ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/13 от 15.07.2013 Северо-эвенского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-140/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Эвенск «15» июля 2013 года

Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,

с участием помощника прокурора Сусуманского района Андрющенко И. И.,

при секретаре Безнутровой И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в <...>, дело по иску и.о. прокурора Северо-Эвенского района к администрации муниципального образования «Северо-Эвенский район» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Северо-Эвенского района Оганесян А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Северо-Эвенский район» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий, указывая следующее.

По заданию прокуратуры Магаданской области прокуратурой Северо-Эвенского района была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате данной проверки выявлено, что в нарушение п.п. «д» п. 2 ст. 11, ст., ст. 11, 24 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п., п. 2, 4, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996г. № 1340, ответчик не создал резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является недопустимым.

Ответчиком принято постановление от 19.05.2010г. № 97-па (в редакции постановления от 27.12.2012г. № 329-па), утверждающего порядок создания, хранения, использования, восполнения данного резерва и утверждена его номенклатура и объём, которое фактически не исполняется.

Указанное бездействие может повлечь невозможность выполнения мероприятий по первоочередному обеспечению пострадавшего населения предметами первой необходимости, развёртыванию пунктов временного размещения, обеспечению своевременного реагирования коммунальных и иных служб на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при их возможном наступлении, что нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Северо-Эвенский район», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать ответчика создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с номенклатурой и в объёмах, установленных постановлением администрации Северо-Эвенского района от 19.05.2010г. № 97-па (в редакции постановления от 27.12.2012г. № 329-па) в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, в своём письме от 26.06.2013г. № 597 просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования признает в полном объеме.

С учётом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения помощника прокурора суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в нём доводам, на их удовлетворении настаивает.

Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктом «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание данного резерва необходимо в целях проведения аварийно-спасательных и другие неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

В целях реализации положений п.п. «д» ч. 2 ст. 11 указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996г. № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).

Пунктами 2, 4, 7 названного Порядка установлено следующее.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Данные резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы указанных резервов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.06.2013г. администрация Северо-Эвенского района является действующим юридическим лицом.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский район» к вопросам местного значения данного района относится также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации на его территории.

Постановлением главы администрации Северо-Эвенского района от 29.12.2012г. № 338-па утверждено Положение об отделе Гражданской обороны, защиты населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера администрации Северо-Эвенского района (далее – Положение, отдел по делам ГО и ЧС).

В соответствии с п., п. 3, 4 Положения отдел по делам ГО и ЧС осуществляет свою деятельность под руководством Главы Северо-Эвенского района в переделах, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Одной из задач отдела по делам ГО и ЧС является организация работы по созданию резервного фонда финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в органах местного самоуправления.

Постановлением и.о. главы администрации Северо-Эвенского района от 19.05.2010г. № 97-па утверждено Положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Северо-Эвенского района (далее – Положение о резерве).

Постановлением главы администрации Северо-Эвенского района от 27.12.2012г. № 329-па постановление от 19.05.2010г. № 97-па дополнено приложениями № 3, № 4.

Положения п., п. 2-4 названного Положения о резерве согласуются с п., п. 2, 4, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обязывают ответчика создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Северо-Эвенского района заблаговременно согласно номенклатуре и объёмам материальных ресурсов, утверждённых главой Северо-Эвенского района, являющихся приложением к постановлению Северо-Эвенского района от 27.12.2012г. № 329-па.

Из письма начальника Главного управления МЧС России по Магаданской области от 18.04.2013г. № 2892-8-28 в адрес прокурора Магаданской области следует, что в муниципальном образовании «Северо-Эвенский район» не осуществляется фактическая закладка в резерв материальных ресурсов, что при возникновении чрезвычайной ситуации может повлечь невозможность выполнения мероприятий по первоочередному обеспечению пострадавшего населения предметами первой необходимости и выполнения иных действий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем просит принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Согласно сообщению и.о. главы администрации Северо-Эвенского района от 15.05.2013г. № 720 в указанном органе отсутствуют нормативно-правовые акты, подтверждающие факт наличия в составе расходной части бюджета Северо-Эвенского района денежных средств, предназначенных для формирования резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также сведения о наличии в составе бюджета района названного резерва.

В своём объяснении от 29.05.2013г. начальник отдела по делам ГО и ЧС ФИО1 подтверждает отсутствие резерва материальных ресурсов, предусмотренного постановлением администрации Северо-Эвенского района от 19.05.2010г. № 97-па (в редакции постановления от 27.12.2012г. № 329-па), а также отсутствие соответствующего финансирования в бюджете района.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ими в полной мере подтверждается факт непринятия ответчиком мер к фактическому созданию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что ставит под угрозу реализацию мер по защите населения Северо-Эвенского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и свидетельствует о невыполнении ответчиком вышеприведённых положений законов и иных нормативных актов.

В связи с изложенным суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобождён.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Северо-Эвенский район», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Эвенский район» создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с номенклатурой и в объёмах, установленных постановлением администрации Северо-Эвенского района от 19.05.2010г. № 97-па (в редакции постановления от 27.12.2012г. № 329-па) в срок не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 15.07.2013 г., с подачей апелляционной жалобы через Северо-Эвенский районный суд.

Судья Н. М. Яруллина