ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2014 от 19.05.2014 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

 Дело №2-140/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

     с. Турочак

  ДД.ММ.ГГГГ

 Турочакский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Куюковой А.А., при секретаре Калининой О.В., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО4 к финансовому отделу администрации МО «Турочакский район», администрации МО «Турочакский район», Совету депутатов МО «Турочакский район» о признании незаконным и отмене решения финансового отдела администрации МО «Турочакский район о снижении доплаты к трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ года, обязании установить доплату к трудовой пенсии, признании незаконным и отмене п.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район», обязании Совета депутатов МО «Турочакский район» о приведении в оспариваемой части в соответствии с требованиями Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», признании незаконным отказа администрации МО «Турочакский район» о выплате трехмесячного денежного содержания от 27.02.2014 года, об обязании администрацию МО «Турочакский район» выплатить истцу трехмесячное содержание, взыскании в пользу истца с финансового отдела МО «Турочакский район» недоначисленную и невыплаченную доплату к трудовой пенсии, судебных расходов,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен с муниципальной должности в связи с истечением срока полномочий. Согласно решения финансового отдела администрации МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу МО «Турочакский район» ФИО4 была назначена доплата к трудовой пенсии за выслугу в размере 31 500 рублей. Решение финансового органа принято на основании п.3 ст.3 Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай». При стаже работы более 12 лет размер доплаты к трудовой пенсии должен составлять 95 % от месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента. Стаж работы истца составляет на выборной муниципальной должности более 12 лет, что в денежном выражении составляет 44 400 рублей. Решением финансового органа администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ истцу объявлено, что согласно Устава МО «Турочакский район» ФИО4 установлена доплата к пенсии в размере 60 % денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента. Указанным решением доплата к трудовой пенсии стала составлять 13 738 руб. 29 коп. Названное решение повлекло для истца понижение доплаты к трудовой пенсии. В связи с чем истец просит признать незаконными положения Устава МО «Турочакский район», как противоречащие Закону Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутат, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» и возложить на финансовый отдел обязанность выплатить недоначисленную и невыплаченную доплату к трудовой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию МО «Турочакский район» о выплате трехмесячного денежного содержания. ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ со ссылкой, что окончательное решение по выплате будет разрешено послу вступления решения Турочакского районного суда по иному делу. В соответствии с положениями п.4.10 Устава МО «Турочакский район» ФИО4 имеет право на получение трехмесячного денежного вознаграждения, после увольнения на другугю работу не трудоустраивался. Основание отказа о выплате трехмесячного денежного вознаграждения незаконно, несостоятельно. Моральный вред истец оценивает 50 000 рублей со всех ответчиков, поскольку ответчики достоверно знают о незаконности своих действий, преднамеренно нарушают права и охраняемые законом интересы истца. Просит признать незаконным и отменить решение финансового отдела администрации МО «Турочакский район о снижении доплаты к трудовой пенсии ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать финансовый отдел установить ФИО4 доплату к трудовой пенсии в размере 44 400 рублей, признать незаконным и отменить п.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район» в части «ежемесячной доплаты к ней должны составлять: при замещении выборной должности от одного года до трех лет – не более 45 %, свыше трех лет – нее более 60 % их месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента». Обязать Совет депутатов МО «Турочакский район» привести в указанной части п.3 ст.3.9 Устава в соответствии с требованиями п.3 ст.3 Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», признать незаконным отказ администрации МО «Турочакский район» о выплате трехмесячного денежного содержания ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать администрацию МО «Турочакский район» выплатить истцу трехмесячное содержание, взыскать в пользу истца с финансового отдела МО «Турочакский район» недоначисленную и невыплаченную доплату к трудовой пенсии в размере 61 192 руб. 02 коп., трехмесячное денежное содержание, моральный вред в размере 20 000 рублей, 15 000 рублей в возмещение услуг по договору возмездного оказания услуг, 300 рублей расходы по уплате государственной поглины, 400 рублей возмещение по оплате за выдачу доверенности на представителя. С Совета депутатов МО «Турочакский район» моральный вред в размере 20 000 рублей, 15 000 рублей в возмещение услуг по договору возмездного оказания услуг, 300 рублей расходы по уплате государственной пошлины, 400 рублей возмещение по оплате за выдачу доверенности. С администрации МО «Турочакский район» моральный вред в размере 10 000 рублей.

