названным жилым помещением. Истец полагает, что данное право им не утрачено, ранее за обеспечением жилым помещением он никуда не обращался, поскольку считал, что не имеет права на обеспечение жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей. В настоящее время истец проживает по адресу: г. Анадырь, ул. Энергетиков, д.24, кв. 22, не является собственником или нанимателем жилого помещения, данное жилое помещение снимает за плату по договору найма и проживает в нем совместно с женой и малолетним ребенком. Нуждается в жилом помещении в г. Анадырь, поскольку проживает в городе с 1993, имеет постоянную работу, в других населенных пунктах Чукотского автономного округа истец и его семья жилья не имеют. На основании изложенного, Бартошик А.В. просит возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа обязанность по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность предоставить истцу в г. Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте на состав семьи три человека.

Определением судьи Анадырского городского суда от 17.05.2021 данное исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка гражданского дела к судебному разбирательству.

В отзыве на исковое заявление Бартошика А.В. Департамент указал, что формирование соответствующего списка в субъекте РФ, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется на территории Чукотского АО Департаментом. В удовлетворении заявления Бартошика А.В. о включении истца в названный список по г. Анадырь от 23.11.2020 отказано на основании п.3 Правил, согласно которому в данный список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. При этом Департамент указывает, что в названных Правилах используется расширительное толкование права детей-сирот, достигших возраста 23 лет, на обеспечение жилыми помещениями. Учитывая положения Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться и в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными. Бартошик А.В. до достижения им возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращался, доказательств наличия препятствий к этому не представил. Доказательств наличия иных причин, которые возможно считать уважительными, в том числе, исходя из разъяснений, содержащихся в названном Обзоре Верховного Суда РФ от 20.11.2013, истцом не представлено. В связи с изложенным, Департамент просит отказать Бартошику А.В. в удовлетворении его искового заявления.

В первоначальных возражениях Администрация ГО Анадырь со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397, разъяснения Минпросвещения России от 23.06.2020 №ДГ-812/07 «О направлении разъяснений», учитывая обращение Бартошика А.В. с заявлением о включении его в данный список после достижения 23 лет, принимая во внимание отказ Департамента во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Чукотском автономном округе, полагала данный иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В дополнительной правовой позиции по данному гражданскому делу Администрация ГО Анадырь указала, что Бартошик А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с проживанием истца у своего опекуна ФИО6 в г. Анадырь в соответствии с действовавшим на тот момент Кодексом о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 функцию органов опеки и попечительства в отношении ФИО1 осуществляла Администрация <адрес> в лице Отдела образования Администрации <адрес>. В связи с невозможностью исполнения обязанностей опекуном постановлением Администрации г. Анадырь от 22.06.1993 Бартошик А.В. направлен в детский дом смешанного типа Чукотского автономного округа в г. Анадырь. С учетом положений Кодекса о семье и браке РСФСР, принимая во внимание уничтожение в результате пожара дома, в котором проживали Бартошик А.В. и его сестра Бартошик О.В., постановлением уполномоченного Главы по с. Рыркайпий МО Шмидтовский район от 19.05.2004г. №14 Бартошик А.В. включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья. Соответственно, до 01.03.2005 истец подлежал обеспечению жилым помещением по окончанию пребывания в детском доме именно в этом населенном пункте. Вместе с тем Бартошик А.В. проживал в детском доме в период с 22.07.1993 по 01.09.2006, то есть и после 18-летия, с 2005 по 2007 обучался в ПУ №3 г. Анадырь. В период обучения проживал в общежитии училища, где перестал жить после отчисления. На момент отчисления из ПУ №3 г. Анадыря Бартошик А.В. достиг возраста 20 лет. С учетом положений Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004, действовавшей на момент исполнения истцу 18 лет и на момент завершения им обучения в ПУ №3 г.Анадыря), Жилищного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2013), поскольку истец включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья в с. Рыркайпий, но фактически, после достижения совершеннолетия, окончания пребывания в детском доме, окончания прохождения обучения в ПУ №3 г. Анадырь, продолжал проживать в г. Анадырь, на момент окончания обучения уже достиг возраста 20 лет, для получения жилого помещения в г. Анадырь Бартошику А.В. следовало обратиться в Администрацию г. Анадырь с заявлением в порядке, предусмотренном ст. 52 ЖК РФ, о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Бартошик А.В. с подобным заявлением в адрес Администрации не обращался. Однако, поскольку истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, ранее был включен в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в с. Рыркайпий, но с 1990 по настоящее время фактически проживает в г. Анадырь, право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовал, требования Бартошика А.В. о включении в вышеуказанный список подлежат удовлетворению. Учитывая направленность Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан, в части предоставления жилого помещения на состав семьи из трех человек иск не подлежит удовлетворению. Не подлежит удовлетворению и требование к Администрации ГО Анадырь о возложении обязанности предоставить Бартошику А.В. в г. Анадырь благоустроенное жилое помещение. В случае удовлетворения требования, предъявляемого к Департаменту, Администрация обязана выполнить требование о предоставлении жилого помещения в силу Закона Чукотского автономного округа от 22.10.2009 №126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».

