№ 2-140/16-2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года город Курск
Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего - судьи Шабуниной А.Н.,
при секретаре Чуркиной Д.А.,
с участием помощника прокурора Сеймского административного округа г.Курска ФИО5,
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИФНС России по г. Курску о признании незаконным Протокола заседания комиссии, приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, суд
установил:
ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд г. Курска с иском к ИФНС России по г. Курску о признании незаконным Протокола заседания комиссии, приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 работала в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску с 04.01.2003 г., в должности специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности с 23.01.2012 г., на основании служебного контракта от 16.01.2012 г. Приказом № от 26 октября 2015 года служебный контракт № от 16.01.2012 г. был расторгнут, она была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой доверия к гражданскому служащему согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В данном приказе указано, что служебный контракт с ней расторгнут в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с нарушением положений пунктов 11, 12 части 1 статьи 15, пунктов 5, 7 части 1 статьи 17, пунктов 5, 6, 8, 13 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусмотренных пунктом 3.1 Раздела Должностного регламента специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности, а также частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона №-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», па основании Протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску и урегулированию конфликта интересов № от 07 октября 2015 года.
С приказом № от 26 октября 2015 не согласна, считает, его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям:
Основанием к вынесению вышеуказанного приказа послужил протокол заседания комиссии по соблюдению требований и служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску и урегулированию конфликта интересов № от 07 октября 2015 года.
В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с пунктом 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФНС России от 30.03.2011 № и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску ФИО1 не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении ФИО1 в соответствии с п.1 части 1 ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску и урегулированию конфликта интересов № от 07 октября 2015 года также считает незаконным.
Она считает, что с ее стороны не было нарушений Федерального Закона РФ от 27.07.2004 г. № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Федерального закона № 27В-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции».
28.08.2015 г. ИФНС России по г. Курску был издан приказ № «О проведении проверки соблюдения ФИО1 требований к служебному поведению». П. 5.3 вышеуказанного приказа предписывал начальнику отдела безопасности ФИО8 обязанность ознакомить по окончании проверки государственного служащего, т.е. ее, с результатами проверки. Между тем, она была лишена возможности ознакомления с докладом о результатах проверки, проводимой во исполнение приказа ИФНС № и подготовленным ее участниками. На ее неоднократные обращения по выдаче копии докладной записки начальника отдела безопасности ИФНС ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, послужившей основанием для проведения проверки, а также копии заключения по проверке, назначенной приказом ИФНС России по г. Курску № от ДД.ММ.ГГГГ, она получала письменные отказы. Непредставление ответчиком затребованных ею вышеуказанных документов, лишило ее возможности должным образом давать необходимые объяснения проверяющим лицам и излагать свою позицию, а также нарушило ее права на получение полной информации, связанной с проводимой в отношении нее проверкой. ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела безопасности ИФНС России по г. Курску ФИО8 ознакомил ее лишь с информационным письмом под названием «Об ознакомлении с результатами проверки от ДД.ММ.ГГГГ.».
В данном информационном письме указано, что проверкой, назначенной приказом ИФНС России по г. Курску № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении соблюдения ФИО1 требований к служебному поведению» установлено:
-нарушение ею требований, ограничений и запретов, предъявляемых к гражданским служащим статьями 15,16,17,18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», ч. 1,2,4 ст. 11 Федерального закона № «О противодействии коррупции», что привело к возникновению конфликта интересов.
-непринятие ею мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, выразившегося в оказании, из личной заинтересованности, в обход действующего законодательства услуг ФИО3 по оформлению и представлению документов для государственной регистрации снятия с учета ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя, а также оформлению и подаче от имени ФИО9 налоговых деклараций в ИФНС России по г. Курску.
