ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1408/13 от 26.02.2013 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

№ 2-1408/13 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи С.В. Каленского

при секретаре Э.С.Молчановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.

В июне 2012г. он обратился в УФСБ РФ по <адрес> с просьбой предоставить ему для изучения архивные документы дела № П-82512 и отношении родственника ФИО1, осужденного в 1933г. и реабилитированного в 1960г.

Он получил из УФСБ РФ по ХК ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему было предложено ознакомиться с материалами архивного уголовного дела в УФСБ РФ по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в УФСБ РФ по ПК ему были представлены три тома дела № П-82512: тома №, 7 и 8 с общим названием «Хабаровская контрреволюционная ячейка антипартийной контрреволюционной группы правых «ФИО2-Ленинцев». 1933 год». На обложках каждого из трех томов значилось, что всё дело в 8 (восьми) томах с общим оригинальным № 235973: Том 2 содержит 54 листа. Том 7 содержит 45 листов. Том 8 содержит 11 7 листов.

При этом, в томах 2 и 7 почти все листы (примерно 95%) были запечатаны и конверты, а оставшиеся 10% открытых листов представляли собой материалы пересмотров дела I960 года.

В УФСБ по ПК ему пояснили, что прислали только три тома. Во всех томах листы уже были опечатаны.

Он обратился в УФСБ РФ по ХК с заявлением в котором просил предоставить для изучения архивные документы дела № П-82512 в отношении всех лиц, по которым велось производство, включая его родственника ФИО1, а также Мирохина. Немчинова, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 - в полном объёме, в восьми томах.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ УФСБ РФ по ХК сообщило, что предоставление интересующей информации по делу № П-82512 в отношении Мирохииа, Немчинов,. ФИО12, ФИО8 и других проходящих по делу лиц, возможно только при наличии документов, удостоверяющих личность, разрешения-доверенности от близких родственников на получение архивной информации о репрессированном и их документов, подтверждающих родственные свят, оформленных в установленном законом порядке (ст. II Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессии»).

Ответ УФСБ РФ по ХК от ДД.ММ.ГГГГ противоречит действующему законодательству об архивном деле и нарушает его право на доступ к архивным документам.

Он как родственник ФИО1. имеет безоговорочное право на ознакомление с материалами уголовного дели № П-82512 в 8 томах в отношении ФИО13

Что касается права на доступ к документам данного уголовного дела в отношении всех других проходящих по нему лиц (Мирохина, Немчинова, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО11 и всех других), то согласно ст. 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», его ознакомление с этими документами должно производиться в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов (т. е. в соответствии с архивным законодательством).

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частой жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

Таким образом, его доступ к архивным документам запрошенного уголовного дела № П-82512 в 8 томах, содержащим данные о других проходящих по делу лицах, может быть ограничен только в случае наличия в них охраняемой законом тайны, а в случае наличия личной и семейной тайны - доступ может быть ограничен лишь, на срок 75 лет с момента создания документов.

Про ограничение на срок 75 лет говорится и в п. 6 «Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращённых уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел», утвержденного Приказом Минкультуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменною согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти — наследников.

При выдаче ему ДД.ММ.ГГГГ 2, 7 и 8 томов архивного уголовного дела № П-82512 в 8 (восьми) томах, подавляющая часть документов была запечатана в конверты (открыта была лишь небольшая часть документов 1960 года по пересмотру этого дела и реабилитации).

При этом есть основания полагать, что все закрытые в конверты документы датировались 1933 годом (поскольку ФИО1 был осуждён в 1933 году, как очевидно, и другие участники этого дела). Таким образом. 75-летннний срок с момента создании этих документов истёк, соответственно его доступ к ним не мог быть ограничен на основании ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и п. 6 Положения, утверждённого Приказом Минкультуры РФ/МВД РФ/ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и па основании того что им не предоставлены доверенности от родственников других проходящих по делу лиц.

Помимо этого. УФСБ РФ по ХК в своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ. . указало, что к охраняемой законодательством РФ тайне в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» отнесены персональные данные,

Согласно п. 2 ч, 2 ст. 1 Федерального закона «О персональных данных», действие настоящего закона не распространяется на отношения, возникающие при организации хранении, комплектования, учёта и использовании содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных документов. Соответственно, не распространяются на сферу архивных документов и требования о необходимости получения согласия, установленные в ст. 6. ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных».

С учётом изложенного, применительно к сфере архивов не требуется получения какою-либо согласия субъекта персональных данных на ознакомления третьих лиц с архивными документами, содержащими ею персональные данные.

Таким образом, в настоящий момент действующее законодательство не устанавливает обязанности получать согласие лица (или его родственников) на доступ к его персональным данным, содержащимся и архивных документах.

