Дело № 2-140/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 15 марта 2021 года
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Курилюк М.А.,
с участием: помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Тельбухова Е.В., удостоверение №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «СШ № 1 г. Дубовка» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения),
установил:
Прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению (далее по тексту МКОУ) «СШ № 1 г. Дубовка» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения).
При подаче искового заявления в обосновании заявленного требования указано, что в январе 2021 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка». Проведённой проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства при входе в здание МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлена. В связи с выявленными нарушениями 26 июня 2020 года прокуратурой района в адрес директора МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения требования прокуроры не исполнены, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) до настоящего времени в здании МКОУ «СШ №2 г. Дубовка» не установлена, что указывает на бездействие образовательной организации. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции, полномочия по управлению осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области. Требования мотивированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Сводом правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605.
В судебном заседании помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Тельбухов Е.В. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Уточнил требование в части обязывания МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в течение месяца со дня осуществления финансирования работ.
Представители ответчиков администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «СШ №1 г. Дубовка» надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка»
Выслушав объяснения помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Тельбухова Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу под. «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно ст. 15 ФЗ №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Требования, предъявляемые к оборудованию входа в здание, закреплены в Своде правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605 (далее по тексту Свод правил).
В силу пункта 7.1.8 Свода правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКОУ «СШ №2 г. Дубовка». Проведённой проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства при входе в здание МКОУ «СШ №2 г. Дубовка» информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях и порядке движения в здании, не установлена.
В связи с выявленными нарушениями 26 июня 2020 года прокуратурой района в адрес директора МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Судом установлено, что требования прокуроры не исполнены, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) до настоящего времени в здании МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» не установлена, что указывает на бездействие образовательной организации.
Согласно письма отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области № 136 от 25 января 2021 года во все образовательные организации Дубовского муниципального района направлены письма с просьбой направить в адрес отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области заявки о выделении денежных средств для приобретения и установки информационной мнемосхемы (тактильная схема движения). После сбора вышеуказанной информации, образовательным учреждениям будут предоставлены средства для установки информационной мнемосхемы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что в МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), суду не представлено.
На основании п. 11 ч. ст. 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Исходя из п. 1.10 Устава МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с п. 1.9, 3.3 Положения об отделе по образованию администрации Дубовского муниципального района, утвержденного решением Дубовской районной Думы от 24.06.2019 №12/109 финансирование деятельности отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Дубовского муниципального района (п.1.9); отдел по образованию в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Дубовского муниципального района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (п. 3.3).
Учитывая, что в образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема, обязательная в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку информационной мнемосхемы образовательному учреждению не выделены, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности обеспечить финансирование в целях оборудования здания МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» информационной мнемосхемой, а также о возложении на МКОУ «СШ № 1 г. Дубовка» обязанности оборудовать здание школы информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), поскольку выявленное нарушение ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ в образовательное учреждение и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из изложенного следует, что требования прокурора о понуждении ответчиков к соблюдению требований законодательства, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «СШ № 1 г. Дубовка» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального казённого общеобразовательного учреждения «СШ № 1 г. Дубовка» в части непринятия мер по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «СШ № 1 г. Дубовка».
Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «СШ № 1 г. Дубовка» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения).
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СШ № 1 г. Дубовка» в течение одного месяца с момента обеспечения финансирования работ по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) установить в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «СШ № 1 г. Дубовка», расположенного по адресу: <адрес> информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с требованиями п. 7.1.8 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 марта 2021 года.
Судья А.Ю.Генералов