Полагает, что конфликт интересов - это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, основная составляющая понятия «конфликт интересов» - это личная заинтересованность должностного лица, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
ФИО1, назначена приказом начальника ИФНС России по г. Курску от 23.01.2012 г. на должность специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску. Согласно должностному регламенту специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску в ее должностные обязанности входило взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с нормами ст. 47 Налогового кодекса РФ и в сроки, предусмотренные письмом ФНС России от 03.08.2007 г., Планом мероприятий по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам, ежедневный самоконтроль взыскания задолженности за счет иного имущества, в том числе: своевременности подготовки и принятия решений о взыскании задолженности за счет иного имущества, в соответствии со ст. 47 НК РФ; соблюдение установленных требований при оформлении постановлений о взыскании задолженности за счет иного имущества; соответствия суммы задолженности, указанной в решении о взыскании за счет иного имущества, сумме задолженности, указанной в соответствующих вынесенных постановлениях о взыскании задолженности за счет иного имущества; выполнение разовых поручений начальника ИФНС России по г. Курску, заместителя начальника курирующего отдел, начальника отдела, заместителя начальника отдела и т.д.
Таким образом, услуги по оформлению и представлению документов физическим лицам для государственной регистрации снятия их с учета в качестве индивидуальных предпринимателей (в данном случае для ФИО9), а также оформлению и подаче налоговых деклараций в ИФНС России по г. Курску, не относятся к ее должностным обязанностям как специалиста урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску, поскольку не предусмотрены должностным регламентом.
Поскольку, в понятие «конфликт интересов» включена личная заинтересованность должностного лица, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, ситуация с ФИО9, описанная начальником отдела безопасности ИФНС России по <адрес>ФИО8 в информационном письме от 01.10.2015 г. «Об ознакомлении с результатами проверки», не могла повлиять на исполнение ею своих должностных обязанностей (предписанных должностным регламентом) и не могла повлечь за собой возникновения конфликта интересов.
В основе конфликта интересов на государственной службе лежит заинтересованность материального свойства - получение или реальная возможность получения гражданским служащим (или членами его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей доходов, иной материальной выгоды с учетом конкретной ситуации.
В ситуации с ФИО9 (роль в которой для нее была определена проверяющими), личная заинтересованность с ее стороны, как и получение для себя какой либо выгоды, полностью отсутствовала, и ответчиком обратное не доказано. В связи с чем, утверждения ответчика о возникновении конфликта интересов абстрактны и при указанных выше обстоятельствах, с ее стороны не могло быть нарушений частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЭ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», а также ст. ст. 15,16,17,18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
За нарушение ею положений пунктов 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также за несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных пунктами 8 и 13 части 1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ - не совершать поступки порочащие честь и достоинство гражданского служащего, не допускать конфликтных ситуаций, в отношении нее уже было вынесено дисциплинарное взыскание в виде выговора (приказ от 04.09.2015 г. № №). Основанием вынесения вышеуказанного дисциплинарного взыскания послужили события связанные с интересами того же ФИО3 (оформление и представление документов для государственной регистрации снятия его с учета в качестве индивидуального предпринимателя). Считает, что ее повторно наказывают за одно и тоже нарушение.
Кроме того, она считает, что ответчиком не доказан в ходе проведенной проверки, факт ненадлежащего исполнения ею должностных обязанностей, предусмотренных Должностным регламентом специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности, а также служебным контрактом № от 16.01.2012 г., заключенным между ею и ответчиком.
На основании вышеизложенного, считает Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> и урегулированию конфликта интересов № от 07 октября 2015 года и Приказ ИФНС России по <адрес>№ от 26.10.2015 г. незаконными.
Принимая во внимание незаконность изданного ответчиком приказа № от 26.10.2015 г о ее увольнении в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с утратой доверия), она просит суд восстановить ее на работе и взыскать с ответчика заработок за весь период ее вынужденного прогула (ст. 234 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей. Этому праву работника корреспондирует соответствующая обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). В случаях увольнения без законного основания суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Моральный вред возмещается работнику в денежной форме и размер этой компенсации определяется судом (ст. 394, ст. 237 ТК РФ).
