ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14 от 09.02.2012 Константиновского районного суда (Амурская область)

                                                                                    Константиновский районный суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Константиновский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-14/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2012 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гайдамак О.В.,

при секретаре Мамедовой З.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика – администрации Константиновского района ФИО2,   действующей на основании доверенности от 07.04.2009 года № 557,

представителя третьего лица - Управления образования администрации Константиновского района ФИО3,   действующей на основании доверенности от 10.01.2011 года,

представителя третьего лица Администрации Константиновского сельсовета – ФИО4,   действующего на основании доверенности от 24.01.2012 года № 36

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Константиновского района об обязании предоставить жилое помещение  ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Константиновского района Амурской области и обязании предоставить жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка Константиновского района Амурской области. В обоснование исковых требований указал, что имеет статус ребёнка – сироты, после окончания в 2004 году Константиновской средней школы проживает на территории с. Константиновка. В соответствии с постановлением главы Константиновского сельсовета от 04.03.2010 года № 49 его поставили на учет на получение жилья вне очереди. В соответствии с положениями ст. 148 СК, п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в об­разовательном учреждении обеспечи­ваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С учётом положений ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данное право на обеспечение жильём имеют в т.ч. выпускники образовательных учреждений из числа лиц, указанной категории. Однако с момента окончания средней школы, он не имеет постоянного места жительства, в связи с чем, вынужден проживать у бабушки. Со стороны администрации каких-либо мер по обеспечению его жильём, в нарушение вышеуказанных требований закона не предпринимается. Своим бездействием ответчик нарушает его конституционное право на жильё.

В судебном заседании истец   отказался от части исковых требований - признании бездействия администрации Константиновского района незаконным, на удовлетворении остальной части исковых требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что на основании решения суда в 2003 году его родители ФИО1 и ФИО5 лишены в отношении него родительских прав. С этого же 2003 года он проживал со своим попечителем – ФИО6, которая является его бабушкой. В июне 2004 года окончил Константиновскую среднюю школу, после чего поступил в ДальГАУ по окончании трёх курсов, он был отчислен по собственному желанию. В период с 01.09.2001 года по 27.05.2003 года он проходил обучение в Благовещенском педагогическом колледже и ему присвоена профессия - Оператор ПВЭМ. Кроме того, истец пояснил, что в 2010 году прокуратура Константиновского района в его интересах обращалась в суд с аналогичными требованиями к администрации Константиновского сельсовета, решением суда на ответчика была возложена обязанность обеспечить его (ФИО1) жилой площадью, не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка. Данное решение находится на исполнении в ОСП по Константиновскому району, однако, до настоящего времени оно не исполнено, жилье ему так и не предоставлено. В 2011 году администрацией Константиновского района ему предлагалось жилое помещение, но он от него отказался, так как данная квартира имела маленькую площадь, ниже учетной нормы предоставления жилья на территории сельсовета. В связи, с чем он был вынужден выбрать иной способ защиты своего конституционного права на предоставление жилья и обратиться с иском к администрации Константиновского района.

Представитель ответчика Администрации Константиновского района Амурской области - ФИО2   не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 Дополнительно суду пояснила, что согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным катего­риям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Рос­сийской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищно­го фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Россий­ской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апре­ля 2005 года № 472-03 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите­лей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в при­емную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве ну­ждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении  опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лише­ния свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет  средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в  соответствии с нормой предостав­ления площади жилого помещения, установленной органами местного само­управления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государст­венным полномочием субъекта РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Согласно ч. 4 ст. 49 Жилищного  кодекса РФ определенным категориям граждан (в данном случае дети-сироты) могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда ор­ганами местного самоуправления в случае наделения данных органов в уста­новленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями предусмотрен Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации». В соответствии с частью 5 статьи 19 указан­ного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномо­чиями субъекта РФ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления районов и городских округов за счет средств областного бюджета.

Законом Амурской области от 12.12.2011 № 586-0З «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 13 и 14 годов» муниципальному образованию Константиновскому району выделено субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета на 2012 год в сумме 1848000 рублей. В настоящее время часть указанных денежных средств поступили в бюджет Константиновского района и администрацией муниципального образования Константиновский район предприняты действия по размещению муниципального заказа с целью приобретения жилых помещений для обеспечения жильём детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, представитель ответчика суду пояснила, что в 2010 году уже состоялось решение суда по разрешению требований прокуратуры Константиновского района в интересах ФИО1 о признании бездействия администрации Константиновского сельсовета незаконным и обязании предоставить жилую площадь, не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка Константиновского района Амурской области. Решение находится на исполнении в ОСП по Константиновскому району. Также представитель ответчика отметила, что в 2011 году ФИО1 предлагалось жилое помещение, от которого он отказался, о чем в материалах дела имеется письменное заявление ФИО1

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления образования администрации Константиновского района по доверенности ФИО3,   заявленные требования поддержала, пояснив суду, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и не имеющей закрепленного жилого помещения, в связи, с чем состоит на учете как нуждающийся в получении жилья. 05 марта 2010 года он обратился в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации Константиновского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, 12.03.2010 года необходимый пакет документов был направлен в Министерство образования и науки Амурской области. ФИО1 в 2004 году окончил общеобразовательную школу в с. Константиновка, в настоящее время, в виду отсутствия своего жилья, проживает у своей бабушки. В 2011 году администрацией Константиновского района приобретена квартира, расположенная по адресу <...>, которая была предложена истцу, однако, последний от указанной квартиры отказался. Полагаю, что его отказ от вышеуказанного жилого помещения не лишает его права на обеспечения его жильём на условиях и в порядке, установленными положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» и Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований- администрации Константиновского сельсовета ФИО4   в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1, дополнительно суду пояснил следующее.

