Дело № 2-140/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Гайны 23 апреля 2014 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Гирева М.А.,
при секретаре Колеговой Т. В.,
с участием прокурора – помощника прокурора Гайнского района Галкиной В. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гайнского района к Совету депутатов Иванчинского сельского поселения, администрации Иванчинского сельского поселения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правого акта,
установил:
Прокурор Гайнского района обратился в суд к Совету депутатов Иванчинского сельского поселения, администрации Иванчинского сельского поселения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правого акта - Устава Иванчинского сельского поселения, утвержденного решением Советом депутатов Иванчинского сельского поселения от 16.09.2011 за №91. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Гайнского района, в связи с внесением изменений в законодательство, проведена сверка Устава Иванчинского сельского поселения, утвержденного решением Советом депутатов Иванчинского сельского поселения (далее по тексту - Устав) на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации.
Данный Устав зарегистрирован <данные изъяты> Управлением Минюста России по Пермскому краю за <данные изъяты>. После государственной регистрации Устав обнародован, размещен на официальном сайте администрации Иванчинского сельского поселения по адресу в сети «Интернет»: http://ivanchinskoe.ru/documents/charter.html. В ходе изучения Устава установлено, что значительная часть его норм вошла в противоречие с законодательством, в связи с внесением изменений в законодательство.
По результатам изучения, 25.09.2013г., на основании ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ», на противоречащие законодательству нормы Устава, был принесен протест.
Протест не рассмотрен. Изменения в Устав не внесены до настоящего времени.
Федеральными законами были внесены ряд изменений в Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ №131-ФЗ), в Федеральный закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - ФЗ №67-ФЗ), в Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ №273- ФЗ), в иные федеральные законы по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Данные изменения вступили в законную силу, в связи с чем, нормы Устава вошли в противоречие федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие действующему законодательству.
Также в Уставе отсутствует ряд норм, которые в силу требований законодательства должны быть предусмотрены в уставе муниципального образования.
В частности, претерпели изменения вопросы местного значения сельского поселения, а также иные нормы, в связи с чем, следует внести изменения в следующие нормы Устава:
1) П. 4 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, противоречит п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым к вопросу местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Изменения внесены Федеральным законом от 25.06.2012г. N91-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 7 ч. 1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
2) П. 6 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, противоречит п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Изменения внесены Федеральным законом от 25.06.2012г. N93-Ф3 и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 12 ч.1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
3) П. 17 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, противоречит п. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2011г. N246-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 19 ч.1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
4) П. 20 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, противоречит п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ но благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) , а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2011г. NЗ61-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 23 4.1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
5) П. 21 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, противоречит п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципальногоземельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Изменения внесены Федеральными законами от 28.11.2011г. №337-ФЗ, от 25.06.2012г. №93-Ф3 и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 24 ч.1 ст. 34 Устава, определяющем полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
6) П. 22 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, противоречит п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов
Изменения внесены Федеральным законом от 30.11. 2011г. №361-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 25 ч.1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
7) П. 24 ч.1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, противоречит п. 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменения внесены Федеральным законом от 05.04.2013г. №55-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 27 4.1 ст. 34 Устава, определяющей полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
8) Такой вопрос местного значения, как создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ выделен отдельным вопросом местного значения под пунктом 24.
Таким образом, указанный вопрос из п. 24 ч. 1 ст. 5 Устава также следует выделить отдельным пунктом, как самостоятельный вопрос местного значения сельского поселения.
9) П. 26 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий, что к вопросу местного значения поселения относится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, противоречит п. 27 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в соответствии с которым, к вопросу местного значения относится создание развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011г. №242-ФЗ и вступили в силу.
Аналогичное противоречие закону, содержится в п. 30 ч.1 ст. 34 Устава, определяющем полномочия администрации Иванчинского сельского поселения.
10) П. 35 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, определявший вопрос по осуществлению муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, Федеральным законом от 28.12.2013г. №416-ФЗ, признан утратившим силу.
Изменения вступили в силу.
Таким образом, п. 33 ч. 1 ст. 5 Устава, предусматривающий аналогичный вопрос местного значения, также должен быть исключен из перечня вопросов местного значения (признан утратившим силу).
11) Ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 дополнена:
- п. 33.1 «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции»;
- п. 33.2 «до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности»;
- п. 38 «осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения».
Указанные положения в Уставе не закреплены , в связи с чем, ч. 1 ст. 5 Устава противоречит ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в части отсутствия указанных норм, определяющей вопросы местного значения. В данной норме Устава следует предусмотреть указанные вопросы местного значения.
12) П. 5 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-Ф3, определявший право органов местного самоуправления на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года, Федеральным законом от 25.12.2012г. №271-ФЗ, признан утратившим силу.
В силу гражданского и жилищного законодательства, бремя содержания имущества лежит на собственнике, в данном случае собственнике муниципального жилого фонда, то есть является его обязанностью.
Таким образом, п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава, предусматривающий аналогичное право, также должен быть исключен (признан утратившим силу).
13) Ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-Ф3 дополнена:
- п. 10 «оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;
- п. 11 «оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Указанные положения в Уставе не закреплены.
В связи с отсутствием указанных норм в Уставе, права органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения могут быть ограничены, в связи с чем, ч. 1 ст. 6 Устава следует дополнить указанными нормами.
14) П. 4 ч. 1 ст. 7 Устава предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Указанная норма Устава вошла в противоречие п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ, в связи с внесением изменений Федеральным законом от 30.11.2011г. №361-ФЗ, в соответствии с которым, органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями , если иное не предусмотрено федеральными законами.
15) П. 6.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-Ф3 предусмотрено полномочие по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2012г. №289-ФЗ и вступили в силу.
Данные полномочия в Уставе не закреплены, в связи с чем, ч. 1 ст. 7 Устава следует дополнить данной нормой.
16) П. 8.1 ч. 1 ст. 7 Устава предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Указанная норма Устава, вошла в противоречие п. 8.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-Ф3, в связи с внесением изменений Федеральным законом от 30.11.2011г. №361-ФЗ, в соответствии с которым, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
17) В законодательство о выборах были внесены изменения, в связи с чем, нормы Устава вступили в противоречие нормам закона.
Внесен ряд изменений в ст. 10, ст. 18 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" касающихся сроков назначения выборов, образования (определения) избирательных округов, округов референдума.
В связи с чем, ст. 9 Устава, касающаяся муниципальных выборов, вступила в противоречие действующим нормам федерального закона.
В частности, согласно ч. 2 ст. 9 Устава, днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье октября, предусмотренное Федеральным законом от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Данная норма противоречит ч. 3 ст. 10 ФЗ №67-ФЗ днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов..., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи.
18) Ст. 19 Устава предусмотрена структура органов местного самоуправления.
В данной структуре отсутствует контрольно-счетный орган.
Необходимость включения контрольно-счетного органа сельского поселения в структуру органов местного самоуправления возникает только в том случае, если таковой образован на территории сельского поселения.
Если же полномочия контрольно-счетного органа сельского поселения переданы контрольно-счетному органу муниципального района, необходимость включения контрольно-счетного органа сельского поселения в структуру органов местного самоуправления сельского поселения отпадает.
В этом случае, необходимо произвести ссылку на соглашение между Советом депутатов поселения и Земским Собранием муниципального района, согласно которому полномочия контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля переданы контрольно-счетному органу муниципального района.
Отсутствие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа или ссылки на передачу полномочий, противоречит требованиям бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.
19) В связи с проведением местного референдума по переносу места нахождения администрации Иванчинского сельского поселения в п. Сергеевский, соответствующие изменения следует внести в ч. 3 ст. 2 Устава.
20) П. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ №131-ФЗ, касающийся публичных слушаний, после слов "проекты межевания территорий," дополнен словами "проекты правил благоустройства территорий,".
Данное дополнение внесено ФЗ от 30.11.2011 N361-ФЗ, который вступил в законную силу.
В связи с внесением указанных изменений, п. 3 ч. 3 ст. 13 Устава вошел в противоречие указанной норме федерального закона.
