Дело № 2-140/2021 05 марта 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Кондрашевой М.С.
при секретаре Карпове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Светлановский 115» к ФИО1, ФИО2 об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец: ТСЖ «Светлановский 115» обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ФИО5 об обязании предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра стояков ХВС, ГВС, отопления, водосчетчикам и любому иному общему имуществу, расположенному в квартире по указанному адресу.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчикам ФИО5 Истец оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту жилых помещений и общего имущества собственников указанного дома, а также является исполнителем коммунальных услуг. Ответчики отказались обеспечить допуск истца в занимаемое жилое помещение. На основании изложенного истец просил об удовлетворении заявленных исковых требований (л.д.3-6).
В судебное заседание 18.02.-05.03.2021 года представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, явился, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объёме.
Ответчики ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены, имеют представителя. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, ФИО4 в судебное заседание 18.02.-05.03.2021 года явился, возражал против удовлетворения иска, поддержал приобщенный к материалам дела письменный отзыв.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся ответчиков в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, просмотрев видеозаписи, оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ТСЖ «Светлановский 115», является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО5 (л.д.21)
Согласно пояснениям стороны истца доступ в квартиру 04.12.2019, 06.12.2019, 23.12.2019, 31.01.2020 не обеспечен.
В силу подпункта "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время в порядке, указанном в пункте 85 названных Правил, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно п. 85 названных Правил проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80 (1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета электрической энергии;
б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85 (1) настоящих Правил;
г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета электрической энергии;
д) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета электрической энергии, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки.
Пунктом 85 Правил установлена обязанность исполнителя составить по результатам проверки акт; требования к акту установлены пунктом 85(1) названных Правил.
Согласно п. 85(2) данных Правил один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
В обосновании требований истцом представлен акт об отказе ответчиков предоставить допуск к осмотру общедомового имущества от 04.12.2019г., согласно которого собственник квартиры 200 о дате и времени осмотра уведомлен 06.10.2019г. (информация на доске объявлений МКД в парадной) и 15.11.2019г. консьержем парадной № 3.
Однако, в ходе судебного разбирательства судом обозревалась видеозапись, подтверждающая обеспечение ответчиками доступа в квартиру 04.12.2019г, однако, истец от осмотра уклонился, акт от 04.12.2019г. в присутствии и с участием ответчиков не составлялся, получение повторного уведомления и подписания акта об отказе предоставить доступ истцом ответчикам не предлагалось.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что был соблюден порядок проведения проверки, предусмотренный п.п.85, 85(1), 85 (2) Правил № 354 (письменное извещение о проверке, направленное либо врученное не позднее 14 дней до даты проверки с указанием даты и времени проверки, последствиях отказа в допуске, акт, подписанный участниками проверки с указанием обстоятельств проверки, один экземпляр которого вручен потребителю, в т.ч. путем направления заказным письмом).
Также истцом представлен акт об отказе ответчиков предоставить доступ к осмотру общедомового имущества от 06.12.2019г., согласно которого собственник квартиры 200 о дате и времени осмотра уведомлен 06.10.2019г. (информация на доске объявлений МКД в парадной) и 15.11.2019г. консьержем парадной № 3. Ответчики указывают, что информацией об осмотре, назначенном на 06.12.2019г. не располагал.
Истцом не представлено доказательств того, что был соблюден порядок проведения проверки, предусмотренный п.п.85, 85(1), 85 (2) Правил № 354 (письменное извещение о проверке, направленное либо врученное не позднее 14 дней до даты проверки с указанием даты и времени проверки, последствиях отказа в допуске, акт, подписанный участниками проверки с указанием обстоятельств проверки, один экземпляр которого вручен потребителю, в т.ч. путем направления заказным письмом).
Представленная копия телеграммы 267/2743 от 05.12.2019г. подтверждением соблюдения порядка проверки не является.
Истцом представлен акт об отказе ответчиков предоставить доступ к осмотру общедомового имущества от 23.12.2019г., согласно которого собственник квартиры 200 о дате и времени осмотра уведомлен 06.10.2019г. (информация на доске объявлений МКД в парадной) и 07.12.2019г. консьержем парадной № 3.
Однако, судом обозревалась видеозапись, подтверждающая обеспечение 23.12.2019г. доступа ответчиками в жилое помещение возможности проведения истцом осмотра
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что был соблюден порядок проведения проверки, предусмотренный п.п.85, 85(1), 85 (2) Правил № 354 (письменное извещение о проверке, направленное либо врученное не позднее 14 дней до даты проверки с указанием даты и времени проверки, последствиях отказа в допуске, акт, подписанный участниками проверки с указанием обстоятельств проверки, один экземпляр которого вручен потребителю, в т.ч. путем направления заказным письмом).
Истцом представлен акт об отказе ответчиков предоставить доступ к осмотру общедомового имущества от 31.01.2020г., согласно которого собственник квартиры 200 о дате и времени осмотра уведомлен 06.10.2019г. (информация на доске объявлений МКД в парадной) и телеграммой от 17.01.2020г. Данная телеграмма ответчикам не вручена.
Суду представлена копия телеграммы № 227/3119 от 17.01.2020г., однако, по мнению суда, указанная телеграмма не подтверждает соблюдение порядка проведения проверки, предусмотренный п.п.85, 85(1), 85 (2) Правил № 354
Ответчики пояснили, что 31.01.2020г. в квартире отсутствовали в связи с чем у истца отсутствовала возможность вручения ответчикам повторного уведомления и получения подписи ответчика в акте.
Кроме того, 24.01.2020г. ФИО1 направил в адрес истца уведомление о временном отсутствии собственников в квартире (в период с 30.01.2020г. по 12.02.2020г.), которое прибыло в место вручения 27.01.2020г., что свидетельствует о том, что ответчиками были предприняты меры для надлежащего информирования истца о временном отсутствии потребителей в жилом помещении.
Согласно уведомления об осмотре 23.12.2019г., 31.01.2020г. последствием отказа в доступе является ответственность собственника при возникновении аварийных ситуаций, однако, обеспечение доступа в жилое помещение не связано с необходимостью устранения аварийного состояния, а связано с необходимостью проведения мероприятий по плановому ежегодному осмотру общего имущества, что следует из текста уведомления, представленного истцом. Таким образом, требование Правил 354 о разъяснении потребителям последствий отказа в доступе истцом также не исполнено.
Таким образом, по мнению суда, истцом не соблюден надлежащим образом порядок, являющийся обязательным условием для доступа в принадлежащее собственнику жилое помещение. Истец нарушил порядок заблаговременного уведомления собственников квартиры 200 об обеспечении доступа в указанную квартиру. Материалы дела не содержат доказательств соблюдения истцом установленного порядка проведения проверок в указанные выше даты.
Таким образом, материалами дела опровергается уклонения ответчиков от предоставления доступа в жилое помещение на предмет его обследования, тогда как истцом, напротив, не представлены доказательства соблюдения п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Истец не лишен возможности согласовать во внесудебном порядке в установленном правовыми актами порядке конкретное время и дату, в которое доступ в помещение подлежит предоставлению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчиков обязанности предоставить доступ в судебном порядке -не имеется.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, на основании изложенного и руководствуясь ст. 12,56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ТСЖ «Светлановский 115» к ФИО1, ФИО2 об обязании предоставить доступ в жилое помещение- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 02.04.2021 года.