Дело № 2-140/18
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации Шатровский районный суд Курганской области в составе:председательствующего: судьи Мухиной Е.В.,при секретаре НазаровойН.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «23» июля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Белоусова Петра Федоровича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
В Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шатровском районе (далее - ГУ УПФР в Шатровском районе) об отмене решения ГУ УПФР в Шатровском районе от 08.12.2016 №226 об отказе в установлении пенсии; возложении на ответчика обязанностей включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 03.12.1991 по 28.02.1992 в должности водителя оперативного автомобиля; с 01.01.1998 по 31.12.2000 в должности водителя пожарного автомобиля Шатровского пожарно-спасательного отряда; с 01.04.2005 по 31.12.2009 в должности водителя пожарного автомобиля, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 05.12.2016, обратился ФИО1 (л.д. 3-4).
Решением ГУ УПФР ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ (требуемый стаж – 25 лет, а в наличии имеется 16 лет 7 мес. 3 дн.).
При этом указанные выше периоды не были включены в стаж.
С данным решением не согласен. Считает, что в спорные периоды времени – с 1991 по 2009 годы он выполнял работы, которые дают ему право на досрочное пенсионное обеспечение. С 1991 он работал на одном и том же месте, выполняя одну и ту же функцию – водитель пожарного автомобиля. В его обязанности в основном входит: следить за техническим состоянием автомобиля, чтобы цистерна была заполнена водой, на пожаре помочь бойцу. Также он участвовал в выездах и в тушениях пожаров, несмотря на изменение подведомственности Шатровского пожарно-спасательного отряда и названия его должности.
Хотя в его трудовой книжке имеется первичная запись о принятии его в Шатровский пожарно-спасательный отряд с 03.12.1991 «на должность водителя оперативного автомобиля», однако в период по 01.03.1992 он фактически был водителем пожарного автомобиля и участвовал в тушении пожаров.
Полагает, что им выработано 25 лет специального стажа.
В отзыве на исковое заявление ГУ УПФР в Шатровском районе (л.д. 37-39), указано, что с требованиями ФИО1 не согласны, по следующим основаниям.
Согласно пп.18 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О списках производств, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 16.07.2014 №665, при назначении пенсии по ст. 30 п. 1 пп. 18 применяется Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 №437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 2 данного Постановления в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены должности: водители пожарного авто, боцманы судна, матросы, прожектористы, собственно пожарные, машинисты корабля (пожарного), дежурные отряда, инженеры, диспетчеры, командиры отделения, капитаны и помощники на пожарном катере, судне, работники газодымной защиты, механики, начальники пожарных частей, технических и насосных станций, пожарного поезда и другие.
Круг лиц, пользующихся правом на указанную пенсию, определен Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437, при этом в специальный стаж включаются периоды работы в должностях, предусмотренных указанным Списком, в Государственной противопожарной службе МВД Российской Федерации.
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 принят в Шатровский пожарно-спасательный отряд на должность водителя оперативного автомобиля с 03.12.1991, в должности которого проработал по 01.03.1992 и с 01.01.1998 по 31.12.2000. Наименование должности «водитель пожарного автомобиля» Списком не предусмотрено.
Из материалов выплатного дела ФИО1 усматривается, что с 01.01.2002 Управление Государственной противопожарной службы УВД Курганской области переподчинено Главному Управлению ГО и ЧС Курганской области с финансированием из средств областного бюджета, что подтверждается архивной справкой.
С 01.01.2002 по 31.12.2009 ФИО1 работал в Государственных учреждениях, которые не являются структурой МЧС РФ, а действующим в настоящее время пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не предусмотрено.
Само по себе то обстоятельство, что в спорный период характер деятельности истца и наименование его должности не претерпели изменений, существенным для разрешения данного спора не является.
Исходя из вышеизложенного, периоды работы работников противопожарной службы учреждений в составе ГУ ГО и ЧС Курганской области, начиная с 01.01.2002 не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
До вступления в силу настоящего постановления при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении работников Государственной противопожарной службы МЧС России органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, применялся Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденный приказом Министерства внутренних дел РФ от 27 июля 2001 №696.
В настоящее время данный приказ утратил силу. Однако в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 Закона, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, когда Государственная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой, противопожарной и аварийно-спасательной службами МВД РФ до 1 января 2002.
ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 16 июня 1998 года, то есть после этой даты данные о стаже должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений, предоставленных работодателем, следует, что период работы с 01.04.2005 по 31.12.2009 не подтверждается кодом особых условий труда.
Таким образом, при подаче сведений о стаже, сам работодатель не подтвердил факт работы ФИО1 в особых условиях труда.
Решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии полагают законным, просят в удовлетворении требований истцу отказать.
В отзыве третье лицо ФГКУ «2 ОФПС по Курганской области (л.д. 51-55) считает заявленные требования ФИО1 правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 18 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, мужчинам и женщинам до достижения 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Занимаемые ФИО1 должности включены в Список должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Отказ ответчика в зачете спорных периодов в специальный стаж истца считают необоснованным.
Указывают, что ГО ЧС Курганской области не являлось противопожарной службой субъекта, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» до 1 января 2005 года противопожарной службы субъектов РФ не могло существовать. Статья 41 Федерального закона от 22.08.2002 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти…» внесла изменения в ст. 5 ФЗ «О пожарной безопасности», а именно с 1 января 2005 года в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. Следовательно, до 1 января 2005 года противопожарной службы субъектов Российской Федерации не было.
Также, согласно п. 3 раздела 1 положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2002 №1011 в систему МЧС России, в том числе, входят органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, Главное управление ГОЧС Курганской области входило в систему МЧС России.
01.04.2005 создано ГУ «ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области, ГУ «ОГПС №2 ГУ ГОЧС Курганской области.
07.06.2007 создано ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области».
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О пожарной безопасности» на работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, а именно, статьей 8 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, а так как ст. 5 Закона гласит, что Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, и координирует деятельность других видов пожарной охраны и в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, то считают, что периоды работы в ГУ «ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области» подлежат зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
07.06.2007 создано ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области».
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 20.02.2007 №107 и от 20.11.2007 №817 утверждены Правила предоставления в 2007, в 2008 годах субвенций и трансфертов бюджетам субъектов РФ на выплату денежного довольствия и других выплат работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 5 ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъекта Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ, а так как учредителем ГУ «5 ОГПС МЧС России по Курганской области» является МЧС России (п. 1.3 Положения о Государственном учреждении «5 ОГПС МЧС России по Курганской области, следовательно, данное учреждение не может входить в состав противопожарной службы субъекта РФ.
01.01.2009 ГУ «5 ОГПС МЧС России по Курганской области» переименовано в ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области.
Согласно п. 1.3 приказа от 05.12.2008 №450 «Об утверждении положений о государственных учреждениях» следует, что учредителем ГУ «5 ОФПС по Курганской области» является МЧС России, из чего следует, что материально-техническое финансовое обеспечение деятельности данного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно- правовыми актами МЧС России за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством РФ.
На основании изложенного, поддерживают позицию ФИО1 о включении спорных периодов, начиная с 01.01.1998 и по 31.12.2009 в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой на должностях государственной противопожарной службы. Выслуга ФИО1 на которых на 01.07.2018 составляет 26 лет 04 месяца 09 дней.
Согласно уведомлению Пенсионным фондом Российской Федерации принято решение на основании Постановления Правления ПФР от 05.04.2018 №186п о реорганизации путем слияния государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области и государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске и Шадринском районе Курганской области, наименование вновь образованного юридического лица, которое действует с 13.07.2018, государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) (л.д.121).
Представитель ответчика - УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.(л.д.66)
Представитель третьего лица – ФГКУ «2 ОФПС по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (л.д. 65), ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.122 ).
