ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1400/2021 от 14.01.2022 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-99/2022

УИД 37RS0020-01-2021-002269-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тейково 14 января 2022 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой А.Р.,

при секретаре Шиловой Н.А.,

с участием прокурора Гвоздаревой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

установил:

Тейковский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования городского округа Тейково Ивановской области обратился в Тейковский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к администрации Тейковского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Тейковского муниципального района организовать и провести кадастровые работы и принять меры к оформлению в установленном действующим законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения по адресу: <адрес>, идентификационный номер дороги протяженностью 1,1 км, в срок до 01.07.2023 года, обосновав иск тем, что непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под дорогами общего пользования нарушает права собственника земельного участка, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к осуществлению контроля за состоянием земельного участка, и, как следствие, к его ухудшению.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения статей 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 19 Земельного кодекса и Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истец просит суд обязать Администрацию Тейковского муниципального района <адрес> организовать и провести кадастровые работы и принять меры к оформлению в установленном действующим законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения с идентификационным по адресу: <адрес>, протяженностью 1,1 км в срок до 31 декабря 2022 года.

В судебном заседании прокурор Гвоздарева Ю.В. исковые требования поддержала, пояснив, что полагает, что требование об обязании проведения кадастровых работ излишни, поскольку комплекс работ по оформлению права собственности на спорный земельный участок включает в себя, в том числе, и проведение кадастровых работ для установления точной протяженности и границ дороги. Просила иск удовлетворить, в установлении срока исполнения обязанности до 31 декабря 2023 года не возражала.

Представитель ответчика Администрации Тейковского муниципального района ФИО1 в суд не явилась, представила письменный отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из отзыва следует, что распоряжением главы Администрации Тейковского муниципального района № 23 от 04.02.2021г. утвержден план мероприятий по регистрации права собственности района на автомобильные дороги общего пользования на 2021 – 2023 годы. Спорная автомобильная дорога включена в данный план на регистрацию по сроку исполнения до конца 2023 года. В связи с чем, ответчик просил установить срок исполнения работ до 31 декабря 2023 года (л.д. 24-26).

Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениями ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пп. 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 5); осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района (пп. 35); организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (пп. 36).

В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пп. 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пп. 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пп. 11); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (пп. 12).

Из названных законоположений следует, что к вопросам местного значения муниципального образования отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе, автомобильными дорогами общего пользования, размеры затраты на содержание которых также должны утверждаться органами муниципального образования.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривалось, что в реестре муниципального имущества на праве муниципальной собственности числится автомобильная дорога общего пользования местного значения, идентификационный по адресу: <адрес>, <адрес> протяженностью 1,1 км.

Право собственности на земельный участок, включая кадастровый учет участка, под данной дорогой в установленном порядке Тейковским муниципальным районом не оформлено, вместе с тем в реестре муниципальной собственности сооружение в форме спорной дороги указано.

Таким образом, ответчик в настоящее время не может в полной мере реализовывать свои полномочия в области организации дорожной деятельности в отношении спорной автомобильной дороги, а также корректно формировать затраты на обслуживание данного объекта муниципальной собственности, что, бесспорно, свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации в области дорожной деятельности, а также основных принципов формирования бюджета муниципального района (достоверность бюджета, его прозрачность (открытость), закрепленных ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Одновременно суд учитывает, что согласно распоряжению администрации Тейковского муниципального района № 23-р от 04.02.2021г., регистрация права собственности на земельный участок под вышеназванной дорогой общего пользования местного значения запланирована на 2022 – 2023 годы, что также указывает на то, что муниципальное образование признает имеющееся нарушение в области реализации полномочий местного значения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что иск Тейковского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельства отсутствия надлежащего оформления права собственности на земельный участок под дорогой общего пользования местного значения, идентификационный по адресу: <адрес>, протяженностью 1,1 км нашли свое подтверждение.

Вместе с тем, учитывая, что меры по регистрации права собственности являются затратами муниципального образования и требуют соблюдения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Тейковского муниципального района срок для исполнения обязанности – до 31 декабря 2023 года.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности провести комплекс мероприятий по регистрации права собственности на земельный участок удовлетворить.

Возложить на Администрацию Тейковского муниципального района обязанность принять меры к оформлению в муниципальную собственность в установленном порядке земельного участка под автомобильной дорогой местного значения идентификационный по адресу: <адрес>, <адрес>, протяженностью 1,1 км в срок до 31 декабря 2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Р. Архипова

Мотивированное решение изготовлено 21января 2022 года.