№2-744/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Китаевой Ю.А., при секретаре Аникиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фофонова И. И., Фофоновой Н. В., Фейзрахмановой Е. В., Плотникова Д. Н., Силантьевой И. Я. к Администрации города Нижнего Новгорода о признании теплотрассы бесхозяйной и понуждении определить обслуживающую организацию,
у с т а н о в и л:
изначально истцы Фофонов И.И., Фофонова Н.В., Фейзрахманова Е.В., Плотников Д.Н., Силантьева И.Я. обратились в суд с иском к Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Администрации города Нижнего Новгорода о признании теплотрассы бесхозяйной и понуждении определить обслуживающую организацию. В обосновании своих требований истцы указали, что Фофонов И.И., Фофонова Н.В., Фейзрахманова Е.В., Плотников Ц.Н. и Силантьева И.Я. являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 603005, Г.Н.Новгород, [ адрес ]Б, а также являются членами ТСЖ «Нижегородец».
[ 00.00.0000 ] председатель правления ТСЖ «Нижегородец» Волкова О.Е. обратилась к главе администрации [ адрес ]Г.Н.Новгорода с письмом исх.№ б/н от [ 00.00.0000 ] , в котором сообщалось об обнаружении бесхозяйных тепловых сетей, через которую ОАО «Теплоэнерго» поставляет в их жилой дом тепловую энергию. В ответ на данное обращение (информационное письмо [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) администрация предложила предоставить технические характеристики теплотрассы. В связи с тем, что запрошенная администрацией документация отсутствует у ТСЖ «Нижегородец», Истцы вынуждены обратиться за защитой своих прав в суд.
В силу п.п. 1, 2 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п.6 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, администрация Нижегородского района Г.Н.Новгорода, а также администрация города Нижнего Новгорода наделены полномочиями по организации теплоснабжения.
Теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: [ адрес ], осуществляется через теплотрассу, расположенную от ТК до внешней стены такого жилого дома. Данная тепловая сеть не находится в собственности ТСЖ «Нижегородец» и не передавалась на баланс ТСЖ «Нижегородец», тем самым тепловая сеть не имеет управляющей организации. Таким образом, в силу закона указанная теплотрасса содержит признаки бесхозяйной вещи, и выявление администрацией Нижегородского района Г.Н.Новгорода и администрацией города Н.Новгорода бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у нее обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит данная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сети.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 8 Правил № 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, коммуникации, в том числе и сети теплоснабжения, расположенные за пределами границ многоквартирного дома, не принадлежат собственникам помещений данного жилого дома, и ТСЖ вправе не обслуживать указанные сети, а следовательно, в силу указанных норм закона теплотрасса не может быть отнесена к общему имуществу собственников многоквартирного дома [ адрес ], расположенного по адресу: [ адрес ].
С учетом изложенного, теплотрасса, пролегающая от ТК до внешней стены дома №[ адрес ] по [ адрес ] обладает всеми признаками бесхозяйной.
Кроме того, в соответствии с п.1 Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие элетро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передачи бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих элетро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утв. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 г. № 105 (далее - Порядок № 105), администрация района по месту нахождения объектов в случае выявления объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления- направляет обращение в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Г.Н.Новгорода (далее - Комитет) на предмет нахождения объектов в реестре муниципального имущества Г.Н.Новгорода. В случае отсутствия объектов в реестре муниципального имущества, администрация района в течение трех рабочих дней с даты получения ответа от Комитета направляет обращение в орган Росреестра на предмет наличия (отсутствия) регистрации права на объекты в ЕГРП. В случае отсутствия регистрации права собственности на объекты, администрация района в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих, что права на объекты не зарегистрированы, направляет в Комитет обращение об организации дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на указанные объекты.
В нарушение требований Порядка № 105 администрацией Нижегородского района Г.Н.Новгорода по обращению ТСЖ «Нижегородец» не были проведены соответствующие мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную теплотрассу, пролегающую от ТК до внешней стены дома [ адрес ] по [ адрес ]
Тем самым, бездействие администрации Нижегородского района Г.Н.Новгорода и администрации города Н.Новгорода создает условия, при которых бесхозяйная теплотрасса эксплуатируется без надлежащего обслуживания специализированной организацией, в связи с чем возникает угроза аварий и прекращения теплоснабжения жителей многоквартирного дома №20Б по ул.Алексеевская, г. Н.Новгород.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, положениями ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», а также Постановлением администрации г. Н.Новгорода от 17.01.2014 № 105 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передачи бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности» и ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, истцы просят суд обязать администрацию Нижегородского района г. Н.Новгорода и администрацию города Н.Новгорода в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной теплотрассы, расположенной:
От внешней стены жилого многоквартирного дома [ адрес ] по [ адрес ] до внешней стены индивидуального теплового пункта (ИТП), расположенного по адресу [ адрес ]
От внешней стены индивидуального теплового пункта (ИТП), расположенного по адресу [ адрес ] до внешней стены жилого многоквартирного дома [ адрес ] по [ адрес ].