Неправомерные действия ответчика (незаконное увольнение в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой доверия), причинили ей моральный вред в виде нравственных и физических страданий. Она испытала сильное унижение, большие переживания по поводу крайне несправедливого к ней отношения со стороны работодателя и по поводу незаконного увольнения по одному из самых неприятных для трудовой биографии работника оснований (ни один уважающий себя работодатель не возьмет на работу человека, имеющего в трудовой книжке запись об увольнении в связи с утратой доверия, и она вряд ли в ближайшее время найдет работу, а тем более престижную). Она мать одиночка, и ей нужно думать о завтрашнем дне, о своем ребенке (сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения), у которого она является единственным кормильцем. Размер морального вреда, причиненного ей ответчиком - ИФНС России по <адрес>, она оценивает в <данные изъяты>.
Просит признать незаконным Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> и урегулированию конфликта интересов № от ДД.ММ.ГГГГ;
отменить приказ ИФНС России по <адрес>№ от 26 октября 2015 об увольнении ФИО1, специалиста 1 разряда с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой доверия к гражданскому служащему согласно п.п. 1.1 п.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
восстановить ФИО1 в ИФНС России по г. Курску в должности специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности с 27.10.2015 года ;
взыскать с ИФНС России по г. Курску в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула на день вынесения решения по данному делу в размере <данные изъяты>;
взыскать с ИФНС России по г. Курску в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании иск не признала, указав, что увольнение истца было произведено в точном соответствии с положениями законодательства о противодействии коррупции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, мнение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
В соответствии со статьей 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Согласно ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (.1). При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п.2). Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (п.1).
Согласно пп. «в» п. 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению)
Согласно пп. «а» п. 10 Положения о проверке соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно п. 12 Положения о проверке соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Согласно пп. «а, б» п. 22 Положения о проверке соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.
Согласно п. 23 Положения о проверке соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, по окончании проверки соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Согласно пп. «д» п. 31 Положения о проверке соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п. 15, 19, 22, 32, 34, 35, 40 Положения о комиссиях территориальных органов Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФНС России от 13.10.2015 N ММВ-7-4/444@, основанием для проведения заседания Комиссии являются представление руководителя Управления, начальника Инспекции или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в территориальном налоговом органе мер по предупреждению коррупции. Председатель Комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном настоящим Положением, информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии в 3-дневный срок назначает дату заседания Комиссии. При этом дата заседания Комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 21 настоящего Положения; организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с информацией, поступившей в кадровое подразделение территориального налогового органа либо должностному лицу кадрового подразделения территориального налогового органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки. Заседание Комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в территориальном налоговом органе. По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом "в" пункта 15 настоящего Положения, Комиссия принимает соответствующее решение. Решения Комиссии по вопросам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если Комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Копии протокола заседания Комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются руководителю Управления, начальнику Инспекции, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению Комиссии - иным заинтересованным лицам.
Статьей 394 Трудового кодекса Российской федерации установлено, что в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 работала в ИФНС России по г. Курску, замещая должность государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности. Данный факт подтверждается копией служебного контракта № от 16.01.2012 года и копией трудовой книжки ФИО1
24.08.2015 года в ИФНС России по г. Курску поступила копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.08.2015 года в отношении ФИО1, что подтверждается копиями постановления и сопроводительного письма с входящим штампом.
Поводом для проведения служебной проверки в отношении ФИО1 послужила служебная записка от 25.08.2015 г. Проверка проведена на основании приказа ИФНС России по г. Курску № от 28.08.2015 года. С указанным приказом ФИО1 ознакомлена 28.08.2015 года, что удостоверено ее подписью.
28.08.2015 года ФИО1 была уведомлена о том, что с 28.08.2015 года в соответствии с приказом ИФНС России по г. Курску № от 28.08.2015 «О проведении проверки соблюдения ФИО1 требований к служебному поведению» назначена проверка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Ей было разъяснено право предоставить письменные объяснения, дополнительные материалы, ходатайство о проведении беседы.