В предварительном судебном заседании протокольным определением Анадырского городского суда от 17.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Бартошик Н.В., действующая, как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетнего ребенка Бартошика Р.А., 2019 г.р., в связи с чем определением судьи Анадырского городского суда от 17.08.2021 проведена дополнительная подготовка данного гражданского дела к судебному разбирательству (т.1, л.д.205-208).

В своем заявлении от 30.09.2021 Бартошик Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО10, сообщила суду о согласии с исковыми требованиями Бартошика А.В. в полном объеме, просила суд об их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении основаниям (т.1, л.д.215).

Третье лицо Бартошик Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ уведомленная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В настоящем судебном заседании Бартошик А.В. исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента Тюменцева А.В. полагала истца Бартошика А.В. утратившим право на получение указанного жилого помещения в связи с достижением им 23-летнего возраста, а исковые требования – необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации ГО Анадырь Храмкова А.А. полагала исковые требования Бартошика А.В. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вне очереди, подлежащими удовлетворению, требования в остальной части - не подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.40 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п.3 ст. 40 Конституции РФ).

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (подп.2, 9 ст. 8 ГК РФ).

Согласно ст. 119 Кодекса о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 (в редакции от 24.02.1987) опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных неимущественных прав и интересов этих детей.

Как установлено ст. 120 Кодекса о браке и семье РСФСР, органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов. Опека и попечительство устанавливаются исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

Мать Бартошика А.В. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, а отец истца – ФИО3 отказался от воспитания ребенка, впоследствии лишен родительских прав решением Шмидтовского районного суда Чукотского автономного округа от 15.07.2004 по гражданскому делу (т.1, л.д.12,68-69,73).

Учитывая проживание Бартошика А.В. у своего опекуна ФИО6 с мая 1990 в г. Анадырь, функцию органов опеки и попечительства в отношении истца в данный период времени осуществлял Отдел образования Администрации г. Анадырь.

Исходя из постановления Администрации г. Анадырь от 22.06.1993 №323, в связи с невозможностью исполнения своих обязанностей опекуном ФИО6 Бартошик А.В. направлен в детский дом смешанного типа Чукотского автономного округа в г. Анадырь, где проживал в период с 22.07.1993 по 01.09.2006 (т.1, л.д. 15, оборот. стор.,16, т.2, л.д.38).

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждены указанными материалами настоящего гражданского дела.

Таким образом, суд находит доказанным факт того, что Бартошик Артем Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 127 Кодекса о браке и семье РСФСР (действовавшего на момент возникновения данных правоотношений) определено, что детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Подпунктом «е» п. 4 Положения об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1986 №175, было установлено, что исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов как органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Как следует из ч.2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 06.07.1991, действовавшей на момент помещения Бартошика А.В. в детское учреждение), вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам по окончании пребывания, в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детском учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В силу абз.4 ст. 148 Семейного кодекса РФ (в редакции от 02.01.2000) дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Абзацем 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 45-ФЗ).

Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004, действовавшей на момент совершеннолетия истца) (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Письмом Администрации с. Рыркайпий от 23.02.1995 исх. №5 до Отдела образования Администрации г. Анадыря доведены сведения об уничтожении пожаром дома, в котором проживала семья Бартошик, в связи с чем обоснованным является довод истца и Администрации ГО Анадырь о том, что фактически Бартошик А.В. остался без закрепленного за ним жилого помещения, а равно не имел такового с 23.02.1995 (т.1, л.д.130).

