ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1400/2014 от 03.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 «03» апреля 2014 года                             г. Астрахань

 Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

 председательствующего судьи Пираевой Е.А.

 при секретаре Бекбулатовой Д.Р.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об обязании привести наружные рекламные конструкции в соответствии с требованиями закона

 УСТАНОВИЛ:

      Прокурор Кировского района г. Астрахани обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту – ООО <данные изъяты> об обязании привести наружные рекламные конструкции в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г. и Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе». В обоснование требований, истец указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Кировского района г. Астрахани. Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что ООО <данные изъяты> на территории Кировского района г. Астрахани установлено и эксплуатируется <данные изъяты> рекламных конструкций с нарушением требований закона.

 Истец просит обязать ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся в <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> по <адрес> (на пересечении <адрес> по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес> по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> (в районе Ивановского моста) в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г, Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе».

 (дата обезличена) истцом представлены уточненные исковые требования.

 Истец просит обязать ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся по следующим адресам: по <адрес> (на пересечении <адрес>, по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес> по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> (в районе Ивановского моста) в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г, Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе».

 Определением суда от (дата обезличена) прекращено производство по делу в части заявленных требований об обязании ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся по следующим адресам: по <адрес> (на пересечении <адрес> затона), по <адрес> (перед пересечением <адрес>, с левой стороны по направлению к <адрес> (после пересечения моста по <адрес> с левой стороны по направлению к <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес>, с правой стороны перед мостом по направлению к <адрес> (в районе Ивановского моста) в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г, Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе» ввиду отказа от иска в этой части.

 Представитель истца помощник прокурора ФИО1 в судебном заседании исковые требования в части обязать ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся по следующим адресам: по <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес> (напротив здания общежития), по <адрес> по <адрес> (в районе моста через путепровод), по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003, утвержденного 22.04.2003г, Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе» поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика ООО <данные изъяты> ФИО2, действующий по доверенности с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях.

 Представитель Управления муниципального имущества ФИО3, действующий по доверенности с исковыми требованиями истца не согласился, поскольку не доказано, что рекламные конструкции угрожают жизни и здоровью граждан.

 Третьи лица Администрация г. Астрахани и ИП ФИО4 о дне, времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, уважительность причина неявки суду не известна.

     Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО <данные изъяты> разрешена установка и эксплуатация рекламных конструкций в Кировском районе г. Астрахани по следующим адресам: <адрес>, мост через путепровод, поз.1, <адрес>, мост через путепровод поз.2, <адрес> поз.2, <адрес> по. <адрес> <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются договорами на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе муниципального образования «Город Астрахань» и соответствующими разрешениями.

 Актами прокурорской проверки от (дата обезличена) с участием инспекторов ДПС ОБДПС № 1 УГИБДД УМВД России по Астраханской области и приобщенными фототаблицами установлено, что рекламные конструкции по адресам: <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес>, размещенные и эксплуатирующие ООО <данные изъяты> не соответствуют п. п. 5.3, 5.10, 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

 Согласно вышеуказанным актам проверки: наружная рекламная конструкция по <адрес> (на разделительной полосе, пересечении <адрес>) размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближней полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;

 две наружные рекламные конструкции по <адрес> размещены сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее чем 5 м от бровки дороги, над проезжей частью дороги и обочиной, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств;

 наружная рекламная конструкция по <адрес> размещена на расстоянии менее чем 1 м от линии электропередачи осветительной сети, маркировка рекламной конструкции не позволяет прочитать размещенный на ней текст с ближайшей полосы движения транспортных средств.

 В силу ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

 В п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

 В силу п. 3 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

 Установленные Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утвержденным постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и с учетом п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также постановления Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4, являются обязательными для исполнения.

 Разделом 5 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к средствам наружной рекламыСогласно п. 5.3 ГОСТ Р 52044-2003 конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.

