ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1402/2016 от 07.04.2016 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело – 2-1402/2015 А57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 7 апреля 2016 г.

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего Майко П.А.,

при секретаре Ховалыг С.С.

с участием заместителя прокурора района Биттер А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Красноярск к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности и признании права собственности.

У С Т А НО В И Л :

Истец обратился в суд с данным иском, указывая, что ФИО1 принадлежит жилое помещение по адресу - Красноярск, Х. В связи с муниципальной нуждой, для строительства жилых домов, требуется изъять земельный участок ответчика. В связи с данным, истец просит в судебном порядке произвести выкуп истцом у ответчика жилого помещения по спорному адресу, с выплатой ответчику 1538950 руб., прекратив у ответчика право собственности на жилое помещение, признав за истцом, право собственности на данное жилое помещение.

Представитель истца иск поддержал.

Представитель ответчика с иском не согласен, т.к. ответчику также принадлежит право собственности на земельный участок, что установлено решением суда. Истец не изымает земельный участок, им не соблюден порядок изъятия земельного участка. Жилой дом и земельный участок следуют судьбе друг друга. Оценка истца жилого дома и убытков не соответствуют реальному, т.к. оценка произведена на дату раннюю обращению в суд а именно на 7.5.2014 год.

Остальные участники процесса не явились. Надлежаще были уведомлены.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц,, в заочном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, в том числе заключение заместителя прокурора, суд установил –

В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска №1340-ж от 19.11.2010 года, распоряжением №229-арх от 10.2.2014 года, приложений к ним, в целях инженерного обеспечения строящихся жилых домов, признано муниципальной нуждой, зарезервированы ряд земельных участков, в том числе и земельный участок на котором находится жилой дом ответчика.

Согласно распоряжения администрации г. Красноярска от 8 мая 2014 года №913-арх, земельный участок, на котором находится дом ответчика не изъят для муниципальных нужд

В свою очередь, суд установил, что в соответствии с постановлением администрации Красноярска №324 от 5.6.2014 года жилой дом ответчика попадает в зону сноса и должно быть выкуплено, ввиду муниципальной нужды.

Однако. как установил суд, из свидетельств о регистрации права, ответчику принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу - Красноярск, Х и земельный участок под ним.

Истец извещал почтой ответчика только о выкупе жилого дома, согласно почтовых извещений, имеющихся в деле, но ответчик уклонился от получения почтового извещения.

Статья 35 (части 1, 3) Конституции Российской Федерации гарантирует, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 - 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и части 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно указанной статье закона принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Такой порядок предусмотрен законодателем в статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ), в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

По настоящему делу процедура изъятия части земельного участка, и жилого дома, принадлежащих ответчику, была соблюдена, решение об изъятии жилого дома, принято компетентным органом.

Несмотря на то обстоятельство, что отдельного постановления об изъятии земельного участка не имеется, суд полагает возможным признать, что сама процедура была соблюдена, т.к. решение о резервировании земельного участка принято в отношении участка в который фактически входит и земельный участок ответчика. Истец заинтересован в изъятии земельного участка ответчика, изымая дом. Изъятие жилого дома, без земельного участка под ним невозможно.

Под равноценным возмещением законодателем понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК Российской Федерации и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.

Заявляя требования о выкупе земельного участка с возмещением убытков ответчику, причиненных ему, как собственнику, изъятием части земельного участка, истец ссылается на отчет оценки рыночной стоимости убытка участку земли, от 24.4.2015 года составленный независимым специалистом-оценщиком, ООО КАБИНЕТ ОЦЕНЩИКА

Согласно данному отчету оценки, величина рыночной стоимости убытка, причиненного ответчику, изъятием у него жилого помещения, составила 1538950 руб.. В отчете указано, что размер убытков определен исходя из имеющегося права пользования самого земельного участка -168300 руб., жилого помещения – 1162800 руб., и размера самих убытков от изъятия дома - 207850 руб., связанных с поиском иного земельного участка, жилого помещения, их приобретения и оформления в собственность.

Однако, суд полагает принять во внимание отчет, изготовленный ООО «ЭКОРС», т.е. представленный стороной ответчика.

Выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд.

Данное положение предусмотрено пунктом 4 статьи 57 ЗК РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4)

Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии жилых помещений и земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 1 апреля 2015 г., поскольку действующим законодательством не установлено иное.

В связи с тем, что стоимость земли в отчете ООО «Кабинет Оценщика» указана на момент оценки - 7.5.2014 года, тогда, как осмотр произведен 13.4.2015 года, суд полагает прийти к выводу, что оценка не является актуальной на момент рассмотрения спора.

Наиболее действительной будет являться оценка, представленной ответчиками от ООО «ЭКОРС» на 2 апреля 2016 года, согласно которой, стоимость спорного земельного участка составляет 3501999,03 руб., стоимость жилого дома - 1791740,36 руб., убытки - 223687,78 руб., а всего выкупная стоимость составляет – 5517426,78 руб..

Обе стороны не желали проведение оценки на момент рассмотрения самого спора, им предлагалась такая возможность, но они отказались от проведения экспертизы, не представив отчет к процессу, при этом, ответчик представил отчет от 2.4.2015 года, а потому суд и учитывает оценку, представленную ответчиками, признавая не состоятельной оценку со стороны истца.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ".

Истец не привел доказательств каких-либо нарушений указанного выше Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" или федеральных стандартов, допущенных оценщиком.

Между тем, в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец доказательств иной оценки размера убытков, причиненных ответчику изъятием имущества не предоставлено, как не представлено доказательств порочности экспертизы ответчика.

С учетом вышеизложенного суд полагает удовлетворить иск полностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования – город Красноярск, объекты недвижимости – жилой дом и земельный участок по адресу : Красноярск, Х принадлежащие ФИО1, с прекращением за ней права собственности на данное имущество, с выплатой в ее пользу 5517426,78 руб. и признанием права собственности на жилое помещение и земельный участок по адресу - Красноярск, Х за муниципальным образованием – город Красноярск,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течении месяца с момент изготовления мотивированного решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.

Председательствующий судья Майко П.А.