Дело № 2-140/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Сокольское 19 мая 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2014 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2014 года.
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тутаевой И.В., при секретаре Пановой Е.Л., с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Спицыной А.А., представителя ответчика Крылова Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 19 мая 2014 года гражданское дело по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области и Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере. Так, на территории Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области расположены памятники градостроительства и архитектуры регионального значения: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), которые на основании Постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22 приняты на государственную охрану. Среди данных объектов: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***) находятся в безвозмездном пользовании Нижегородской Епархии. Право собственности на объекты: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***) не оформлено. Ответчики в нарушение требований ст. 225 ГК РФ не приняли мер к принятию в муниципальную собственность объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры. Данное бездействие, по мнению прокурора Сокольского района Нижегородской области, нарушает конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания, создает предпосылки для нарушения режима сохранности указанных памятников истории и культуры. В связи с чем прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области и Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области по непринятию в муниципальную собственность вышеуказанных объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры и обязать ответчиков принять в муниципальную собственность объекты культурного наследия регионального значения вышеуказанные памятники градостроительства и архитектуры.
Определением Сокольского районного суда Нижегородской области от 25 марта 2014 года приняты уточненные, в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области, согласно которым прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***). Обязать Администрацию Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***) (т.1 л.д. 197-198, 199-200).
Определением *** районного суда *** области от *** года по делу привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (т. 1 л.д. 34-36).
Определением *** районного суда *** области от *** года прекращено производство по делу в части исковых требований к ответчику Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий в связи с отказом от иска, Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области освобождена от дальнейшего участия по делу в качестве ответчика (т. 1 л.д. 242, 247-250).
В судебном заседании помощник прокурора Сокольского района Спицына А.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Просит признать бездействие ответчика по непринятию в муниципальную собственность спорных объектов незаконным. Обязать Администрацию Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***). Дополнила, что при подготовке настоящего заявления, выезд на место расположения указанных объектов не осуществлялся.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области Крылов Д.М. исковые требования признал в части объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***) и *** церковь *** года (с. *** - с. ***), расположенных на землях сельсовета, порядок и последствия признания иска в порядке ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Дал объяснения, согласно которым в настоящее время два населенных пункта - с. *** и с. *** являются одним. В настоящее время *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***) разрушены, изготовить технический паспорт на них не представляется возможным. В части требований прокурора Сокольского района о признании бездействий администрации по непринятию в муниципальную собственность спорных объектов незаконными пояснил, что сельской администрацией предпринимались по постановке на учет объектов как бесхозяйных, однако было отказано в финансировании поскольку данные объекты не относятся к муниципальной собственности.
В судебное заседание надлежаще извещенный представитель третьего лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области не явился, возражений против исковых требований суду не представил. Представили письменную позицию от *** года, согласно которой, в соответствии с п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия несет собственник объекта. Поскольку указанные объекты являются бесхозяйными, то обязанность подать заявления о постановке на учет данных объектов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ, возлагается на орган местного самоуправления, на территории которого расположены указанные объекты. В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 года, № 327-ФЗ объекты культурного наследия религиозного назначения передаются собственником объекта в пользование (собственность) религиозной организации по заявительном принципу, в соответствии с перечнем документов, перечисленными в постановлении Правительства РФ от 26.04.2011 года № 325. Обращений религиозных организаций на подготовку пакета документов для передачи им в собственность (пользование) объектов культурного наследия религиозного назначения в управление не поступало (т. 2 л.д. 34-35).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности как каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Свидетель М. показала, что является старостой *** церкви в с. *** *** района. Данная церковь находилась в полуразрушенном состоянии. По инициативе прихожан была создана инициативная группа, которая на протяжении определенного периода времени занимается восстановлением церкви на пожертвования населения. В работе по восстановлению храма принимала участие Администрация Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района, предоставившая технику для вывоза мусора, доски для замены пола и дверей храма. В *** году заменили крышу, а в настоящее время необходимо заменить окна. Перед входом в церковь вывешена табличка с названием храма - «***». В летний период времени в церкви проводятся службы священнослужителями.
Свидетель Б. показала, что является директором филиала ГУ «***», осуществляющего техническую инвентаризацию и технический учет объектов на территории *** муниципального района *** области. Ею был произведен осмотр спорных объектов недвижимого имущества, среди которых две церкви - *** *** года в с. *** и *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века в с. *** разрушены, а на две другие - изготовлены технические паспорта. В связи с разрушением объектов исследовать их и дать техническое заключение, а впоследствии поставить на технический учет не представляется возможным.
