ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/2022 от 28.02.2022 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 г. г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.В., при секретаре судебного заседания Макаровой А.А., с участием прокурора Ерченко В.С., истца (ответчика по встречному иску) ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика (истца по встречному иску) администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2022 по исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, включить в муниципальную программу с предоставлением жилого помещения, встречному исковому заявлению администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) к ФИО1 о выселении,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, включить в муниципальную программу с предоставлением жилого помещения.

В обоснование исковых требований с учетом заявления об изменении иска ФИО1 указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ. ему в связи с трудовыми отношениями с Осетровской РЭБ флота согласно ордеру предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На момент предоставления жилья оно находилось в ведении Осетровской РЭБ флота.

В указанном жилом помещении истец по настоящее время проживает единолично, зарегистрирован по месту жительства не был, зарегистрирован по адресу: <адрес>, но там не проживает.

В ДД.ММ.ГГГГ. трудовые отношения с Осетровской РЭБ флота прекращены. Однако после прекращения трудовых отношений истец продолжает проживать в данной квартире, требований о выселении либо об оспаривании законности проживания в указанном жилом помещении к нему не предъявлялись.

В настоящее время указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, соответственно, собственником является администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).

Согласно расчетной книжке по расчетам с квартиросъемщиками за квартирную плату и коммунальные услуги по адресу: <адрес> ответственным квартиросъемщиком является истец, оплату коммунальных услуг осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту, составленному ДД.ММ.ГГГГ комиссией, представляющей управляющую компанию «УК Траст», истец фактически проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справкам, предоставленным управляющей компанией «УК Траст», по адресу: <адрес> на регистрационном учете никто не значится, фактически проживает без оформления договора и регистрации истец, задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нет, оплату производит истец.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе администрации муниципального образования «город Усть-Кут» с заявлением о регистрации его по фактическому месту проживания. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ, в котором указано, что право пользования может быть предоставлено на основании договора социального найма, для решения вопроса о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> истцу необходимо представить документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение.

В связи с утратой ордера, выданного Осетровской РЭБ флота на квартиру по указанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с запросом в архивный отдел администрации Усть-Кутского муниципального образования, откуда получен ответ о том, что запрашиваемый документ предоставить нет возможности, так как вышеуказанная категория документов на хранение в архивный отдел не передается.

Истцом ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, откуда получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которой указано, что по жилому помещению (квартире), расположенной по адресу: <адрес>, видов разрешенного использования не зарегистрировано.

В связи с тем, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и включен в реестр аварийного жилья, возникла угроза для истца остаться совсем без жилья, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе администрации муниципального образования «город Усть-Кут» с заявлением о признании права на включение в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения в связи со сносом жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, согласно которому для заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> истцу необходимо представить документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение, так как на данный момент правовые основания для заключения договора отсутствуют, подтверждение права пользования жилым помещением может быть осуществлено в судебном порядке.

Жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и включен в реестр аварийного жилья, переселение граждан из данного дома планируется на 2021 - 2024 гг., истец проживает в жилом помещении – <адрес> указанного дома, подлежащего сносу, без каких-либо правоустанавливающих документов, поэтому не приобретает самостоятельного права пользования жилым помещением, при расселении дома он будет обязан освободить соответствующее жилое помещение.

В соответствии со справками, выданными управляющими компаниями, и поквартирной карточкой по адресу: <адрес> на регистрационном учете никто не значится, фактически проживает без оформления договора и регистрации ФИО1, задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нет, оплату производит истец.

Возникает реальная угроза того, что истец, фактически проживающий по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. и выполняющий все обязанности нанимателя по договору социального найма жилого помещения, установленные частью 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, будет выселен из данного жилья.

Собственник жилого помещения администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) отказывается заключить с истцом договор социального найма данного жилого помещения в связи с отсутствием правовых оснований для заключения данного договора, так как истцом не представлены документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение.

ФИО1 просит суд признать за ним право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>; обязать ответчика администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения, включить его в муниципальную программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2024 годы» с предоставлением ему жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: <адрес>.

Администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ФИО1 о выселении.

В обоснование встречного искового заявления указано, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 01.01.2006 образовано Усть-Кутское муниципальное образование (городское поселение) и функции в области жилищных правоотношений перешли к вышеуказанному поселению.

ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) безвозмездно передано имущество, в том числе <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, что подтверждается передаточным актом. О том, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, следует из справки комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).

Владение ФИО1 не является добросовестным, поскольку он знал о принадлежности жилого помещения истцу (ответчику), который в свою очередь не совершал каких-либо действий, направленных на отказ от права собственности на спорное имущество.

