57RS0026-01-2021-001887-57 Дело №2- 1405/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Леоновой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Орловского района Орловской области Хлыстовой Д.С.,
представителя ответчика Становского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО1, действующего на основании доверенности от Дата,
представителя ответчика Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО2,
представителя ответчика Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО3,
представителя ответчика Маховицкого сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО4,
представителя третьего лица Администрации Орловского района Орловской области ФИО5, действующего на основании доверенности от Дата,
представителя третьих лиц Правительства Орловского области и Департамента информационных технологий Орловской области ФИО6, действующей на основании доверенностей от Дата и Дата,
представителя третьего лица БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ФИО7, действующей на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципальных образований, к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Жиляевского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Спасского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Моховицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области
о возложении обязанностей обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, заключить соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг,
установил:
прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с иском к администрациям Образцовского, Становского, Жиляевского, Лошаковского, Спасского, Моховицкого, Большекуликовского, Пахомовского, Сабуровского, Троицкого сельских поселений Орловского района Орловской области с исковым заявлением о возложении на ответчиков обязанностей обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, заключить соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Орловского района Орловской области проведена проверка исполнения администрациями сельских поселений Орловского района федерального законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме субъектам предпринимательской деятельности. Возможность получения муниципальных услуг в электронной форме определена одним из принципов системы публичных услуг, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить поэтапный переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрены статьей 10 Федерального закона РФ №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановлением №236 от 26.03.2016 утвердило требования к предоставлению в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в Административном регламенте предоставления услуги.
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрации сельских поселений не перевели муниципальные услуги в электронную форму, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», в том числе: услуги по предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для сдачи в аренду и предоставления в собственность; по предоставлению муниципального имущества в собственность или пользование; что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности на предусмотренную федеральным законодательством возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.
В нарушение указанных требований администрациями Образцовского, Становского, Жиляевского, Лошаковского, Спасского, Моховицкого, Большекуликовского, Пахомовского, Сабуровского, Троицкого сельских поселений Орловского района Орловской области до настоящего времени не утверждены планы-графики по поэтапному переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Оказание муниципальных услуг в электронной форме в сфере предпринимательской деятельности, администрациями сельских поселений не осуществляется.
Поскольку не предоставление администрациями сельских поселений муниципальных услуг в электронной форме противоречит интересам Российской Федерации и муниципальных образований Орловского района, нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с данным исковым заявлением.
Уточнив в ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования, окончательно прокурор Орловского района Орловской области просил суд обязать администрации Образцовского, Становского, Жиляевского, Лошаковского, Спасского, Моховицкого, Большекуликовского, Пахомовского, Сабуровского, Троицкого сельских поселений Орловского района Орловской области:
- обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
- в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, оказываемых органом местного самоуправления;
- в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Бюджетным учреждением Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» соглашение о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В настоящем судебном заседании старший помощник прокурора Орловского района Орловской области Хлыстова Д.С. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнив, что внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, направлено на реализацию национальной стратегии противодействия коррупции в рамках оказания государственных услуг. Предоставление гражданам и организациям услуг в электронной форме признано минимизировать личный контакт муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечить возможность получения заявителем услуги в электронной форме. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров муниципальных услуг и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг - не позднее 1 июля 2011 года. Переход на предоставления муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками, утверждаемыми органом местного самоуправления. Срок для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг – не позднее 1 июля 2012 года. Это срок является общим для всех органов местного самоуправления. Однако полный переход на предоставление услуг в электронном виде в органах местного самоуправления не осуществлен, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, работа в данном направлении не организована. До настоящего времени в нарушение требований ст. 10 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в то числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных, не оказываются. На федеральном портале государственных услуг отсутствует какая- либо информация об услугах, предоставляемых органами местного самоуправления, отсутствуют сведения о функциях администрации, о подведомственных им организациях, территориальных органах. Система межведомственного взаимодействия при предоставлении публичных услуг в электронном виде не функционирует. Органы местного самоуправления игнорируют обязанности по выполнению в установленный срок переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Представители ответчиков: Становского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО1, Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО2, Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО3, Маховицкого сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований прокурора и пояснили, что Федеральным законом №509-ФЗ от 30.12.2020, Административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" поэтапно в срок до 1 января 2024 года. Обращение прокурора в суд с настоящими исковыми требованиями является преждевременным. На федеральном портале государственных и муниципальных услуг размещена информация об услугах, оказываемым администрациями сельских поселений. Имеются действующие соглашения, заключенные администрациями сельских поселений с БУ Орловской области ««Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». В связи с принятием решения о преобразовании муниципальных образований сельских поселений путем объединения в Орловский муниципальный округ, перевод муниципальных услуг в электронную форму необходимо осуществить уже в рамках вновь созданного муниципального образования. В настоящее время это экономически нецелесообразно.
Представитель ответчика – Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без его участия, предоставил письменный отзыв, в котором просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что процесс перевода муниципальных услуг в электронный вид включает несколько стадий, в том числе подготовительные мероприятия, согласование и ободрение паспорта услуги в электронном виде, согласование технического задания на интерактивные формы запроса на получение заявки, разработку и тестирование интерактивной формы запроса на получение заявки. Срок перевода одной муниципальной услуги в электронный вид, согласно методическим указаниям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №2516-р от 25.12.2013, составляет от 4 до 6 месяцев. Для перевода муниципальных услуг в электронный вид необходимо определить перечень тех услуг, которые подлежат обязательному переводу в электронный вид, внести соответствующие поправки в регламенты их предоставления, изучить законодательную базу, разработать дорожную карту процесса их перевода в электронный вид. Подготавливаемое в рамках процесса перевода муниципальных услуг в электронный вид техническое задание направляется в ПАО «Ростелеком» для получения коммерческого предложения по предложению услуги перевода всех необходимых муниципальных услуг в электронный вид. После определения общей суммы необходимого финансирования, она закладывается в бюджет муниципального образования. Стоимость перевода одной услуги составляет 300 тыс.рублей и дороже, в зависимости от сложности процесса предоставления муниципальной услуги и подключения дополнительных модулей. За период работы в администрацию сельского поселения не поступало жалоб или обращений от организаций, индивидуальных предпринимателей, жителей относительно оказания муниципальных услуг в электронной форме. Законом Орловской области от 04.05.2021 №2596-ОЗ принято решение о преобразовании муниципальных образований сельских поселений путем объединения в Орловский муниципальный округ, срок завершения процесса предобразования установлен до 31.12.2022. Процедуру ликвидации сельских поселений как самостоятельных юридических лиц планируется осуществить в период до марта 2022 г. Процесс перевода всех необходимых муниципальных услуг в электронную форму необходимо осуществить уже в рамках вновь созданного муниципального образования – Орловского муниципального округа. Инициирование процедуры перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме со стороны сельского поселения может быть не завершено и экономически нецелесообразно.
Представитель ответчика – Администрации Спасского сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – Администрации Жиляевсокго сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – Администрации Большекуляковского сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора не признает, полагал нецелесообразным возлагать обязанности по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде на муниципальные образования, входящие в состав Орловского района Орловской области, поскольку они объединяются в муниципальный округ. Между БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и администрацией Большекуликовского сельского поселения заключено соглашение о взаимодействии №245 от 28.11.2018 по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг.
Представитель ответчика – Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что в разрешении спора полагается на усмотрение суда.