В ходе рассмотрения дела представитель истцов на основании доверенности отказался от требований к Администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода, отказ принят судом. Кроме того, истцы в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнили в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно сформулировав их следующим образом. Истцы просят суд признать спорную теплотрассу бесхозяйной и обязать ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной теплотрассы (подача и обратка), расположенной:
- От запорной арматуры в здании [ адрес ] до внутренней стены данного здания - диаметр 76; длина 3,0 м. (подача); длина 3,0 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания [ адрес ] до подъема из земли - подземная прокладка - диаметр 76; длина 5,0 м. (подача); длина 5,0 (обратная подача);
- От выхода из земли и до запорной арматуры на УТ - диаметр 76; длина 1,5 м.(подача); длина 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От запорной арматуры на УТ (переход на диаметр 57) до подъема на эстакаду - надземная прокладка - диаметр 57; длина 21,9 м. (подача); длина 21,9 м. (обратный трубопровод);
- От подъема на эстакаду до внешней стены здания, где установлен элеваторный узел -надземная прокладка - диаметр 76; длина 120 м. (подача); длина 120 м. (обратный трубопровод);
- От внутренней стены здания до запорной арматуры элеваторного узла - длина 57; длина 14 м. (подача); длина- 14 м. (обратный трубопровод);
- Трубопровод отопления после элеваторного узла до внутренней стены здания - диаметр 89; длина- 1,5 м. (подача); длина- 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания (ИТП) до внешней стены жилого дома по [ адрес ] - подземная, в непроходном канале - диаметр 89; длина 16 м. (подача); длина 16 м. (обратный трубопровод).
Истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.48 ГПК РФ представили в суд своего представителя.
Представитель истцов на основании доверенностей Тарасов И.А. исковые требования истцов поддержал в полном объеме, дал пояснения по существу иска.
Представитель ответчика на основании доверенности Кайнова Е.В. исковые требования истцов не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО «Теплоэнерго» на основании доверенности Плугаторик А.А., представитель третьего лица Администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода на основании доверенности Кайнова Е.В. возражали против удовлетворения иска, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявляли.
Представитель третьего лица ТСЖ «Нижегородец» - Кутепова О.А. считала необходимым исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
Доказательствами по делу подтверждается, что многоквартирный дом [ адрес ] возведен в 1995 году, в доме создано ТСЖ "Нижегородец".
[ 00.00.0000 ] между ОАО "Теплоэнерго" и ТСЖ "Нижегородец" заключен договор на отпуск коммунальных ресурсов (л.д.13-23).
Между ОАО "Теплоэнерго" и ТСЖ "Нижегородец" был подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от [ 00.00.0000 ] (л.д. [ № ]), согласно которому границей эксплуатационной ответственности за эксплуатацию и техническое обслуживание тепловых сетей между ОАО "Теплоэнерго" и ТСЖ «Нижегородец» является:
на нужды отопления второй фланец задвижки на подающем и первый фланец задвижки на обратном трубопроводах по ходу теплоносителя в подвале по [ адрес ].
Из схемы границ раздела следует, что спорные сети проходят от узловой точки сети [ адрес ] до стены [ адрес ] через ИТП Алексеевская 20б.
Актом [ № ] от [ 00.00.0000 ] , составленным ОАО «Теплоэнерго» в присутствии председателя ТСЖ «Нижегородец» установлены следующие технические характеристики:
«- От запорной арматуры в здании [ адрес ] до внутренней стены данного здания - диаметр 76; длина 3,0 м. (подача); длина 3,0 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания [ адрес ] до подъема из земли - подземная прокладка - диаметр 76; длина 5,0 м. (подача); длина 5,0 (обратная подача);
- От выхода из земли и до запорной арматуры на УТ - диаметр 76; длина 1,5 м.(подача); длина 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От запорной арматуры на УТ (переход на диаметр 57) до подъема на эстакаду - надземная прокладка - диаметр 57; длина 21,9 м. (подача); длина 21,9 м. (обратный трубопровод);
- От подъема на эстакаду до внешней стены здания, где установлен элеваторный узел -надземная прокладка - диаметр 76; длина 120 м. (подача); длина 120 м. (обратный трубопровод);
- От внутренней стены здания до запорной арматуры элеваторного узла - длина 57; длина 14 м. (подача); длина- 14 м. (обратный трубопровод);
- Трубопровод отопления после элеваторного узла до внутренней стены здания - диаметр 89; длина- 1,5 м. (подача); длина- 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания (ИТП) до внешней стены жилого дома по [ адрес ] - подземная, в непроходном канале - диаметр 89; длина 16 м. (подача); длина 16 м. (обратный трубопровод), - бесхозяйной.
Год сдачи в эксплуатацию – 2001» (л.д.[ № ]).