Поскольку ФИО1 проживает в спорном жилом помещении без законных оснований, ему предложено освободить жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ, однако последний требование собственника не выполнил, в связи с чем ответчик (истец) подлежит выселению из спорного жилого помещения.

Администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) просит суд выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец (ответчик по встречному иску) ФИО1 и его представитель по заявлению ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить, встречные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-юр, в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признала, встречные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, встречный иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ерченко В.С., полагавшего, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению, в удовлетворении встречных исковых требований следует отказать, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения истцу, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Частями 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются по договору социального найма (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, числится в перечне объектов жилищного фонда Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), что подтверждается справкой комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ООО УК «Геккон» ФИО1 по <адрес> задолженность по оплате за жилищные и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не и имеет.

В поквартирной карточке на данное жилое помещение указан наниматель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии со справкой ООО УК «Геккон» ФИО1 проживает по адресу: <адрес> по факту с ДД.ММ.ГГГГ. без регистрации.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия ООО «УК Траст» составили данный акт фактического проживания ФИО1 по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справкам ООО «УК Траст»» ФИО1 по <адрес> задолженность по оплате за жилищные и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет, оплачивает за квартиру ФИО1 По указанному адресу на регистрационном учете никто не значится, фактически проживает без оформления договора и без регистрации ФИО1 Квартира двухкомнатная, не приватизирована, общая площадь <данные изъяты>. Ордера на квартиру в ЖЭУ нет.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о регистрации его по фактическому месту проживания.

В соответствии с ответом администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> необходимо представить документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение.

По сообщению архивного отдела администрации Усть-Кутского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ копию ордера на жилое помещение по адресу: <адрес>, выданного ФИО1, предоставить нет возможности, так как вышеуказанная категория документов на хранение в архивный отдел не передается.

В Едином государственном реестре недвижимости право на жилое помещение по адресу: <адрес>, за кем-либо не зарегистрировано, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о признании права на включение в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения в связи со сносом жилого дома.

Согласно ответу комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от ДД.ММ.ГГГГ ордер, на основании которого истцу выделили от Осетровской РЭБ флота жилое помещение по адресу: <адрес>, в архивных документах отдела по учету, контролю и распределению муниципальным имуществом администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) отсутствует. Для заключения договора социального найма на данное жилое помещение необходимо представить документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение, так как на данный момент правовые основания для заключения договора отсутствуют. Подтверждение права пользования жилым помещением может быть осуществлено в судебном порядке. Жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и включен в реестр аварийного жилья. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по муниципальной программе «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2024 годы» регламентируется статьями 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями данной программы и планируется на этап 2021 - 2024 годы. Истец проживает в жилом помещении – <адрес> указанного дома, подлежащего сносу, без каких-либо правоустанавливающих документов, поэтому не приобретает самостоятельного права пользования жилым помещением. При расселении жилого дома он будет обязан освободить соответствующее жилое помещение.

В соответствии с уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости.

По информации областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют в документах, находящихся на хранении в данном учреждении.

По сообщениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление, объект недвижимого имущества – квартира по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится.

Согласно ответу на судебный запрос архивный отдел администрации Усть-Кутского муниципального образования не располагает документами на квартиру, площадью 31.8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , назначение жилое, на хранение не передавались.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в ответ на судебный запрос представлены корешок ордера от мая 1982 г. серия А, согласно которому жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено М.В.И.., РЭБ, состав семьи: М.А.А.., М.Н.В.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования помещения и заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации администрации Усть-Кутского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГп в муниципальную собственность Усть-Кутского муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ принят жилой фонд АО «Осетровская РЭБ флота», в том числе и дом по <адрес>. В настоящее время в реестре муниципальной собственности Усть-Кутского муниципального образования данный дом не числится, так как передан в муниципальную собственность Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. Документы на <адрес> муниципального образования отсутствуют. Представлены копии постановления от ДД.ММ.ГГГГп, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес истца ФИО1 администрацией муниципального образования «<адрес>» составлено предупреждение (без указания даты) об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что при невыполнении данных требований администрация будет вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о выселении из жилого помещения. Имеется отметка «отказался расписываться, вр. 11.47».

Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом по муниципальному жилищному контролю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», произведен осмотр указанного жилого помещения. Собственник жилого помещения: ФИО1. В ходе обследования жилого помещения установлено, что дом находится в собственности, со слов соседей, в нем проживает и прописан ФИО1, имеются надворные постройки, дом одноэтажный. К акту приложены фотографии.

