ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2022 от 15.02.2022 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-140/2022

(№ 2-1961/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 15 февраля 2022 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Мартыненко В.М.,

При секретаре Гуркиной А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании денежных средств бесхозяйными, обращении их в собственность Российской Федерации и передаче в Управление Федерального казначейства по Смоленской области для дальнейшего осуществления распорядительных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях/Управление/заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании денежных средств бесхозяйными, обращении их в собственность Российской Федерации и передаче в Управление Федерального казначейства Смоленской области (далее - УФК по Смоленской области) для дальнейшего осуществления распорядительных действий.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении таможенных операций в месте прибытия товаров в зоне таможенного контроля Володарского таможенного поста Брянской таможни при применении форм таможенного контроля у гражданина Украины Коваля И.Л. были изъяты денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 в связи с нарушением требований статей 256, 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Коваль И.Л. был привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа. Изъятые в качестве предмета административного правонарушения денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 подлежали возврату владельцу, о чём ему было сообщено, направленным Брянской таможней в его адрес актом об истечении сроков хранения задержанных товаров от 04 июня 2018 года - исх. . Однако до настоящего времени Коваль И.Л. денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 забрать не пожелал.

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанное имущество было передано МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в лице поверенной организации АО «Заднепровье».

Считает, что Коваль И.Л. своим бездействием, выразившимся в неявке за денежными средствами - гривны Украины в размере 98 800, отказался от своего имущества и Управление рассматривает такое имущество как бесхозяйное.

Указывает, что в силу законодательного запрета, установленного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1493, Управление не правомочно осуществлять распорядительные действия по подготовке к реализации, переработке, уничтожению и реализации, переработке, уничтожению в отношении задержанных денежных средств - гривны Украины в размере 98 800.

Соответственно, исходя из деятельности и возложенных функций распорядительные действия по подготовке к реализации, переработке, уничтожению и реализации, переработке, уничтожению в отношении задержанных денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 правомочен осуществить федеральный орган исполнительной власти - Федеральное казначейство.

На территории Смоленской области территориальным органом Федерального казначейства является Управление Федерального казначейства.

На основании вышеизложенного МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях просит суд:

1. Признать бесхозяйными денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 и обратить их в собственность Российской Федерации.

2. Передать денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 в Управление Федерального казначейства по Смоленской области для дальнейшего осуществления распорядительных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 2-3).

В судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях - ФИО действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 166) заявленные требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица УФК по Смоленской области - Раевская Ю.А., действующая на основании доверенности от 01.12.2021 (л.д. 117) в судебном заседании требование о признании денежных средств (гривны Украины в размере 98 800) бесхозяйными поддержала, при этом возражала против передачи указанных денежных средств для дальнейшего осуществления распорядительных действий в Управление Федерального казначейства по Смоленской области, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве, представленном в адрес суда (л.д. 34-38). Считает, что распорядителем указанных денежных средств должна выступать Федеральная таможенная служба.

Представитель заинтересованного лица Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) - Тараник И.Н., действующая на основании доверенностей от 01.12.2021 и 20.12.2021 (л.д. 130,131-132), представляющая также интересы заинтересованного лица - Смоленской таможни на основании доверенности от 03.09.2021 (л.д. 129) в судебном заседании указала, что требование о признании денежных средств (гривны Украины в размере 98 800) бесхозяйными подлежит удовлетворению, при этом считает, что Федеральная таможенная служба не может выступать распорядителем указанных денежных средств, поскольку у ФТС отсутствует валютный счет и сослалась на доводы, указанные в письменных пояснениях, представленных в адрес суда (л.д. 133-136,137-139).

Заинтересованное лицо - Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства, будучи извещенным о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, явку в суд своего представителя не обеспечило. Представитель заинтересованного лица Черных С.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162), представила в адрес суда отзыв на заявление, из которого следует, что вопрос о рассмотрении требований МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, изложенных в рассматриваемом судом заявлении, Межрегиональное операционное УФК оставляет на усмотрение суда, при этом ходатайствовала о проведении слушаний по делу в отсутствие представителя Управления (л.д. 157-159,161).

Заинтересованное лицо - Брянская таможня, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, явку в суд своего представителя не обеспечила (л.д. 154). Представитель заинтересованного лица Цуканов Р.Ю., действующий на основании доверенности от 28.09.2021 (л.д. 67), представил в адрес суда пояснения в отношении требований, изложенных в рассматриваемом заявлении, согласно содержанию которых, представитель заинтересованного лица считает, что передача денежных средств Коваля И.Л. из таможенного органа в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях была осуществлена правомерно в соответствии с Федеральным законом №289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (л.д. 65-66,67-68).

Заинтересованное лицо - Коваль И.Л., будучи неоднократно и надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку своего представителя также не обеспечил. Возражения на требования, отзыв, ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не представил (л.д. 40,49,104,119,120,121,122,123,124,154).

