Дело № 2-178/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Ермаковой Л.А.,
при секретаре Бердиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,
У с т а н о в и л:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что в 2014 году ООО «Домостроительная компания» завершило строительство многоквартирных домов по адресу: <адрес>; <адрес>. Водоотведение указанных жилых домов осуществляется посредством вновь возведенной канализационной насосной станции и наружной сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 1536,3 м.п., канализационных колодцев из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 6 шт. При этом канализационная насосная станция, участок канализационной сети, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы в количестве 4 шт. расположены в границах Корохоткинского сельского поселения. Указанные объекты в реестре муниципальной собственности не числятся, сведения о собственнике и зарегистрированных правах отсутствуют. После завершения строительства ООО «Домостроительная компания» по акту приема-передачи от 06.06.2014 передала указанные объекты на содержание и обслуживание муниципальному образованию «Печерское сельское поселение». По своим правовым признакам указанный акт не является основанием возникновения права собственности в связи с отсутствием в нем данных о том, на каком праве передается недвижимое имущество. Полагает, что у Администрации муниципального образования «Печерское сельское поселение» отсутствовали правовые основания для принятия на себя обязательств по содержанию и обслуживанию объектов водоотведения, поскольку они расположены на территории Корохоткинского сельского поселения. После подписания данного акта каких-либо мер по обслуживанию и содержанию объектов водоотведения со стороны Администрации Печерского сельского поселения не принималось. В связи с этим полагает, что данное имущество является бесхозяйным. При этом органом местного самоуправления, на территории которого оно расположено, в нарушение требований закона не принимаются меры для постановки на учет объектов водоотведения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Отсутствие собственника объектов недвижимости влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния инженерного объекта, а также несвоевременное проведение ремонтных работ. Решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от 28.07.2014 № 71 утверждена схема водоснабжения Корохоткинского сельского поселения и список гарантирующих поставщиков водоснабжения. В соответствии со схемой водоснабжения Корохоткинского сельского поселения централизованная система водоотведения имеется в <адрес> и <адрес>. Предоставлением услуг водоотведения занимается МУЭП «Корохоткинское». Однако в нарушение ч. 1 ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» зона деятельности гарантирующей организации в сфере водоотведения в установленном порядке не определена. С момента строительства сетей канализации от жилой застройки в д. Быльники актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Корохоткинского сельского поселения не производилась.
Просит суд обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи канализационной насосной станции с кадастровым номером № <номер>, расположенной в д. <адрес><адрес> и участка сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационных колодцев из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для системы водоотведения многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и передать указанной организации по передаточному акту канализационную насосную станцию с кадастровым номером № <номер>, расположенную <адрес><адрес> и участок сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать схему водоснабжения Корохоткинского сельского поселения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону деятельности по организации водоотведения МУЭП «Корохоткинское».
В судебном заседании пом. прокурора Родин А.В. исковые требования поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель ответчика Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Фирсова Л.И. исковые требования в части возложения обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов водоотведения и определении для системы водоотведения гарантирующей организации не признала, суду пояснила, что строительство указанных объектов осуществлялось ООО «Домостроительная компания» на основании технических условий, выданных ООО «Печерское». Распоряжением Главы Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28.06.2012 разрешено подключение комплекса жилой застройки в д. Быльники к очистным сооружениям в с. Печерск, ул. Пионерская, находящимся на праве собственности у Администрации Печерского сельского поселения. После завершения строительства объекты водоотведения, в том числе находящиеся на территории Корохоткинского сельского поселения, были переданы по акту приема-передачи от 06.06.2014 Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на содержание и обслуживание. Система водоотведения представляет собой единый комплекс, находящийся на обслуживании у ООО «Печерское». С момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию системы водоотведения до возникновения неисправности, вопрос о признании недвижимой вещи бесхозяйной не поднимался, собственники жилых помещений осуществляют плату за водоотведение ООО «Печерское».
Представитель Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Хохлов Ю.А. считает заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов водоотведения, находящихся на территории Корохоткинского сельского поселения, законными и обоснованными, разрешение остальных требований оставляет на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 186-192).
Представитель МУЭП «Корохоткинское» Бовин И.В. возражал против удовлетворения иска, указав, что система водоотведения представляет собой единый комплекс технически связанных между собой инженерных сооружений. Сточные воды от многоэтажной застройки д. Быльники поступают на очистные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности Печерского сельского поселения. ООО «ЖЭК» принимает от населения плату за водоотведение, Администрация Печерского сельского поселения приняла на баланс указанные объекты, в связи с чем на последнего должна быть возложена обязанность по оформлению и регистрации права собственности. Полагает, что указанные объекты не являются бесхозяйными.
Представитель ООО «Жуковская энергетическая компания», МУП «Печерские коммунальные системы» Русаков В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, ООО «Жуковская энергетическая компания» в настоящее время является управляющей компанией жилых домов в д. Быльники, оплата за водоотведение осуществляется потребителями непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Система водоотведения, находящаяся на территории Корохоткинского сельского поселения, на балансе МУП «Печерские коммунальные системы» никогда не стояла.
Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что в 2014 году ООО «Домостроительная компания» завершило строительство многоквартирных домов по адресу: ул<адрес>; <адрес>.
Водоотведение указанных жилых домов осуществляется посредством вновь возведенной канализационной насосной станции и наружной сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 1536,3 м.п., канализационных колодцев из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 6 шт, подключенных к очистным сооружениям, расположенным по адресу: <адрес> очистные сооружения находятся в муниципальной собственности Печерского сельского поселения.
Канализационная насосная станция поставлена на кадастровый учет <дата> с присвоением кадастрового номера № <номер>.
Канализационная насосная станция, участок канализационной сети, протяженностью 1427,76 м.п, а также канализационные колодцы в количестве 4 шт. расположены в границах Корохоткинского сельского поселения.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, а также подтверждаются письменными материалами дела: распоряжением Главы муниципального образования Печерское сельское поселение Смоленского района Смоленской области от 28.06.2012 № 33 (л.д. 8), техническими условиями № 11 от 28.06.2012 (л.д. 8 – оборотная сторона – 9), договором на технологическое присоединение № 06\2012 от 29.06.2012 (л.д. 9 – оборотная сторона – 10), актом выбора участка для строительства № 64 от 16.08.2012 (л.д. 10 – оборотная сторона – 11), постановлением от 22.07.2012 о предварительном согласовании места размещения канализационного напорного коллектора для приема хозяйственно-бытовых стоков (л.д. 12 – оборотная сторона), постановлением от 25.04.2013 № 1240 (л.д. 13), сообщением ООО «Печерское» от 28.06.2014 о выполнении технических условий (л.д. 13 – оборотная сторона), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 14-16). В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как установлено п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года с момента постановки недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, приведенная выше правовая норма, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
В ч. 5 ст. 8 ФЗ № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов дела и пояснений <данные изъяты> опрошенного судом в качестве специалиста, следует, что строительство канализационно-насосной станции осуществлялось ООО «Домостроительная компания», при постановке на кадастровый учет была представлена рабочая документация на строительство данного объекта, технический план от <дата>, сведения о собственнике внесены не были. По акту приема-передачи от <дата>, подписанного между ООО «Домостроительная компания» и Администрацией Печерского сельского поселения, последний принял на содержание и обслуживание канализационно-насосную станцию для жилой застройки <адрес>, в том числе наружные сети напорной канализации и канализационные колодцы.
После подписания данного акта каких-либо мер по обслуживанию и содержанию объектов водоотведения со стороны Администрации Печерского сельского поселения не принималось, в реестр муниципального имущества данные объекты включены не были, в соответствии с решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 06.10.2006 года № 107 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Печерское сельское поселение Смоленского района Смоленской области» решение Совета Депутатов Печерского сельского поселения не принималось.
При установлении тарифов на водоотведение расходы на содержание и ремонт КНС и сетей водоотведения включены не были, размер тарифов ООО «Печерское» определен только исходя из объема поступающих сточных вод, что подтверждается материалами тарифных дел МУЭП «Корохоткинское» (т. 1 л.д. 140-174), ООО «Печерское» и МУП «Печерские коммунальные системы (т. 1 л.д. 207-244, т. 2 л.д. 1-141).
Акт приема-передачи от 06.06.2014 не порождает у Администрации Печерского сельского поселения права собственности на указанные объекты, поскольку в самом акте не содержится сведений о передаче их на праве собственности.
В силу п. 4 ч.1 ст. 14 Закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится организация водоотведения в границах поселения.
Таким образом, решение вопроса об организации водоотведения Администрацией Печерского сельского поселения за пределами своего поселения нарушает положения вышеприведенной нормы права.
При таких обстоятельствах, имеются все основания считать данные объекты бесхозяйным недвижимым имуществом. Администрация Корохоткинского сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
Отсутствие собственника объектов недвижимости влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния инженерного объекта, а также несвоевременное проведение ремонтных работ.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от 28.07.2014 № 71 утверждена схема водоснабжения Корохоткинского сельского поселения и список гарантирующих поставщиков водоснабжения.
В соответствии со схемой водоснабжения Корохоткинского сельского поселения централизованная система водоотведения имеется в <адрес> и д. <адрес>. Предоставлением услуг водоотведения занимается МУЭП «Корохоткинское».
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Однако в нарушение вышеприведенной нормы права зона деятельности гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории Корохоткинского сельского поселения в установленном порядке не определена.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при вводе в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
С момента строительства сетей канализации от жилой застройки в д. Быльники актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Корохоткинского сельского поселения не производилась, что ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи канализационной насосной станции с кадастровым номером № <номер>, расположенной в <адрес> и участка сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационных колодцев из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в <адрес><адрес>.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для системы водоотведения многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и передать указанной организации по передаточному акту канализационную насосную станцию с кадастровым номером № <номер>, расположенную в <адрес><адрес> и участок сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать схему водоснабжения Корохоткинского сельского поселения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782.
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону деятельности по организации водоотведения МУЭП «Корохоткинское».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Л.А.Ермакова
Мотивированное решение составлено 20.02.2020.