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования ФИО1 поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании ч. 3 ст. 30 №400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", Государственная противопожарная служба подразделяется на Федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1309 от 09 ноября 2001 года "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. №552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, в силу вышеперечисленных положений, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях государственной федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 03.12.1991 ФИО1 принят на работу в Шатровский пожарно-спасательный отряд на должность водителя оперативного автомобиля, в данной должности работал по 28.02.1992 включительно. 01.03.1992 переведен на должность пожарного 1 класса, с которой 07.07.1992 переведен на должность водителя пожарного автомобиля. В связи с реорганизацией предприятия 01.04.2005 назначен на должность водителя пожарного автомобиля 1 класса пожарной части №40 по охране Шатровского района ГУ «ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области». 31.12.2005 уволен переводом по ст. 77 п. 5 ТК РФ в ГУ «ОГПС №2 ГУ ГО и ЧС» Курганской области. С 01.01.2006 принят на должность водителя 1 класса по 6 разряду ЕТС в пожарную часть №40 Государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы №2 Главного управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области переводом. С 01.08.2007 продолжает трудовые отношения в должности водителя пожарного автомобиля 1 класса пожарной части №40 по охране Шатровского района в государственном учреждении «2 отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области». 31.12.2007 уволен переводом, а 01.01.2008 принят переводом в пожарную часть №40 по охране Шатровского района ГУ « 5ОГПС МЧС России по Курганской области», 01.01.2009 Государственное учреждение « 5 Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области» переименовано в Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области», 01.11.2011 Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области» переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области». 31.03 2016 истец уволен в порядке перевода с согласия работника в федеральное государственное казенное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы Курганской области, 01.04.2016 принят на должность водителя автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части №40 по охране Шатровского района ФГКУ « 2 ОФПС по Курганской области». Согласно трудовой книжке ФИО1 трудится в должности водителя пожарного автомобиля по настоящее время (л.д. 11-13,118-148).
Постановлением Правительства Российской Федерации №437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного).
Согласно постановлению Администрации Курганской области от 03.07.1997 №428 утверждено положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (ГУ ГО и ЧС Курганской области, содержащихся за счет средств областного бюджета.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №631 от 30.12.2004 с 1 января 2005 года созданы отряды Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации, в том числе, отряд ГПС МЧС России по Курганской области согласно приложению к данному приказу МЧС №631 (л.д. 95).
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 15.03.2005 №78-р созданы государственные учреждения Курганской области, в том числе, Государственное учреждение «Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области» (л.д.77-78).
Начальником Главного управления по делам ГО и ЧС Курганской области ФИО3 утверждено приложение к приказу начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области от 21.03.2005 №177 «Положение о Едином дежурно-диспетчерском центре управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (л.д. 79-83).
Согласно данному Положению, его п. 1.2, учредителем ЕДДЦ является Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области.
В соответствии с п. 1.8 Положения финансовое обеспечение ЕДДЦ осуществляется за счет средств областного бюджета и финансируется через ГУ ГОЧС Курганской области, а также за счет средств, выделенных от осуществления разрешенной законодательством приносящей доход деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 02.02.2006 №76 пожарная часть № 40 по охране Шатровского района становится структурным подразделением Государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы №2 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области», которое также входило в перечень государственных учреждений Курганской области по приложению к Распоряжению Администрации Курганской области от 15.03.2005 №78-р и в соответствии с п.2 распоряжения финансировалось за счет средств областного бюджета (л.д.77-78,114)
На основании приказа №631 от 30.12.2004 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы отряды Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации ГУ, содержащиеся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации(п.3) (л.д. 84-85).
Приказом №280 от 30.05.2007 ГУ Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области созданы государственные учреждения в виде отрядов Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области, утверждены их Положения, в том числе Положение «2 отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области», в состав которого входила пожарная часть № 40 по охране Шатровского района (89-95).
Согласно указанному Положению «2 ОГПС МЧС России по Курганской области» имеет юридический адрес: <...>.
Из п. 1.3 Положения следует, что учредителем ОГПС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В п. 1.6 Положения указано, что ОГПС является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение …
Материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, нормативными правовыми актами Курганской области за счет средств областного бюджета и средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации (п. 1.8).
ОГПС координирует деятельность всех видов пожарной охраны: муниципальной, ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны дислоцированной в зоне его ответственности (п. 1.11).