21) Ч. 4 ст. 28 ФЗ №131-Ф3, касающаяся публичных слушаний, дополнена словами "включая мотивированное обоснование принятых решений".
Данное дополнение внесено ФЗ №З61-ФЗ, который вступил в законную силу.
В связи с внесением указанных изменений, ч. 4 ст. 13 Устава вошла в противоречие указанной норме федерального закона.
22) П. 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ №131-Ф3, касающийся полномочий представительного органа, дополнен словами: ", выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".
Данное дополнение внесено ФЗ №361-ФЗ, который вступил в законную силу.
В связи с внесением указанных изменений, п. 6 ч. 1 ст. 22 Устава вошел в противоречие указанной норме федерального закона.
23) Ч. 8 ст. 44 ФЗ №131-Ф3, определяющая порядок вступления в законную силу устава муниципального образования, дополнена предложением следующего содержания: "Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований."
Данное дополнение внесено ФЗ №361-ФЗ, который вступил в законную силу.
В связи с внесением указанных изменений, ч. 5 ст. 38 Устава вошла в противоречие указанной норме федерального закона.
Также, в ФЗ №131-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 21.11.2011г. №329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Данные изменения вступили в силу 03.12.2011г.:
24) Ст. 36 ФЗ №131-Ф3 дополнена частью 4.1 следующего содержания: «Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами».
В связи с внесением указанных изменений, ст. 29 Устава вошла в противоречие указанной норме федерального закона.
25) Ст. 37 ФЗ №131-Ф3 дополнена частью 9.1 следующего содержания: «Глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами».
В связи с внесением указанных изменений, ст. 33 Устава вошла в противоречие указанной норме федерального закона.
26) В ФЗ №131-Ф3 были внесены изменения ФЗ от 06.12.2011г. №411-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты РФ".
Данные изменения вступили в силу 18.12.2011года:
Ч. 1 ст. 10 ФЗ №131-Ф3 дополнена п. 10 в следующей редакции: «оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В связи с внесением указанных изменений, ч. 1 ст. 6 Устава, вошла в противоречие указанной норме федерального закона.
27) К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"». В связи с чем, Устав следует дополнить статьей, предусматривающей полномочия по осуществлению муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008г. №294-ФЗ, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Изучение показало, что Уставом не предусмотрен порядок определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Таким образом, Устав противоречит требованиям ФЗ №294-ФЗ в части отсутствия указанных положений. Такие нормы должны быть предусмотрены в Уставе.
28) В нарушение требований ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" Уставом не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В целях исполнения требований указанной нормы закона, в Уставе следует определить орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признанными судом недействительными. В связи с чем просят суд признать противоречащими закону и недействующими часть 3 статьи 2, пункты 4, 6, 17, 20, 22, 24, 33 части 1 статьи 5, пункты 1, 8.1 части 1 статьи 7, статью 9, статью 19, пункт 3 части 3, часть 4 статьи 28, пункты, 7, 17, 19, 23, 24, 25, 27, 30 части 1 статьи 34, пункт 6 части 10 статьи 35, часть 4 статьи 44 Устава Иванчинского сельского поселения.
Признать противоречащим требованиям Федерального закона от 26 12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Устав Иванчинского сельского поселения, в части отсутствия в уставе порядка определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установления их организационной структуры, полномочии, функций и порядка их деятельности и определения перечня должностных лиц, указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Признать противоречащим требованиям Федерального закона от 28.12.2009г. №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" Устав Иванчинского сельского поселения, в части отсутствия в Уставе нормы, определяющей орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В судебном заседании прокурор - требования поддержала, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Ответчики - представитель Совета депутатов Иванчинского сельского поселения и представитель администрации Иванчинского сельского поселения в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания. Направили в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Требования прокуратуры признают. Просят установить разумный срок для исполнения исковых требований, так как процесс подготовки изменений в Устав, проведение общественных слушаний, регистрация изменений в Уставе требуют значительного времени.
В судебном заседании изучены материалы дела:
- протест прокурора на нормы Устава Иванчинского сельского поселения, утверждённого решением Советом депутатов Иванчинского сельского поселения от <данные изъяты> (л. д. 14-18);
- Устав Иванчинского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края (л. д. 19-35).