В докладе № от 01.10.2015 года указано, что проведенной проверкой установлено нарушение ФИО1 требований, ограничений и запретов, предъявляемых ст. 15,16,17 и 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», ч.1,2, 4 ст. 11 «О противодействию коррупции», что привело к возникновению конфликта интересов. Принято решение представить материал проверки в отношении ФИО1 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению. При этом выводы основаны на следующих обстоятельствах. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подала заявление от имени ФИО3 о снятии его с учета в качестве ИП. ФИО1 Выдала ФИО3 письмо на официальном бланке об исключении его из ЕГРИП. Указанные факты установлены решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО3 к ИФНС РФ по <адрес>, специалисту отдела урегулирования задолженности ИФНС РФ по <адрес> ФИО1, специалисту отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС РФ по <адрес>ФИО4 об обжаловании незаконных действий. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подала декларации по налогу от имени ФИО3 Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями сотрудников ИФНС РФ по <адрес>ФИО10 и ФИО11
01.10.2015 года ФИО1 ознакомлена с результатами проверки, что подтверждается ее подписью в уведомлении о результатах проверки.
02.10.2015 года в представлении № от 02.10.2015 года начальник ИФНС по г. Курску просит рассмотреть на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Курску вопрос о несоблюдении требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов специалистом 1 разряда отдела урегулирования задолженностей ФИО1 в 2013-2015 годах.
05.10.2015 года ФИО1 была уведомлена о заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курск, что подтверждается ее подписью в уведомлении.
07.10.2015 г. было проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, по результатам которого был составлен протокол. Согласно данному протоколу комиссия пришла к выводу о том, что ФИО1 не соблюдала требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, что свидетельствует об утрате к ней доверия, в связи с чем начальнику инспекции Федеральной налоговой службы было предложено уволить истицу с занимаемой ею должности государственной гражданской службы на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д.23-24). На комиссии был заслушан доклад по результатам проверки служебного поведения ФИО1 № от 01.10.2015 года.
09.10.2015 года ФИО1 получила выписку из протокола заседания комиссии, что подтверждается ее подписью в протоколе.
По результатам проведенной проверки в отношении ФИО1 приказом начальника ИФНС России по г. Курску № от 26 октября 2015 года служебный контракт № от 16.01.2012 г. был расторгнут, ФИО1 была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой доверия к гражданскому служащему согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Статья ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Часть 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" действует в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ, вступившего в силу 17.10.2015 года.
Согласно ч.1 ст. 54 Конституция РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Правоотношения по поводу законности увольнения между сторонами сложились до вступления в действие указанной нормы. В силу ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции до 05.10.2015 года), конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Служебные обязанности возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих. Должностные обязанности, в отличие от служебных, определяются должностными инструкциями, регламентами, положениями, уставами, разрабатываемыми на основе квалификационных требований, установленных законодательством о соответствующем государственном органе, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений.
В должностной инструкции ФИО1, с которой она ознакомлена 24.02.2014 года, предусмотрено выполнение запретов и требований, связанных с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены ст. 14, 15, 17 и 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе».
Кроме того в п. ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции до 28.11.2015) было предусмотрено, что под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Таким образом, на момент нарушения запретов и ограничений ФИО12 эти ограничения и запреты были предусмотрены законом и на ней лежала обязанность их соблюдения.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п. 5,6,8,13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
ФИО1 фактически представляла интересы ФИО3 в государственном органе, в котором она замещает должность гражданской службы, то есть не выполнила свою служебную обязанность соблюдать установленный запрет на представительство по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. ФИО1 Передала письмо неустановленной формы об исключении из ЕГРИП, то есть допустила конфликтную ситуацию, способную нанести ущерб ее репутации как государственному служащему и авторитету государственного органа. А потому ФИО1 не приняла меры по предотвращению конфликта интересов.