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч.2 ст. 6 Федерального закона 29.12.2004 №189-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2013) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, постановлением и.о. Уполномоченного Главы МО Шмидтовский район по с. Рыркайпий от 19.05.2004 №14 Бартошик Д.В. внесен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья в с. Рыркайпий (т.2, л.д. 35).

Согласно справке ГКУ СО «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 23.12.2021 №01-16/1740 Бартошик А.В. проживал в ГОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» в период с 01.07.1993 по 01.09.2006 (т.2, л.д.36).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец в период с 2005 по 2007 обучался в ПУ №3 г. Анадырь, в период обучения проживал в общежитии училища, где перестал жить после окончания учебы в нем.

На момент отчисления из ПУ №3 г. Анадырь истец достиг возраста 20 лет.

Таким образом, с 1990 Бартошик А.В. постоянно проживал и проживает в г. Анадырь, в настоящее время проживает по адресу: <адрес><адрес>.

С учетом приведенного законодательства, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, на момент отчисления из ПУ №3 в 2007 году Бартошик А.В. имел фактическое право на обеспечение вне очереди жилой площадью по месту своего жительства в г. Анадырь как лицо, относящееся к числу детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В отношении отказа Департамента во включении Бартошика А.В. в вышеприведенный список суд приходит к следующим выводам.

Из материалов гражданского дела следует, что 23.11.2020 Бартошик А.В. обратился с заявлением в Департамент о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения (т.2, л.д. 19).

26.11.2020 исх. №1-11/6775 Департаментом отказано во включении Бартошика А.В. в данный список в связи с его непостановкой на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, утратой права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижению им 23-летнего возраста, отсутствием уважительных причин непостановки на такой учет до достижения указанного возраста (т.2, л.д.20).

Аналогичная правовая позиция изложена представителем Департамента в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

Суд полагает указанные доводы Департамента несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (как в редакции от 25.12.2018, действующей на момент обращения Бартошика А.В. с указанным заявлением в Департамент, так и в действующей редакции) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 №267-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п.2 данных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (абз. 2 п.2 Правил).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (абз. 3 п.2 Правил).

В список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (абз.3 п.3 Правил).

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Исходя из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Согласно положениям указанного Обзора, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении (уважительными), как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, могут являться, в частности: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Таким образом, сам по себе факт достижения истцом 23-летнего возраста и непостановка Бартошика А.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца в данной части.

В силу п.1 постановления Совета РСФСР от 30.04.1986 №175 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР» органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц (абз.2 п.1 постановления Совета РСФСР от 30.04.1986 №175).

В соответствии с п.2 постановления Совета РСФСР от 30.04.1986 №175 основными задачами органов опеки и попечительства являлись, в том числе, защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с подп. 24 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений ст.119 Кодекса о браке и семье РСФСР (в редакции от 24.02.1987, действовавшей на момент признания Бартошика А.В. ребенком, оставшимся без попечения родителей), ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, органы опеки и попечительства, осуществляющие в силу защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.

Абзацами 2 и 3 ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 27.01.2000 №04-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Чукотском автономном округе», действовавшего на момент проживания истца в ГОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» и на момент совершеннолетия, установлено, что опека - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов малолетних детей, не достигших возраста 14 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, опека над малолетними устанавливается также в целях их содержания, воспитания и образования; попечительство - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Статьей 3 Закона Чукотского автономного округа от 27.01.2000 №04-ОЗ определено, что органами опеки и попечительства на территории автономного округа являются органы местного самоуправления, в частности, в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы управления образованием.

Из абз. 3 ст.4 Закона Чукотского автономного округа от 27.01.2000 №04-ОЗ следует, что основными задачами органов опеки и попечительства являются, помимо прочего, защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Пунктами «в» и «и» ст. 4 Закона Чукотского автономного округа от 27.01.2000 №04-ОЗ установлено, что в соответствии с возложенными на них обязанностями, органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства назначают опекунов и попечителей, а также принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, обеспечению их жильем в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из совокупности приведенных законоположений в их взаимосвязи, на момент совершеннолетия Бартошика А.В. органом опеки и попечительства в отношении него выступал Отдел образования Администрации г. Анадыря с фактическим осуществлением данных функций ГОУ «Чукотский окружной специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», созданный распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 01.12.2003 №338-рп в результате реорганизации путем слияния Окружного детского дома «Светлячок» и Чукотского окружного социального приюта для детей и подростков «Журавлик» (распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 28.03.2006 №88-рп переименован в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом», распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 03.06.2011 №272-рп переименован в ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом», распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 19.12.2011 №622-рп изменен тип ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом», создано ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом», распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 23.07.2013 №286-рп ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» переименован в ГКУ социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»).

