ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/21 от 22.03.2021 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-13/21

УИД 11RS0005-01-2020-002063-30

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.

при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 22 марта 2021 года гражданское дело по иску Агеева ДВ к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми» о признании заключения военно-врачебной комиссии незаконным, возложении обязанности по выдаче справки для получения страхового возмещения,

установил:

Агеев Д.В. обратился в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением кФедеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми» (далее по тексту ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми») о признании незаконным и необоснованным ответа Учреждения, возложении обязанности по проведению дополнительной врачебной комиссии, взыскании страховых выплат.

В обоснование требований указав, что является сотрудником ОМВД России по г.Ухте. 06.03.2019г при проведении занятий по служебной и боевой подготовке им была получена травма. 07.03.2019г он обратился за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», где был выставлен диагноз «...», назначено лечение. На его обращение в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» о выплате страхового возмещения получил отказ, обоснованный тем, что в соответствии с протоколом заседания ВВК от 30.12.2019г № 20 травма, полученная Агеевым Д.В., не входит в Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855. При этом в заключении ВВК указан диагноз «..». С указанным решением ВВК не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с административным иском в суд.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2020 года заявление Агеева Д.В. принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД по Республике Коми.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО Страховая компания «ВТБ Страхование».

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2020 года производство по делу в части требований Агеева Д.В. к ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Коми» о взыскании страховой выплаты прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебное заседание представители третьих лиц МВД по РК, ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют расписки в получении судебных повесток.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц.

Истец в судебном заседании требования уточнил и просил признать незаконным заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» от 30 декабря 2019 года № 118, возложить на ответчика обязанность выдать справку с указанием полученной травмы и степени тяжести травмы для возможности получения страховой выплаты. Суду пояснил, что 06 марта 2019 года в рабочее время, в период проведения спортивных занятий получил травму в виде ... На следующий день обратился за медицинской помощью, в связи с производственной необходимостью отказался от оформления больничного листа. Ответчик оспариваемым заключением указал, что полученная им травма «..» не входит в Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая, поскольку не привело к временной потере способности исполнять обязанности военной службы сроком не менее 7 суток. Считает данное решение незаконным, нарушающим его право на получение страхового возмещения. Полагает, что отсутствие больничного листа не свидетельствует о том, что им не была утрачена трудоспособность в результате получения травмы на службе.

Представители ответчика по доверенности Новикова М.И., Кетова С.И. с исковыми требованиями не согласились, представили возражения согласно отзыву на исковое заявление. Указывали на то, что получение истцом травмы не свидетельствует о его временной нетрудоспособности, поскольку Агеев Д.В. после получения травмы продолжал нести службу и исполнять свои служебные обязанности. ВВК не может подготовить заключение о тяжести увечья полученного Агеевым Д.В., поскольку отсутствует листок нетрудоспособности, определяющий период временной неспособности истца выполнять служебные обязанности.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Агеев Д.В. с 17 февраля 2005 года проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с <...> г. в должности ...

Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что 06 марта 2019 года Агеев Д.В. при проведении занятий по физической и боевой подготовке получил травму.

Заключением служебной проверки, утвержденной Врио начальника отдела МВД России по г. Ухте 08 августа 2019 года, установлено, что .. Агеев Д.В. получил травму, находясь на службе, во время занятий по физической и боевой подготовке. В момент получения травмы не установлено употребление алкогольных, наркотических, токсических веществ.

Согласно справке № 15 о травме от 05 ноября 2019 года травма Агеевым Д.В. получена в период прохождения службы в органах внутренних дел, в результате несчастного случая, связанного с исполнением служебных обязанностей.

Оспариваемым заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Коми» от 30 декабря 2019 года № 118 Агееву Д.В. отказано в определении тяжести увечья, полученного им 06 марта 2019 года, на том основании, что травма «..» не входит в Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855, поскольку данная травма не привела к временной потере способности исполнять обязанности военной службы сроком не менее семи суток.

Как следует из позиции ответчика, вышеизложенный вывод военно-врачебной комиссии сделан на основании того, что Агеев Д.В. после полученной травмы продолжал исполнять свои служебные обязанности, не оформил листок нетрудоспособности.

При разрешении заявленного требования о признании вышеназванного решения незаконным суд учитывает следующее.

Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы ...., проведенной ГБУЗ РК «..» в рамках рассмотрения настоящего дела, по данным представленной медицинской документации и оригиналам рентгенограмм .. от 07.03.2019 г. у Агеева Д.В. был выявлен ... Учитывая отсутствие признаков заживления перелома на рентгенограмме от 07.03.2019 г. данный перелом мог образоваться в результате травмы от 06.03.2019 г.

.. влечет за собой временную нетрудоспособность сроком от 16 до 25 дней. Фактическую продолжительность временной нетрудоспособности в данном случае оценить не представляется возможным в связи с отсутствием объективных медицинских данных о состоянии здоровья Агеева Д.В. после травмы от 06.03.2020 г.: пациент неоднократно обратился за медицинской помощью, отказался от оформления листа нетрудоспособности, на повторные приемы не явился.

Согласно ч.1 ст. 969 Гражданского кодекса РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (часть 2 статьи 969 ГК РФ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии).

Согласно статье 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» утверждены Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Перечень документов) и Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее Перечень увечий).

В разделе 5 Перечня документов установлены документы, оформляемые в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии), в их числе: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; справка военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом.

Согласно раздела II Перечня увечий к легким относятся увечья (ранения, травмы, контузии), вызывающие незначительные анатомические и функциональные нарушения, приводящие к временной потере способности исполнять обязанности военной службы на срок не менее 7 суток.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) - иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

В силу вышеизложенных норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм ставится в зависимость от наступления страхового случая.

Получение истцом травмы во время прохождения службы является страховым случаем, влекущим право застрахованного сотрудника на получение страхового возмещения. То обстоятельство, что истец после получения травмы продолжал исполнять свои служебные обязанности не свидетельствует об обратном.

Согласно Перечня увечий травма, полученная Агеевым Д.В., - .. влечет за собой потерю способности исполнять обязанноcти службы не менее семи суток, в связи с чем указанная травма относится к легким увечьям.

Вывод о том, что имеющаяся у Агеева Д.В. травма влечет временную нетрудоспособность более чем на семь суток, подтвержден вышеуказанным заключением судебно-медицинской экспертизы, не доверять которому у суда не имеется оснований.

Суд полагает, что отсутствие листа нетрудоспособности при наличии полученной истцом травмы во время прохождения службы, что не оспаривается ответчиком, не препятствовало ответчику выдать справку о тяжести увечья для возможности получения Агеевым Д.В. страхового возмещения, гарантированного государством.

При данных обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по РК» № 118 от 30 декабря 2019 года и возложении на ответчика обязанности выдать справку о тяжести травмы, необходимую для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194, 195 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным решение военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения « Медико-санитарная часть МВД России по Республике Коми» № 118 от 30 декабря 2019 года.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения « Медико-санитарная часть МВД России по Республике Коми» выдать справку о тяжести травмы, полученной Агеевым ДВ<...> г., необходимую для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения полного текста решения, с 30 марта 2021 года.

Судья Н.В. Курлапова