Установив, что истец допустила нарушение своих обязанностей, увольнение производно по результатам служебной проверки, о проведении которой и о результатах которой истец была уведомлена, суд приходит к выводу о том, что у ответчика было законное основание для расторжения с истцом служебного контракта, освобождения ее от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы по пп. 1.1 п. 1 ч. 1 статьи 37 и п.1.ч.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом в ст. 37 предусматриваются основания для расторжения служебного контракта, а в ст. 59.2 раскрываются признаки увольнения в связи с утратой доверия.
Приказ ИФНС России по г. Курску № от 26 октября 2015 года о расторжении служебного контракта № 732 от 16.01.2012 г. был издан уполномоченным лицом - начальником ИФНС России по г. Курску. Согласно п. 9.6 Положения об ИФНС по г. Курску, утвержденного приказом УФНС России по Курской области №@ от 19.06.2015 года, начальник инспекции назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке государственных гражданских служащих и работников Инспекции.
Статьей 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей порядок увольнения гражданского служащего в связи с утратой к нему доверия, предусмотрено, что такое взыскание применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов (срок которых не установлен). При этом взыскание может быть применено в течение шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренные указанной нормой, соблюдены. Так о нарушении ФИО1 представителю нанимателя стало известно из информации, представленной в письменном виде в установленном порядке правоохранительным органом, — Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.08.2015 года, направленного СУ СК по Курской области 24.08.2015 года и поступившей в ИФНС РФ по г. Курску 24.08.2015 года, что подтверждается входящим штампом. Доказательства наличия иной информации, представленной в письменном виде в установленном порядке в ИФНС РФ по г. Курску, в суд не представлены. Поводом для проведения служебной проверки в отношении ФИО1 послужила служебная записка от 25.08.2015 г. 28.08.2015 года был издан приказ ИФНС России по г. Курску №, с которым ФИО1 ознакомлена. Служебная проверка проводилась в период с 28.08.2015 года по 01.10.2015 года, то есть мене 60 дней. Увольнение как мера юридической ответственности по ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", применяется только по результатам проверки. Доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов. Таким образом с момента поступления информации, представленной в письменном виде в установленном порядке правоохранительным органом, 24.08.2015 года до увольнения 26.10.2015 года прошло менее 1 месяца — 29 дней, исключая время проверки 35 дней (с 28.08.2015 года по 01.10.2015 года).
При этом п. 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению в качестве основания для осуществления проверки не предусматривает проверку письменных обращений граждан.
Доказательства поступления информации о совершении коррупционного правонарушения ФИО1 В ИФНС РФ по г. Курску ранее 6 месяцев до момента привлечения ее к дисциплинарной ответственности в суд не представлены.
В приказе ИФНС России по г. Курску № от 26 октября 2015 года о расторжении служебного контракта № от 16.01.2012 г. в качестве основания (документа) указан протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС по г. Курску и урегулирования конфликта интересов № от 07.10.2015 года. Поскольку выводы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску были сделаны на основании доклада по результатам проверки служебного поведения ФИО1 № от 01.10.2015 года, дисциплинарное взыскание также было применено на основании указанного доклада. В связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении положений ч.1 ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которого взыскание, предусмотренное ст. 59.2 настоящего Федерального закона, применяется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В п. 3 Приказа ИФНС России по г. Курску № от 25.08.2015 года указано о привлечении к проверке заместителя начальника отдела кадров ФИО13, что отвечает требованиям ч.1 ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о проведении проверки подразделением кадровой службы. При этом в суд представлено положение об отделе безопасности ИФНС по г. Курску, согласно п. 3.8 которого отдел безопасности обеспечивает проведение проверки соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению.
При этом в п.3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" руководителям федеральных государственных органов поручено до 1 ноября 2009 г. создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них функцию обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Таким образом, проведение проверки отделом безопасности ИФНС по г. Курску полностью соответствует требованиям Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065.
Указанные в докладе № от 01.10.2015 года факты использования компьютера не получили правой оценки о не нашли отражения в приказе об увольнении, а потому изложение указанных фактов не нарушило права истца.