Выслушав прокурора Гайнского района, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Согласно требованиям статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ №131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования. В силу положений ст. 44 названного Закона, Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
В судебном заседании установлено, что решением Совета Депутатов Иванчинского сельского поселения от <данные изъяты> принят Устав Иванчинского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края, который зарегистрирован <данные изъяты> Управлением Минюста России по Пермскому краю за №RU905013032011001. После государственной регистрации Устав обнародован. Устав размещен на официальном сайте администрации Иванчинского сельского поселения по адресу в сети «Интернет»: http://ivanchinskoe.ru/documents/charter.html
Устав является нормативным правовым актом, направлен на неоднократное применение в работе администрации Иванчинского сельского поселения, распространяется на неопределенный круг лиц, опубликован в официальном порядке.
Предусмотренная ст. 38 Устава администрации Иванчинского сельского поселения процедура принятия Устава, соблюдена, и прокурором не оспаривается.
Однако, значительная часть его норм вошла в противоречие законодательству, в связи с внесением изменений в законодательство.
Так часть 3 статьи 2, пункты 4, 6, 17, 20, 33 части 1 статьи 5, пункты 1, 8.1 части 1 статьи 7, статья 9, статья 19, пункт 3 части 3, часть 4 статьи 28, пункты, 7, 17, 19, 23, 24, 25, 27, 30 части 1 статьи 34, пункт 6 части 10 статьи 35, часть 4 статьи 44 Устава Иванчинского сельского поселения противоречат действующему законодательству, а именно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 года №294-ФЗ, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Однако Уставом не предусмотрен порядок определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
В связи с чем Устав противоречит требованиям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части отсутствия указанных положений. Такие нормы должны быть предусмотрены в Уставе.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
В нарушение требований ч. 3 ст. 10 ФЗ №381-ФЗ, Уставом Иванчинского сельского поселения не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Однако, п. 22, 24 ч. 1 ст. 5 Устава не противоречат изменившемуся законодательству, так как полномочия сельского поселения, указанные в п., п. 6-8 Заявления прокурора, не утратили своего действия, а просто, перетекли из одного параграфа ФЗ №131-ФЗ в другой, что ни как не делает эти полномочия, закрепленные в Уставе поселения. Противоречащими законодательству РФ.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Таким образом, принятый Советом депутатов Иванчинского сельского поселения Устав Иванчинского сельского поселения, существенно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан, проживающих и пребывающих на территории сельского поселения в целом, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению частично.
Для исполнения указанного Решения и устранения противоречий нормам федерального закона в Уставе, а так же дополнения его соответствующими положениями, в связи с изменениями внесенными в текущие законодательные акты действительно требуется разумный срок, так как процесс подготовки изменений в Устав, проведение общественных слушаний, регистрация изменений в Уставе требуют значительного времени. Однако, установление какого либо срока внесения изменений в Устав поселения по указанным противоречиям не относится к компетенции суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гайнского района к Совету депутатов Иванчинского сельского поселения, администрации Иванчинского сельского поселения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правого акта, удовлетворить частично.
Признать противоречащими закону и недействующими: - часть 3 статьи 2, пункты 4, 6, 17, 20, 33 части 1 статьи 5, пункты 1, 8.1 части 1 статьи 7, статью 9, статью 19, пункт 3 части 3, часть 4 статьи 28, пункты, 7, 17, 19, 23, 24, 25, 27, 30 части 1 статьи 34, пункт 6 части 10 статьи 35, часть 4 статьи 44 Устава Иванчинского сельского поселения.
Признать противоречащим требованиям Федерального закона от 26 12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Устав Иванчинского сельского поселения, в части отсутствия в уставе порядка определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установления их организационной структуры, полномочии, функций и порядка их деятельности и определения перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий.
Признать противоречащим требованиям Федерального закона от 28.12.2009 года №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Устав Иванчинского сельского поселения, в части отсутствия в Уставе нормы, определяющей орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В удовлетворении остальных заявленных требований прокуратуре Гайнского района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.
Председательствующий: М. А. Гирев
Копия верна: М. А. Гирев