Дело № 2-140/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2019 года г. Псков
Псковский городской суд в составе:
председательствующего судьи Лепихиной М.Н.,
при секретаре Бобровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Пскова, Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании статуса муниципальной службы муниципального образования «Город Псков», обязании выделить финансирование и произвести выплату единовременного государственного пособия в связи с увольнением и выходом на пенсию с должности муниципальной службы, обязании назначить ежемесячную пенсию за выслугу лет с должности муниципальной службы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ к Администрации города Пскова, Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании статуса муниципальной службы муниципального образования «Город Псков», обязании выделить финансирование и произвести выплату единовременного государственного пособия в связи с увольнением и выходом на пенсию с должности муниципальной службы, обязании назначить ежемесячную пенсию за выслугу лет с должности муниципальной службы.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указано, что в соответствии с п.2 ст.36 Устава Муниципального образования «Город Псков» (далее – Устав г.Пскова) муниципальному служащему при увольнении с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет либо на иную пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством) выплачивается единовременное государственное пособие в размере 0,5 должностного оклада с надбавкой за выслугу лет каждый полный год стажа работы (стажа), но не более 8 должностных окладов с надбавкой за выслугу лет по замещаемой при увольнении в связи с выходом на пенсию должности муниципальной службы.
В связи с выходом на пенсию **.**..2018 истец уволилась с должности муниципальной службы *** Территориальной избирательной комиссии города Пскова (далее- ТИК г.Пскова). По состоянию на **.**..2018 имеет стаж муниципальной службы 27 лет 4 месяца 07 дней. В связи с чем указала, что имеет право на получение предусмотренного п.2 ст.36 Устава города Пскова единовременного государственного пособия в размере 61308,80 руб.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом «е» пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Псковской области от 10.04.2017 №1756-оз «О пенсиях за выслугу лет муниципальным служащим в Псковской области» (далее – Закон №1756-оз) пенсия за выслугу лет назначается муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы не менее необходимого стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и увольнении с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (подп. «е», п.2 ч.1 ст.1 Закона №1756-оз).
Указала, что с **.**..2006 является получателем пенсии по старости, имеет стаж муниципальной службы более 27 лет, **.**..2018 уволена с должности муниципальной службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию, следовательно, имеет право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом №1756-оз.
В связи с чем истец обратилась в Администрацию города Пскова по вопросу выплаты ей единовременного государственного пособия и назначения пенсии по выслуге лет, однако ей в этом было отказано.
Считая данный отказ незаконным, истец в уточненном иске просит суд о признании за ней статуса муниципальной службы муниципального образования «Город Псков», обязать Администрацию города Пскова выделить финансирование и Территориальной избирательной комиссии города Пскова произвести выплату истцу единовременного государственного пособия в связи с увольнением и выходом на пенсию с должности муниципальной службы в размере 61308,80 руб., обязать Администрацию города Пскова назначить истцу ежемесячную пенсию за выслугу лет с должности муниципальной службы в размере 2640 руб.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечено Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в уточненном иске. Пояснила, что работала в ТИК г.Пскова на должности муниципальной службы и получала все выплаты, как муниципальный служащий, в связи с чем просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации города Пскова ФИО2 с заявленными ФИО1 уточненными исковыми требованиями не согласился, в обоснование своей позиции привел доводы, изложенные в письменных возражениях. Пояснил, что в соответствии с положениями ст.26 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» территориальная избирательная комиссия (ТИК) относится к государственным органам субъектов РФ, положение ТИК в системе органов государственной власти субъектов РФ определяется законами субъекта РФ. Согласно Закону Псковской области от 26.07.2007 №697-оз «О территориальных избирательных комиссиях в Псковской области, обладающих правами юридического лица» ТИК г.Пскова является государственным органом Псковской области, обладает правами юридического лица, в ее состав могут включаться должности государственной гражданской службы области и должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы. В соответствии со ст.8 Закона Псковской области от 30.07.2007 №700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области» должности муниципального службы – должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно ст.21 Устава города Пскова в редакции от 15.12.2005 структуру органов местного самоуправления составляют: Псковская городская Дума, глава города Пскова, Администрация города Пскова, Контрольно-счетная палата города Пскова. Таким образом, с 15.12.2005 ТИК г.Пскова в структуру органов местного самоуправления МО «Город Псков» не входит. В соответствии со ст.ст.28, 36 Устава города Пскова, положениями Закона №1756-оз право на единовременное государственное пособие и пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы Псковской области согласно Реестру должностей муниципальной службы в Псковской области и перечне выборных муниципальных должностей в Псковской области, утвержденного Законом Псковской области от 02.02.2000 №68-оз. Поскольку ТИК г.Пскова согласно Уставу МО «Город Псков» не входит в структуру органов местного самоуправления, занимаемые должности в период трудовой деятельности истца не включены в Реестр должностей муниципальной службы в Псковской области, отсутствуют правовые основания о признании за истцом статуса муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Псков», назначении ей ежемесячной пенсии за выслугу лет и выделения финансирования на выплату единовременного государственного пособия в связи с увольнением и выходом на пенсию. На основании изложенного просил в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Представитель ответчика ТИК города Пскова в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает ранее изложенную позицию, согласно которой заявленные ФИО1 исковые требования удовлетворению не подлежат. В ходе рассмотрения дела пояснил, что в соответствии с Уставом города Пскова с 1998 года ТИК города Пскова входила в состав структурных подразделений органом местного самоуправления, в 2005 года ТИК г.Пскова была исключена из структуры органов местного самоуправления и с 2007 года является государственным органом Псковской области. Заявки в Администрацию города Пскова на выплаты истцу, как муниципальному служащему, осуществлялись на основании записей ее трудовой книжки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований, поскольку ТИК г.Пскова с 2005 года не входит в структуру органом местного самоуправления Муниципального образования «Город Псков» и не обладала полномочиями по присвоению истцу статуса муниципального служащего. Должности муниципальной службы устанавливаются правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержденным законом субъекта РФ. Реестром должностей муниципальном службы в Псковской области (приложение №1 к Закону Псковской области «О реестре должностей муниципальной службы в Псковской области и перечне выборных должностей в Псковской области» от 02.02.2000 №68-оз в редакции от 20.06.2014) начальник отдела учета – главный бухгалтер не предусмотрена. В ходе рассмотрения дела пояснила, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 26.07.2006.
