2-1400/2020
50RS0046-01-2020-003727-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московская область 20 ноября 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Середенко С.И., при секретаре Масенниковой С.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юмаева Марата Рестемовича к администрации городского округа Ступино Московской области о признании права собственности на самовольно возведенное строение,
УСТАНОВИЛ:
Юмаев М.Р. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Ступино Московской области о признании права собственности на самовольно возведенное строение садовый дом, расположенный на земельном участке КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указывает на то, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ подано одновременно заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с приложением Технического плана здания.
ДД.ММ.ГГГГ получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: согласно сведениям ЕГРН земельный участок КН 50:33:0020332:195, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объект, имеет ограничения, установленные ст. 56 ЗК РФ- в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов, без согласования в порядке, установленном законом
Для создания объекта недвижимости-садового дома, разрешение на строительство не требуется, ставится на кадастровый учет на основании Технического плана и документа на земельный участок.
В связи с вступлением в силу ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ требования о согласовании строительства с собственником аэродрома не распространяется на регистрацию и постановку на учет в «упрощенном порядке».
Истец, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайств об отложении не заявили, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель истца по доверенности Поморина О.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что земельный участок истцу в СНТ предоставлен в 2001 году в тот же период началось строительство садового дома, который впоследствии перестраивался, производилась отделка. На тот период ограничений не было.
Ответчик администрация городского округа Ступино Московской области представителя в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены.
Суд, проверив материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ст.222ГК РФ).
Согласно ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения; если иное не предусмотрено законом, то собственник приобретет право собственности на здание, сооружение или иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что с 1 января 2018 года для ввода в эксплуатацию объектов, которые подразумевают наличие охранной зоны, является обязательным наличие описания границ данной зоны.
Статья 5 указанного выше Закона гласит, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и прочих зон, так или иначе обременяющих земельные участки.
На основании внесенных в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, определяются земельные участки, ограничения, в использовании которых установлены требованиями нормативно-правовых документов (статья 56 Земельного кодекса РФ). Зона с особыми условиями использования территорий считается установленной с момента внесения сведений о ее границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зонах сооружений, для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) направляются в орган кадастрового учета в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в рамках информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон.
С 01.01.2016 положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ) закрепляется обязательное условие;
о наличии текстового и графического описания местоположения границ зоны; о соблюдении требований к системе координат и точности определения координат характерных точек границ зон; об обязательном уведомлении правообладателей об ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах зон. Содержится указание на лиц, ответственных за подготовку описания местоположения границ зон - правообладателей объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны.
Таким образом, с 01.01.2016 сведения о зонах должны вноситься в порядке информационного взаимодействия в том числе на основании документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны, в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 18 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7 - 10 части 1 указанной статьи (то есть, в том числе в случае направления сведений о зонах), будет являться карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
В Единый государственный реестр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения таких зон (вид, тип, номер, индекс);описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.07.2017 № 135- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Закон №135-Ф3), постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил становления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» (Постановление №1460) требования о согласовании строительства с собственником аэродрома не распространяются на регистрацию и постановку на учет в так называемом «упрощенном порядке».
До 14 декабря 2017 года при регистрации права собственности на объект недвижимости, который в соответствии с нормами ранее действующего законодательства при строительстве объекта, в том числе жилого строения в приаэродромной территории, необходимо было предварительно согласовать строительство с собственником аэродрома.
Согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория : устанавливается Решением уполномоченного Правительством Российской Федерации генерального органа исполнительной власти, которым также устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. При этом на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
В силу ч.З ст.4 Закона №135-Ф3 до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов.
Если в соответствии с ч.З ст.51, ч.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ для строительства объекта недвижимости требуется получение разрешения на строительство, согласование строительства должно осуществляться органом, уполномоченным на выдачу разрешительной документации (собственником аэродрома).
В том случае, если для создания объекта недвижимости разрешение на строительство не требуется (п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), объект движимости ставится на кадастровый учет и регистрируется на основании Технического плана и документа на земельный участок (в соответствии с частью 10 и 40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Зона с особыми условиями использования территории аэродрома Домодедово была внесена в Государственный кадастр недвижимости и содержит ограничения: «Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц». В пределах границ района аэродрома, вертодрома, посадочной площадки) запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома:
а) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома;
б) линий связи и электопередачи, а также других источников радио и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы
радиотехнических средств.
Строительство и размещение объектов вне района аэродрома, если их истинная высота превышает 50 м, согласовываются с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.
Из чего следует вывод, что режим использования указанной территории определен и ограничен только указанным запретом.
Кроме того, перечень объектов, строительство (размещение) которых подлежит согласованию, в настоящее время не установлен: ранее он был установлен п.п.58-60 Правил №138, которые утратили силу с 14.12.2017 в связи с принятием Постановления Правительства РФ №1460.
Как следует из материалов дела, что истец является собственником земельного участка площадью собственности ему принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства.
Сведения об ограничениях в сведениях о правах и характеристиках объекта недвижимости отсутствуют.
Истцом, согласно технического плана возведен садовый дом.
В соответствии уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановлен кадастровый учет и государственная регистрация садового дома т.к. земельный участок на котором расположен садовый дом имеет ограничения, установленные ст. 56 ЗК РФ
По делу была назначена и проведена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта, на земельном участке КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> расположен садовый дом.
Данное строения строительством закончено и пригодно для эксплуатации, соответствует требованиям СНиП, действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной, электротехнической безопасности, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, готовы к приемке в эксплуатацию, нарушений строительных норм и правил не выявлено.
Жилой дом расположен на земельном участке, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства.
Сведения об ограничениях в сведениях о правах и характеристиках объекта недвижимости отсутствуют.
Сведения о том, что земельный участок находится в зоне приаэродромной территории, имеет иные ограничения использования не предоставлено.
Согласно заключения эксперта садовый дом находится в приаэродномной зоне, но нормы действующего законодательства самовольным строением в данной части не нарушаются.
Садовый дом не является объектом капитального и индивидуального строительства в связи с чем подлежит регистрации и постановке на кадастровый учет на основании технического плана и документа на земельный участок
С учетом заключения эксперта, представленных документов суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
При этом, требования о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на садовый дом не подлежат удовлетворению. Данное лицо не привлечено к участию в деле в качестве ответчика, отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права не имеется. При указанных обстоятельствах отсутствуют основания возложения на данное лицо обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 94, 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Юмаевым Маратом Рестемовичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право собственности садовый дом, расположенный на земельном участке площадью 600 кв.м КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на садовый дом, расположенный на земельном участке площадью 600 кв.м КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в <адрес>
Исковые требования о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости садовый дом, расположенный на земельном участке площадью 600 кв.м КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 30 ноября 2020 года
Судья: Середенко С.И.