Согласно абзацам 2-3 ч. 1 ст. ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в своём определении  от 05.02.2009 № 250-О-П определил: «абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.».

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномо­чиями субъекта РФ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления районов и городских округов за счет средств областного бюджета.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 86) устанавливает, что рас­ходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в преде­лах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Константиновский сельсовет является поселением.

Кроме того, в статье 14 вышеуказанного Федерального закона, предусмотрены вопросы местного значения поселения, среди прочих не указано полномочие по обеспечению жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из вышеуказанной категории граждан, в связи с чем, бюджетом Константиновского поселения не предусмотрены данные расходные статьи. На основании изложенного, считает, что данное полномочие возложено на администрацию Константиновского района.

В 2010 году решением Константиновского районного суда бездействие администрации Константиновского сельсовета признано незаконным и возложена обязанность по предоставлению ФИО1 жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка Константиновского района Амурской области. Данное решение вступило в законную силу и находится на исполнении в ОСП по Константиновскому району. Однако, исполнить данное решение администрацией Константиновского сельсовета не представляется возможным, поскольку данное государственное полномочие возложено, в силу вышеуказанных норм права, на администрацию Константиновского района и денежные средства для исполнения данных полномочия поступают в бюджет муниципального района. Свободных жилых помещений на балансе администрации сельсовета не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - Министерство образования и науки Амурской области, Министерство финансов Амурской области,   извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав мнение сторон, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области.

Согласно поступившего в суд письменного отзыва Министерства образования и науки Амурской области указано, что в соответствии с положениями ст. 4,5 Закона Амурской об­ласти от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация муниципального образования Константиновский район, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1,6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Как следует из положений вышеуказанного Порядка, утвержденного постановлением губернатора области от 04.05.2009 № 222, главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц является министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство).

Согласно приложению № 25.1 Закона Амурской области от 28.02.2011 года № 427-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», муниципальному образованию Константиновский район предусмотрена субвенция на обеспечение жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения в размере 4999,0 тыс. рублей. Данные субвенции в 2011 году были перечислены муниципальному образованию Константиновский сельсовет в полном объёме. Согласно приложению № 27 к Закону Амурской области от 12.12.2012 года № 586-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 года и плановый период на 2013 и 2014 года», муниципальному образованию Константиновский район предусмотрена субвенция на исполнение вышеуказанного государственного полномочия в размере 1848,0 тыс.рублей.

Таким образом, обязанность министерства как главного распорядителя средств субвенций на исполнение вышеуказанного государственного полномочия исполняется надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ   каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальный и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. № 258-О  , осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле. Определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

В соответствии ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ  , дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу положений ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются «….иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ   вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного тип, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключение детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно п.п. 5, 10 ч.1 ст. 14 ЖК РФ   к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу абз.1 ч.3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детского дома семейного типа, а также лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

На основании ст. 5 указанного Закона Амурской области   органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч.3 ст. 4 Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Контроль за целевым использованием средств субвенций осуществляется исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере образования.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222   утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным порядком закреплено, что перечисленные выше лица, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения указанных лиц, в пределах средств, предусмотренных, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимита бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п.5 указанного Порядка, направленных органом местного самоуправления, Министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений, лицам имеющим право на получение данной меры социальной поддержки. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), детям, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в с. Константиновка Константиновского района Амурской области, что подтверждается паспортом гражданина №. Согласно свидетельству о рождении №, родителями ФИО1 являются А.А..

Согласно вступившему в законную силу решению Константиновского районного суда от 17 июня 2003 года, ФИО1 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе ив отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании постановления № 161 от 28 мая 2003 года, ФИО6 назначена попечителем ФИО1

Таким образом, с 2003 года ФИО1 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет и с указанного периода времени он приобрёл в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ права на дополнительные гарантии по получению мер социальной поддержки.

В соответствии с постановлением главы Константиновского сельсовета от 04.03.2010 года № 49 «О признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении», истец признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет на внеочередное получение жилого помещения. Пунктом 1 этого же постановления, постановление главы Константиновского сельсовета от 29.09.2003 года № 114 «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО1» признано утратившим силу.

Согласно свидетельству № 52, выданному Благовещенским педагогическим колледжем № 1 от 27 мая 2003 года, ФИО1, в период с 01.09.2001 года по 27.05.2003 года, прошел очное обучение на курсах информатики, по окончанию обучения ему присвоена профессия оператор ПЭВМ.

Согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании № 2302296 от 20 июня 2004 года, ФИО1 окончил Константиновскую муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу села Константиновка Константиновского района Амурской области.