В соответствии с актом обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом по муниципальному жилищному контролю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», в ходе обследования жилого помещения установлено следующее. Со слов соседей Т.С.В. (<адрес>) и Т.Н.А. (<адрес>) в доме проживает и состоит на регистрационном учете ФИО1, имеются надворные постройки, дом одноэтажный. К акту приложены фотографии.

По сообщению администрации Усть-Кутского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ в данной администрации отсутствуют документы, подтверждающие проведение инвентаризации жилищного фонда с определением лиц, проживающих по адресу: <адрес>.

По информации администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» «О создании рабочей комиссии по инвентаризации жилищного фонда, подлежащего ликвидации в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2024 годы, от ДД.ММ.ГГГГ-р создана рабочая комиссия по инвентаризации жилых помещений жилищного фонда Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в целях актуализации сведений о площади помещений, подлежащих ликвидации. Инвентаризация жилищного фонда с определением лиц, проживающих по адресу: <адрес>, не проводилась.

Истцом в материалы дела представлены платежные документы на спорную квартиру, согласно которым лицевой счет открыт на ФИО1, оплата вносится регулярно, а также расчетная книжка, в соответствии с которой плату за спорную квартиру осуществлял ФИО1 с 1990 г.

Согласно ответу администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в программу Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории <адрес>» на 2019 - 2024 годы государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп. Вся информация о региональных и муниципальных программах о расселении из ветхого, аварийного жилого фонда размещена в свободном доступе в сети интернет на сайте ГИС ЖКХ. Дополнительно сообщается, что по адресу: <адрес> на регистрационном учете никто не значится.

Из ответов администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 открыт лицевой счет по оплате найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным, поэтому ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет закрыт. Какие-либо реестры лиц, включенных в муниципальную программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2020 годы», не предусмотрены, поскольку реестры ведутся по расселяемым домам. Сообщается, что по адресу: <адрес> на регистрационном учете никто не значится. Лицевой счет на имя ФИО1 закрыт, задолженность отсутствует.

По ходатайству истца и его представителя в судебном заседании допрошены свидетели.

Свидетель П.Н.Ю. суду показала, что она проживает по адресу: <адрес>, является соседкой истца ФИО1, который проживает в данном доме в <адрес> 2009 <адрес> она вселилась в свою квартиру, истец уже там проживал. В квартире, в которой она проживает в настоящее время, до 2009 г. проживали ее родственники, к которым она часто приходила в гости. Истец проживает в данном доме более 20 лет, она знакома с истцом с 90-х годов.

Свидетель С.Е.В, суду показала, она проживает по адресу: <адрес> более 30 лет, является соседкой истца ФИО1, который проживает в данном доме в <адрес> 90-х годов.

Свидетель О.Н.В. суду показала, что она работала в Осетровской РЭБ флота с 1980 г. по 2014 г. начальником столярного цеха, была избрана членом профсоюзного комитета. После освобождения квартиры по адресу: <адрес>, истец обратился в профком с заявлением. Никто больше на данную квартиру не претендовал. Этот дом относился к жилому фонду Осетровской РЭБ флота. Состоялось заседание профсоюзного комитета, истец признан нуждающимся, и ему выделили данную квартиру. Решение профсоюза оформлялось на бумажном носителе в одном экземпляре подобно ордеру, нужно было отнести его в ЖКО для вселения, на этом основании ЖКО выдавались ключи. Никакие документы не сохранились. В 2000 г. или 2001 г. произошло подтопление ЖКО, многие документы утрачены.

Свидетель Е.О.В. суду показала, что она работала в МП «Коммунальное хозяйство» Осетровской РЭБ флота с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего представлена ее трудовая книжка. Данное предприятие обслуживало жилой фонд Осетровской РЭБ флота. Учет жильцов велся в журналах, на каждого жильца заводилась личная карточка формы ф-16 и поквартирная карточка. Для вселения в жилое помещение профсоюзным комитетом выдавался в одном экземпляре документ – ордер на основании совместного заседания представителей профсоюза и администрации Осетровской РЭБ флота. Далее работник приходил к начальнику ЖКО, отдавал ордер, ему выдавались ключи, он заселялся. Все ордера хранились в кабинете начальника ЖКО. Свидетелю достоверно известно, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес> 1992 г. В 2000 г. произошло наводнение, здание ЖКО подтоплено, весь архив уничтожен. Свидетель работала в данном здании до 2002 г.

Свидетель ФИО5 суду показал, что он является братом истца ФИО1, с рождения проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним без регистрации проживает дочь свидетеля. Содержанием данного дома, приусадебного участка занимается свидетель. Данный дом принадлежал их родителям, которые умерли, документы на наследство не оформлялись. Истец ФИО1 в указанном доме не проживает с 1989 г., он поженился и переехал в квартиру по адресу: <адрес>, где проживал с женой, сейчас живет один.