Кроме того, п. 9 Положения, утверждённого Приказом Минкультуры РФ/МВД РФ/ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что документы, содержащие информацию с персональными данными лиц в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством РФ срока пользователю не предоставляются (очевидно, имеется в виду установленный 75-летний срок). Таким образом, даже в соответствии с указанной нормой, любые документы, содержащие данные о третьих лицах, не проходящих по делу, не могут быть сокрыты под предлогом персональных данных, если истек 75-летний срок с момента их создания.

Необходимо также отметить, что в представленных открытых листах дела № П-82512 все фамилии свидетелей, следователей и судей, что противоречит принципу гласности и публичности судопроизводства.

На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Па основании ч. 1 ст. 24 Федеральною закона «Об архивном деле в Российской Федерации», пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального чакона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В судебном заседании ФИО3 поддержал изложенное в заявлении пояснил, что отказ УФСБ РФ по ХК от 30 октября 2012 года в предоставлении для изучения архивных документов уголовного дела № П-82512 в 8 (восьми) томах в полном объёме без каких бы то ни было ограничений не предусмотрен действующим законодательством, является незаконным и нарушает право на свободный доступ к архивным документам.

ФИО3 просил суд признать незаконным отказ УФСБ РФ по <адрес>, обязать ответчика предоставить все тома архивного уголовного дела № п-82512, взыскать с ответчика расходы по госпошлине 200руб.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась и пояснила, предусмотренный подпунктом «з» пункта 6 Положения порядок не препятствует получению другими лицами информация об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел (пункт 16 Положения), при условии соблюдения установленных данным пунктом ограничений в части срока давности таких сведений либо наличия соответствующих разрешения или доверенности. Материалы архивного уголовного дела № П-82512 содержат сведения не только в отношении ФИО1, но и других лиц, совместно с ним осужденных, по которым 75 летний срок с даты создания документов не истек, что препятствует ознакомлению ФИО3 с такими материалами в полном объеме в отсутствие оформленных надлежащим образом разрешения либо доверенности.

Материалы прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел содержат сведения, требующие письменного разрешения гражданина, а после его смерти наследников на доступ к архивным документам, в связи с чем, доступ к таким сведениям третьих лиц должен быть ограничен в силу закона.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ основанием к удовлетворению заявления на действия государственных органов, может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующие о незаконности принятого решения.

Судом установлено, что ФИО3 при ознакомлении с материалами архивного дела в отношении своего родственника ФИО1 осужденного в 1933 году и реабилитированного в 1960 году, получил отказ УФСБ России по <адрес> в ознакомлении в полном объеме с материалами архивного уголовного дела № П-82512. Материалы дела, не имеющие отношения к ФИО14, были опечатаны в конверты.

Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в статье 11 определяет, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти-родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», который устанавливает ограничение на доступ к архивным документам.

К архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается ограничение на доступ на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к указанным архивным документам может быть отменено ранее установленного законом срока (часть 3 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).

Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352 утверждено Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел (далее - Положение).

Согласно пункту абзацу второму п. «з» Положения другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников - на основании соответствующего заявления или ходатайства, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам или их наследников.

К основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относит не только открытость и доступность информации о деятельности данных органов, но и соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Материалы прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел содержат сведения, требующие письменного разрешения гражданина, а после его смерти наследников на доступ к архивным документам, в связи с чем, доступ к таким сведениям третьих лиц должен быть ограничен в силу закона.

Предусмотренный подпунктом «з» пункта 6 Положения порядок не препятствует получению другими лицами информация об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел (пункт 16 Положения), при условии соблюдения установленных данным пунктом ограничений в части срока давности таких сведений либо наличия соответствующих разрешения или доверенности.

Материалы архивного уголовного дела № П-82512 содержат сведения не только в отношении ФИО1, но и других лиц, совместно с ним осужденных, по которым 75 летний срок с даты создания документов не истек, что препятствует ознакомлению ФИО3 с такими материалами в полном объеме в отсутствие оформленных надлежащим образом разрешения либо доверенности.

Что касается ссылок ФИО3 о нарушении пункта 9 Положения, в соответствии с которым документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются,( по мнению ФИО3 75 лет) то суд усматривает неверное толкования данной нормы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации, которое ограничивает доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (пункт 2 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

К охраняемой законодательством Российской Федерации тайне в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» отнесены персональные данные. В связи с этим довод заявителя о незаконном ограничении в получении информации со ссылкой истечения срока доступа к информации, содержащей персональные данные, несостоятелен.

Действие Положения распространяется на материалы, хранящиеся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации. Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», на который сослался заявитель, являются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными и муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, и его действие не распространяется, на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации (статья 1).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действиями УФСБ России по Хабаровскому краю права и свободы ФИО3 не нарушены, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создано. Ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, установлены Федеральными законами, не признанными противоречащими Конституции РФ, соответственно обязательны для исполнения государственными органами.

Руководствуясь ст.13, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворения заявления ФИО3 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> –отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий: