ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1407/2021 от 08.07.2021 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2021 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,

с участием представителей истца: заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Железнова Э.А., действующего на основании прав по должности, помощника Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Игумновой Э.А., действующей на основании прав по должности,

в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1407/2021 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лессервис» о возложении обязанности.

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указал, что была проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Лессервис» природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по производству пиломатериалов на территории промплощадки УИ ЛПК г. Усть-Илимска. В ходе проверки выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, создающие угрозу причинения вреда компонентам природы. Согласно полученным в ходе проверки материалам установлено следующее. Производственная площадка ответчика расположена на земельном участке с кадастровым номером 38:32:020102:77 и эксплуатируется ООО «Лессервис» с 2018 года на основании договора аренды, заключенного с ООО «Х-порт» (собственник). На производственной площадке расположены и эксплуатируются: открытые склады древесины и пиломатериалов, котельные на 3 котла и 1 котел, цех лесопиления, линии сортировки древесины и пиломатериалов, окорочный станок, две рубительные машины, сушильные камеры (6), линия сортировки и расфасовки коры, гараж, заточной и слесарный участки, сварочный пост, административно-бытовые помещения, два железнодорожных подъездных пути, 3 фронтальных и 2 вилочных погрузчика. Котельные используются для обогрева помещений и подачи тепла в сушильные камеры (круглогодично). В качестве топлива для котельных используются опилки, стружка. Ежегодный объем перерабатываемый древесины составляет около 50 тыс. куб. м. При осмотре территории предприятия зафиксировано наличие следующих видов отходов, аналогичных отходам, включенным в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, а также отходов, которые подлежат образованию в процессе хозяйственной деятельности с учетом отходообразующих видов деятельности:

Код по ФККО

Наименование отхода

Отходообразующий процесс

47110101521

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

использование по назначению с утратой потребительских свойств

92011001532

аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

обслуживание и ремонт транспортных средств

40611001313

отходы минеральных масел моторных

использование по назначению с утратой потребительских свойств, эксплуатация и техническое обслуживание транспортных средств

92130201523

фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные

при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта, имеющегося на предприятии, изнашивании трущихся деталей, попадании пыли из воздуха, образовании нагара и отложений смолистых веществ

92130301523

фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные

при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта, имеющегося на предприятии

48241501524

светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

использование по назначению с утратой потребительских свойств

73331001714

смет с территории гаража, автостоянки малоопасный

подметание территории гаража, автостоянки

73339001714

смет с территории предприятия малоопасный

на предприятии смет с территории образуется при уборке площадок с твердым покрытием и асфальтированных

73310001724

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

образуется в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия

30501111714

отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья

транспортировка и хранение древесного сырья, зачистка транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья

61190001404

зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная

сжигание древесного топлива, золоудаление

43418121514

обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойств

упаковка пиломатериалов (в БДО сведений нет)

91930232604

обтирочный материал, загрязненный древесной пылью

обслуживание оборудования по распиловке оборудования (в БДО сведений нет)

92130101524

фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные

по мере загрязнения или истечения срока годности фильтрующего элемента воздушного фильтра при обслуживании и ремонте автомобильного транспорта, имеющегося на предприятии

91920402604

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

в процессе эксплуатации транспортных средств, подвижного состава и технологического оборудования, имеющегося на предприятии

91920482604

опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

обслуживание машин и оборудования. Ликвидация проливов нефти и нефтепродуктов

92111001504

шины пневматические автомобильные отработанные

образуются при техническом обслуживание и ремонте автотранспорта, имеющегося на предприятии

30523001435

опилки натуральной чистой древесины

обработка древесины, распиловка и строгание древесины

30529111205

опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные

обработка древесины, распиловка и строгание древесины

30522001215

горбыль из натуральной чистой древесины

обработка древесины, распиловка и строгание древесины

30522004215

обрезь натуральной чистой древесины

обработка древесины, распиловка и строгание древесины

Исходя из характера деятельности предприятия источниками выбросов (выделения) загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются:

котельные;

цеха лесопиления (система сбора и удаления древесной пыли и опилок);

окорочный станок;

рубительные машины;

сушильные камеры;

гараж (вентиляция);

заточной и слесарный участки;

сварочный пост;

транспорт и специальная техника.

В процессе эксплуатации указанных объектов осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно свидетельству, указанная производственная площадка учтена в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением III категории воздействия.

Между тем, в ходе эксплуатации перечисленных производственных объектов допускаются нарушения законодательства.

Согласно акту проверки, в нарушение приведенных требований закона, паспорта на все виды образующихся отходов не разработаны.

Проведенной прокуратурой проверкой также выявлены нарушения требований в области охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности.

Между тем, в ходе эксплуатации предприятия и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан, инвентаризация выбросов и их источников инструментальными методами не проведена. Имеющиеся данные инвентаризации выбросов не содержат источников выбросов в виде рубительных машин, в процессе эксплуатации которых осуществляется выброс древесной пыли.

Одновременно ответчиком нарушаются требования к эксплуатации установок по очистке газов.

Вместе с тем, указанные требования не исполнены, паспорта на газоочистные установки не разработаны и не утверждены хозяйствующим субъектом, фактическая эффективность работы ГОУ не определяется, что свидетельствует о нарушении перечисленных требований к эксплуатации установок по очистке газов.

Также межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалиста пожарного надзора выявлены следующие нарушения противопожарных требований при эксплуатации производственной площадки.

№ п/п

Вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (-ых) нарушены

1.

Территория предприятия не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения.

Основание: ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях ПБ» ст. 68 ч. 1, ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 п.48.

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.51 таб. 38

2.

Допускается складирование открытых штабелей лесоматериалов (пиломатериалов готовой продукции) не обеспеченные противопожарными разрывами.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 294

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

3.

Допускается открытое хранение щепы и опилок не обеспеченного противопожарным разрывом.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 294

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

4.

Допускается хранение готовой продукции лесоматериала в пределах противопожарного разрыва от здания цеха погонажных изделий.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

5.

Допускается хранение готовой продукции лесоматериала в пределах противопожарного разрыва от здания автогаража.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

6.

Допускается хранение готовой продукции лесоматериала в пределах противопожарного разрыва от здания цеха лесопиления.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

7.

Допускается хранение готовой продукции лесоматериала в пределах противопожарного разрыва от здания котельной.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

8.

Допускается хранение готовой продукции лесоматериала в пределах противопожарного разрыва от здания административно-бытового назначения.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

9.

Допускается захламление отходами лесопиления в пределах противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 65, 68

10.

Расстояние от ограждения склада до штабелей и куч открытого хранения лесоматериалов составляет менее 15 м.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 294

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.6

11.

Допускается установка сушильных камер на территории организации, не оборудованных установкой автоматического пожаротушения.

Основание: п. 1 ч. 2 ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях ПБ»; ст. 16.1 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»; НПБ 110-03 таблица 4 пункт 2; утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 139

12.

Допускается установка оборудования (бункера для сбора горючих отходов) на территории организации, не оборудованного установкой автоматического пожаротушения.

Основание: п. 1 ч. 2 ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях ПБ»; ст. 16.1 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»; НПБ 110-03 п. 14 таблица 4 пункт 2; пункт 3. утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 139

13

Не обеспечена защита установкой автоматической пожарной сигнализации здания цеха погонажных изделий.

Основание: п. 1 ч. 2 ст. 1, 4, 6,83 ФЗ № 123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях ПБ»; ст. 16.1 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»; НПБ 110-03 п. 1; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 54

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты таб. А 3 п. 9,2

14

Не обеспечена защита установкой автоматической пожарной сигнализации здания административно-бытового назначения.

Основание: п. 1 ч. 2 ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях ПБ»; ст. 16.1 ФЗ № 184 «О техническом регулировании»; НПБ 110-03 п. 1 п. 14 табл. 3 п. 38 НПБ 110-03; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 54; СП 5.13130.2009 Системы противо-пожарной защиты таб. А 3 п. 38

15.