Не доверять показаниям допрошенных свидетелей у суда не имеется оснований, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, показания свидетеля согласуются с другими доказательствами по делу.

Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 на законном основании как работнику предприятия, с ведома прежнего законного владельца спорного жилья, управлявшего жилищным фондом, ранее являвшимся ведомственным. При этом истец со своей семьей вселился в квартиру и проживал с членами своей семьи в ней до того, как данный объект недвижимости в 1994 г. передан в муниципальную собственность. В настоящее время правоотношения ФИО1 по пользованию квартирой продолжаются, однако не оформлены в письменном виде.

Принимая во внимание указанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, в отношении которого возник спор, было предоставлено ФИО1 владельцем ведомственного жилищного фонда, с которым он состоял в трудовых отношениях. Следовательно, фактически между сторонами сложились отношения по пользованию спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. Отсутствие ордера не свидетельствует о самовольном вселении, поскольку данное жилое помещение распределено ФИО1 в установленном порядке, утрата документов на жилое помещение не должно ущемлять права проживающих в нем граждан.

В соответствии со статьями 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

В силу статьи 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности от государства в муниципальную собственность на занимаемое по договору социального найма жилое помещение не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

Следовательно, после передачи дома в муниципальную собственность, истец, вселенный в жилое помещение, вправе требовать признания за ним права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

Указанная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2006, 14.06.2006, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят ли они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Передача жилого фонда Осетровской РЭБ флота в муниципальную собственность не снимала с нового собственника обязанности учитывать интересы граждан, проживавших в доме на момент передачи, чье право пользования жилыми помещениями в нем не прекращено в установленном порядке.

Факт пользования в течение более 30 лет квартирой, предоставленной истцу с ведома организации, открытие лицевого счета для оплаты жилищно-коммунальных услуг, счета на оплату найма жилого помещения, выполнение обязанностей нанимателя до настоящего времени свидетельствует о длительном периоде пользования квартирой со стороны истца, устойчивости правоотношений с наймодателем, в том числе после поступления жилого дома в муниципальную собственность.

Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о возникновении между ФИО1 и администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) правоотношений по пользованию занимаемой квартирой на условиях найма без определения срока пользования, что после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации характерно для договора социального найма.

Учитывая вышеизложенное, а также в связи с тем, что после возникновения у муниципалитета права собственности на жилое помещение правоотношения по пользованию спорной квартирой у нанимателя ФИО1 продолжаются, и новым собственником, ставшим наймодателем, обязанным оформить правоотношения по пользованию квартирой, решения о характере пользования жилым помещением не принято, суд находит, что в данном случае применяются общие правила, регулирующие правоотношения по пользованию ведомственным жильем, принятым в муниципальную собственность, к которому применяется общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о признании за ним права пользования жилым помещением на условиях социального найма и обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению, в удовлетворении встречных исковых требований администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о выселении истца из указанного жилого помещения следует отказать.

Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд также учитывает заявление ответчика по встречному иску о применении срока исковой давности, поскольку о проживании ФИО1 в спорном жилом помещении администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) было известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, когда на ФИО1 был открыт лицевой счет по оплате найма жилого помещения. Встречное исковое заявление предъявлено в рамках рассмотрения настоящего дела ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском общего трехлетнего срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Условия предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу определяется Порядком предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений аварийного фонда и жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, с высоким уровнем износа (более 70 процентов), являющимся приложением № 2 к муниципальной программе «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2020 годы».

В пункте 1.3 указанного Порядка приведен перечень необходимых документов, которые должны быть представлены гражданами, проживающими в аварийном жилом фонде.

Учитывая, что настоящим решением суда признано право пользования ФИО1 на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, для включения истца в муниципальную программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2024 годы» с предоставлением жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: <адрес> ему необходимо обратиться в администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) с необходимыми документами в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений аварийного фонда и жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

При этом признание судом за ФИО1 права пользования спорной квартирой и возложение на администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) обязанности заключить договор социального найма не является основанием для возложения обязанности на ответчика по включению истца в указанную выше муниципальную программу, минуя выполнение требований указанного Порядка по предоставлению им перечня необходимых документов.

В силу чего суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) обязанности включить его в муниципальную программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018 - 2024 годы» с предоставлением жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) об обязании включить в муниципальную программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2018-2024 годы» с предоставлением жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: <адрес> – отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) к ФИО1 о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Колесникова

Решение суда в окончательной форме принято 5 марта 2022 г.