Дело №2-99/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре Синаковой О.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу (ранее открытому акционерному обществу) «Читаэнергосбыт» о признании установки, допуска прибора учета потребления электроэнергии на общедомовые нужды и действий по начислению платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) незаконными,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском. В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнила, и, окончательно сформулировав их, просит признать установку и допуск прибора учета потребления электроэнергии на общедомовые нужды и действия по начислению платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) за период с 01 января 2013 года по 01 января 2016 года незаконными. В обосновании исковых требований указала, что она является собственником <адрес> и является потребителем услуг электроснабжения, предоставляемыми ОАО «Читаэнергосбыт». В доме расположено 27 квартир. Когда в их доме установлен прибор для учета электроэнергии для общедомовых нужды, она не знает, договор с ОАО «Читаэнергосбыт» на потребление электроэнергии для общедомовых нужд жители дома не заключали. Согласно акту допуска прибора в эксплуатацию, он введен в эксплуатацию 01 января 2013 года, однако данная процедура проведена без надлежащего уведомления собственников жилого дома или уполномоченного собственниками дома лица. Данный акт подписан всеми сторонами 01 января 2013 года в выходной день, что вызывает сомнение в фактическом участии указанных в акте лиц при допуске данного прибора в эксплуатацию. Считает, что процедура допуска прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды была нарушена, что повлекло нарушение прав собственников жилого дома, что влечет незаконность его установки и незаконность начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды с момента его ввода в эксплуатацию, т.е. с 01 января 2013 года.
Определением Чернышевского районного суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства п. Чернышевск».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала полностью, по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснила, что она является собственником <адрес>. Об установке прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды ее не уведомляли. В 2015 году ей стали приходить квитанции о необходимости уплаты задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям по договору энергоснабжения на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи. Поставку электрической энергии истцу осуществляет по договору энергоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть, а абонент оплачивает принятую электроэнергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим потребления. Обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
На основании Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении электрической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении до 01.07.12 г., обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых в том числе электрической энергии, а также ввод приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета.
Законодатель закрепил норму, обязывающую собственников и сетевые организации, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей, производить установку общедововых приборов учета в случае, если данное обязательство не было исполнено лицами, ответственными за их установку. В связи с чем, сетевая организация «Забайкальская дирекция по энергосбережению - структурного подразделения Трансэнерго-филиала РЖД» установила на многоквартирный жилой <адрес>, общедомовой прибор учета. Таким образом, процедура установки общедомового прибора учета нарушена не была. Информация о наличии у собственников многоквартирного жилого дома обязательств по установке общедомового прибора учета неоднократно размещалась в различных вариантах, сообщения были адресованы неопределенному кругу лиц.
Указывает, что если собственниками не установлен прибор учета, данная обязанность возлагается на сетевую организацию с последующим возмещением затрат. Доводы истцов об отсутствии уведомления собственников многоквартирного дома является ошибочным, поскольку в средствах массовой информации и на официальном сайте АО «Читаэнергосбыт» неоднократно размещалась информация о наличии у собственников квартир в многоквартирном доме обязательства по установке общедомового прибора учета. Так как обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета собственниками дома не исполнена, поэтому ОАО «РЖД» в присутствии представителя потребителя в лице ООО «УК КЦ ЖКХ п. Чернышевск» ввели общедомовой прибор учета в эксплуатацию 01.01.2013 г. не нарушив установленные законом сроки, о чем был составлен акт. Считают, что доводы истца о том, что общедомой прибор учета установлен с нарушениями процедуры допуска прибора в эксплуатацию, необоснованный, поскольку, согласно законодательству на сетевую организацию возложена обязанность обеспечивать сбор данных коммерческого учета электроэнергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей в рамках реализации требований п.п. 88,89 правил №530, ОАО «РЖД» начало проводить мероприятия по оснащению многоквартирных домов, технологически присоединённых к электросетям ОАО «РЖД» общедомовыми приборами. Однако данные правила не предусматривали сроки и процедуру введения прибора учета в эксплуатацию, составление акта допуска также не требовалось. Обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию законодателем установлена только правилами №442, тогда как общедомовой прибор учета электроэнергии по спорному дому был установлен в период действия правил №530. Также указывает, что расчет платы на общедомовые нужды производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данным учетом энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего домового имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящееся в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения №2 к настоящим правилам. Приходящиеся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованной коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения№2 к Правилам (раздел III). Расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме). Считают установку общедомового прибора учета и действия по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, являются законными.
В судебном заседании представитель АО «Читаэнергосбыт» ФИО2 дала пояснения аналогичные представленному отзыву на исковое заявление.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД», будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, об уважительности не явки суду не сообщил.
Представитель третьего лица МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс», будучи своевременно и надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился об уважительности не явки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ООО УК КЦ ЖКХ п. Чернышевск» ФИО3, действующая на основании прав по должности, будучи надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В представленном суду письменном отзыве указала, что в силу требований Закона организации, которые осуществляют снабжение электрической энергии или их передачу в сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящих в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществить деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. В нарушение требований закона, ОАО «Читаэнергосбыт» не направляли в адрес собственников помещений многоквартирного дома по адресу <адрес> предложений об оснащении здания приборами учета электрической энергии. Понятие «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учёта, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. В акте №30 от 01.01.2013г. указано, что прибор учета принят в эксплуатацию только через год после установки, что противоречит требованиям закона. Также, ч. 2 ст. 13 Закона об энергоснабжении предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов в эксплуатацию. Таким образом, следует, что общедомовой прибор учета принят не по правилам.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие лиц – участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН ).
Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения N 2 к Правилам (Раздел III. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме).
Согласно федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.
В п. 12 ст. 13 данного закона установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учёта, когда собственники помещений в срок до 01 июля 2012 года не исполнили обязанность по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учёта и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учёта содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442.
Пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442, предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям к его метрологическим характеристикам. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Судом установлено, что АО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией.
ФИО1 является собственником одной из квартир в многоквартирном доме по адресу <адрес>
Общедомовой прибор учета электроэнергии типа KNUM 1023 с заводским номером 7025528 в многоквартирном жилом <адрес>, проверен 01.01.2013 года с показаниями «184216» и допущен в эксплуатацию, согласно акта допуска прибора учета электрической энергии 01 января 2013 года.
Кроме того в судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой <адрес> на момент установки и вода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды находился под управлением ООО «Управляющая компания Кассовый центр ЖХХ п. Чернышевск». С 09 сентября 2014 года многоквартирный дом по указанному адресу находится под управлением Муниципального унитарного предприятия «Чернышевский теплоэнергетический комплекс».
Из отзыва ОАО «РЖД» следует, что прибор учета на многоквартирный жилой дом был установлен в соответствии с законодательством об энергоснабжении, поскольку собственниками <адрес> не была исполнена обязанность по установке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета до 01.07.2012, и введен в эксплуатацию 01 января 2013 года, что не опровергалось истцом в судебном заседании.
Следовательно, прибор учета, являющийся предметом спора, устанавливался в период действия Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" и использовался в целях расчета между юридическими лицами ОАО «РЖД» и ОАО «Читаэнерго».
Согласно п. 89-90, 159 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных: рынков электрической энергии" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД коммунальной услуги электроснабжения, использования на ОДН (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1242). Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разносность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на ОДН и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. Договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам щами (энергосбытовым организациям).
Таким образом, установка прибора учета имела место до введения в действие «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии".
В соответствии с положениями пп. а п. 2 Постановления № 442 настоящее постановление применяется к отношениям вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Пункт 152 Постановления № 442 предусматривает, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Кроме того, представленный в материалы дела акт от 01.0.12013г. №43/1, подписанный представителем Забайкальской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД» ФИО4, представителем ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО5, представителем управляющей организации ФИО3, содержит все необходимые реквизиты, предъявляемые к акту допуска прибора в эксплуатацию. Также он содержит информацию об установленном и введенном в эксплуатацию ОДПУ, подтверждает возможность его использования в качестве расчетного.
Таким образом, управляющая организация не препятствовала сетевой организации в установке и допуске ОДПУ в доме, о котором идет речь не ставила под сомнение техническое состояние прибора и возможность его использования в качестве расчетного.
Учитывая, что в проверке прибора учета и составлении акта принимал участие представитель управляющей организации; установленный ОДПУ ( прибор учета ) электрической энергии сочтен соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, следует признать правомерным использование в качестве расчетного данного прибора учета.
Место установки ОДПУ согласовано актом №50/16 от 01.01.2013г. о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон. На балансе потребителя находятся кабельные наконечники, в подъездах – внутридомовая проводка.
Доказательств ненадлежащего технического состояния прибора учета истцом не представлено. Начисления на ОДН, как установлено судом, с использованием показаний ОДПУ, производилось в период после составления акта. При этом не нарушено положение закона №261-ФЗ (ч.2ст. 13) о применении установленных приборов учета для осуществления расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Не уведомление конкретных потребителей (жителей многоквартирного дома) об установке ОДПУ, отсутствие потребителей при допуске прибора учета в эксплуатацию, не является нарушением, поскольку непосредственным представителем потребителей (в том числе истца) является управляющая организация, которая участвовала в процедуре оценки установленного прибора учета с целью его применения в качестве расчетного.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения процедуры установки прибора учета и считает установку прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды законной.
Пунктами 147, 152 Основных положений предусмотрено, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового(коллективного) прибора учёта, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
Как видно представленного акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию №43/1 от 01.0.12013г., в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель управляющей организации ООО «УК КЦ ЖКХ п. Чернышевск» ФИО3 и подписывала данный акт.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности допуска прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из приведённых норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.
Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 г.) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Согласно действующей редакции ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Исходя из указанных норм, до 30 июня 2015 г. при наличии управляющей организации ресурсоснабжающая организация в силу прямого запрета не вправе была взимать плату за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды. После указанной даты ресурсоснабжающая организация вправе взимать данную плату только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесение платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в АО «Читаэнергосбыт», материалы дела не содержат.
Однако за период с января 2013 года по январь 2016 года на основании вышеуказанного ОДПУ АО «Читаэнергосбыт» непосредственно ФИО1 производит начисление за электроэнергию на общедомовые нужды, а не управляющей компании, как того требует Закон.
При указанных обстоятельствах исковые требования о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в бюджет Муниципального района «Чернышевский район» в соответствии с положениями ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил: Исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.
Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> по показаниям общедомового прибора учета.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет Муниципального района «Чернышевский район» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья И.Л. Силяева