ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1405/17 от 01.12.2017 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

в составе:

председательствующего судьи Рулева И.А.,

при секретаре Жилиной Ю.А.,

с участием:

помощника прокурора Кочубеевского района Ахтырской Д.А.,

представителя ответчика Администрации МО Ивановский сельсовет Кочубеевского района – ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.08.2017 года,

представителя ответчика – Администрации Кочубеевского муниципального района СК – ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.12.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, действующего в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочубеевского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, в котором указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления района требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон и муниципального образования.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-­определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих Угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

В силу положений ч. 1 ст. 10 Закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся введения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия: индивидуальные обозначения таких зон и территорий; описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий и др.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении: описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении Границ населенных пунктов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории.

Положениями статей 32,34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны устанавливаются в результате градостроительного зонирования и в них могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Ранее действующий Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ст. 15 также устанавливал обязанность органов местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования; об утверждении правил землепользования и застройки.

Границы муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края установлены Законом Ставропольского края от 16.08.2004 № 66-кз.

Границы территориальных зон муниципального образования Ивановского сельсовета в действующей редакции на период проведения проверки установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 11.10.2012 года № 116.

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

Согласно п. п. 3, 6, 31 Правил для постановки на кадастровый учет границ территориальных зон и границ муниципальных образований орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в актах уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований. Кроме того, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Из толкования вышеуказанных норм следует, что ч.1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований возложена обязанность принятия мер для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований и границах их территориальных зон посредством подготовки и Направления в орган регистрации прав необходимых документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правил.

Проверкой установлено, что согласно сведениям и.о. начальника Межмуниципального отдела по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 05.09.2017 № 2674-4399/17, администрацией Ивановского сельсовета Кочубеевского района до настоящего времени не приняты меры по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границ муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района, установленных Законом Ставропольского края от 04.10.2004 № 80-кз. Орган местного самоуправления до настоящего времени не обеспечил подготовку и направление в орган регистрации документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правил, для внесения сведений о границах территориальных зон и муниципального образования в Единый государственный реестр недвижимости.

Не выполнение органом местного самоуправления требований ст. 32 Закона № 218-ФЗ влечет неполноту и недостоверность систематизированных сведений Единого государственного реестра недвижимости, препятствует удовлетворению потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, осуществлению кадастровой деятельности, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просят суд:

Обязать администрацию Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края.

В ходе судебного разбирательства от прокурора Кочубеевского района поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что В ходе рассмотрения дела выяснились, что в исковом заявлении на странице четвертой абзаце втором ошибочно сделана ссылка на Закон № 80-кз от 04.10.2004 «Об установлении границы муниципального образования Дёминского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края», не имеющего отношения к предмету заявленных исковых требований.

В связи с чем, просит изменить основания иска, изложив абзац второй на странице четвертой в новой редакции: «Проверкой установлено, что согласно сведениям и.о. начальника Межмуниципального отдела по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 05.09.2017 № 2674-4399/17, администрацией муниципального образования Заветненского сельсовета Кочубеевского района до настоящего времени не приняты меры по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границ муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района, установленных Законом Ставропольского края от 16.08.2004 № 66-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Кочубеевском районе Ставропольского края». Орган местного самоуправления до настоящего времени не обеспечил подготовку и направление в орган регистрации документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правил, для внесения сведений о границах территориальных зон и муниципального образования в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, исковые требования прокуратуры основаны на том, что в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 14 Закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее ФЗ № 131) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со ст. 9 закона № 12-кз от 07.11.2014 «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» вопросы, предусмотренные ч. 1 п. 20 ст. 14 ФЗ № 131, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст. 1 ФЗ N 78 от 18 июня 2001 года "О землеустройстве" территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).

В результате таких работ подготавливается карта (план) землеустроительных работ, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ N 621 от 30 июля 2009 года.

В силу п.5 ч.2 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.

Согласно п.8 ч.1 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (ст. 23 ГК РФ) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступить орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.

Установлено, что решением Совета депутатов Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.12.2012 № 132 утвержден Генеральный план муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края.

Однако, как усматривается из материалов дела, администрацией Ивановского сельсовета материалы об установлении границ населенных пунктов села Ивановского, села Воронежского, села Веселого, хутора Калиновского, хутора Черкасского и хутора Петровсского Кочубеевского района Ставропольского края в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не направлялись, сведения о границах данных населенных пунктов в ЕГРН отсутствуют.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены в ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой, к ним относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Так же, в соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно 84-ой статьи Земельного Кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

В силу требований статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.

На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту- план территории посредством отправления в электронной форме.

Исходя из содержания п.п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).

Согласно пункту 7. Правил предоставления документов, направляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, установлено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.

Территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», отнесены к объектам землеустройства.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее Федеральный закон № 78-ФЗ) определение местоположения границ населенного пункта осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства.