Соответственно, на Отдел образования Администрации г. Анадырь, как орган опеки и попечительства, и на государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором находился Бартошик А.В., законом возложена обязанность по защите жилищных прав подопечных, в том числе, для реализации ими своего права по получению жилого помещения в рамках предоставленных государством гарантий.

Как установлено судом, Бартошик А.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих на момент отчисления из учебного заведения право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по состоянию на 2007 г.

Между тем, как указано в иске и не оспаривается ответчиками, по достижению возраста 18 лет, по окончанию пребывания в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после окончания обучения в ПУ №3 г. Анадырь Бартошик А.В. жилым помещением не обеспечен.

В предварительном судебном заседании от 17.08.2021 истец пояснил, что после окончания Бартошиком А.В. учебного заведения в 2007 он и его сестра Бартошик О.В. обращались в Администрацию г. Анадырь с целью предоставления жилого помещения, на что был получен устный отказ Администрации г. Анадырь. При этом в 2007 сестре Бартошика А.В. выделено соответствующее жилое помещение. После получения устного отказа он не обратился за включением его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, поскольку не знал о наличии у него такого права, не знал, куда обращаться с данным вопросом, органом опеки ему соответствующие разъяснения даны не были. Лишь в 2020 Бартошик А.В. узнал о наличии права на получение жилого помещения, включение в список лиц, имеющих право на получение жилья в связи с уничтожением закрепленного жилого помещения пожаром за ним в 1995, после чего приступил к оформлению документов для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения в г. Анадырь (т.1, л.д. 201).

Кроме того, в данном судебном заседании истец пояснил, что законным представителем в указанный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не включался, при обращении к директору государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Микоткина О.И. сообщила Бартошику А.В. о передаче всех его документов (личное дело) в орган опеки, в котором на его устное обращение сообщили об отсутствии у них оригинала личного дела Бартошика А.В. и наличии только его копии (т.1, л.д. 201, 202).

В судебном заседании 13.01.2022 свидетель Бартошик О.В. подтвердила, что осенью 2006-2007г. (точную дату не помнит) она вместе со своим братом Бартошиком А.В. обращались в Администрацию г. Анадырь для предоставления жилого помещения Бартошику А.В., на что был получен немотивированный отказ.

В данном судебном заседании представитель Администрации ГО Анадырь сообщила об отсутствии в архиве Администрации ГО Анадырь сведений об обращении Бартошик А.В. и Бартошик О.В. на личный прием к Главе г. Анадырь в связи с истечением срока хранения данных учетных документов.

Таким образом, сведения, указанные Бартошиком А.В. в предварительном судебном заседании 17.08.2021 и судебном заседании 14.12.2021, ответчиком не опровергнуты, какие-либо доказательства обратного суду не представлены.

Допрошенный в судебном заседании 29.12.2021 в качестве свидетеля директор ГКУ СО «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Микоткина О.И. пояснила суду, что в сентябре 2006 Бартошик А.В. выбыл из государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учебное заведение. Личные дела воспитанников были необъемные и содержали мало информации, хранились в учреждении, в орган опеки не передавались. Если воспитанник из учреждения выбывал в учреждение профессионального образования и на момент выпуска из учреждения не получал жилое помещение, то личное дело продолжало вести образовательное учреждение. Дети получали жилье, когда заканчивали обучение в профессиональном училище или когда возвращались после прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по месту своего жительства в сельском поселении, в случае, если дети прибыли из районов Чукотского АО.

