ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1400/20 от 05.10.2020 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело **

УИД **

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*******

Железнодорожный районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Рахмановой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павличенко Д.М.,

с участием:

представителя истца – адвоката Боцан О.П.,

представителя ответчика УТ МВД России по СФО ФИО1,

представителя ответчика ГУ МВД России по ***ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к УТ МВД России по СФО, ГУ МВД России по *** о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к УТ МВД России по СФО об обязании начислить пенсию и произвести перерасчет ранее назначенной пенсии за выслугу лет, указав, что с **** по **** она работала в должности государственного налогового инспектора в ГНИ по ***, была уволена переводом в распоряжение Управления Федерального казначейства МФ РФ по п.5 ст. 29 КЗоТ РФ. С **** по **** работала в должности главного бухгалтера отделения Федерального казначейства МФ РФ по ***, после чего переводом была уволена в ГНИ по *** по п.5 ст. 29 КЗоТ РФ. С **** по **** работала государственным налоговым инспектором в ГНИ по ***, откуда была освобождена от старшей занимаемой должности, в связи с увольнением по собственному желанию по основанию ст. 31 КЗоТ РФ. В общей сложности продолжительность работы за указанные периоды для начисления пенсии составила ****, для начисления процентной надбавки ****. Периоды работы на экономический должностях и службы в налоговой инспекции не были включены в стаж для начисления пенсии. После увольнения со службы в органах налоговой инспекции **** она на следующий день была принята на службу в федеральные органы налоговой полиции РФ, где проработала до ****, после чего была уволена по сокращению штатов, а **** была принята в Управление на транспорте МВД РФ, где прослужила до ****. Со **** она получает пенсию за выслугу лет в органах внутренних дел, при этом ей насчитана календарная выслуга 20 лет, поскольку в данный стаж не вошли вышеуказанные периоды, в связи с чем сумма пенсии составляет 18 582,29 руб., а должна составлять 33 299,40 руб. Считает, что у ответчика не было законных оснований для исключения из выслуги лет истца периодов работы на экономических должностях и периодов службы в государственной налоговой инспекции, что нарушает ее права и привело к неправильному расчету пенсии.

В связи с чем ФИО3 просила обязать УТ МВД России по СФО включить в ее выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет пункт "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от **** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за период работы на экономических должностях с **** по ****; периоды службы в Государственной налоговой инспекции с **** по **** и **** по ****; обязать УТ МВД России по СФО начислить ей пенсию в размере 33 299,40 руб. и произвести перерасчет пенсии со ****.

Определением Железнодорожного районного суда *** от **** к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по *** (л.д. 55).

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Боцан О.П. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, представила дополнительные пояснения (л.д. 64-66).

В судебном заседании представитель ответчика УТ МВД России по СФО ФИО1 исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 43-46), указав, что в период с **** по **** истец замещала различные должности в налоговой инспекции по ***, отделении федерального казначейства Министерства финансов по ***, управлении Федерального казначейства Министерства финансов РФ по ***. Вышеуказанные периоды включаются в выслугу лет для назначения пенсии тем сотрудникам органов внутренних дел из числа бывших сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые поступили на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, что вытекает из части 5 статьи 54 Федерального закона от **** № 86-ФЗ (изменения внесены Федеральным законом от **** № 121-ФЗ и вступили в законную силу с ****). ****ФИО3, проходя службу в ГУ МВД России по ***, обратилась с исковым заявлением в Центральный районный суд *** о включении периодов работы в налоговой инспекции по ***, отделении федерального казначейства Министерства финансов по ***, управлении Федерального казначейства Министерства финансов РФ по *** в выслугу лет, перерасчете и выплате процентной надбавки. **** решением Центрального районного суда *** в удовлетворении заявленных требований ФИО3 было отказано в полном объеме. Таким образом, правовые основания для включения периодов работы ФИО3 отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по ***ФИО2 исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 67-70) и дополнения к нему, указав, что из федеральных органов налоговой полиции истец уволена по сокращению штатов (п. «е» ст. 45 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации»), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода. Следовательно, порядок расчета выслуги лет, предусмотренный Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, на ФИО3 не распространяется. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда *** от **** об отказе в удовлетворении ФИО3 требований о включении в стаж службы периодов работы в должности государственного налогового инспектора и главного бухгалтера.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец проходила службу в органах внутренних дел с **** по ****, уволена приказом от ****** с должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела организационно-методического обеспечения и зонального контроля управления экономической безопасности и противодействия коррупции УТ МВД России по СФО на основании п.4 ч.2 ст. 82 Закона № 324-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Также в судебном заседании установлено, что до поступления на службу в ОВД с **** по **** и **** по **** истец проходила службу в государственной налоговой инспекции по *** в должности государственного налогового инспектора, с **** по **** работала в должности главного бухгалтера отделения Федерального казначейства МФ РФ по *** (л.д. 22-30).

Общая продолжительность работы на экономических должностях и службы в органах налоговой службы на должностях государственного налогового инспектора для начисления пенсии составила **** для начисления процентной надбавки – ****

После увольнения со службы из органов налоговой службы непосредственно на следующий день истец перешла на службу в органы налоговой полиции. Службу в органах налоговой полиции по *** проходила с **** по **** (л.д. 30).