Одним из оснований проведения землеустройства являются решения органов местного самоуправления о проведении землеустройства (ст. 4 Федерального закона № 78-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность подготовки документации по установлению границ муниципального образования и обязанность обеспечения внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведении о границах территориальных зон и границе муниципального образования.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах затрудняет определение налоговой базы, приводит к возникновению имущественных споров у правообладателей и нарушению оборота земель.

В связи с вышеизложенным, в качестве соответчика по рассматриваемому гражданскому делу на основании ст. 40 ГПК РФ просили привлечь администрацию Кочубеевского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39 и 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района и администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

Представитель заявителя – прокурора Кочубеевского района –помощник Ахтырская Д.А. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации Кочубеевского муниципального района СК – ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным в отзыве, согласно которого Администрация Кочубеевского района Ставропольского края (Далее по тексту - АКМР СК) возражает против удовлетворения исковое заявление Прокурора Кочубеевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по обязании администрации Кочубеевского муниципального района и администрации муниципального образования Заветненского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования по следующим основаниям:

Согласно п.2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона».

Данное положение подтверждается и п. 2 ст. 8, Закона Ставропольского края от 02.03.2005 N 12-кз (ред. от 12.10.2017) "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" «Установление, изменение границ муниципальных образований, преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляются законами Ставропольского края в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13.1 Федерального закона.

В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края от 04.07.2003 N 24-кз "О порядке установления границ муниципальных образований Ставропольского края" «Граница муниципального образования устанавливается законом Ставропольского края, содержащим описание границы муниципального образования».

Данные положения отражены и в правоприменительной практике Верховного суда выраженного, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2005 N 19-г05-2, где в частности указано, что «при установлении границ муниципальных образований в крае законодательный орган действовал в пределах предоставленной компетенции, с установленным законодательством Ставропольского края порядком.

Определение границ муниципальных образований к регулированию земельных отношений, на что ссылается заявитель, отношения не имеет». «Согласно п.п. "1" п. 1 ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" N 131- ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований.

На основании п. 2 ст. 10 названного закона границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии законом Ставропольского края от 16.08.2004 N 66-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Кочубеевском районе Ставропольского края" в нём отражены указанные в исковом заявлении требования.

Также следует учесть положения Распоряжения Правительства РФ от 30.11.2015 N 2444-р

«Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания», где полномочия по установлению границ муниципального образования и внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования, отнесены к ведению субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного АКМР СК просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Ивановского сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенных в возражениях на исковое заявление, согласно которых считают заявленных требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам:

В соответствии с административно-территориальным делением муниципальное образование Ивановского сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края является сельским поселением.

В соответствии с ч.3 пункта 39, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи), (часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЭ). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Кроме того в краевом законе от 02.03.2005 N 12-кз (ред. от 10.04.2017) "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" (принят Государственной Думой Ставропольского края 17.02.2005) еще раз дублируются полномочия сельских поселений, ст.9 п.2, п.3, п.4.

За сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 9, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4 - 6, 7.1-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 31, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона. Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен, иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон;

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Из этого следует, что вопросы градостроительства, оговоренные в п.20, ст. 14 ФЗ-131: «утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений», не закреплены за сельскими поселениями.

Исходя из этого, можно сделать логический вывод, что у органа местного самоуправления поселенческого уровня нет полномочий и реальной возможности, в соответствии с ч.5, ст. 15 Закона №218 - ФЗ, направить в орган регистрации прав документы или сведения для внесения в ЕГРН, т.к. никаких решений и правовых актов на уровне поселений не принимается.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в части II Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы, в том числе вопросы, связанные с опережающим развитием Дальнего Востока (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2017 N 392), гласит:

«Политика субъектов Российской Федерации должна быть направлена на непосредственное участие в реализации Программы.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и задач подпрограммы 1 "Инвестиционный климат" предусматривает:

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и решении задач подпрограммы 8 "Совершенствование системы государственного стратегического управления" заключается в реализации мероприятий по формированию взаимоувязанной системы стратегического управления на федеральном и региональном уровнях.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и задач федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» заключается в реализации мероприятий по образованию земельных участков, проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, проведению землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесению сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования».

В соответствии с Целевой моделью «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017г. № 147-р» в настоящее время Росреестр заключил первое соглашение с субъектом РФ - Рязанской областью о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации о границах региона, а также входящих в его состав муниципальных образований и населенных пунктов.

Подписи под документом поставили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель ФИО3 и врио губернатора Рязанской области ФИО4.

В дальнейшем Росреестр планирует заключить подобные соглашения с остальными субъектами. Наполнение ЕГРН сведениями о границах позволит субъектам повысить качество управления земельными ресурсами, снизить количество земельных споров, а также увеличить поступления от сбора налога на имущество и земельного налога в консолидированные бюджеты регионов.

По разъяснениям Росреестра «в соответствии с целевой моделью Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества, которая подготовлена в соответствии с поручениями Президента РФ и утверждена Правительством РФ, к концу 2017 года необходимо внести в ЕГРН 55% границ муниципальных образований, и до 2021 года необходимо завершить работу по внесению в ЕГРН таких границ».

Функция установления границ муниципальных образований возложена на региональные органы государственной власти.

Вероятно, для проведения данных работ, планируется с 01.01.2018 года, передача полномочий в сфере градостроительства с уровня МСУ районного уровня на уровень субъекта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 6, 6.1, 35, 55-57, 68 ГПК РФ считаем, что в действиях администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края противоправных действий не усматривается.

Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных Прокуратурой Кочубеевского района.

Представитель третьего лица – Правительства Ставропольского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, представив письменные пояснения на исковое заявление, в которых указано, что по существу заявленных требований Правительство Ставропольского края поясняет следующее. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее-Градкодекс РФ), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градкодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со статьей 9 закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» вопросы, предусмотренные в пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЭ, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).

В результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.

В силу пункта 5 части 2 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон № 218-ФЗ) в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об утверждении проекта межевания территории.

Согласно статье 69 ЗК РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступать орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.

Частью 1 статьи 8 Градкодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градкодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, принятие решений о развитии застроенных территорий, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градкодексом РФ, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятие решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Частью 2 статьи 8 Градкодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районо относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градкодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъектом Российской Федерации - Ставропольским краем принят закон Ставропольского края от 13.12.2017 № 136-кз «О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым предусмотрены бюджетные ассигнования для проведения министерством имущественных отношений Ставропольского края землеустроительных работ по установлению границ Ставропольского края.

Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии со статьей 18 Градкодекса РФ генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

В силу статьи 45 Градкодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.

На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственной кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

На основании вышеизложенного, статей 39, 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд:

Требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края удовлетворить в полном объеме.

Рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Ставропольского края.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательство в суд не прибыл, не известил о причинах неявки, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Росреестра.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся сторон.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со статьей 9 закона Ставропольского края от 07.11.2014 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» вопросы, предусмотренные в пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).

В результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.

В силу пункта 5 части 2 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе и описание местоположения границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об утверждении проекта межевания территории.

Согласно статье 69 ЗК РФ в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступать орган местного самоуправления поселения, утвердивший соответствующий генеральный план. Этот же орган местного самоуправления вправе выступить с инициативой о проведении землеустроительных работ при установлении или изменении границ территориальной зоны.

Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, принятие решений о развитии застроенных территорий, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятие решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством функция установления границ объектов землеустройства: границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон - возложена на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы и схемы территориального планирования муниципальных районов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

В силу статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.

На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственной кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы, местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государст­венной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправ­ления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обя­заны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.

В соответствии с административно-территориальным делением Муниципальное образование Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края является сельским поселением, из этого следует, что вопросы градостроительства, оговоренные в п.20, ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, не закреплены за сельскими поселениями.

ПЗЗ и Генеральный план муниципального образования утверждены решениями Совета Кочубеевского муниципального района, в соответствии с установленными законом полномочиями. Границы муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района уже установлены Законом Ставропольского края от 16.08.2004 года №66-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Кочубеевском районе Ставропольского края», и сведений об изменении в границах суду представлено не было. Подготовка документации: карты-схемы, описание границ муниципального образования, согласование границ муниципального образования, администрацией уже выполнена в 2004 году.

В соответствии с вышеуказанным и на основании п. 46 ч.1 ст.12 Устава Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе организация выпол­нения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, из этого следует, что обязанность по составлению карты-плана территории и ее предоставления для внесения сведений в государ­ственный кадастр недвижимости возлагается на администрацию Кочу­беевского муниципального района Ставропольского края.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (в ред. Закона Ставропольского края от 06.10.2015 N 92-кз).

Федеральный законодатель к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).

Статьей 18 названного закона установлено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 этого же закона (часть 1), а также запрещено возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий (часть 4).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписано, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункты 1 и 2).

Федеральный законодатель в названной статье, указав, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, одновременно закрепил право устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (пункт 5). Муниципальное образование Ивановского сельсовет Кочубеевского района является дотационным, т.е. получает средства в виде субсидий и субвенций из краевого бюджета и бюджета Кочубеевского муниципального района на осуществление своей деятельности.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 13.12.2017г. № 136-кз «О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в бюджете Ставропольского края бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия «выполнение земле­устроительных работ по описанию и установлению местоположения границ Ставропольского края» предусмотрены в размере 29 225,00 тыс. рублей. Главным распорядителем указанных бюджетных средств является мини­стерство имущественных отношений Ставропольского края.

Субсидия муниципальным образованиям для выполнения работ по постановке и обеспечению подготовки документации по установлению границ муниципальных образований и внесения в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований в 2018 году законом о бюджете не предусмотрена.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, действующего в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края удовлетворению не подлежат, т.к. муниципальное образование Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком, а исковые требования к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края об обязании обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края удовлетворить частично.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

Исковые требования об обязании администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края обеспечить подготовку документации по установлению границ муниципального образования и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Рулев

Мотивированное решение по делу изготовлено 26.01.2017 года.