ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1401/2020ИЗГОТОВ от 20.05.2020 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2 – 1401/2020 Изготовлено 20.05.2020

УИД 76RS0016-01-2020-000663-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд города Ярославля в составе судьи Сибиренковой Н.А. при секретаре Волковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Скворцову Михаилу Владимировичу о запрете эксплуатации воздушного судна,

установил:

Ярославский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Скворцову М.В., просит запретить ответчику, являющемуся собственником воздушного судна АН-2 заводской , эксплуатацию данного воздушного судна, а также запретить передачу воздушного судна для его эксплуатации другим лицам до регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, получения в установленном порядке сертификата летной годности, удостоверяющего техническую годность воздушного судна к полетам.

Представитель истца – старший помощник Ярославского транспортного прокурора Коваль Э.В. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Ответчик Скворцов М.В. в судебном заседании доводы иска не оспаривал, исковые требования признал, дополнительно пояснил, что в настоящее время воздушное судно не зарегистрировано в установленном законом порядке, сертификат летной годности не получен.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, возражений по иску не представили.

Судом постановлено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, признавшего иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, в ходе проверки, проведенной Ярославской транспортной прокуратурой, установлена эксплуатация (выполнение полетов) воздушного судна АН-2 без государственного регистрационного номера и сертификата летной годности.

В соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливается федеральными авиационными правилами.

Согласно части 1 статьи 37.1 ВК РФ соблюдение правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы, в том числе сертификат летной годности (часть 1 статьи 67 ВК РФ).

В пункте 2 ФАП -132 дано понятие сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям.

Воздушное судно АН-2 заводской принадлежит на праве собственности Скворцову М.В. на основании договора купли-продажи воздушного судна от 18.05.2017 № 1/17.

В период с 2017 года по 1 декабря 2019 года воздушное судно АН-2, заводской находилось на Посадочной площадке Ярославль «Левцово» в качестве экспоната. 14 мая 2018 года на основании договора безвозмездного пользования воздушнее судно АН-2 передано Скворцовым М.В. во временное пользование ООО «ЯрррегионАВИА».Посадочная площадка Ярославль «Левцово» принадлежит на праве собственности ООО «ЯррегионАВИА», зарегистрирована в Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Центральных районов Российской Федерации 22.06.2011 за № ЦПЗ-70, на которую выдан Аэронавигационный паспорт Посадочной площадки Ярославль (Левцово). Оператором Посадочной площадки Ярославль (Левцово) является ООО «ЯрррегионАВИА», осуществляющее деятельность, направленную на развитие авиации общего назначения.

01 декабря 2019 года Скворцовым М.В. осуществлен взлет с посадочной площадки Ярославль «Левцово» на воздушном судне АН-2, заводской и перелет из г. Ярославля в г. Рыбинск. Посадка воздушного судна осуществлена на аэродроме Рыбинск - Староселье. При этом полеты совершались Скворцовым М.В. на воздушном судне, не зарегистрированном в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, при отсутствии на воздушном судне государственных и регистрационных опознавательных знаков, не имеющим сертификата летной годности, удостоверяющего техническую годность воздушного судна к полетам, а также в отсутствие допуска на право управления воздушным судном типа АН-2, тем самым нарушены требования ст. с.33-36, 53 ВК РФ.

Факты эксплуатации воздушного судна и осуществления на нем полетов Скворцовым М.В. не оспаривались в судебном заседании.

Согласно записям, содержащимся в формуляре на самолет АН-2, последний межремонтный срок службы продлен 12.08.2004 на 1 год и 6 месяцев до 17.01.2006. Учет работы ВС в формуляре не ведется, продолжительность налета часов, сведения о проведенных ремонтах воздушного судна отсутствуют. Техническое состояние воздушного судна, которое не эксплуатировалось в течение последних 3-х лет, документально не подтверждено.

Кроме того, Скворцов М.В. использовал воздушное пространство для перемещения воздушного судна без уведомления зонального органа по организации воздушного движения и без получения разрешения на использование воздушного пространства, чем нарушил требования Федеральных авиационных правил «Об использовании правил воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2010 № 138, ст. 16 ВК РФ.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства на воздушном судне, принадлежащем Скворцову М.В., выполнялись полеты в отсутствие сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), удостоверяющего техническую годность воздушного судна к полетам, государственных и регистрационных опознавательных знаков на ВС, а также в отсутствие у ответчика допуска на право управления воздушным судном типа АН-2.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.

Учитывая то, что соблюдение требований федеральных авиационных правил при использовании воздушного судна без его регистрации в Росавиации, без согласования плана полета с органом, осуществляющим организацию воздушного движения, без продления ресурса ВС, при отсутствии сертификата летной годности и допуска на право управления воздушным судном данного типа, может представлять угрозу безопасности полетов, а также угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

запретить Скворцову Михаилу Владимировичу эксплуатацию воздушного судна АН-2 заводской , а также передачу воздушного судна для его эксплуатации другим лицам до регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, получения в установленном порядке сертификата летной годности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.А. Сибиренкова