ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2022 от 22.06.2022 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2 -140/2022г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 22 июня 2022 года

р.п. Вача 16 июня 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Тонковой С.В.,

с участием процессуального истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимировой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ на рассмотрение в представительный орган Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области; обязании в течение 15 дней со дня принятия представительным органом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области направить в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области для регистрации изменений в Устав муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ РФ от 21.07.2005 № 978-ФЗ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ на рассмотрение в представительный орган Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области; обязании в течение 15 дней со дня принятия представительным органом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области направить в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области для регистрации изменений в Устав муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ РФ от 21.07.2005 № 978-ФЗ

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Вачского района Нижегородской области по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий при осуществлении правотворческой деятельности, в ходе которой установлено, что решением сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ принят Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, который зарегистрирован в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области №\ от \.

\ сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района принято решение \ о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района, которое \ направлено в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области для регистрации.

\ ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области подготовлено заключение об отказе в регистрации указанного решения, поскольку принятое решение о внесении изменений в Устав противоречит действующему законодательству.

\ сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района принято решение \ об отмене изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, которое в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области для регистрации не направлено.

До настоящего времени изменения в Устав не внесены, соответственно Устав муниципального образования в действующей редакции является не актуальным и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, принятый решением сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского муниципального района от \\, не приведен в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ с учетом внесенных в него в 2020 и 2021 годах изменений и дополнений.

Не приведение Устава Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствие с действующим законодательством в течение длительного времени свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования, нарушает права и интересы граждан – жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления, снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создает препятствие в осуществлении гражданами муниципального образованиях их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

В связи с бездействием администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района, прокурор обращается в суд с настоящим исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила:

1. Обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области.

2. Обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение 15 дней со дня принятия представительным органом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области направить в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области для регистрации изменений в устав муниципального образования в соответствие с требованиями статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Представитель ответчика администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе и об отложении судебного заседания от ответчика в адрес суда не поступало.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113, 114 ГПК РФ. По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случаях неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав пояснения процессуального истца, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, в Нижегородской области - ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

В силу ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных нормативных правовых актов входит в том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и региональным законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения – нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.

Судом установлено что прокуратурой Вачского района Нижегородской области по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий при осуществлении правотворческой деятельности, в ходе которой установлено, что решением сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от \\ принят Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, который зарегистрирован в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области №\ от \.

\ сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района принято решение \ о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района, которое \ направлено в ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области для регистрации.

\ ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области подготовлено заключение об отказе в регистрации указанного решения, поскольку принятое решение о внесении изменений в Устав противоречит действующему законодательству.

\ сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района принято решение \ об отмене изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района \, которое в ГУ Министерства юстиции РФ по \ для регистрации не направлено.

При этом, Федеральными законами от 30.10.2018 № 387-ФЗ, 27.12.2018 № 498-ФЗ, 27.12.2018 № 556-ФЗ, 06.02.2019 № 3-ФЗ, 01.05.2019 № 87-ФЗ, 26.07.2019 № 226-ФЗ, 26.07.2019 № 228-ФЗ, 02.08.2019 № 283-ФЗ, 02.08.2019 № 313-ФЗ, 16.12.2019 № 432-ФЗ, 27.12.2019 № 521-ФЗ, 24.04.2020 № 148-ФЗ, 23.05.2020 № 154-ФЗ, 13.07.2020 № 194-ФЗ, 20.07.2020 № 236-ФЗ, 20.07.2020 № 241-ФЗ, 09.11.2020 № 363-ФЗ, 09.11.2020 № 370-ФЗ, 08.121.2020 № 411-ФЗ, 22.12.2020 № 445-ФЗ, 22.12.2020 № 454-ФЗ, 22.12.2020 № 458-ФЗ, 29.12.2020 № 464-ФЗ, 30.12.2020 № 518-ФЗ, 30.04.2021 № 116-ФЗ, 11.06.2021 № 170-ФЗ, 01.07.2021 № 289-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, Федеральным законом от 01.07.2021 № 289-ФЗ внесены изменения в части 4 и 5 статьи 28, которые изложены в следующей редакции:

«4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.».

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ в части 1 статьи 14:

а) пункт 4.1 изложен в следующей редакции:

«б) в пункте 5 слова «за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами «на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве»;

«в) в пункте 19 слова «осуществление контроля за их соблюдением» заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;»

«г) в пункте 27 слова «использования и охраны» заменить словами «охраны и использования;».

Федеральным законом от 30.04.2021 № 116-ФЗ пункт 8 части 6 статьи 36 изложен в следующей редакции:

«8) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;»;

2) в статье 37 часть 6.1 дополнена пунктом 4 следующего содержания:

«4) обязан сообщить в письменной форме главе муниципального образования о прекращении гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, предусмотренного настоящим пунктом.»;

б) пункт 9 части 10 изложен в следующей редакции:

«9) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;»;

3) пункт 7 части 10 статьи 40 изложен в следующей редакции:

«7) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;».

Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ часть 1 статьи 14 дополнена пунктом 40 следующего содержания:

«40) принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.».

Федеральным законом от 29.12.2020 № 464-ФЗ часть 1 статьи 14.1 дополнена пунктом 19 следующего содержания:

«19) осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.».

Вместе с тем, как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, до настоящего времени изменения в Устав не внесены, соответственно Устав муниципального образования в действующей редакции является не актуальным и противоречит действующему законодательству.

Таким образом, суд находит Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, принятый решением сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского муниципального района от \\, не приведенным в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ с учетом внесенных в него в 2020 и 2021 годах изменений и дополнений.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В этой связи суд считает, что не приведение Устава Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствие с действующим законодательством в течение длительного времени свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования, нарушает права и интересы граждан – жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления, снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создает препятствие в осуществлении гражданами муниципального образованиях их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, удовлетворив тем самым заявленные исковые требования.

Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Таким образом, требования истца об обязании администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение 15 дней со дня принятия представительным органом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области направить в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области для регистрации изменений в устав муниципального образования в соответствие с требованиями статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, удовлетворить.

Обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области.

Обязать администрацию Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области в течение 15 дней со дня принятия представительным органом Чулковского сельсовета Вачского муниципального района решения о внесении изменений в Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области направить в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области для регистрации изменений в устав муниципального образования в соответствие с требованиями статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья -подпись

Копия верна: судья Н. С. Баринова