С учетом мнения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц - УФК по Смоленской области, Федеральной таможенной службы и Смоленской таможни, а также на основании положений статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 15 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров, определяются главой 37 настоящего Кодекса

Согласно подпункта 7 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении таможенных операций в месте прибытия товаров в зоне таможенного контроля Володарского таможенного поста Брянской таможни при применении форм таможенного контроля у гражданина Украины Коваля И.Л. были изъяты денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 в связи с нарушением требований статей 256, 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Коваль И.Л. был привлечен к административной ответственности по статье <данные изъяты> КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. Изъятые в качестве предмета административного правонарушения денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 подлежали возврату владельцу (л.д. 14-16), о чем Коваль И.Л. был надлежащим образом информирован направленным Брянской таможней в его адрес актом об истечении сроков хранения задержанных товаров от ДД.ММ.ГГГГ - исх. (л.д. 19).

Однако до настоящего времени Коваль И.Л. с заявлением о возврате ему денежных средств - гривны Украины в размере 98 800 забрать не обращался.

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанное имущество было передано МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в лице поверенной организации АО «Заднепровье» (л.д. 21-22).

Согласно пункту 17 статьи 233 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) не востребованные в течение одного месяца со дня вручения постановления о возврате изъятых товаров либо в течение одного месяца со дня истечения шести рабочих дней со дня направления такого постановления почтой изъятые товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 56 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

Движимые вещи, стоимость которых превышает пятикратный размер минимального размера оплаты труда, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (статья 226 ГК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи (пункт 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (пункт 1 статьи 293 ГПК РФ).

В связи с изложенным, суд соглашается с доводами заявителя о том, что Коваль И.Л. своим бездействием, выразившимся в неявке за денежными средствами - гривны Украины в размере 98 800, отказался от своего имущества, что влечет признание такого товара бесхозяйным и полагает обратить его в собственность Российской Федерации.

Рассматривая требование заявителя о передаче денежных средств - гривны Украины в размере 98 800 в Управление Федерального казначейства по Смоленской области для дальнейшего осуществления распорядительных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд находит его не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

Полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом установлены в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 5.31, 5.35 вышеуказанного Положения, Росимущество обеспечивает поступления в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации.

Подпунктом «д» п. 3 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238, установлено, что имущество, обращенное в собственность государства, для его распоряжения подлежит передаче Росимуществу и его территориальным органам, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 № 64н утвержден Порядок перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства (далее - Порядок № 64н).

Как следует из положений п.п. 13, 14, 17 Порядка № 64н, наличные денежные средства в иностранной валюте в валюте счетов бюджета в иностранной валюте вносятся территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) в кассу уполномоченного банка для зачисления на его валютные счета, открытые на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» в уполномоченном банке (далее - соответствующие валютные счета), в валюте таких счетов с их последующим перечислением на счета бюджета в иностранной валюте в валюте таких счетов в соответствии с п. 17 настоящего Порядка.

В случае отсутствия соответствующих валютных счетов территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) осуществляется транспортировка вышеуказанных наличных денежных средств в соответствии с п. 6 настоящего Порядка с целью их перечисления федеральным органом государственной власти (государственным органом) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 14 настоящего Порядка.

Наличные денежные средства в иностранной валюте в валюте счетов бюджета в иностранной валюте вносятся федеральным органом государственной власти государственным органом) в кассу уполномоченного банка для зачисления на его соответствующие валютные счета в валюте таких счетов с их последующим перечислением на счета бюджета в иностранной валюте в валюте таких счетов в соответствии с п. 17 настоящего Порядка.

Денежные средства в иностранной валюте в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на счета бюджета в иностранной валюте в валюте таких счетов с указанием в платежном документе информации о федеральном органе государственной власти (государственном органе) (Пенсионном фонде Российской Федерации), лицевой счет которому открыт в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, коде классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации администратора доходов бюджета, а также реквизитов документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Смоленской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 (Приложение № 68 к Приказу), Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Смоленской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства, осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также по учету доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено возложение на территориальные органы Федерального казначейства обязанности по приему наличных денежных средств в иностранной валюте, обращенных в собственность Российской Федерации, с целью совершения дальнейших распорядительных действий по подготовке их к реализации, переработке и уничтожению.

При таких обстоятельствах, Управление Федерального казначейства по Смоленской области не является органом, уполномоченным принимать иностранную валюту, изъятую таможенными органами и признанную в последующем бесхозяйной, и такое имущество подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом как органу, осуществляющему функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент в Смоленской области таким уполномоченным территориальным органом является МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя в указанной части являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях удовлетворить частично.

Признать бесхозяйными денежные средства - гривны Украины в размере 98 800 (девяносто восемь тысяч восемьсот украинских гривен) и обратить их в собственность Российской Федерации.

В удовлетворении заявления Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о передаче денежных средств - гривны Украины в размере 98 800 (девяносто восемь тысяч восемьсот украинских гривен) в Управление Федерального казначейства по Смоленской области для дальнейшего осуществления распорядительных действий,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий _____________ В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2022 года.