Таким образом, на пути спорной теплотрассы имеется элеваторный узел.
Согласно выписки из ЕГРП (л.д.[ № ]) – Овчинников В. В. является собственником объекта незавершенного строительства – элеваторного узла с помещениями обслуживания.
ТСЖ "Нижегородец", посчитав, что спорный участок тепловых сетей и сетей ГВС не является собственностью домовладельцев и не может им обслуживаться, [ 00.00.0000 ] обратилось в администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода по вопросу оформления права муниципальной собственности города в отношении сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения [ адрес ] (л.д.[ № ]).
Во исполнение запроса Администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода, ТСЖ «Нижегородец» подготовило и направило в адрес Администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода технические характеристики трассы теплоснабжения от запорной арматуры в здании по [ адрес ] до стены жилого дома по [ адрес ].
В ходе проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на указанную теплотрассу, [ адрес ] г. Н.Новгорода направила в адрес ОАО «Теплоэнерго» указанные технические характеристики для согласования.
Письмом от 10.01.2017 года ОАО «Теплоэнерго» в согласовании технических характеристик ответило отказом, в обосновании которого указало на заключенный между ТСЖ «Нижегородец» и ОАО «Теплоэнерго» акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон [ № ] от [ 00.00.0000 ] , в соответствии с которым указанные теплотрассы находятся на обслуживании ТСЖ «Нижегородец» в связи с чем не являются бесхозными.
Установлено также, что спорный участок теплотрассы в муниципальной собственности не находится.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение N 580, утратившего силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2013 N 927 (в ред. от 30.06.2014 N 593)), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Во исполнение указанных правовых актов Администрация приняла Порядок N 105 о проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, который предусматривает обращение с соответствующим заявлением в администрацию района по месту нахождения объекта недвижимого имущества как бесхозяйного. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственников помещений многоквартирного дома или иного лица на указанные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного в этих сетях.
В силу пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
В то же время законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации данного дома и находящихся за внешней границей его стен.
Вместе с тем, спорный участок теплотрассы нельзя признать общим имуществом собственников многоквартирного [ адрес ], поскольку данный участок предназначен для обслуживания не только [ адрес ], о чем свидетельствует его подключение к дому [ адрес ] по [ адрес ] и объекту незавершенного строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В силу п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Из указанным норм права следует, что само по себе соблюдение процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества не свидетельствует об отсутствии статуса бесхозяйного имущества, при наличии легальных признаков последнего, и не освобождает орган местного самоуправления от принятия предусмотренных законом мер по обеспечению безопасной эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей.
Вместе с тем, наличие акта о разграничении балансовой принадлежности так же не свидетельствует об отсутствии признаков бесхозяйного имущества.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей, однако, не может является безусловным подтверждением права собственности на соответствующие участки сетей. Таким образом, договор теплоснабжения определяет права и обязанности сторон лишь в части порядка поставки и оплаты тепловой энергии и не является основанием возникновения у его сторон прав на теплоэнергетическое имущество, в т.ч. бесхозяйное.
В конечном итоге, обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
Согласно вышеуказанной нормы Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580.
При этом суд исходит из того, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Фофонова И. И., Фофоновой Н. В., Фейзрахмановой Е. В., Плотникова Д. Н., Силантьевой И. Я. удовлетворить.
Признать теплотрассу, расположенную :
- От запорной арматуры в здании [ адрес ] до внутренней стены данного здания - диаметр 76; длина 3,0 м. (подача); длина 3,0 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания [ адрес ] до подъема из земли - подземная прокладка - диаметр 76; длина 5,0 м. (подача); длина 5,0 (обратная подача);
- От выхода из земли и до запорной арматуры на УТ - диаметр 76; длина 1,5 м.(подача); длина 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От запорной арматуры на УТ (переход на диаметр 57) до подъема на эстакаду - надземная прокладка - диаметр 57; длина 21,9 м. (подача); длина 21,9 м. (обратный трубопровод);
- От подъема на эстакаду до внешней стены здания, где установлен элеваторный узел -надземная прокладка - диаметр 76; длина 120 м. (подача); длина 120 м. (обратный трубопровод);
- От внутренней стены здания до запорной арматуры элеваторного узла - длина 57; длина 14 м. (подача); длина- 14 м. (обратный трубопровод);
- Трубопровод отопления после элеваторного узла до внутренней стены здания - диаметр 89; длина- 1,5 м. (подача); длина- 1,5 м. (обратный трубопровод);
- От внешней стены здания (ИТП) до внешней стены жилого дома по [ адрес ] - подземная, в непроходном канале - диаметр 89; длина 16 м. (подача); длина 16 м. (обратный трубопровод), - бесхозяйной.
Обязать Администрацию города Нижний Новгород в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной теплотрассы (подача и обратка), расположенной.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд города Нижний Новгород.
Судья Ю.А.Китаева