ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2014 от 11.03.2014 Шалинского районного суда (Свердловская область)

  1

 2-140/14

Решение

 Именем Российской Федерации

 11 марта 2014 года п. Шаля

 Шалинский районный суд в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,

 с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

 представителя ответчика- Главы Чусовской сельской администрации ФИО3,

 при секретаре Поповой Т.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности выполнения мероприятий, направленных на создание системы оповещения населения о пожаре,

 у с т а н о в и л:

 Прокуратурой Шалинского района Свердловской области в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения Чусовской сельской администрацией законодательства в сфере соблюдения пожарной безопасности в населенном пункте.

 В ходе проверки установлено, что в <адрес> <адрес> отсутствует система оповещения населения при возникновении пожара.

 Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности в течение двух месяцев в момента вступления судебного решения в законную силу провести мероприятия, направленные на создание системы оповещения населения о пожаре в <адрес>, <адрес> <адрес>.

 Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, согласно п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

 В силу ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной  безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

 Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.

 Согласно п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 В соответствии с п. 1 Положения о Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного Думой Шалинского городского округа, Чусовская сельская администрация является территориальным органом Администрации Шалинского городского округа, наделенным полномочиями в сфере решения вопросов местного значения на подведомственной территории, а именно на территории: <адрес> <адрес>.

 Согласно п.3 Положения о Чусовской сельской администрации обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения и к полномочиям Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа.

 Таким образом, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, организация и принятие мер по оповещению населения, наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре является обязанностью Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа.

 Они просят обязать Чусовскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа в разумный срок, но не позднее 2 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, провести мероприятия направленные на создание системы оповещения населения о пожаре в <адрес> <адрес>.

 В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шалинского района Шамарин С.П., иск поддержал в полном объеме. В обоснование своего иска он пояснил, что прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения пожарной безопасности в <адрес> В ходе данной проверки установлено, что на территории Чусовской сельской администрации – в <адрес>, <адрес>, отсутствует система оповещения населения при возникновении пожара. Данные обстоятельства являются нарушением Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе наличие системы оповещения населения в населенном пункте при возникновении пожара, относится к вопросам местного значения и к полномочиям Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, на основании п.3 Положения о Чусовской сельской администрации. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц. Отсутствие системы оповещения населения не дает возможности в кротчайшие сроки провести оповещение людей при возникновении пожара, для принятия мер по тушению и создает возможность для масштабного пожара, возможность переброса огня на здания и сооружения населенного пункта, иное имущество граждан, что нарушает, гарантированное ст. 8, ст. 34, ст. 35 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану частной собственности, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления. Данное исковое заявление подано прокурором в защиту неопределенного круга лиц – граждан, которые проживают на территории <адрес> <адрес>. Они просят обязать ответчика – Чусовскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа в разумный срок, но не позднее 2 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, провести мероприятия направленные на создание системы оповещения населения о пожаре в <адрес>.

 Представитель ответчика глава Чусовской сельской администрации ФИО3 иск признал в полном объеме, подтвердив, что к полномочиям Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа и к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе наличие системы оповещения населения в населенном пункте при возникновении пожара. На данный момент система оповещения на территории <адрес> <адрес> отсутствует. Он просит установить им срок для проведения мероприятий, направленных на создание системы оповещения населения о пожаре в <адрес>, <адрес> <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с отсутствием в бюджете Администрации денежных средств на указанные цели и необходимостью проведения соответствующей подготовительной работы, направленной на выделение из бюджета Шалинского городского округа денежных средств на выполнение работы по установке системы оповещения населения о пожаре, а также непосредственного проведения работ по установке данной системы.

 Выслушав представителя истца, не возражавшего против установления срока исполнения требований по проведению мероприятий, направленных на создание системы оповещения населения о пожаре до ДД.ММ.ГГГГ года, ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

 Как установлено из представленных доказательств и пояснений представителя ответчика Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа <адрес>, в их обязанности, согласно Положения о данной сельской администрации, входит обеспечение мер пожарной безопасности.

 В частности, это видно из п.п. 13 п.3 Положения «О Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа». (л.д.№).

 Из представленных истцом – прокуратурой Шалинского района Свердловской области доказательств видно, что в ходе проведения прокурорской проверки ими установлено, что в <адрес> <адрес> отсутствует система оповещения населения при возникновении пожара.

 Отсутствие системы оповещения населения о возникновении пожара подтверждается представленными: рапортом (л.д.№), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ Чусовской сельской администрации главного государственного инспектора Шалинского городского округа по пожарному надзору Государственного Учреждения Министерства по Чрезвычайным Ситуациям России по <адрес>, в котором указано, что проверкой установлено отсутствие системы оповещения населения в населенных пунктах данной администрации, в том числе в <адрес>, <адрес> при возникновении пожара. (л.д. №).

 Это подтверждает доводы истца о том, что ответчик не соблюдает требования законодательства о пожарной безопасности.

 Из пояснений представителя ответчика Главы Чусовской сельской администрации ФИО3 также видно, что администрация не предпринимает мер по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности.

 Доказательств наличия системы оповещения населения при возникновении пожара на территории Чусовской сельской администрации ответчиком не представлено, более того, он данный факт признает.

 Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в населённых пунктах, расположенных на территории Чусовской сельской администрации отсутствует система оповещения населения при возникновении пожара.

 Между тем, в соответствии с п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ст.ст.4, 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390.

 В силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

 Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

 Согласно п. 3 Положения о Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа <адрес> обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения и к полномочиям Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа.

 Данные положения законодательства подтверждает доводы истца о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности.

 С учетом мнения сторон суд находит предложенный ответчиком срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ разумным и обоснованным.

 Соответственно предъявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

 Таким образом, имеются основания возложить обязанность выполнения мероприятий, направленных на создание системы оповещения населения о пожаре на Чусовской сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа <адрес>.

 Предложенный представителем ответчика срок для исполнения решения суда, с которым согласился представитель истца суд находит разумным и обоснованным.

 В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности выполнения мероприятий, направленных на создание системы оповещения населения о пожаре удовлетворить.

 Обязать Чусовскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на создание системы оповещения населения о пожаре в <адрес>

 Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Решение отпечатано в оригинале и изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

 Председательствующий судья П.П.Сафонов