По словам свидетеля Микоткиной О.И., при формировании учреждением личных дел детей для их передачи органам опеки личное дело Бартошика А.В. не было передано в территориальный (районный) орган опеки, было принято решение оставить его в г. Анадырь, поскольку Бартошик А.В. проживал в г. Анадырь с 1993г., а личные дела, как показал свидетель, передавались туда, где ребенок преимущественно находился, при этом, в личном деле Бартошика А.В. содержался документ, подтверждающий его право на внеочередное получение жилья. В отношении включения в соответствующий список детей, за которыми жилые помещения не закреплены, Микоткина О.И пояснила в судебном заседании, что такие дети закреплялись по месту жительства отца, матери либо включались в список (принимались на учет) для предоставления жилого помещения вне очереди, личное дело Бартошика А.В. передано в ПУ №3 г. Анадырь.

При этом свидетель Микоткина О.И. указала, что государственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводилось информирование всех воспитанников о порядке осуществления защиты, в том числе, своих жилищных прав, Бартошик А.В. обратился к ней за разъяснениями в отношении возможности и порядка предоставления жилого помещения в 2020, до этого момента истец с данным вопросом не обращался.

Как пояснил в судебном заседании представитель Департамента Тюменцева А.В., полномочия Департамента в сфере опеки и попечительства возникли 01.01.2008 в соответствии с законом Чукотского автономного округа от 13.12.2007 №141-ФЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, патронажу». До 2008 органом опеки и попечительства являлась Администрация г. Анадырь, она являлась также органом, обеспечивающим жилыми помещениями данную категорию граждан. С момента исполнения ребенку 18 лет до 2013 детей-сирот ставили на учет. Ведение списков по обеспечению жильем продолжала осуществлять Администрация г. Анадырь. С момента выявления такой категории граждан, орган опеки автоматически включал их в список, собирал всю информацию о ребенке, в частности, имеется ли у него жилье, где он зарегистрирован, наличествует ли жилое помещение, в котором он ранее проживал. Если за таким ребенком отсутствовало закрепленное жилье, регистрация, тогда его включали в соответствующий список и по достижению ребенком 18 лет, ему предоставлялось жилье.

Относительно передачи личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Департамент представитель Тюменцева А.В. пояснила, что личные дела передавались в Департамент по акту приема-передачи, но списки детей Администрация оставляла у себя. В Департаменте отсутствует список детей, которым надлежало предоставить жилое помещение. С 2013 Департамент ведет свой список, а Администрация продолжает вести свой.

В судебном заседании 28.12.2021 представитель Администрации ГО Анадырь Храмкова А.А. пояснила, что в Администрации изменился состав делопроизводства, архивные документы по детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не сохранились. Ранее дети-сироты включались в общий список, ранее жилищным законодательством было предусмотрено, что такая категория граждан обеспечивается жилыми помещениями во внеочередном порядке. До 2013 это предполагало ведение общей очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и отдельного списка лиц, предоставление жилых помещений которым предусмотрено во внеочередном порядке. Поскольку истец проживал у опекуна в г. Анадырь, решение об изъятии ребенка и помещении его в окружной детский дом принимала Администрация г. Анадырь, как орган опеки и попечительства. В 2004 отец Бартошика А.В. лишен родительских прав, и истца включили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым положено внеочередное предоставление жилого помещения в с. Рыркайпий. В отношении сестры истца Бартошик О.В. в Администрации ГО Анадырь сохранились документы, ей было предоставлено жилье, в отношении Бартошика А.В. документы в Администрации ГО Анадырь отсутствуют. Для включения Бартошика А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и которые имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди, необходимо исключение Бартошика А.В. из соответствующего списка с. Рыркайпий. При этом Бартошик А.В. не был исключен из списка с. Рыркайпий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым положено внеочередное предоставление жилых помещений в г. Анадырь, по причине ошибки, допущенной государственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей либо Администрацией г. Анадырь.

Храмкова А.А. указала, что постановление и.о. Уполномоченного Главы МО Шмидтовского района от 19.05.2004 №14 «О постановке на учет на внеочередное получение жилой площади несовершеннолетнего Бартошек А.В.» поступило в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в непродолжительный срок после его издания, и учреждение должно было обратиться в Администрацию г. Анадырь для постановки Бартошика А.В. на учет.

Как следует из справки ГКУ СО «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 23.12.2021 №01-16/1740, Бартошик А.В., ДД.ММ.ГГГГ, проживал в Учебно-экспериментальном комплексе «Базовый детский сад-детский дом» г. Анадырь с 01.07.1993 по 01.09.2006 (т.2, л.д. 36).