На объекте защиты здания цеха лесопиления отсутствует исполнительская документация на системы противопожарной защиты (автоматической системы пожаротушения, автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей) - проектная документация.

Основание: ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях ПБ» ст. 83 ч.1, ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 п. 54. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты таб. А 3 п. 9,2

16.

На объекте защиты здания автогаража отсутствует исполнительская документация на системы противопожарной защиты (автоматической системы пожаротушения, автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей) - проектная документация.

Основание: ст. 1, 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях ПБ» ст. 83 ч.1, ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 п. 54. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты таб. А 3 п. 25,2

17.

В помещениях производственного здания (автогаража), расположенного на территориях предприятий, допускается проживания людей.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 130

18.

В помещении автогаража, место для проведения сварочных работ (сварочный пост) не оборудован сплошной перегородкой из негорючего материала.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 358

19.

Здания автогаража не оборудовано планом эвакуации при пожаре

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 5

20.

На производственных зданиях отсутствуют знаки пожарной безопасности

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 23

21.

В здании автогаража допускается хранения газовых баллонов.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 57

22.

В здании цеха лесопиления допускается блокировка эвакуационного выхода.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 27 б

23.

В здании автогаража допускается эксплуатация электропроводки и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 35а

24.

На объектах защиты (здание цеха лесопиления, здание цеха погонажных изделий, здание автогаража) не обеспечена укомплектованность пожарных кранов, внутреннего противопожарного водоснабжения

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 50

25.

Руководитель организации не обеспечил исправность и своевременное обслуживание внутреннего противопожарного водоснабжения.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 48

26.

Не предоставлен акт проверки огнезащитного обработки (покрытия) чердачного помещения здания цеха погонажных изделий.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 13

27.

Не предоставлен акт проверки огнезащитного обработки (покрытия) чердачного помещения здания цеха лесопиления.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 13

28.

Руководитель объекта не организовал проведение работ (в здании цеха лесопиления, здания цеха погонажных изделий) по очистке стен, потолка, полов и оборудования от древесной пыли.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 132

29.

Допускается открытое хранение щепы и опилок в пределах противопожарного разрыва от наружной установки (трансформаторной подстанции).

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п. 6.8.26 таб. 37

30.

В здании цеха погонажных изделий допускается устройство встроенного помещения (для организации рабочих мест) выполненного из горючих материалов.

Основание: ст. 4, 6 ФЗ № 123 от 22.07.08; ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479 п. 16 л

Перечисленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, охране атмосферного воздуха, экологической и пожарной безопасности подтверждаются актом проверки, объяснениями представителя организации, заключениями специалистов и другими материалами проверки.

Выявленные факты нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создают угрозу причинения вреда природным ресурсам.

Просит суд Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лессервис» (ИНН 3817049390) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

-оборудовать места накопления отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел моторных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный древесной пылью, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), шины пневматические автомобильные отработанные), образующихся при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

-обеспечить паспортизацию отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел моторных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный древесной пылью, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), шины пневматические автомобильные отработанные), образующихся при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77;

-обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальными методами при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77, а также актуализацию данных инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем включения в данные инвентаризации сведений о рубительных машинах;

-обеспечить расчет нормативов допустимых выбросов веществ I и II классов опасности, выброс которых осуществляется при эксплуатации источников выбросов производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77;

-обеспечить определение эффективности работы установок по очистке газов, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77;

-разработать и утвердить паспорта установок по очистке газов, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77;

-очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 38:32:020102:77 от складированных отходов производства пиломатериалов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лессервис» (ИНН 3817049390) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадки УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77, устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:

-оборудования территории источником наружного противопожарного водоснабжения;

-обеспечения эксплуатации электропроводки здания гаража без нарушений изоляции;