Согласно п. 7 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями. Выезд ФИО1 за пределы территории Российской Федерации не был предметом служебной проверки.
Ссылка на п. 7 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в протоколе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС по г. Курску и урегулирования конфликта интересов № от 07.10.2015 года и приказе ИФНС России по г. Курску № от 26 октября 2015 года о расторжении служебного контракта № от 16.01.2012 г. не может повлечь признания их незаконными и отмену, поскольку в приказе об увольнении указаны иные основания для расторжения служебного контракта, которые соответствую требованиям законодательства.
Суд не принимает довод истца о том, что она дважды была подвергнута дисциплинарному взысканию за одно правонарушение.
04.09.2015г. был издан приказ ИФНС России по г. Курску № 05-06/216 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора в отношении гражданского служащего ФИО1, специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности, за ненадлежащее исполнение возложенных на нее служебных обязанностей в соответствии с п.2 ч.1 ст.57 ФЗ от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку служебной проверкой установлено в отношении ФИО1 ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; а также в несоблюдении требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных пунктами 8 и 13 части 1 статьи 18 указанного закона - не совершать поступки, порочащие честь и достоинство гражданского служащего, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Основание наложения дисциплинарного взыскания явилось: заключение служебной проверки № от 04.09.2015г.
Из материалов проверки следует, что имеется объяснение ФИО1 от 21.05.2015г., данное уполномоченному ОУУП и ПДН ОП № УМВД России по г. Курску, согласно которому она приняла от ИП ФИО3 заявление о снятии его с учета в ИФНС России по г. Курску в качестве предпринимателя. По факту передачи ему уведомления от 25.01.2013г. на бланке инспекции с печатью инспекции на основании ст. 51 Конституции РФ она давать объяснения отказалась. В то же время, по факту обращения ФИО3 в УФНС России по Курской области ФИО1, на имя руководителя УФНС России по Курской области были даны пояснения 30.06.2015г., согласно которым она никаких документов от ФИО3 не получала, никаких уведомлений ему не передавала.
Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде выговора было применено в отношении ФИО1 за то, что она дала неправдивые, не соответствующие действительности сведения о своих действиях и поступках, нарушив требования пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которого гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; а так же в не соблюдении требований к служебному поведению гражданского служащего.
Указанный факт не был предметом рассмотрения при применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения. То есть дисциплинарные взыскания в виде выговора и увольнения были применены в отношении ФИО1 за совершенно разные дисциплинарные проступки.
Согласно п. 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, по окончании проверки Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
01.10.2015 года ФИО1 была ознакомлена с результатами проверки, что подтверждается ее подписью в уведомлении.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ). В данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения. Поскольку ФИО1 Представляла документы от ФИО3 В ИФНС РФ по г. Курску, она создала возможности получения каких-либо выгод.
В судебное заседание были представлены приказ от 20.06.2015 года о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания к ФИО1 и приказ от 04.09.2015 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к ФИО1 Отсутствие ссылки в приказе об увольнении на указанные приказы не исключает их наличие. Указанные дисциплинарные взыскания характеризуют предшествующие результаты исполнения гражданским служащим ФИО1 своих должностных обязанностей.
Поскольку в судебном заседании не было установлено нарушение процедуры увольнения истца, исковые требования о признании незаконным протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС по <адрес> и урегулирования конфликта интересов № от 07.10.2015 года и об отмене приказа ИФНС России по г. Курску № от 26 октября 2015 года о расторжении служебного контракта № от 16.01.2012 г. и восстановлении в должности специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности с 27.10.2015 года не подлежат удовлетворению.
Согласно со ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок в случаях незаконного увольнения. В соответствии со ст. 237 ТК РФ в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Поскольку в суде не был установлен факт незаконного увольнения истца, исковые требования выплатить заработную плату за весь период вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к ИФНС России по г. Курску о признании незаконным Протокола заседания комиссии, отмене приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет составлено 12.02.2016 г.
Судья А.Н.Шабунина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>