По приказу Главного управления МЧС России по Курганской области №594 от 28.12.2007 « О проведении организационно-штатных мероприятий» с 01.01.2008 пожарная часть № 40 по охране Шатровского района становится структурным подразделением Государственного учреждения «5 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области», соответственно финансирование остается прежним - субъекта. (л.д.96-106)
Приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 05.12.2008 №450 утверждены положения о государственных учреждениях в новой редакции, Государственное учреждение «5 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области» переименовано в Государственное учреждение « 5 Отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области» ( л.д.107-108, 158)
Согласно Положению ГУ «5 ОФПС по Курганской области» (л.д. 109-113) его учредителем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 5 ОФПС входит в систему МЧС России (п. 1.3 Положения).
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности 5 ОФПС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Положения).
В материалах дела имеется должностной регламент водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательной части №40 по охране Шатровского района ФГКУ «2 ОФПС по Курганской области», с которым ознакомлен, в том числе, и ФИО1 (л.д. 121-126).
Из справки ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области» от 15.11.2016, уточняющей характер работы и условия труда, следует, что ФИО1 работает в данном учреждении водителем пожарного автомобиля с 01.03.1992 по настоящее время. Во время работы отпуска без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, по беременности и родам не использовал, работа полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, отвлечений от основной работы не имел, работу не совмещал. Стаж работы на оперативных должностях Государственной противопожарной службы на 15.11.2016 составляет 24 года 11 месяцев 13 дней (л.д. 14, 157).
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 работал в Шатровском ОГПС №4 с 04.12.1991 «водителем пожарного автомобиля», работодателем вносились платежи по страховым взносам на страховую, накопительную и по дополнительному тарифу части пенсии. (л.д. 18-31).
Из выплатного дела следует, что 05.12.2016 ФИО1 обратился в ГУ УПФР в Шатровском районе Курганской области с заявлением о назначении пенсии, предоставив трудовую книжку и иные документы (л.д. 41-42).
Решением №226 от 08.12.2016 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа (требуется 25 лет специального стажа, а в наличии 16 лет 7 месяцев 3 дня) (решение л.д. 7-8, протокол заседания комиссии л.д. 9-10).
Данным решением в специальный стаж работы не включены периоды: с 03.12.1991 по 28.02.1992 – в должности водителя оперативного автомобиля Шатровского пожарно-спасательного отряда, так как данная должность не соответствует Списку должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437; с 01.01.1998 по 31.12.2000 – в должности водителя пожарного автомобиля Шатровского пожарно-спасательного отряда, специальный стаж работы не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; с 01.04.2005 по 31.12.2009 – в должности водителя пожарного автомобиля Главного Управления по делам ГО и ЧС Курганской области, так как в данный период данная организация входила в противопожарную службу субъекта Российской Федерации, созданную органами государственной власти субъекта РФ, не входила в структуру Государственной противопожарной службы МЧС России. Специальный стаж не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Согласно записи в трудовой книжке истца, ФИО1 в спорный период с 03.12.1991 по 28.02.1992 работал в Шатровском пожарно-спасательном отряде в должности водителя оперативного автомобиля.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена, в том числе, должность водителя пожарного авто. Водитель оперативного автомобиля данным Списком не предусмотрен.
В связи с вышеизложенным, спорный период работы ФИО1 в должности водителя оперативного автомобиля с 03.12.1991 по 28.02.1992 на законных основаниях не включен ответчиком в специальный стаж истца, суд также приходит к выводу, что данный период не подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
ГУ УПФР в Шатровском районе также не включен в специальный стаж ФИО1 период его работы в должности водителя пожарного автомобиля Главного Управления по делам ГО и ЧС Курганской области с 01.01.1998 по 31.12.2000.
Основанием для отказа о включении данного спорного периода в специальный стаж истца послужило неподтверждение специального стажа выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, то есть в связи с тем, что работодателем не представлены в Пенсионный фонд сведения об особых условиях труда ФИО1
Работа ФИО1 в указанный спорный период в должности водителя пожарного автомобиля подтверждается как его трудовой книжкой, так и приказами о принятии его на данную должность, выпиской из его лицевого счета.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 (в ред. от 03.07.2016) № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О страховых пенсиях", определяющей правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, ст. 8 ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете", обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя. Надлежащий контроль за предоставлением указанных сведений работодателем должен осуществлять Пенсионный Фонд РФ. Поэтому застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего выполнения работодателем и органом Пенсионного Фонда РФ своих обязанностей, установленных законом.
Наименование должности водитель пожарного авто тождественно наименованию должности водитель пожарного автомобиля.
В связи с чем, суд считает необходимым включить в специальный стаж ФИО1 период работы последнего с 01.01.1998 по 31.12.2000 в должности водителя пожарного автомобиля Шатровского пожарно-спасательного отряда.
Также, ответчиком отказано в зачете в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 01.04.2005 по 31.12.2009 в должности водителя пожарного автомобиля.
Как следует из приведенных норм права, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников государственной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации. Эти отличия обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В спорный период ФИО1 работал в должности водителя пожарного автомобиля: с 01.04.2005 - в ГУ «ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области, с 01.01.2006 - пожарной части №40 ГУ «Отряд государственной противопожарной службы №2 Главного управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области, с 01.01.2008 – пожарной части №40 по охране Шатровского района Государственного учреждения «5 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области», с 01.01.2009 – государственном учреждении «5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области», что подтверждается материалами дела.
Государственные учреждения «Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области», «Отряд государственной противопожарной службы №2 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области», « 2 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области», «5 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области согласно приказам об их учреждении и Положениям, указанным выше, к федеральной противопожарной службе не относятся, а относятся к противопожарной службе субъекта Курганской области. Материально-техническое финансовое обеспечение деятельности данных учреждений осуществляется за средств областного бюджета, что следует и из ответа финансового управления Правительства Курганской области от 20.07.2018 (л.д.130)
Таким образом, с 01.04.2005 по 31.12.2008 ФИО1 работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации – Курганской области, которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, данный период работы ФИО1 в пр не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Указание истца на то, что, несмотря на переименование организации, где он работал, характер его деятельности и профессиональные обязанности в спорный период не менялись, не может быть принято во внимание, так как специальным законодательством, а именно п. 18 ч. 11 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии только сотрудников федеральной противопожарной службы.
Однако период работы с 01.01.2009 по 31.12.2009, когда истец осуществлял трудовую деятельность в Государственном учреждении « 5 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области» учредителем которого являлось МЧС России и материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности данного учреждения производилось за счет средств федерального бюджета, необоснованно ответчиком не включен в специальный стаж.
Довод ответчика, что данный период не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета, застрахованного лица не является основанием для отказа в зачете этого периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Надлежащий контроль за предоставлением указанных сведений работодателем должен осуществлять Пенсионный Фонд РФ. Поэтому застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего выполнения работодателем и органом Пенсионного Фонда РФ своих обязанностей, установленных законом.
В связи с изложенным спорный период работы истца с 01.01.2009 по 31.12.2009 в должности водителя пожарного автомобиля должен быть включен в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
Поскольку без периодов работы с 03.12.1991 по 28.02.1992 и с 01.04.2005 по 31.12.2008 у истца отсутствуют необходимый для назначения досрочной пенсии стаж, требование о назначении пенсии с 05.12.2016 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Решение ГУ УПФР в Шатровском районе от 08.12.2016 №226 об отказе в установлении пенсии в части отказа в зачете в стаж периодов работы ФИО1 с 01.01.1998 по 31.12.2000, с 01.01.2009 по 31.12.2009 в должности водителя пожарного автомобиля, отменить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО1 с 01.01.1998 по 31.12.2000, с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В удовлетворении требований ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 03.12.1991 по 28.02.1992, с 01.04.2005 по 31.12.2008 и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 05.12.2016, отказать.
С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться в 16 часов 30 минут 25 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с 25 июля 2018 года, с подачей апелляционной жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья Е.В. Мухина