-очистки территории, прилегающей к цеху лесопиления, зданию гаража, котельной, здания административно-бытового назначения от пиломатериалов;

-оборудования бункеров для сбора горючих отходов, сушильных камер установками автоматического пожаротушения;

-оборудования цеха погонажных изделий, здания административно-бытового назначения, здания гаража, цеха лесопиления автоматической установкой пожарной сигнализации;

-оборудования сварочного поста сплошной перегородкой из негорючих материалов;

-оборудования здания гаража планом эвакуации при пожаре;

-оборудования производственных зданий знаками пожарной безопасности;

-обеспечения свободного прохода эвакуационного выхода цеха лесопиления;

-обеспечения огнезащитной обработки чердачных помещений цехов погонажных изделий и лесопиления;

-прекращения проживания людей в здании гаража.

В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Лессервис» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо представитель ЗАО «Х-порт» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со статьей 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1). Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).

В силу части 4 статьи 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Согласно статье 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Суд признает причину неявки ответчика неуважительной и в силу статьи 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные стороной истца доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Усть-Илимским межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по производству пиломатериалов ООО «Лессервис», производственная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером и эксплуатируется ООО «Лессервис» с 2018 года на основании договора аренды, заключенного с ООО «Х-порт» (собственник).

В ходе проверки выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, пожарной безопасности при следующих обстоятельствах.

Согласно договора аренды от 01.10.2019 ЗАО «Х-порт» передало во временное владение и пользование ООО «Лессервис» земельный участок площадью 59 650 кв.м. с кадастровым номером

Согласно акту проверки, исполнения природоохранного законодательства ООО «Лессервис» от 18.05.2021 в результате проверки выявлены следующие нарушения места накопления отходов не организованы в соответствии с требованиями законодательства, складирование отходов осуществляется на открытом грунте, вне оборудованных площадок и контейнеров, паспорта на опасные отходы не составлены, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ инструментальными методами не проведена. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ 1 класса опасности не разработаны и не утверждены. Фактическая эффективность работы газоочистительных установок котельных не определяется и не проверяется. Иные нарушения законов, выявленные приведенными к проверке специалистами. Указанные обстоятельства подтверждаются фототаблицей, составленной 18.05.2021 по факту проверки деятельности ООО «Лессервис».

Из объяснений директора ООО «Лессервис» от 30.04.2021, следует, что с 2018 года на основании договора аренды заключенного с собственником ООО «Х-порт» эксплуатируется производственная площадка, включая земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:77, здания, транспорт и оборудование. Ежегодный объем перерабатываемой древесины составляет около 50 тыс.куб.м. Заявка о постановке на учет производственной площадки в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, направлена 37.04.2021, находится на рассмотрении. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в настоящее время не рассчитаны. Опилки и стружки сжигаются в котельных, а так же продавались и вывозились сторонним организациям. Кроме того на предприятии оборудованы и используются два места для сжигания древесных отходов, графики сжигания направляются в пожарную часть. Кородревесные отходы, а так же щепа вывозятся на АО «Группа Илим», горбыль используется для производства щепы. ТКО вывозится региональным оператором по договору. Паспорта на отходы находятся в процессе разработки, заключен договор с ЦЛАТИ на испытание отходов. Места скопления отходов так же находятся в процессе обустройства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 9, части 1 статьи 42 и статьи 58 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статьям 4, 15 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, защиту прав и свобод человека и гражданин.

Согласно пункта 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.10.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2).

Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).

Пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривается такой способ складирования отходов как временное хранение - на производственных территориях на открытых площадках.

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» утратил силу с 01.01.2021, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496. Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1026 утвержден новый порядок учета в области обращения с отходами со сроком действия до 01 января 2027 года.

Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1026 (далее - Порядок № 1026)

Согласно пункту 6 Порядка № 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 года № 242, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, согласно приложению № 2 к Порядку № 1026.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1027

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028.

При этом в соответствии с пунктом 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета.

Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» установлена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Заполненные формы ежегодно до 01 февраля после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. При этом учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1). Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Учитывая, что в ходе хозяйственной деятельности общества оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект производственной базы может рассматриваться в качестве объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ст. 35, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

В силу пунктов 1 - 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды; расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории; расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Из положений пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под загрязняющим веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями указанные лица проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В силу положений статей 21, 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, которые определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 года № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе, для атмосферного воздуха (раздел I), где перечислены вредные вещества.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно акту проверки на производственной площадке имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: лесопильное оборудование; котельная; местарубительные машины, окорочный станок, гараж, сушильные камеры; сварочный пост.

Котельная установка функционирует на древесном топливе (отходы лесопиления) и используется для обеспечения эксплуатации сушильных камер.

Абзац девятый статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности юридических лиц.

Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной или сопровождающейся выбросом вредных (загрязняющих) веществ, независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств, вредным физическим воздействием на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Создание санитарно - защитных зон (далее - СЗЗ) предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды».

Часть 3 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» содержат бланкетную норму, в соответствии с которыми при определении СЗЗ необходимо руководствоваться СанПиН.

На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Исследовав и оценив материалы дела, принимая во внимание, что вышеуказанные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности на территории производственной базы ООО «Юринвест» нарушают требования ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ввиду чего не обеспечивается в полной мере защищенность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность на данном предприятии, а также создает угрозу возникновения и переход пожара на иные объекты, суд приходит к выводу, что названные требования природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Перечисленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, охране атмосферного воздуха, пожарной безопасности нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты создают угрозу причинения вреда природным ресурсам.

Осуществление противоправной деятельности ответчиком посягает на интересы государства, обеспечивающего законность и правопорядок на всей территории Российской Федерации, а также осуществляющего регулирование производственной деятельности с учетом необходимости сохранения природных ресурсов и санитарно-эпидемиологической обстановки для нынешнего и будущего поколений.

Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства по управлению в сфере охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления, ООО «Лессоервис» необходимо понудить к проведению указанных экологических мероприятий

Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств по устранению допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лессервис» (ИНН ) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

оборудовать места накопления отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел моторных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный древесной пылью, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), шины пневматические автомобильные отработанные), образующихся при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером , в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

обеспечить паспортизацию отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел моторных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный древесной пылью, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), шины пневматические автомобильные отработанные), образующихся при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером ;

обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальными методами при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером , а также актуализацию данных инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем включения в данные инвентаризации сведений о рубительных машинах;

обеспечить расчет нормативов допустимых выбросов веществ I и II классов опасности, выброс которых осуществляется при эксплуатации источников выбросов производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером ;

обеспечить определение эффективности работы установок по очистке газов, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером ;

разработать и утвердить паспорта установок по очистке газов, эксплуатируемых на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером ;

очистить территорию земельного участка с кадастровым номером от складированных отходов производства пиломатериалов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лессервис» (ИНН ) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадки УИ ЛПК, земельный участок с кадастровым номером , устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:

оборудования территории источником наружного противопожарного водоснабжения;

обеспечения эксплуатации электропроводки здания гаража без нарушений изоляции;

очистки территории, прилегающей к цеху лесопиления, зданию гаража, котельной, здания административно-бытового назначения от пиломатериалов;

оборудования бункеров для сбора горючих отходов, сушильных камер установками автоматического пожаротушения;

оборудования цеха погонажных изделий, здания административно-бытового назначения, здания гаража, цеха лесопиления автоматической установкой пожарной сигнализации;

оборудования сварочного поста сплошной перегородкой из негорючих материалов;

оборудования здания гаража планом эвакуации при пожаре;

оборудования производственных зданий знаками пожарной безопасности;

обеспечения свободного прохода эвакуационного выхода цеха лесопиления;

обеспечения огнезащитной обработки чердачных помещений цехов погонажных изделий и лесопиления;

прекращения проживания людей в здании гаража.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья В.И. Шушина

Мотивированное заочное решение изготовлено 02.08.2021