Представитель ответчика – Администрации Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьих лиц Правительства Орловского области и Департамента информационных технологий Орловской области ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. По существу заявленных требований указала, что органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительной функции в сфере информатизации и развития информационно-телекоммуникационных технологий, связи является Департамент информационных технологий Орловской области. В соответствии с соглашением от 24.08.2017, заключенным между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, правопреемником которого является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и Правительством Орловской области в целях обеспечения предоставления услуг населению Орловской области в электронном виде, оказываемых, в том числе органами местного самоуправления Орловской области, используется федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведется работа по разработке для Единого портала интерактивных форм подачи заявлений массовых социально значимых услуг и внедрению модуля выполнения участниками информационного взаимодействия административных процедур (действий) при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг, исполнении государственных, муниципальных и иных функций, содержащихся в разделах федерального реестра (далее ПГС), на базе которого планируется обеспечить предоставление в электронном виде массовых социально значимых услуг. План перевода в электронный вид массовых социально значимых услуг и их Перечень утверждены Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 25.06.2021.
В целях подключения Орловской области к ПГС, Департаментом информационных технологий Орловской области обеспечено заключение соглашения от 25.02.2021 между Минцифры России и Правительством Орловской области об организации информационного и технологического взаимодействия при использовании федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» для предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном формате на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Также проведены работы по подключению Орловской области к ПГС, относящиеся к сфере компетенции Департамента информационных технологий Орловской области, а именно: обеспечение сетевой связанности с ПГС на уровне региональной инфраструктуры электронного правительства; создание и наполнение справочника-донора в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативно-справочной информации». Завершение работ возможно после подписания дополнительного соглашения, разработки и ввода Минцифрой России на Едином портале государственных услуг интерактивных форм подачи заявлений муниципальных услуг, а также завершение работ, находящихся в сфере ответственности министерства.
На основании п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Орловской области, постановлением Правительства Орловской области от 22.06.2010 №219 «О государственной информационной системе Орловской области «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области» создана государственная информационная система Орловской области «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области».В настоящий момент переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно. В соответствии с Планом перевода в электронный вид массовых социально значимых услуг, в том числе социально значимых услуг регионального и муниципального характера, срок реализации перевода на настоящий момент не истек. Базовым инструментом регулирования порядка предоставления государственных услуг в Российской Федерации выступают административные регламенты различных органов государственной власти, оказывающих государственные услуги. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2020 №509-ФЗ, административные регламенты подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» поэтапно в срок до 1 января 2024 года.
ФИО6 просила суд отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Орловского района Орловской области ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. Пояснил, что перевод муниципальных услуг в электронную форму необходимо осуществить в рамках вновь созданного муниципального образования. Возлагать эти обязанности на администрации сельских поселений, полномочия которых прекращаются, экономически нецелесообразно. С 1.01.2022 в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Орловского муниципального округа Орловской области учитывается как бюджет единой территории. Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно, вопреки доводам прокурора срок для перевода не истек, административные регламенты – инструмент регулирования порядка предоставления государственных услуг, подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в срок до 1 января 2024 года.
Представитель БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ФИО7 в разрешении спора полагалась на усмотрение суда, пояснила, что между БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и администрациями сельского поселения заключены соглашение о взаимодействия по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг. По данным соглашениям МФЦ оказывает взаимодействие в Орловском районе Орловской области. МФЦ имеет территориальное обособленное подразделение на территории сельских поседений, где осуществляется прием граждан, примем и выдача документов.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: 1) постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг; 2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг; 3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 данного Федерального закона).
Из приведенных законоположений следует, что государственные и муниципальные услуги являются деятельностью по реализации функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые, по общему правилу, подлежат предоставлению самими этими органами в пределах их компетенции на основании утверждаемых в установленном порядке административных регламентов предоставления соответствующих государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2020 №509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции настоящего Федерального закона) поэтапно в срок до 1 января 2024 года в соответствии с планом-графиком, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительной функции в сфере информатизации и развития информационно-телекоммуникационных технологий, связи является Департамент информационных технологий Орловской области.
24.08.2017 между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) и Правительством Орловской области в целях обеспечения предоставления услуг населению Орловской области в электронном виде, оказываемых, в том числе органами местного самоуправления Орловской области, используется федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
План перевода в электронный вид массовых социально значимых услуг и их Перечень утверждены 25.06.2021 Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
25.02.2021 между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Правительством Орловской области заключено соглашение об организации информационного и технологического взаимодействия при использовании федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» для предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном формате на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
На основании п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Орловской области, постановлением Правительства Орловской области от 22.06.2010 №219 «О государственной информационной системе Орловской области «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области» создана государственная информационная система Орловской области «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области».