 От представителя ответчика администрации МО «Турочакский район» поступило возражение о непризнании исковых требований, мотивированное тем, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику администрации МО «Турочакский район», надлежащим ответчиком денежных средств должно являться муниципальное образование «Турочакский район» в лице главы района. Гарантии выборным должностным лицам в соответствии с законодательством устанавливаются Уставом только на период осуществления полномочий, после прекращений полномочий гарантии Уставом не могут устанавливаться. Расходные обязательства органов местного самоуправления относится к их полномочиям. Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета муниципального образования. Бюджет МО «Турочакский район» является дотационным на 78,3 %, дефицитным, не позволяющим за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства. Турочакский район существует на межбюджетные трансферты. Ежемесячная выплата к трудовой пенсии истца в размере 95 % денежного содержания повлечет дополнительную нагрузку на дотационный бюджет муниципального образования. Взыскание трехмесячного денежного содержания также является необоснованным, исходя из того, что ФИО4 является пенсионером, на него не распространяются требования Устава МО «Турочакский район» и Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года № 52-РЗ. Не согласны с размером морального вреда в сумме 50 000 рублей, при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. В данном случае не нарушены права и охраняемые интересы истца. Судебные расходы не соответствуют принципам разумности, соразмерности, справедливости и чрезмерно завышены.

 Представителем истца неоднократно уточнялись исковые требования, в окончательном варианте просила признать незаконным и отменить решение финансового отдела администрации МО «Турочакский район о снижении доплаты к трудовой пенсии ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать финансовый отдел МО «Турочакский район» установить ФИО4 доплату в размере 95 % от денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента, взыскать недоначисленную не выплаченную доплату к трудовой пенсии в размере 48 082 рубля 74 копейки, признать незаконным и отменить п.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район» в части «ежемесячной доплаты к ней должны составлять: при замещении выборной должности от одного года до трех лет – не более 45 %, свыше трех лет – нее более 60 % их месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента». Обязать Совет депутатов МО «Турочакский район» привести в указанной части п.3 ст.3.9 Устава в соответствии с требованиями п.3 ст.3 Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», признать незаконным отказ администрации МО «Турочакский район» о выплате трехмесячного денежного вознаграждения (пособия) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, гарантированного при освобождении от должности по окончании срока полномочий, со дня окончания полномочий с ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию МО «Турочакский район» выплатить истцу трехмесячное денежное вознаграждение (пособие) с момента прекращения полномочий, моральный вред в размере 50 000 рублей (администрации МО «Турочакский район» - 10 000 рублей, финансовый отдел – 20 000 рублей, Совет депутатов – 20 000 рублей), 30 000 рублей в возмещение услуг по договору возмездного оказания услуг (с финансового отдела – 15 000 рублей, Совета депутатов – 15 000 рублей), расходы по уплате по уплате государственной пошлины.

 В силу ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

 Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала свои требования в полном объеме, обосновав доводами первоначального и уточненного исковых заявлений, пояснила, что нарушен принцип верховенства закона, ч.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район» не может противоречить Закону Республики Алтай от 14.05.2008 года за № 52-РЗ. Финансовый отдел администрации МО «Турочакский район» не имеет права произвольно, по своему усмотрению, определять процент доплаты к пенсии, в нарушение республиканского законодательства. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии истца должна производиться, исходя из 95 % его месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента. Трехмесячное денежное содержание положено ему в соответствии с занимавшим им выборной должностью, с уменьшением доплаты к трудовой пенсии и отказом от выплаты пособия за трехмесячное содержание, истцу причинены нравственные и физические страдания.

 В судебном заседании представитель Совета депутатов МО «Турочакский район», администрации МО «Турочакский район» ФИО2, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ исковые и уточненные требования не признала, обосновав доводами возражения.

 Представитель финансового отдела администрации МО «Турочакский район» - начальник отдела ФИО3, исковые и уточненные требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца об установлении доплаты к трудовой пенсии и согласно приобщенных документов выписки из трудовой книжки, распоряжения о прекращении трудового договора об увольнении, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была назначена доплата к трудовой пенсии по старости, исходя из 95% месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента, предусмотренного Законом Республики Алтай № 52-РЗ. Однако в начале феврале 2014 года финансовый орган пересмотрел свое решение, и было принято о приведении в соответствии процента доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии с 95% до 60% в соответствии с нормами Устава МО «Турочакский район». Бюджет МО «Турочакский район» является дотационным, у муниципального образования не имеется возможности ежемесячно выплачивать 95 % доплату к трудовой пенсии истца.

 Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Частью 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В силу ч. ч. 1, 2, 3 статьи 3 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 N 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» при одновременном соблюдении условий, предусмотренных частью 2 названной статьи, закреплено право выборных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных муниципальных должностей не менее 10 лет.

 Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии со следующими предельными размерами. Сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных указанным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и ежемесячной доплаты к ней не может превышать при замещении выборной муниципальной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов и свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г.).

 Из материалов дела следует, что истец занимал различные руководящие должности, так с ДД.ММ.ГГГГ был назначен главой местной администрации Турочакского района, ДД.ММ.ГГГГ избран председателем районного Совета депутатов, главой администрации Турочакского района, ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную должность государственной службы категории «Б» помощник первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай, ДД.ММ.ГГГГ избран главой МО «Турочакский район» на срок полномочий 5 лет, ДД.ММ.ГГГГ повторно избран главой МО «Турочакский район» на срок полномочий 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий.

 Стаж работы истца на выборных должностях составляет более 12 лет.

 Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются, установлены из распоряжения и.о. главы администрации МО «Турочакский район» № 90-к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий истца, трудовой книжки ФИО4, пояснений сторон.

 ДД.ММ.ГГГГ истец достиг 60-летнего возраста и является получателем трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился с заявлением об установлении доплаты к трудовой пенсии в финансовый отдел администрации МО «Турочакский район», как выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе не менее двух сроков подряд.

 Извещением (Решением) № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу МО «Турочакский район» ФИО4, замещавшему должность главы МО «Турочакский район» в соответствии с Законом Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», Уставом МО «Турочакский район» назначена пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере 31 500 рублей 44 копеек, исходя из стажа муниципальной службы 35 лет, среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет 46 737 руб. 10 коп., общей суммы пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости 95%.

 Стороны в судебном заседании подтвердили, что фактически данным извещением истцу была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости.

 Судом установлено, что данная доплата была назначена истцу согласно предоставленным его документам, из которых следовало, что срок его полномочий прекращен с ДД.ММ.ГГГГ. Размер доплаты к трудовой пенсии был исчислен в соответствии действовавшей на момент прекращения полномочий истца редакции Закона Республики Алтай № 52-РЗ, предусматривающей размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии свыше двенадцати лет - 95 % месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента. Хотя на момент обращения истца за назначением доплаты к трудовой пенсии действовало также положение Устава МО «Турочакский район», предусматривающее не более 60 % месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента.

 Указанные обстоятельства подтверждаются личным делом истца, пояснениями представителей ответчиков, показавших, что за основу для начисления доплаты был взят Закон Республики Алтай, а не Устав МО «Турочакский район» из-за боязни судебных разбирательств. Сумма доплаты к трудовой пенсии выплачивается из собственных средств муниципального бюджета.

 Расчет размера доплаты к трудовой пенсии выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, осуществляется исходя из его денежного вознаграждения, сумма денежного вознаграждения членов выборных органов местного самоуправления урегулирована Решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в МО «Турочакский район» и Постановлением главы администрации МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении окладов месячного содержания муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности МО «Турочакский район».

 Начисляемая ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ сумма ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составила 31500 руб. 44 коп, рассчитанная следующим образом: среднемесячное денежное вознаграждение истца с учетом районного коэффициента – 46 737 руб. 10 коп., базовая пенсия - 12 899 руб. 80 коп., процент доплаты 95%.

 Данные обстоятельства установлены из пояснений представителя финансового отдела администрации МО «Турочакский район», предоставленного ею расчета.

 Сумма начисленной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии указанная в расчете ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует полученным истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доплате к трудовой пенсии.

 Однако финансовый отдел администрации МО «Турочакский район» выплатив истцу до ДД.ММ.ГГГГ доплату к трудовой пенсии по 95 % месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента, изменил свое решение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет, в части установленного процента месячного вознаграждения выборного должностного лица МО «Турочакский район».