Привлеченная к участию в деле в качестве специалиста начальник ОКР АГП ФИО4 пояснила, что в связи с внесением изменений в Устав г.Пскова, с 01.01.2006 по настоящее время ТИК г.Пскова в структуру органов местного самоуправления Муниципального образования «город Псков» не входит, в связи с чем **.**..2018 истец была уволена с должности *** ТИК г.Пскова, не являющейся должностью муниципального служащего муниципальной службы. Согласно произведенному расчету стаж муниципальной службы ФИО1 с учетом того, что ТИК г.Пскова была исключена из органов местного самоуправления с **.**..2006, составит 13 лет 19 дней. В соответствии с расчетом, осуществленным на основании записей трудовой книжки, без учета того, что ТИК г.Пскова с 01.01.2006 не является органом местного самоуправления МО «Город Псков», стаж муниципальной службы истца составит 24 года 04 месяца 09 дней. В этой связи размер единовременного государственного пособия составит для истца 61308,80 руб., а размер пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №1756-оз – 2040 руб. Дополнила, что согласно Закону Псковской области от 26.07.2007 №697-оз «О территориальных избирательных комиссиях в Псковской области, обладающих правами юридического лица» ТИК г.Пскова, является государственным органом Псковской области, в штат ТИК могут включаться должности государственной гражданской службы области и должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы. В соответствии со ст.30 Закона Псковской области от 20.07.2007 №700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области» в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающего право на установление надбавки за выслугу лет, включаются периоды работы на государственных должностях Псковской области. Согласно Закону Псковской области от 08.04.2005 №435-оз «О реестре должностей государственной гражданской службы Псковской области» истец занимала должность государственной гражданской службы Псковской области – начальник отдела учета – главный бухгалтер ТИК г.Пскова. Таким образом, ФИО1 была уволена с должности государственной гражданской службы области, а не с должности муниципального служащего муниципальной службы. В связи с чем работа истца в указанной должности ТИК г.Пскова, как государственного гражданского служащего, могла быть включена в стаж муниципальной службы для определения права на выплату единовременного государственного пособия согласно ст.36 Устава г.Пскова и пенсии за выслугу лет по Закону №1756-оз в том случае, если бы была уволена в связи с выходом на пенсию с должности муниципального служащего муниципальной службы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, объяснения специалиста, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.36 Устава Муниципального образования «Город Псков» порядок исполнения муниципальными служащими обязанностей муниципальной службы, их статус, в том числе их права и обязанности, определяются федеральными законами и законами области. Городской Думой может быть утверждено Положение о муниципальной службе в органах местного самоуправления города.
Согласно ч.2 ст.36 Устава г.Пскова муниципальному служащему при увольнении с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет либо на иную пенсию, назначенную в соответствии с федеральным законодательством) выплачивается единовременное государственное пособие в размере 0,5 должностного оклада с надбавкой за выслугу лет за каждый полный год стажа работы (службы), но не более 8 должностных окладов с надбавкой за выслугу лет по замещаемой при увольнении в связи с выходом на пенсию должности муниципальной службы. Указанное пособие выплачивается в порядке, установленном Законом Псковской области.
Закон №1756-оз определяет условия, размер, порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Псковской области, муниципальным служащим в Псковской области.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Закона №1756-оз пенсия за выслугу лет назначается муниципальным служащим при наличие стажа муниципальной службы не менее необходимого стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и при наличии увольнения с муниципальной службы по одному из оснований, перечисленных в п.2 ч.1 ст.1 Закона №1756-оз, в частности, при увольнении в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего (подпункт «е» п.2 ч.1 ст.1 Закона №1756-оз).
Вместе с тем из положений ч.2 ст.1 Закона №1756-оз следует, что муниципальные служащие, уволенные с муниципальной службы, в том числе по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 2 части 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Стаж, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, устанавливается на дату обращения за пенсией за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.4 Закона №1756-оз).
Согласно ст.2 Закона №1756-оз пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Решение о назначении пенсии за выслугу лет принимается уполномоченным в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) и оформляется правовым актом уполномоченного органа (ч.1 ст.6 Закона №1756-оз).
Для назначения пенсии за выслугу лет заявитель представляет в уполномоченный орган заявление (ч.2 ст.6 Закона №1756-оз).
Основанием к отказу в назначении пенсии за выслугу лет является отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет, определяемого наличием условий, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона №1756-оз (ч.7 ст.6 Закона №1756-оз).
В соответствии со ст.8 Закона №1756-оз пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы, и дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности).
Таким образом, из приведенных норм следует, что обязательным условием, дающим право на выплату единовременного государственного пособия согласно ч.2 ст.36 Устава г.Пскова и назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №1756-оз имеет факт увольнения муниципального служащего с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. При этом для назначения пенсии по выслуге лет согласно Закону №1756-оз в соответствии с приложением к Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» необходимо наличие стажа муниципальной службы 16 лет по состоянию на 2018 год и замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Следовательно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим первоочередному установлению судом, является установления факта увольнения в связи с выходом на пенсию с должности муниципального служащего муниципальной службы.
Судом установлено, что ФИО1 с **.**..2006 является получателем страховой пенсии по старости.
Как следует из записей трудовой книжки, личного дела истца, на момент назначения пенсии по старости истец занимала ведущую должность муниципальной службы – *** в ТИК г.Пскова, продолжила работу в ТИК г.Пскова и **.**..2018 года была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с должности муниципальной службы начальника отдела учета – главного бухгалтера.
ФИО1, считая, что, как муниципальный служащий, в связи с выходом на пенсию была уволена с должности муниципальной службы, наличием необходимого стажа муниципальной службы, имеет право на получение единовременного государственного пособия согласно ст.36 Устава г.Пскова и на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №1756-оз, обратилась **.**..2018 к Главе города Пскова с заявлением о выплате единовременного государственного пособия и **.**.09.2018 в Администрацию города Пскова о назначении пенсии за выслугу лет. Однако ей в этом было отказано при причине отсутствия у ФИО1 статуса муниципального служащего муниципальной службы, что повлекло обращение истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом исковых требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст.26 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Закона Псковской области от 30.07.2007 №700-оз «Об организации муниципальной службы» должность муниципальной службы - должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования.
Реестр должностей муниципальной службы в Псковской области (далее - Реестр должностей муниципальной службы) - перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, по категориям и группам должностей муниципальной службы, а также по их функциональным и иным признакам. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами органа местного самоуправления, утверждающего штатные расписания органов местного самоуправления в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, который утверждается Законом области (ч.ч. 2, 3 ст.8 Закона Псковской области от 30.07.2007 №700-оз «Об организации муниципальной службы»).
В соответствии со ст.21 Постановления Псковской городской Думы от 15.12.2005 №529 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Пскова» была определена структура органов местного самоуправления, в состав которой вошли Псковская городская Дума - представительный орган муниципального образования «Город Псков»; глава муниципального образования - глава города Пскова; Администрация города Пскова - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) города Пскова (далее - Администрация города).
Таким образом, с внесением указанных изменений в Устав г.Пскова, ТИК г.Пскова была исключена из структуры органов местного самоуправления и являлась государственным органом области, что следует из положений Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Псковской области от 26.07.2007 №697-оз «О территориальных избирательных комиссиях в Псковской области, обладающих правами юридического лица».
По состоянии на дату увольнения истца **.**..2018 согласно Уставу г.Пскова ТИК г.Пскова в состав органов местного самоуправления муниципального образования «Город Псков» не входила.
На основании изложенного, учитывая положения Закона Псковской области от 08.04.2005 №435-оз «О реестре должностей государственной гражданской службы Псковской области», суд приходит к выводу, что **.**..2018 истец была уволена с должности государственной гражданской службы Псковской области – *** ТИК г.Пскова. При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для признания за истцом на дату увольнения в связи с выходом на пенсию статуса муниципального служащего муниципального образования, в связи с чем она права на получение единовременного государственного пособия в соответствии с Уставом г,Пскова и назначение пенсии за выслугу лет согласно Закону №1756-оз не имеет. При этом наличие не соответствующих действительности записей трудовой книжки и штатных расписаний о работе истца в должности муниципальной службы ТИК г.Пскова и в связи с этими выплат ей, как муниципальному служащему, не может повлечь удовлетворение иска, поскольку ТИК г.Пскова с момента исключения ее из структуры органов местного самоуправления полномочиями по наделению должностей статусом муниципальной службы не обладала.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Пскова, Территориальной избирательной комиссии города Пскова о признании статуса муниципальной службы муниципального образования «Город Псков», обязании Администрации города Пскова выделить финансирование и Территориальной избирательной комиссии города Пскова произвести выплату единовременного государственного пособия в связи с увольнением и выходом на пенсию с должности муниципальной службы, обязании Администрации города Пскова назначить ежемесячную пенсию за выслугу лет с должности муниципальной службы, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н.Лепихина
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2019 года.