ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1406/2023-2012 от 21.02.2012 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

                                                                                    Ленинский  районный суд г. Курска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский  районный суд г. Курска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1406/23 – 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 г. Г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

Председательствующего судьи – Палагиной А.А.

При секретаре – Фоменко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г. Курска о признании недействительным отказа Комитета по культуре Курской области в части исключения объектов из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязании Комитета по Культуре Курской области исключить объекты из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,

у с т а н о в и л:

Администрация г. Курска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по культуре Курской области в части исключения объектов из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязании Комитета по Культуре Курской области исключить объекты из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, указывая на то, что Администрация города Курска обратилась в комитет по культуре Курской области с просьбой принять меры по исключению из Перечня объектов культурного наследия федерального, регионального значения, а также выявленных объектов, расположенных на территории города Курска, ряда объектов, в том числе № по , № по . Комитет по культуре Курской области в письме № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что рассмотрение вопроса об исключении из числа объектов культурного наследия обозначенных домов в г.Курске возможно только по результатам заключения государственной историко-культурной экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. Считают, что отказ Комитета по культуре Курской области нарушает права Администрации г. Курска, т.к. вышеуказанные объекты представляют угрозу для жизни людей, поскольку обрушение может произойти в любой момент, после переселения граждан эти помещения подвергаются самовольному заселению гражданами без определенного места жительства. Также этот факт препятствует закрытию адресной региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области уточнил исковые требования к муниципальному образованию «Город Курск» с 43 073 655,52 руб. до 178 938 998 руб. объектов, представляющих историческую,, выраженном в письме комитета по культуре Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются права Администрации города Курска тем, что

Просила признать отказ комитета по культуре  от ДД.ММ.ГГГГ №, в части исключения объектов: № по , № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность недействительным; обязать комитет по культуре  исключить объекты: № по , № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В судебном заседании представитель Администрации  по доверенности Васильева Н.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, уточнила заявленные требования, просила признать отказ комитета по культуре  от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения объектов: № по , № по , № по ,  № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художе­ственную или иную культурную ценность недействительным; обязать комитет по культуре  исключить объекты: № по , № по , № по , № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по культуре Курской области по доверенности Тихомиров Н.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Курской области по доверенности Лукьянчикова С.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация города Курска обратилась в комитет по культуре Курской области с просьбой принять меры по исключению из Перечня объектов культурного наследия федерального, регионального значения, а также выявленных объектов, расположенных на территории города Курска, ряда объектов, в том числе № по , № по .

Как усматривается из сообщения Комитета по культуре Курской области (письмо ДД.ММ.ГГГГ от №), рассмотрение вопроса об исключении из числа объектов культурного наследия обозначенных домов в г.Курске возможно только по результатам заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях: обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Сведений о том, что обозначенные выше объекты были включены в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не представлено.

В период утверждения Списка вновь выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность ДД.ММ.ГГГГ, вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

В соответствии с п. 18 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Согласно Инструкции "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

П. 15 указанной Инструкции установлено, что на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.

Вместе с тем, спорные объекты были включены в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Как действовавшим ранее Законом СССР от 29.10.1976, так и
действующим в настоящее время Законом № 73-ФЗ, отнесение объектов к
объектам культурного наследия связано не с фактом включения их в соответствующие списки, постановки на учет и оформления необходимой документации, а с такими их признаками как возникновение в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющихся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Судом установлено, что в отношении указанных выше домов по заявлениям прокурора о признании недействительными постановлений Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в перечень аварийных домов подлежащих сносу объектов, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия, решениями Ленинского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу и имеющими преюдициальное значение, было установлено о неправомерности включения домов в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность без установления по результатам экспертизы ценности таких объектов.

Поскольку спорные объекты были включены в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность без установления государственным органом охраны памятников, их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, что является незаконным, что следует из вышеприведенных судебных решений, правовые основания для проведения государственной историко-культурной экспертизы для исключения объектов из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность отсутствуют.

Таким образом, отказом, выраженном в письме комитета по культуре Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются права Администрации города Курска, поскольку вышеуказанные объекты представляют угрозу для жизни людей вследствие их возможного обрушения, после переселения граждан эти помещения подвергаются самовольному заселению гражданами без определенного места жительства; создаются препятствия закрытию адресной региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области уточнил исковые требования к муниципальному образованию «Город Курск» с 43 073 655,52 руб. до 178 938 998 руб.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа Комитета по культуре Курской области в части исключения объектов: № по , № по , № по , № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а, следовательно, суд считает, что заявление Администрации г. Курска о признании недействительным отказа Комитета по Культуре Курской области в части исключения объектов из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязании Комитета по Культуре Курской области исключить объекты из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Администрации  удовлетворить.

Признать отказ Комитета по культуре Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части исключения объектов: № по , № по , № по ,   № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художе­ственную или иную культурную ценность недействительным.

Обязать комитет по культуре Курской области исключить объекты: № по , № по , № по , № по  из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд  в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.А. Палагина