 Для расчета размера с ДД.ММ.ГГГГ был принят в значении, установленный Уставом МО «Турочакский район», доплата в размере 60 % от месячного вознаграждения выборного должностного лица с учетом районного коэффициента, о чем сообщено в письме ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 С учетом изменений сумма ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ составила 14 303 рубля 97 коп., исходя из среднемесячного денежного вознаграждения истца с учетом районного коэффициента – 46 737 руб. 10 коп., базовой пенсии за исключением сумм валоризации - 13 738 руб. 29 коп., процент доплаты 60 %.

 Данные обстоятельства установлены из письма ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Турочакском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, расчета доплаты, и пояснениями представителя истца, указавшей, что с ДД.ММ.ГГГГ истец получает доплату к трудовой пенсии в размере 14 303 руб. 97 коп.

 Таким образом, назначаемая органом местного самоуправления доплата к трудовой пенсии является дополнительным пенсионным обеспечением выборного должностного лица, предоставляемым за счет средств бюджета муниципального образования, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, и выплачивается из местного бюджета,

 Вынесенное по доплате к трудовой пенсии решение финансового отдела администрации в соответствии с ч.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район», и сама сумма доплаты к трудовой пенсии, оспаривается представителем истца, как несоответствующие Закону Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», и нарушающие права истца.

 Однако суд не может согласиться с данными утверждениями истца, поскольку они основаны на неверном толковании закона.

 Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушается его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

 В силу ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

 Частью 5 ст. 20 вышеуказанного Закона предусмотрено, право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категории граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (п. 2 ст. 86 БК РФ).

 В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, выборные должности возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.

 Данная позиция также отражена в ч.3 ст.1 Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», что финансовое обеспечение гарантий осуществления полномочий выборных лиц осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

 В муниципальном образовании Турочакский район» условия назначения доплаты к пенсии выборных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе в МО «Турочакский район» установлены в ст.4.9 Устава МО «Турочакский район», изложенное в следующей редакции: выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при одновременном соблюдений условий, предусмотренных настоящей статьей. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии замещения выборных муниципальных должностей не менее одного года и освобождения от должностей в связи с прекращением полномочий. Имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных муниципальных должностей не менее 10 лет.

 Оспариваемая часть положения статьи 4.9 Устава МО «Турочакский район» гласит, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается уставами муниципальных образований. При этом сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и ежемесячной доплаты к ней должна составлять при замещении выборной муниципальной должности от 1 года до 3 лет не более 45 %, свыше трех лет не более 60 % их месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента.

 Проанализировав Закон Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», оспариваемую часть Устава МО «Турочакский район» во взаимосвязи с вышеприведенными нормами закона суд приходит к выводу, что ч.3 ст.3 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года № 52-РЗ предусмотрены предельные (максимальные) размеры доплат к трудовой пенсии, порядок расчета не самой доплаты, подлежащей выплате, а максимально возможные ее размеры. При этом, минимальных размеров доплат к трудовой пенсии настоящим Законом Республики Алтай, которых должны придерживаться органы местного самоуправления не указаны. При этом, указанным Законом Республики Алтай установлено, что право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) может гарантироваться при условии, если такое право будет предусмотрено в уставе муниципального образования.

 Следовательно, установленные частью 3 статьи 4.9 Устава МО «Турочакский район» размеры доплат к трудовой пенсии выборных лиц не превышают, указанные в ч.3 ст.3 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года № 52-РЗ (в той и действующей    редакции) величин размеров месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента.

 Также, по мнению суда, данная норма Закона Республики Алтай не является императивным, не обязывающим органы местного самоуправления закрепить в уставах муниципальных образований приведенный максимальный объем установлений, вне зависимости от финансовых возможностей местных бюджетов без одновременной компенсации таких расходов за счет средств республиканского бюджета, что не согласуется с упомянутыми выше положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ.

 Иное означало бы умаление принципа самостоятельности бюджетов.

 В этой связи оспариваемое положение Устава МО «Турочакский район» не противоречит федеральному законодательству, Закону Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», оно принято Советом депутатов МО «Турочакский район» в пределах компетенции и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов истца.

 Поэтому Решение финансового отдела администрации МО «Турочакский район» за № от ДД.ММ.ГГГГ года, установившее доплату к трудовой пенсии истца в размере 60 % месячного денежного содержания в соответствии с п.3 ст.4.9 Уставом МО «Турочакский район», является правомерным.