 В п. 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 указано, что средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

 Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

 Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (ред. от 24.03.2009), средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

 - на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

 - на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;

 - на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

 - на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

 - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

 - на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

 - на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

 - на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;

 - ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

 - в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

 - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;

 - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

 Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм следует, что размещение рекламного щита в пределах муниципального образования, а именно, в районах жилой застройки и в непосредственной близости от дорожного полотна, должно соответствовать не только требованиям в области законодательства о рекламе, но и иным инженерным и техническим ГОСТам, а также требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения, поскольку нарушение таковых может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.

 Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что установленные ГОСТ Р 52-44-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и являются обязательными для исполнения.

 Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта, что вытекает из положений Закона о рекламе.

 Таким образом, по мнению суда, несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям ГОСТа создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, влияет на развитие рынков товаров, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения рекламы. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

 При этом наличие разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций, само по себе не свидетельствует о соответствии действий ООО <данные изъяты> по их установке требованиями ГОСТ Р 52044-2003 и Федерального Закона «О рекламе».

 Доказательств соответствия рекламных конструкций, расположенных по <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес>, требованиям ГОСТ Р 52044-2003, ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представлено.

 Доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит обязательному применению, а носит рекомендательный характер, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

 На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.

 В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. N 124-ст.

 До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

 В обязательном порядке применяется только часть ГОСТа, неисполнение которой может повлиять на безопасность дорожного движения.

 В связи с этим, суд полагает, что применение указанного ГОСТа при размещении наружной рекламы во взаимосвязи с требованиями об обеспечении безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, является обязательным.

 Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся по <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (напротив здания общежития), <адрес> <адрес> (в районе моста через путепровод) в соответствии с требованиями п.п. 5.3, 5.10, 6.1 ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», поскольку истцом не было представлено допустимых и достоверных доказательств несоответствия указанных рекламных конструкций требованиям ГОСТ 52044-2003.

 В качестве доказательства несоответствия рекламных конструкций требованиям ГОСТ 52044-2003, истцом представлены акты проверок, в которых указано, что данные конструкции расположены на расстоянии менее 5 м от бровки дороги, что нарушает требования ГОСТ 52044-2003.

 Однако установленные в актах обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку измерение места расположения рекламной конструкции произведено в нарушение требований ГОСТ 52044-2003, в котором указано, что средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах, при этом данное расстояние рассчитывается до ближайшего края средства наружной рекламы. (п.6.1 ГОСТ).

 В судебном заседании бесспорно установлено, что измерение расположения рекламной конструкции было произведено от опоры рекламной конструкции до автомобильной дороги, что нашло свое отражение в показаниях свидетеля ФИО5, являющегося госинспектором дорожного надзора и присутствующего при измерении рекламных конструкций (дата обезличена).

 Размещение и эксплуатация рекламных конструкций по <адрес> (после пересечения <адрес>, с правой стороны по направлению к <адрес>, по направлению к <адрес> (напротив здания общежития), <адрес>, <адрес> (в районе моста через путепровод) в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 подтверждается заключением эксперта № ООО <данные изъяты> которое было представлено стороной ответчика и не оспорено стороной истца.

 Суд не находит оснований в части возложения на ООО <данные изъяты> привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся по <адрес>, поскольку доказательства, принадлежности рекламных конструкций, расположенных по вышеперечисленным адресам ООО <данные изъяты> в материалах дела отсутствуют, такие суду в ходе рассмотрения дела представлены не были.

     Учитывая количество рекламных конструкций, важность защиты охраняемых законом прав, в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым срок исполнения решения установить в 3 месяца.

 В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

 Поскольку исковые требования прокурора Кировского района г. Астрахани подлежат удовлетворению, в порядке ст. 333.19 НК РФ суд считает подлежащим взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу привести наружные рекламные конструкции, размещенные и эксплуатирующиеся в Кировском районе г. Астрахани по ул. <адрес> (на разделительной полосе, пересечение <адрес> и <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 5.3, 5.10, 6.1 ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

     Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>

 В остальной части исковые требования прокурора Кировского района г. Астрахани – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

 Судья:                                    Пираева Е.А.

 Мотивированное заочное решение изготовлено 04 апреля 2014 года.