Свидетель К. показала, что работает в должности начальника *** отдела Управления федеральной службы регистрации кадастра и картографии *** области. Объекты недвижимого имущества, не имеющие собственника или собственник которых неизвестен, либо от которого собственник отказался, принимаются на учет на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находятся данные объекты с представлением документов, подтверждающих факт отсутствия собственника, документов, содержащих описание объектов, документов о том, что объект не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта РФ и муниципального имущества, сведения об отсутствии регистрации права на имущество. В случае отсутствия технического паспорта на объект недвижимости он не может быть принят на учет.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22, на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», культовые здания и объекты культовых комплексов, имеющих историческую, научную и культурную ценность: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***), расположенные на территории Сокольского района, объявлены памятниками архитектуры областного значения. Этим же постановлением районной и сельской администрации, на территории которых находятся данные памятники, предложено обеспечить безусловное соблюдение действующего законодательства по охране и использованию историко-культурного наследия (т. 1 л.д. 8-11). К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области относится: принятие законов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; утверждение перечня объектов культурного наследия, относящихся к собственности Нижегородской области, отчуждение которых производится с согласия Законодательного Собрания Нижегородской области; осуществление контроля за соблюдением и исполнением Закона Нижегородской области от 03.07.2007 г. № 86-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Нижегородской области» (т. 2 л.д. 27-32).
Вышеназванные памятники архитектуры по настоящее время значатся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по объектам культурного наследия регионального значения религиозного назначения (т. 1 л.д. 158-164, 166-172). Данные памятники в реестре федерального имущества и в реестре имущества государственной собственности *** области не числятся (т. 1 л.д. 165, 174).
Как следует из сведений Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года, объектов культурного наследия в муниципальной собственности *** муниципального района не имеется (т. 1 л.д. 12). Вышеназванные памятники архитектуры в реестре объектов муниципальной собственности *** муниципального района не числятся (т. 1 л.д. 111).
Сведения о зарегистрированных правах на вышеназванные памятники архитектуры отсутствуют, что подтверждается уведомлениями от *** года, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** области (т. 1 л.д. 233-240).
Вышеназванные памятники архитектуры областного значения расположены на территории Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области (т. 1 л.д. 17-18, 102-107), в реестр имущества сельского поселения не включены (т. 1 л.д. 87-101).
Как следует из устава Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области, сельсовет является муниципальным образованием, наделен статусом сельского поселения, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ и Нижегородской области. В состав сельсовета входят 115 населенных пунктов, в том числе д. ***, с. ***, с. ***, д. *** (ст. 2). К вопросам местного значения поселения Лойминского сельсовета относится формирование, утверждение, исполнение бюджета сельсовета и контроль за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности сельсовета, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельсовета (ст. 5). Исполнительно-распорядительным органом сельсовета является администрация сельсовета, которая обладает правами юридического лица и ею на принципах единоначалия руководит глава администрации сельсовета (ст. 33) (т. 1 л.д. 52-86 Как следует из представленной ответчиком карты местности населенных пунктов, на территории которых расположены спорные объекты недвижимого имущества, сёла: *** и *** являются одним населенным пунктом (т.1 л.д. 105).
Полномочия главы администрации Крылова Д.М. подтверждаются решением сельского совета Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года № *** (т. 1 л.д. 51).
Согласно сведениям от *** года, предоставленным *** филиалом ГП НО «***», *** церковь *** года в с. ***) и *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века в с. *** разрушены, в результате чего прекратили свое существование (т. 1 л.д. 187). Какая-либо техническая документация по спорным объектам отсутствует (т. 2 л.д. 25).
Технические характеристики *** церкви *** года постройки в д. *** *** района *** области подтверждаются техническим паспортом, составленным *** года (т. 1 л.д. 188-192).
Технические характеристики *** церкви *** года ввода в эксплуатацию в д. *** *** района *** области подтверждаются техническим паспортом, составленным *** года (т. 2 л.д. 37-41).
В связи с поступившим, *** года, на имя главы администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области Крылова Д.М. представления прокурора Сокольского района Нижегородской области об устранении нарушений законодательства в области защиты объектов культурного наследия регионального значения, главой сельской администрации *** года подана заявка в *** филиал ГП НО «***» о постановке на учет вышеуказанных памятников, направлено ходатайство о выделении денежных средств для постановки на учет как бесхозяйных объектов на имя главы местного самоуправления, однако, в выделении денежных средств было отказано (т. 1 л.д. 20-22, 24, 25, 26, 27).
Объекты недвижимого имущества: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***), *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века (с. ***) в пользовании Религиозной организации «*** и Религиозной организации «*** не находятся (т. 1 л.д. 201, т. 2 л.д. 21).
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст. 45 ч. 1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются настоящим ФЗ, направленным на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 2 этого же Закона, оформление права собственности, в том числе, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 6 Закона).
Общественные и религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 того же закона).
Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия перечислены в ст. 9, 9.1, 9.2 Закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ.
В соответствии с п.3 ст. 15 того же Закона, сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях. Ведение реестра возложено в соответствии с п.1 ст. 20 Закона на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 6 этой же статьи, мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.
Согласно п.1,2,3 ст. 27 Закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, собственниками объектов должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения), определяемая законом субъекта Российской Федерации
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя ст. 33 п.2 п.п. 4,10,12,13 установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Законом Нижегородской области от 03.07.2007 года № 86-З (ред. от 02.07.2013, с изм. от 27.11.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области» регулируются отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области (ст. 1). К объектам культурного наследия регионального значения относятся объекты, обладающие исторической, культурной, архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (ст. 3).