Как следует из представленного ФИО1 военного билета АХ 0664851, последний проходил военную службу по призыву с 14.10.2009 года по 19.12.2010 года.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Амурской области (Тамбовский отдел), администрацией Константиновского района, ФИО1 жилых помещений в собственности не имеет, участия в приватизации не принимал.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами ФИО1 после увольнения с военной службы, вернулся на территорию Константиновского сельсовета и вынужден временно проживать у своей бабушки по адресу: <...>. Данное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 закреплённого, принадлежащего на праве собственности жилого помещения не имеет.

Учитывая изложенное, в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, суд пришёл к выводу, что ФИО1, как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное однократное предоставление жилого помещения органом местного самоуправления по месту своего жительства на территории Константиновского района, а именно Константиновского сельсовета администрацией Константиновского района, Амурской области.

При этом, по смыслу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   право на получение дополнительной меры социальной поддержки – в виде обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у ФИО1 возникло незамедлительно после окончания обучения в Константиновской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы села Константиновка Константиновского района Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. № 113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных им в ходе судебного заседания, и сведений, представленных главой Константиновского района от 09.02.2012 года № 331, муниципальному образованию Константиновский район для исполнения вышеуказанных государственных полномочий выделено из средств областного бюджета 1848000 рублей. В настоящий момент администрацией Константиновского района предприняты меры по размещению муниципального заказа на приобретение жилья.

При этом судом учитывается, что общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения не может быть ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным нормам и техническим требованиям по договору социального найма в с. Константиновка. Действующее законодательство признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно Решению сельского Совета народных депутатов принятым 24.11.2010 года (с изменениями от 26.04.2011 № 110) «Об установлении учётной нормы жилья на территории Константиновского сельсовета», учетная норма жилого помещения установлена в размере - 18 кв.м.

Доводы представителя ответчика о том, что в 2010 году Константиновским районным судом вынесено решение по заявлению прокурора Константиновского района, обратившегося в интересах ФИО1, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющего право на обеспечение жильем вне очереди, которым обязанность по обеспечению жильём ФИО1 вне очереди была возложена на администрацию Константиновского сельсовета, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям:

28 сентября 2010 года Константиновским районным судом Амурской области по заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в интересах ФИО1 было вынесено решение, которым администрация Константиновского сельсовета обязана предоставить ФИО1 жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка.

Решение вступило в законную силу и ФИО1 был выдан исполнительный лист, который им был предъявлен к исполнению в ОСП по Константиновскому району.

Как следует из информации предоставленной ОСП по Константиновскому району от 07.02.2012 года № 52, действительно на исполнении находится исполнительное производство о предоставлении жилой площади ФИО1, до настоящего времени решение суда не исполнено.

Исходя из сложившейся судебной практики к моменту принятия настоящего судебного решения и принимая во внимание, что законом обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения ФИО1 по договору социального найма возложена на администрацию Константиновского района, решение суда от 28 сентября 2010 года в отношении должника – Администрации Константиновского сельсовета является не исполнимым и предоставление ФИО1 жилого помещения не может быть обеспечено указанным судебным решением.

Поэтому, ФИО1 выбрав другой способ защиты своего конституционного права на предоставление жилья, правомерно обратилась в суд с настоящим исковым заявлением за реализацией своего права, предусмотренного Международным законодательством, Конституцией и действующим гражданским законодательством РФ к другому ответчику - Администрации Константиновского района и с новыми обстоятельствами, явившихся основанием для спора и свидетельствующих о том, что ФИО1 с момента обращения в администрацию Константиновского района и до настоящего времени жилое помещение не предоставлено и договор социального найма с ним не заключен.

Поэтому обращение ФИО1 в суд с настоящим иском не может быть расценено как злоупотребление своим правом и какого-либо нарушения действующего законодательства, суд не усматривает.

Довод ответчика относительно отказа истца в 2011 года от жилого помещения, предложенного администрацией Константиновского района, также расценивается судом как несостоятельный, поскольку данное обстоятельство само по себе не освобождает ответчика от обязанности обеспечить ФИО1 жильем, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не лишает права последнего на получение жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Константиновского района об обязании предоставить жилое помещение - удовлетворить.

Обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ФИО1   жилую площадь не ниже 18 кв. м., отвечающую санитарным нормам и техническим требованиям по договору социального найма в с. Константиновка Константиновского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в апелляционному порядке в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом «14» февраля 2012 года.

Судья О.В. Гайдамак

Дело № 2-14/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

09 февраля 2012 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гайдамак О.В.,

при секретаре Мамедовой З.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика – администрации Константиновского района ФИО2,   действующей на основании доверенности от 07.04.2009 года № 557,

представителя третьего лица - Управления образования администрации Константиновского района ФИО3,

представителя третьего лица Администрации Константиновского сельсовета – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Константиновского района об обязании предоставить жилое помещение  ,

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Константиновского района об обязании предоставить жилое помещение - удовлетворить.

Обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ФИО1   жилую площадь не ниже 18 кв. м., отвечающую санитарным нормам и техническим требованиям по договору социального найма в с. Константиновка Константиновского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Гайдамак