 В связи с установленными обстоятельствами, исковые требования о признании незаконным и отмене решения ответчика (финансового органа) о снижении доплаты к трудовой пенсии истцу от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании установить доплату к трудовой пенсии в размере 95 % месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента, о признании незаконным и отмене п.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район» в части «ежемесячной доплаты к ней должны составлять при замещении выборной должности от 1 года до 3 лет не более 45 %, свыше 3 лет не более 60 % их месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента и об обязании Совета депутатов МО «Турочакский район» привести в указанной части в соответствии с требованиями Закона Республики Алтай от 14.08.2008 года № 52-РЗ не подлежат удовлетворению.

 Производные от вышеуказанных требований, о взыскания с финансового отдела не доначисленной доплаты к трудовой пенсии в размере 48 082 руб. 74 коп., морального вреда с Совета депутатов МО «Турочакский район», финансового органа в размере 40 000 рублей, судебных расходов, также не подлежат удовлетворению.

 Доводы представителя истца, что ответчиками нарушен конституционный принцип равенства пенсионных прав, суд признает несостоятельным, поскольку лицо, устанавливающее дополнительное пенсионное обеспечение (дополнительно к государственной пенсии) вправе самостоятельно определять условия его назначения, исходя, в том числе из своих финансовых возможностей, что само по себе не может рассматриваться как нарушение требований конституционного принципа равенства. Государственные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", истцу не снижены.

 Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных и муниципальных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан. Доплата к пенсии является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

 Другие заявленные требования истца о признании незаконным отказа администрации МО «Турочакский район» о выплате трех месячного содержания и обязании их выплатить подлежат удовлетворению.

 Из выше изученных материалов дела установлено, что ФИО4 в течение двух сроков подряд занимал выборную должность – главы МО «Турочакский район». Распоряжением и.о. главы за № 90-к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ был уволен за истечением срока полномочий.

 Таким образом, истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком - администрацией МО «Турочакский район», неоднократно избирался на выборную должность - главой МО «Турочакский район». Именно с данной должности истец и был уволен по истечению срока полномочий выборного должностного лица.

 Доказательств иного в материалы дела ответчиком не представлено.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился с заявлением за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Турочакский район» о выплате пособия после освобождения от должности по окончанию срока полномочия.

 Из ответа главы муниципального образования «Турочакский район» Е.В. ФИО5 за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что окончательное решение о выплате трехмесячного денежного содержания будет решен по вступлении в законную силу решения суда Турочакского районного суда.

 Статьей 40 (часть 5.1) Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Приведенная норма права императивно устанавливает, что гарантии названных субъектов устанавливаются в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст.2 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года № 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, в случаях, установленных уставом муниципального образования, гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами. Уставом муниципального образования выборным лицам могут быть установлены также иные гарантии.

 Пунктом 11 ст.4.8 Устава МО «Турочакский район» установлена выплата пособия при освобождении от должности по окончании срока полномочий в соответствии со ст.4.10 Устава.

 Статья 4.10 Устава МО «Турочакский район» выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, после освобождения от должности по окончанию срока полномочий и не трудоустроенным, выплачивается пособие в размере не более одного денежного вознаграждения за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий.

 Из пояснений представителя истца установлено, что ФИО4 с момента прекращения полномочий ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время нигде не трудоустроен, что также подтверждается копией трудовой книжки.

 Доказательств обратного, ответчиками не представлено.

 Моментом возникновения правоотношения, связанного с получением гарантии в виде денежного содержания за бывшим главой администрации является момент прекращения его полномочий.

 Так на момент прекращения полномочий выборного должностного лица главы МО «Турочакский район» действовал Устав МО «Турочакский район», в котором были предусмотрены для главы гарантии, при освобождении от должности.

 Таким образом, Устав муниципального образования «Турочакский район» наряду с иными социальными гарантиями определил - выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, после освобождения от должности по окончанию срока полномочий и нетрудоустроенным выплачивается пособие в размере не более одного денежного содержания за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, но не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий.

 Указанные в извещении главы администрации МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ основания отказа о выплате трехмесячного денежного содержания являются не обоснованными и не законными.