В соответствии со ст. 6.2 того же закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Нижегородской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: разработка и принятие в пределах своей компетенции муниципальных целевых программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; участие в формировании реестра; обращение в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в реестр, в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения и иные полномочия, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 той же статьи, в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 того же закона, к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3).
Объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ принимаются на учет в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580. Учет объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества, осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы (п. 2).
В соответствии с п. 5 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен (документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества), или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (систематизированный сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе), и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 7 данного закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся как основные сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных Федеральным законом требований. В соответствии со ст. 21 данного закона, заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. Вместе с заявлением предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, в том числе: технический план здания, сооружения, помещения (ст. 22 того же закона). При этом в соответствии со ст. 47 того же закона, кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Реализуя конституционный принцип, закрепленный в ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из положений ст. 255 ГПК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 (ред. от 09.02.2012), к решениям, действиям (бездействию) указанных органов относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К бездействию, в частности, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Суд удостоверился, что срок обращения заявителя в суд, предусмотренный ч.1 ст. 256 ГПК РФ соблюден. Как следует из материалов дела, *** года от Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района прокурору Сокольского района поступил ответ на представление от *** года № ***. С заявлением в суд прокурор обратился *** года, то есть в пределах установленного трёхмесячного срока для обращения в суд (т.1 л.д. 4,26).
Судом установлено, что *** церковь *** года постройки в д. *** *** района *** области и *** церковь *** года ввода в эксплуатацию в д. *** *** района *** области, расположенные на территории *** района *** области, внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ как объекты культурного наследия регионального значения религиозного назначения на основании постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22. Данные памятники находятся под государственной охраной. В реестре федерального имущества, в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области, в реестре объектов муниципальной собственности *** муниципального района *** области не числятся. Сведения о зарегистрированных правах на вышеназванные памятники архитектуры также отсутствуют, в пользовании религиозных организаций не находятся.
Собственник у указанных объектов недвижимого имущества - объектов культурного наследия регионального значения отсутствует, что является безусловным основанием для обращения Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области с заявлением о признания их бесхозяйными в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ. На основании изложенного суд констатирует несоответствие требованиям закона содержание оспариваемого бездействия. Неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления, возложенной на него требованием закона, суд признает незаконным бездействием, поскольку администрация Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области обладает полномочиями как на принятие решения по постановке на учет указанных бесхозяйных объектов недвижимости, так и на совершение действий, необходимых для выполнения данной обязанности.
В связи с чем, требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению, в отношении следующих объектов - *** церкви *** года постройки в д. *** *** района *** области и *** церкви *** года ввода в эксплуатацию в д. *** *** района *** области.
Разрешая требование прокурора Сокольского района Нижегородской области в отношении *** церкви *** года в с. *** и *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века в с. ***, суд исходит из сведений, представленных ГП НО «***», а также показаний свидетеля Б. согласно которым данные объекты разрушены и прекратили своё существование.
Сведений о времени разрушении указанных объектов и о фактическом прекращении их существования материалы дела не содержат. Технических паспортов, содержащих описание указанных объектов недвижимости, выданных в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется.
Как следует из материалов дела, представителя ответчика, показаний свидетеля Б., указанные объекты разрушены, прекратили своё существование как объекты недвижимости, в связи с чем изготовить техническую документацию на них не представляется возможным. Как следует из материалов дела, объяснений помощника прокурора, при подготовке искового заявления в суд выезд на место расположения указанных объектов не осуществлялся, акт не составлялся, техническое состояние указанных памятников не оценивалось. При этом в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, и показаниями свидетеля К. при таких обстоятельствах объект недвижимости не может быть принят на учет как бесхозяйное имущество.
Учитывая вышеизложенное, а также требования части 1 статьи 249 ГПК РФ о распределении бремени доказывания, с учетом утраты объектов, суд приходит к выводу о том, что Администрация Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области, при таких обстоятельствах, не имеет полномочий на принятие соответствующего решения и постановку на учет отсутствующих объектов недвижимости как бесхозяйных.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействием сельской администрации, выразившемся в непринятии мер по постановке на учет указанных объектов как бесхозяйных, при отсутствии самих этих объектов, требования ст. 225 ГК РФ, Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, не нарушает требований закона и иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов иных лиц.
Таким образом, требования прокурора о признании бездействия Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области незаконным и о понуждении к совершению действий - постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года в с. *** и *** церкви (*** церковь, ворота ограды) 1 пол. *** века в с. ***, удовлетворению не подлежат.
Учитывая положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, мнение сторон, суд считает установление для исполнения решения суда месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и отвечающим интересам сторон в целом.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Как следует из положений ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик по иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 173, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (с. ***).
Обязать Администрацию Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную принять установленные законодательством Российской Федерации меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения - памятников градостроительства и архитектуры: *** церковь *** года (с. ***), *** церковь *** года (д. ***).
В остальной части в удовлетворении требований прокурора Сокольского района Нижегородской области к Администрации Лойминского сельсовета Сокольского муниципального района Нижегородской области отказать.
По вступлении решения в законную силу направить решение суда для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа или лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, разъяснить требования части 3 статьи 258 ГПК РФ, согласно которым об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и прокурору Сокольского района Нижегородской области не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: