РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «23» сентября 2013 г. п.Хомутовка
Хомутовский районный суд Курской области
в составе председательствующего судьи Родионовой Т.И.
с участием прокурора Хомутовского района Лукина О.С.
при секретаре Ильинской О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хомутовского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и принятию нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, мотивируя тем, что прокуратурой Хомутовского района Курской области при проверке соблюдения органами местного самоуправления Администрации муниципального образования «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области законодательства о содержании дорог местного значения, выявлено отсутствие нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Отсутствие нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения влияет на безопасную эксплуатацию дорог МО « Петровский сельсовет».
В соответствии со 15 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор Хомутовского района Лукин О.С. заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой Хомутовского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Петровского сельсовета Хомутовского района законодательства о содержании дорог местного значения на территории Петровского сельсовета, в ходе которой было установлено, что администрацией Петровского сельсовета не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила ассигнований местного бюджета на данные цели.
В связи с выявленными нарушениями, 20.06.2013г. Главе Администрации Петровского сельсовета было направлено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о содержании дорог местного значения, в котором было указано на необходимость разработки и принятия нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на данные цели.
23.07.2013г. поступил ответ Главы администрации Петровского сельсовета Е., в котором указано, что необходимости в разработке нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на данные цели нет, в связи с тем, что на территории Петровского сельсовета не зарегистрированы дороги местного значения с твердым покрытием.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения населения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в п.п.5 ст.3 Устава муниципального образования.
Непринятие Администрацией Петровского сельсовета мер по разработке и утверждению в установленном порядке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил ассигнований местного бюджета на данные цели является несоблюдением требований действующего законодательства и ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на Федеральные Законы от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» просит признать указанное бездействие администрации МО «Петровский сельсовет» незаконным и в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и принять нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Представитель Администрации МО «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области Глава администрации Е. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требования согласен в полном объеме.
Выслушав прокурора Хомутовского района Лукина О.С. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ решение органа местного самоуправления, должностного лица, его действие и бездействие могут быть оспорены в судебном порядке гражданином или организацией, если они считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ч.1 ст.3 ФЗ от 18.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст.13 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст. 34 ФЗ от 18.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В суде установлено, что в МО «Петровский сельсовет» не разработаны нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, что следует из сообщения Главы Администрации Петровского сельсовета, так как разрабатывать нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели нет необходимости, в связи с отсутствием в реестре муниципального образования дорог с твердым покрытием. В связи с чем, прокурором Хомутовского района 20.06.2013 г. в адрес Главы Петровского сельсовета вынесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о содержании дорог местного значения.
Однако в силу п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" N 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с положениями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.1985 г. N 133, наряду с асфальтобетонными дорогами допускается устройство автомобильных дорог с щебеночными, гравийными, шлаковыми основаниями и покрытиями.
Согласно п.11 и п. 12 ФЗ от 18.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Постановлением администрации Петровского сельсовета от 15.01.2013 г. № 1 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области.
Суд также приходит к выводу, что непринятие Администрацией Петровского сельсовета мер по разработке и утверждению в установленном порядке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил ассигнований местного бюджета на данные цели, является несоблюдением требований действующего законодательства и ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц, а так же влияет на безопасную эксплуатацию дорог местного значения.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Хомутовского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению в установленном порядке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил ассигнований местного бюджета на данные цели.
Обязать Администрацию муниципального образования «Петровский сельсовет» Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить в установленном порядке нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила ассигнований местного бюджета на данные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующая Т.И.Родионова
На момент размещения решение не вступило в законную силу.