ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2021УИД от 21.06.2021 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-140/2021 УИД: 81RS0005-01-2021-000193-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2021 года п. Гайны

Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Карташовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Колеговой Т.В.,

с участием заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гайнского района обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Гайнского района Пермского края 18.02.2020 года проведена проверка ИП ФИО1 по исполнению законодательства о противодействии терроризму, а также правил пожарной безопасности. В ходе проведения проверки установлено, что ИП ФИО1 в нарушении требований Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 года № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» осуществляет деятельность по предоставлению мест для временного проживания граждан по адресу: <адрес>, по данному адресу расположена гостиница (хостел), состоящая из 4 номеров.

Прокурором Гайнского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

Просит суд обязать ИП ФИО1 (ОГРНИП ): провести категорирование гостиницы; разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы; определить должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов); обеспечить подготовку работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы; провести мониторинг обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы; оборудовать необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; применить современные информационно-коммуникационных технологии для обеспечения безопасности гостиницы; провести мероприятия по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы; обеспечить своевременное информирование территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы; обеспечить территорию, здание гостиницы системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, системой охранного освещения, системой пожарной безопасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции), информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заместитель прокурора Гайнского района Деревянко М.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в нем.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, посредством телефонной связи просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района Пермского края 18.02.2020 года проведена проверка ИП ФИО1 по исполнению законодательства о противодействии терроризму, а также правил пожарной безопасности.

В ходе проведения проверки установлено, что ИП ФИО1 в нарушении требований Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 года № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» осуществляет деятельность по предоставлению мест для временного проживания граждан по адресу: <адрес>, а именно: категорирование гостиницы не проведено; не разработаны организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы; не определены должностные лица, ответственные за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов); не обеспечена подготовка работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы; не проведен мониторинг обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы; гостиница не оборудована необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; нет применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы; не осуществляется контроль за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы; не проведены мероприятия по защите информации; оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы не осуществлено; не проведены мероприятия по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы; своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы не осуществляется. Также отсутствуют система видеонаблюдения, система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, система охранного освещения, системой пожарной безопасности, средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции), информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов.

В нарушение вышеназванного законодательства, ИП ФИО1 нарушены требования антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, что свидетельствует об отсутствии системы мер обеспечения безопасности, что не позволит своевременно среагировать на угрозы террористического характера, в случае их возникновения.

Прокурором Гайнского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете мер предупреждения терроризма, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с п. 15 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает, в том числе решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Пункт 4 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» устанавливает, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 14.04.2017 года № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов».

Согласно п.1 Постановления, настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.

В силу п. 2 Постановления, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Постановления, в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование.

Согласно п. 8 Постановления, для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы.

В соответствии с п. 15 Постановления, в отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч. 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ч. 4).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, поскольку на гостиницу (хостел) распространяются требования антитеррористической защищенности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 года № 447, а несоблюдение требований действующего законодательства влияет на антитеррористическую защищенность, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов на указанном объекте, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц, временно или постоянно проживающих на территории гостиницы (хостела)", расположенного по адресу: <адрес>, на благоприятные и безопасные условия пребывания в ней, исковые требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести категорирование гостиницы; разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы; определить должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов); обеспечить подготовку работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы; провести мониторинг обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы; оборудовать необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; применить современные информационно-коммуникационных технологии для обеспечения безопасности гостиницы; провести мероприятия по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы; обеспечить своевременное информирование территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы; обеспечить территорию, здание гостиницы системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, системой охранного освещения, системой пожарной безопасности, средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции), информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (23.06.2021 года).

Председательствующий /подпись/

Копия верна. Судья О.А. Карташова