 С учетом изложенного суд считает заявленные требования о признании незаконным отказа администрации МО «Турочакский район» о выплате трех месячного содержания и обязании выплатить пособие в размере в виде трехмесячного денежного содержания со дня окончания полномочий с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

 Кроме того, из пояснений представителя истца следует, что указанными неправомерными действиями ответчика администрации МО «Турочакский район» истцу причинены нравственные страдания, поскольку не получая положенное трехмесячное пособие, был поставлен в затруднительное материальное положение, были переживания, ожидания разрешения вопроса, в силу своего возраста, здоровья перенес физические страдания.

 Статья 151 ГК РФ предусматривает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

 Ответчиком (администрацией МО «Турочакский район») не оспаривается то обстоятельство, что выплата пособия, по настоящее время не произведена, что имеет место ненадлежащее исполнение своих обязательств со стороны ответчика, в этой связи имеются основания для компенсации морального вреда.

 С учетом характера, объема причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, индивидуальных особенностей и иных значимых для дела обстоятельств, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей, которая, по мнению суда, отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.

 Согласно ст.56,57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Доводы представителя ответчика (администрации МО «Турочакский район») о том, что на истца, которому назначена трудовая пенсия по старости и в силу этого нетрудоустроенного не распространяются гарантии, предусмотренные ст.4.10 Устава МО «Турочакский район» судом отклоняются, поскольку юридически важным в разрешении спора является установление наличия или отсутствия права на указанную выплату. Данная гарантия установлена выборному лицу в связи с его особым статусом, предусмотренной при освобождении именно с этой должности, по окончанию срока полномочий, и нормой Устава МО «Турочакский район» не установлены никакие разграничения по возрасту, пенсионному статусу и трудоспособности.

 Озвученные представителем ответчика – администрацией МО «Турочакский район» доводы о том, что администрация МО «Турочакский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, не имеют правового основания, так как в соответствии с Уставом МО «Турочакский район» администрация района является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, наделенная полномочиями в соответствии с Уставом по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Глава муниципального образования является главой администрации.

 Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

 Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Руководствуясь ст.98 ГПК РФ, и что льготы по освобождению органов местного самоуправления от уплаты государственный пошлины не распространяется на случаи взыскания понесенных другой стороной в споре судебных расходов в случае удовлетворения его требований, так как вопрос возмещения понесенных судебных расходов предусмотрен нормами ГПК РФ, с администрации МО «Турочакский район» подлежит взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей. Что касается расходов на представителя, то такого требования и письменного ходатайства от представителя истца к администрации МО «Турочакский район» не поступало.

 Учитывая то, что в удовлетворении исковых требований истца к финансовому отделу и Совету депутатов МО «Турочакский район» отказано в полном объеме, суд, руководствуясь ст. 98 ГПК РФ отказывает истцу и во взыскании с ответчиков, понесенных им в связи с рассмотрением настоящего дела судебных расходов.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО4 к финансовому отделу администрации МО «Турочакский район», администрации МО «Турочакский район», Совету депутатов МО «Турочакский район» о признании незаконным и отмене решения финансового отдела администрации МО «Турочакский район о снижении доплаты к трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ года, об обязании установить доплату к трудовой пенсии, признании незаконным и отмене п.3 ст.4.9 Устава МО «Турочакский район», обязании Совета депутатов МО «Турочакский район» о приведении в оспариваемой части в соответствии с требованиями Закона Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай», признании незаконным отказа администрации МО «Турочакский район» о выплате трехмесячного денежного вознаграждения (пособия) от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании администрацию МО «Турочакский район» выплатить истцу трехмесячное денежное вознаграждение (пособие), взыскать в пользу истца с финансового

 отдела МО «Турочакский район» недоначисленную и невыплаченную доплату к трудовой пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай ФИО4 о выплате трехмесячного денежного вознаграждения (пособия), гарантированного при освобождении от должности по окончании срока полномочий от ДД.ММ.ГГГГ.

 Обязать администрацию МО «Турочакский район» Республики Алтай выплатить истцу трехмесячное денежное вознаграждение (пособие), гарантированное при освобождении от должности по окончании срока полномочий, со дня окончания полномочий с ДД.ММ.ГГГГ.

 Взыскать с администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай расходы по уплате государственной пошлины в пользу ФИО4 в сумме 400 рублей.

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 к финансовому отделу администрации МО «Турочакский район», Совету депутатов МО «Турочакский район» Республики Алтай отказать в полном объеме.

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий А.А. Куюкова