ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/20 от 26.06.2020 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

№ 2-140/2020

УИД: 52RS0039-01-2020-000085-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Лысково 26 июня 2020 года

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Пескова В.В.,

при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,

с участием представителя истца ФИО1, ФИО2 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на реконструированный объект,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с настоящим иском, указав в его обоснование, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1 360 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, и жилого дома, площадью 25,9 кв.м., расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Указывает, что с целью улучшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Лысковского муниципального района Нижегородской области с уведомлением о планируемой реконструкции принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, а ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке: о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства поскольку правилами землепользования и застройки сельского поселения Барминский сельсовет Лысковского муниципального района Нижегородскойт области, утвержденным Решением Сельского Совета Барминского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2013 года № 129 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Барминского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области», земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне Ж-1 зона индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, попадающей в защитную зону объекта культурного наследия (памятник архитектуры местного значения - Троицкая церковь (деревянная), 1693 года, село Бармино (Постановление Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»)). В соответствии со ст.34.1, ФЗ от 25.06.2002 № 73-Ф3 (ред.от 18.07.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» у всех объектов культурного наследия (за исключением памятников археологии, монументов, захоронений), у которых не утверждены зоны охраны, устанавливаются защитные зоны, в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно - видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).

Полагает, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является необоснованным, поскольку в правоустанавливающих документах, выписке на принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок и публичной кадастровой карте нет данных о существующих и указанных администрацией ограничений по данному земельному участку, следовательно, границы защитной зоны не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому утверждение ответчика о нахождении жилого дома в границах защитной зоны культурного наследия является необоснованным (так указано в исковом заявлении).

В настоящее время жилой дом, после проведения реконструкции представляет собой 2-х этажное здание, площадью застройки 135,2 кв.м., общей площадью 101,7 кв.м.

После реконструкции по сравнению с данными ЕГРН увеличение площади дома составило 91,3 кв.м.

Утверждает, что согласно строительно-технического заключения ООО «Стройэксперт-НН» от ДД.ММ.ГГГГ реконструированный жилой дом, по адресу: <адрес>, общей площадью 101,7 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 360 кв.м. соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, градостроительным и другим обязательным нормам и правилам, действующим на территории РФ.

Ссылаясь на ст. ст. 222, 236 ГК РФ просит суд сохранить в реконструированном состоянии двухэтажный жилой <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> признать за истцом право собственности на двухэтажный жилой <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен о его времени и месте, направил в суд своего представителя ФИО2, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о его времени и месте, направил в суд возражения на иск, согласно которым исковые требования ФИО1 не признал и просил отказать в их удовлетворении (л.д. 135).

Представитель ответчика администрации Барминского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил возражения на исковое заявление, в котором исковые требования ФИО1 не признал и просил отказать истцу в удовлетворении иска (л.д. 137).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, извещенный в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленного иска не представил.

Учитывая изложенное, выслушав мнение явившегося представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившегося представителя истца ФИО1 - ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Частью 2 тс. 51 ГрК РФ предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).

При этом, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В качестве ограничения прав на землю предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав на землю (подп. 2 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

В силу п. 10 ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В силу подп. 3, 4 ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

В силу положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2016 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» положение пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика, то есть касается тех объектов, строительство либо реконструкция которых не завершена на момент вступления данного закона в силу (03 октября 2016 года).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 114-117). Право собственности ФИО1 на указанные объекты недвижимости перешло на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96) и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в администрацию Лысковского муниципального района Нижегородской области подано уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ, по результатам рассмотрения которого администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области принято решение о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ввиду нахождения земельного участка с кадастровым номером в территориальной зоне - Ж-1 - зона индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, попадающей в защитную зону объекта культурного наследия (памятник архитектуры местного значения - Троицкая церковь (деревянная), 1693 года село Бармино (Постановление Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР») в которой, в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади) (л.д. 91-92, 93-94).

Кроме того, из материалов дела следует, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 Троицкая церковь (деревянная), 1693 года постройки, село Бармино отнесена к объектам культурного наследия и зарегистрирована приказом Министерства культуры РФ от 26 апреля 2017 года № 87954-р в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ как объект культурного наследия регионального значения.

Решением Сельского Совета Барминского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2013 года № 129 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Барминского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области, были внесены сведения, в том числе о расположении на территории поселения вышеуказанного объекта культурного наследия и характере использования территории объекта культурного наследия.

Согласно ответу Управления ФСГРК и К по Нижегородской области в ЕГРН граница охранной зоны объекта культурного наследия - памятник архитектуры местного значения - Троицкая церковь (деревянная), 1693 года <адрес>, отсутствует (л.д. 171).

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости, отсутствуют сведения об установлении на земельном участке, с кадастровым номером охранных зон (л.д. 158-170).

Поскольку на момент обращения ФИО1 с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, границы охранной зоны объекта культурного наследия - памятник архитектуры местного значения - Троицкая церковь (деревянная), 1693 года село Бармино Лысковского района не утверждены, земельный участок административного истца попадает в 200 метровую защитную зону объекта культурного наследия.

Факт расположения земельного участка с кадастровым номером в 200 метровой защитной зоне объекта культурного наследия не оспаривался представителем истца в ходе судебного заседания.

Как следует из текста искового заявления, показаний в суде представителя истца, в 2019 году ФИО1 произведена реконструкция принадлежащего ему жилого дома сизменением параметров объекта капитального строительства: увеличение площади застройки; возведение пристроя; надстройки второго этажа; пристройки террасы и крыльца. В настоящее время жилой дом представляет собой двух этажное здание, площадью застройки 135,2 кв.м., общей площадью 101,7 кв.м.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Поскольку ФИО1 в отсутствие разрешения на реконструкцию жилого дома, возведен пристрой; надстроен второй этаж; возведен пристрой террасы и крыльца жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а земельный участок, на котором расположен реконструированный объект, находится в границе защитной зоны объекта культурного наследия, в удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать.

Довод истца о том, что реконструированный объект соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, градостроительным и другим обязательным нормам и правилам, действующим на территории РФ, не имеет юридического значения, поскольку заключение не может подменять разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом.

Ссылки истца на то, что границы объекта культурного наследия не установлены, судом отвергаются, поскольку согласно ч. 15 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года. Независимо от данного обстоятельства основания для узаконения произведенной истцом реконструкции жилого дома отсутствуют.

Доводы истца о нарушении прав истца на использование земельного участка для строительства и реконструкции подлежат отклонению, поскольку нахождение земельного участка в защитной зоне объекта культурного наследия (памятника археологии) не исключает возможность индивидуального жилищного строительства (реконструкции) на таком земельном участке после выполнения ряда мероприятий, направленных на выявление и сохранение объекта культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на реконструированный объект, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья: В.В. Песков