Из материалов дела не следует и не опровергается сторонами, что при поступлении истца в профессиональное училище ПУ№3 г. Анадыря личное дело передавалось в данное образовательное учреждение либо выдано Бартошику А.В. по окончании училища и убытии из государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом, согласно сопроводительному письму ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» исх. №01-16/906 от 03.06.2011, личное дело Бартошика А.В. направлено в территориальное подразделение органа опеки – Отдел социальной поддержки населения г. Анадыря только 03.06.2011 (т.1, л.д.18).

Таким образом, в распоряжении фактического опекуна ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелись необходимые документы для исполнения им обязанности по защите имущественных прав Бартошика А.В., направления необходимых сведений в адрес органа опеки и попечительства – Отдела образования г. Анадырь для включения его в соответствующий список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Также и Отдел образования г. Анадырь, являясь органом опеки и попечительства в период возникновения спорных правоотношений, принявший решение о направлении Бартошика А.В. в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладал необходимыми административными полномочиями для реализации обязанностей, возложенных на него п. «в» и «и» ст. 4 Закона Чукотского автономного округа от 27.01.2000 №04-ОЗ.

Однако, доказательства осуществления органом местного самоуправления каких-либо действий по защите жилищных прав Бартошика А.В. в части его обеспечения жильем в рамках настоящего дела не представлены.

Кроме того, факт разъяснения Бартошику А.В. его прав на получение жилого помещения вне очереди либо способов защиты своих жилищных прав какими-либо доказательствами не подтвержден.

При этом суд исходит из несущественности данного обстоятельства для настоящего дела, поскольку само по себе разъяснение государственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названных прав и способов их защиты не может являться основанием для освобождения опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства от исполнения обязанностей по защите имущественных прав опекаемого, установленных законодательством Российской Федерации.

Анализируя имеющиеся в деле письменные доказательства, пояснения истца, представителей ответчиков, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что причины несвоевременного обращения Бартошика А.В. в Департамент для включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения, обусловлены ненадлежащим исполнением государственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – фактическим опекуном, а также органом опеки и попечительства - Отделом образования Администрации г. Анадыря обязанностей по защите прав подопечного Бартошика А.В. до достижения им совершеннолетия, введением Администрацией г. Анадырь истца в заблуждение относительно указанных прав при обращении в данную организацию в период после совершеннолетия, а равно суд признает уважительными причины несвоевременного обращения Бартошика А.В. в Департамент за включением его в вышеуказанный список.

Установив уважительность причин несвоевременного обращения Бартошика А.В. в уполномоченный орган за включением его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения, суд определяет лицо, уполномоченное на включение истца в указанный список.

В соответствии с п.2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Чукотского автономного округа от 05.06.2014 №81-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, патронажу в Чукотском автономном округе» уполномоченным органом по опеке и попечительству на территории Чукотского АО является Департамент.

В силу п.6 ст.5 Закона Чукотского автономного округа от 05.06.2014 №81-ОЗ, органы опеки и попечительства, в том числе, осуществляют полномочия по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе.

Учитывая изложенное, Департамент является уполномоченным органом по формированию и ведению названного списка.

В силу п.3 Правил в список включаются дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации

Из справки Администрации ГО Анадырь от 23.12.2021 исх. №4539-С следует, что Бартошик А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списке граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и улучшении жилищных условий за период с 1991 по 2021 в ГО Анадырь не состоял и не состоит, жилое помещение в ГО Анадырь по договору социального найма Бартошик А.В. не получал (т.2, л.д. 41).

Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 20.12.2021 , 13.01.2022 подтверждено, что Бартошик А.В., Бартошик Н.В. не являются правообладателем каких-либо объектов недвижимого имущества (т.2, л.д. 43).

Как следует из справки Администрации ГО Анадырь от 28.12.2021 №4612-С, супруга истца Бартошик Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списке граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и улучшении жилищных условий в ГО Анадырь, не состояла и по настоящее время не состоит, жилые помещения в ГО Анадырь по договору социального найма не получала (т.2, л.д. 49).

Таким образом, поскольку истец имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но по независящим от него причинам не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а равно не реализовал свое право до настоящего времен, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, собственником или членом семьи собственника жилых помещений, требование истца о включении его Департаментом в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе, подлежит удовлетворению.