На службу в ОВД истец перешла непосредственно на следующий день после увольнения из органов налоговой полиции, то есть ****. При поступлении на службу в ОВД с учетом специального звания майора налоговой полиции, которое было присвоено истцу с учетом выслуги лет в Государственной налоговой службе с **** по ****, с **** по ****, истцу было присвоено специальное звание майор милиции.

На момент увольнения из УТ МВД России по СФО, то есть **** выслуга истца в УТ МВД России по СФО была исчислена без учета периодов работы на экономических должностях и службы в налоговой инспекции и в календарном исчислении составила **** в льготном исчислении **** (л.д. 11-12).

Порядок исчисления выслуги лет в органах внутренних дел регулируется Постановлением Правительства РФ от **** N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ".

В соответствии с положениями ст. 54 Федерального закона от **** N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" в выслугу лет в ОВД наряду с периодами службы, предусмотренными в названном постановлении, должна включаться в полном объеме выслуга лет в органах налоговой полиции.

Согласно Постановлению Правительства РФ от **** N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и их семьям", исчисление выслуги лет в органах налоговой полиции регулировалось Постановлением Правительства РФ от **** N 941 с учетом особенностей прохождения службы в органах налоговой полиции.

Особенности прохождения службы в органах налоговой полиции (до их упразднения) регулировалось законом РФ от **** "О федеральных органах налоговой полиции", Постановлением Верховного Совета РФ от **** N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ".

Согласно ст. 54 Федерального закона от **** N 86-ФЗ, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.

В соответствии с Законом РФ от **** "О федеральных органах налоговой полиции", порядок прохождения службы в органах налоговой полиции, в том числе порядок увольнения из органов налоговой полиции, регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, применявшимся на момент увольнения со службы.

В ст. 44, ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от **** N 4991-1, закрепляющих перечень оснований увольнения со службы такое основание увольнения, как увольнение в связи с переводом в другой государственный орган, не предусмотрено.

Порядок исчисления выслуги лет в ОВД, как для процентной надбавки за выслугу лет, так и для выплаты единовременно пособия, и для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД, регулируется Федеральным законом от **** N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Согласно п. 1 ст. 96 вышеуказанного Федерального закона, в стаж службы (выслугу лет) в ОВД в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в ОВД.

Пунктом 5 ст. 13 Закона РФ от **** N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено, что выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, ОВД, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.

Согласно ст. 56 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от **** N 4991-1, сотрудникам налоговой полиции, которым присвоено специальное звание с учетом имеющегося классного чина в органах налоговой инспекции, выслуга лет в органах налоговой полиции, в том числе и для назначения пенсий, исчисляется с учетом времени их работы на должностях налоговых инспекторов.

Данная правовая позиция закреплена также в ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, исходя из которой лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в ОВД на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

Таким образом, спорные периоды службы истца в налоговых органах подлежат включению в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в органах внутренних дел.

Кроме того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от **** N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после ****, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, исключая время работы сотрудника на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях.

Как видно из копии трудовой книжки - л.д. 25-26, истец ФИО3 в период с **** по **** работала в должности главного бухгалтера отделения Федерального казначейства МФ РФ по ***, то есть не в коммерческой организации, а в местном органе Министерства финансов, в связи с чем суд полагает, что указанный период времени работы истца на экономических должностях также включается в выслугу лет для назначения пенсии.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая вышеизложенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО3 исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылка представителей ответчиков о наличии решения суда по тождественному иску несостоятельна в связи с отсутствием тождества данного спора ранее разрешенному решением Центрального районного суда *** от ****.

Доводы представителя ответчика УТ МВД России по СФО ФИО1 о том, что последнее является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, не могут быть приняты судом во внимание, исходя из следующего.

Приказом МВД России от **** N 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России (далее Инструкция).

Согласно Инструкции документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (пункт 5).

Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (пункт 6).

С целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет (пункт 11).

Документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника заявления о назначении пенсии (пункт 12).

Таким образом, в определении размера выслуги лет в целях назначения пенсии уволенному сотруднику органов внутренних дел участвует как кадровое подразделение по последнему месту службы сотрудника, так и пенсионный орган, согласовывающий предварительный расчет выслуги лет.

При таком положении, поскольку расчет выслуги лет истца составлялся УТ МВД России по СФО и согласовывался ГУ МВД России по *** в лице пенсионного органа, суд полагает, что пенсионные права истца в данном случае нарушены как УТ МВД России по СФО, так и ГУ МВД России по ***, в связи с чем требования истца о включении спорных периодов в выслугу лет в органах внутренних дел подлежат возложению на обоих ответчиков.

При этом, требования истца об обязании начислить истцу пенсию и произвести ее перерасчет подлежат возложению на ГУ МВД России по ***, поскольку назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии относится к исключительной компетенции ГУ МВД России по ***, что следует из глав II, III Инструкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать УТ МВД России по СФО, ГУ МВД России по *** включить в выслугу лет ФИО3 в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет пункт "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от **** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за период работы на экономических должностях с **** по ****; периоды службы в Государственной налоговой инспекции с **** по **** и **** по ****.

Обязать ГУ МВД России по *** начислить ФИО3 пенсию в размере 33 299,40 руб. и произвести перерасчет пенсии со ****.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.М. Рахманова

Решение в окончательной форме принято ****