Таким образом, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно, в соответствии с Планом перевода в электронный вид массовых социально значимых услуг, инструментом регулирования порядка предоставления государственных услуг в Российской Федерации выступают административные регламенты различных органов государственной власти, срок приведения которых в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, истекает 1 января 2024 года.
Следовательно, довод прокурора о том, что 1 июля 2012 года истек срок для полного перехода на предоставление услуг в электронном виде, основан на неправильном применении норм материального права.
На основании Закона Орловской области от 04.05.2021 №2596-ОЗ, вступившим в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3 настоящего Закона, принято решение преобразовать в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Голохвастовское сельское поселение, Жиляевское сельское поселение, Лавровское сельское поселение, Лошаковское сельское поселение, Масловское сельское поселение, Моховицкое сельское поселение, Неполодское сельское поселение, Образцовское сельское поселение, Пахомовское сельское поселение, Платоновское сельское поселение, Сабуровское сельское поселение, Спасское сельское поселение, Станово-Колодезьское сельское поселение, Становское сельское поселение, Троицкое сельское поселение и городское поселение Знаменка Орловского района Орловской области, путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделить вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа.
Поселения, входящие в состав Орловского района Орловской области, и Орловский район Орловской области (далее также - преобразуемые муниципальные образования) утрачивают статус муниципальных образований Орловской области (далее также - муниципальные образования) со дня вступления в силу настоящего Закона (статья 1 Закона Орловской области от 04.05.2021 №2596-ОЗ).
Со дня вступления в силу настоящего Закона и до 31 декабря 2022 года действует переходный период преобразования преобразуемых муниципальных образований (пункт 1 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 №2596-ОЗ).
С 1 января 2022 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Орловского муниципального округа Орловской области учитывается как бюджет единой территории. Составление проекта бюджета Орловского муниципального округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов до формирования администрации Орловского муниципального округа осуществляется администрацией Орловского района Орловской области (пункт 8 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 №2596-ОЗ).
Таким образом, процесс перевода массовых социально значимых услуг в электронную форму необходимо осуществить уже в рамках вновь созданного муниципального образования – Орловского муниципального округа. Инициирование процедуры перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме сельским поселением не будет завершено в переходный период преобразования преобразуемых муниципальных образований и экономически нецелесообразно.
Допрошенный в судебном заседании специалист подтвердил, что срок перевода одной муниципальной услуги в электронном виде составляет от четырех месяцев. Для чего необходимо определить перечень услуг, внести соответствующие поправки в регламенты, подготовить техническое задание и его направить в ПАО «Ростелеком» единственному исполнителю работ в Орловской области по предоставлению услуг в электронном виде, для получения коммерческого предложения. В зависимости от сложности процесса стоимость перевода одной услуги составляет от 300 до 600 тысяч рублей. При наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, все ранее оказываемые сельскими поселениями услуги будут ликвидированы, установлены новые с присвоением соответствующего кода.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Функции, права и обязанности многофункциональных центров предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
В 2018 Администрациями сельских поселений заключены Соглашения о взаимодействии с БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг. Предметом соглашения являлось взаимодействие сторон по организации предоставления государственных и муниципальных услуг посредством работы территориального обособленного структурного подразделения (офиса) многофункционального центра обслуживания заявителей на территории сельского поселения Орловского района Орловской области. В обязанности БУ Орловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», входит, в том числе: принятие запросов, выдача результатов на предоставление государственных и муниципальных услуг, обеспечение доступа заявителей к сведениям, размещенным в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления прокурора Орловского района Орловской области к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Жиляевского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Спасского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Моховицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Орловского района Орловской области к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Жиляевского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Спасского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Моховицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Большекуликовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 07 сентября 2021 года
Судья Н. М. Соколова