Относительно требования истца к Администрации ГО Анадырь о возложении обязанности предоставить ему в городском округе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, на состав семьи из трех человек, суд приходит к следующим выводам.

Поскольку Бартошик А.В. подлежит включению Департаментом в вышеуказанный список, то требование в части возложения обязанности предоставить ему в городском округе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, подлежит удовлетворению.

Одновременно суд отклоняет довод Администрации ГО Анадырь о незаконности данного требования Бартошика А.В., как производного от требования, предъявленного истцом к Департаменту.

В силу ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 22.10.2009 №126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений).

Государственные полномочия, передаваемые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона, включают в себя формирование муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, посредством, в том числе, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений (п.5 ст. 1.1. Закона Чукотского автономного округа от 22.10.2009 №126-ОЗ).

Органы местного самоуправления муниципальных образований при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны, помимо прочего, осуществлять переданные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями надлежащим образом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа.

Между тем, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью (в том числе, списочной очередностью).

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

Как было указано выше, право на внеочередное обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, было закреплено в ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.

При этом, как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, действовавший на момент совершеннолетия истца, так и ныне действующий Жилищный кодекс РФ содержат нормы, предусматривающие заявительный характер реализации гражданами права на обеспечение жилым помещением, что предполагает постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.

Из изложенного, с учетом положений п.2, абз.3 п.3 Правил, следует, что предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

Дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке названной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит.

Соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Не содержит действующее законодательство и указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам соответствующей категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Учитывая возложение на Департамент обязанности по включению истца в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а на Администрацию ГО Анадырь обязанности по предоставлению Бартошику А.В. в городском округе Анадырь благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, судом определена данная категория жилого помещения, исходя из следующего.

В соответствии со ст.1 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

До 01.01.2013 в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ)

С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма.

Учитывая возникновение спорных правоотношений до 01.01.2013, неосуществление до указанной даты истцом оспариваемого права по уважительным причинам, к данным правоотношениям, в части их реализации, подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства.

При этом, суд соглашается с правовой позицией Администрации ГО Анадырь об отказе в удовлетворении требования истца в части предоставления ему помещения специализированного жилищного фонда на состав семьи из трех человек.

Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1996 №59-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013, согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01. 2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В абзаце втором п.1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1203 (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц. Поскольку установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя, постольку расширение круга лиц, пользующихся льготой, также относится к компетенции законодателя. Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали.

Кроме того, из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) следует, что п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) предусматривал необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан. В связи с этим оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, урегулированных специальными нормами, не имеется.

Учитывая изложенное, требование Бартошика А.В. о возложении на Администрацию ГО Анадырь обязанности предоставить ему в городском округе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, подлежит удовлетворению из расчета на одного человека.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из положений данной нормы, государственные органы, органы местного самоуправления, как ответчики, освобождены от уплаты государственной пошлины, тогда как от возмещения судебных расходов не освобождены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке.

Учитывая удовлетворение искового требования истца к Департаменту в полном объеме, понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины по данному требованию при подаче иска в суд подлежат взысканию с Департамента в пользу истца в размере 300 рублей.

Поскольку требование, заявленное Бартошиком А.В. к Администрации ГО Анадырь, имеет имущественный характер, не подлежащий оценке, и удовлетворено частично, то правила пропорционального возмещения судебных расходов к данному требованию применению не подлежат.

Соответственно, с Администрации ГО Анадырь в пользу Бартошика А.В. подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Бартошика Артема Витальевича к Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к Администрации городского округа Анадырь о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте на состав семьи три человека, - удовлетворить частично.

Возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа обязанность по включению истца в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Возложить на Администрацию городского округа Анадырь обязанность предоставить Бартошику Артему Витальевичу в городском округе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, на состав семьи один человек.

В удовлетворении требования Бартошика Артема Витальевича к Администрации городского округа Анадырь о возложении обязанности предоставить Бартошику Артему Витальевичу в городском округе Анадырь благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, на состав семьи три человека - отказать.

Взыскать в пользу Бартошика Артема Витальевича с Департамента социальной политики Чукотского автономного округа судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Взыскать в пользу Бартошика Артема Витальевича с Администрации Анадырского муниципального района судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Настоящее решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Н.О. Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 20.01.2022 года.

Судья

Н.О. Бугаева