Дело №2-141(1)/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2013г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Исаева А.С.,
представителя администрации Пугачевского муниципального района, администрации муниципального образования г. Пугачева ФИО1,
представителя федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района о возложении обязанности по организации электроснабжения многоквартирных жилых домов по адресу ** без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области
установил:
в исковом заявлении Пугачевский межрайонный прокурор указывает, что была проведена проверка соблюдения исполнения органами местного самоуправления Пугачевского муниципального района требований действующего законодательства в области организации обеспечения граждан муниципального образования г. Пугачева электроэнергией. В ходе проверки было установлено, что электроснабжение граждан проживающих в жилых дома по адресу ** производится при помощи энергопринимающих устройств принадлежащих федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области». В силу закона указанное учреждение не может являться гарантирующим поставщиком электрической энергии для граждан. Поданными в Пугачевскую межрайонную прокуратуры заявлениями названное учреждение отказывается от выполнения функций по передаче электроэнергии гражданам с использованием принадлежащих названному учреждению энергопринимающих устройств. Резервных источников подачи электроэнергии в названные дома, не имеется. Указывая, что по соглашению между администрациями муниципального образования г. Пугачеву и Пугачевского муниципального района полномочия по организации электроснабжения граждан переданы Пугачевскому муниципальному району, Пугачевский межрайонный прокурор просил вынести решение, которым обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать электроснабжение многоквартирных жилых домов по адресу ** без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Исаев А.С. иск уточнил. Просил вынести решение обязывающее администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать электроснабжение многоквартирных жилых домов без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области, в том числе и в отношении дома по адресу ***. Уточненный иск поддержал, об обстоятельствах дела пояснил, как изложено в исковом заявлении. Дополнил, что не согласен с позицией представителя администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, как довод о необоснованности заявленного иска, в той части, что можно определить круг лиц проживающих в многоквартирных домах **. Указал, что в многоквартирных домах могут проживать как постоянно проживающие граждане, так и временно проживающие граждане. Поставка электроэнергии в многоквартирные дома носит длящийся характер, в связи с чем установить круг лиц пользующихся электроэнергией в многоквартирных домах не возможно. Ранее межрайпрокуратурой была проведена проверка электроснабжения жилого поселка по адресу: **, по ее результатам в адрес главы администрации МО г. Пугачева было вынесено представление, с требованием обеспечить подачу электроэнергии жителям поселка Карьера МВД г. Пугачева без использования мощностей исправительного учреждения. На основании указанного представления администрация МО г. Пугачева принимала определенные меры. Глава администрации обращался с письмом в соответствующую энергоснабжающую организацию. На обращение главы администрации были приняты меры по обеспечению электроэнергией жителей многоквартирных домов Карьера МВД г. Пугачева без привлечения сетей ФКУ ИК-4. Было решено, что для электроснабжения жителей указанных домов будут построены новые сети, но до настоящего времени порядок подачи электроэнергии в указанные многоквартирные дома не изменилась. Запрета гражданам многоквартирных домов ** г. Пугачева пользоваться электроэнергией посредством сетей ФКУ ИК-4 не имеется, однако ФКУ ИК-4 не может быть гарантирующим поставщиком либо территориальной сетевой организацией. Поставка энергии гражданам периодически прерывается. В случае отключения ФКУ ИК-4 электроэнергии жители многоквартирных домов ** останутся без электроэнергии. В настоящее время ввиду бездействия администрации граждане не могут реализовать свои права на получении электроэнергии, вынуждены самостоятельно обращаться в ОАО «МРСК Волги» для решение вопроса об электроснабжении домов.
Представитель ответчика администрации Пугачевского муниципального района и третьего лица администрации муниципального образования г. Пугачева ФИО1 иск межрайпрокурора считал не подлежащим удовлетворению. Полагал, что иск основан только на интересах ФКУ ИК-4, в иске нет ссылок на заявления граждан, нет указаний какие именно права граждан нарушены. Полагал, что можно определить круг лиц проживающих в многоквартирных домах **. В действующем законодательстве нет указаний, на конкретные действия которые администрация должна принимать для соблюдения прав граждан, администрация не обязана заниматься строительством энергетических сетей. Администрация лишь должна принимать меры по организации электроснабжения на территории города. Жалоб от граждан многоквартирных домов Карьера МВД г. Пугачева, связанных с недостаточной организацией электроснабжения не поступало. Меры по организации электроснабжения граждан названных домов, принимала администрация муниципального образования г. Пугачева, проводила собрания с гражданами многоквартирных домов ** по вопросу подключения домов через ОАО «МРСК Волги». Кто инициировал собрания ему не известно. Собрание было проведено, с целью не использования сетей ФКУ ИК-4 и строительства новой линии электропередач, для приведения сетей в соответствии с законом, так как ФКУ ИК-4 не является энергоснабжающей организацией. Энергия в дома в настоящее время подается через сети ФКУ ИК-4, на каком основании сказать не может. После того как ФКУ ИК-4 перестало принимать деньги от граждан за электроэнергию, администрация провела собрание с гражданами, после письма ФКУ ИК-4 об отключении домов, было составлено письмо от администрации, о подключении домов к сетям ОАО «МРСК Волги». Сети по которым поставляется энергия в многоквартирные дома ** на балансе администрации не стоят, кому принадлежат указанные сети ему не известно. После принятия полномочий администрацией Пугачевского муниципального района, какие либо меры по организации энергоснабжения граждан названных домов не принимались. Каким способом осуществляется управлением названными многоквартирными домами ему не известно.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-4 ФИО2 иск межрайпрокурора полагала подлежащим удовлетворению. Пояснила, что между ФКУ ИК-4 и жителями многоквартирных домов ** нет фактических договорных отношений по электроснабжению. Деньги от населения за электроэнергию ФКУ ИК-4 получало до 12.03.2012г. все средства зачислялись в федеральный бюджет. В настоящее время получено письмо от УФСИН Саратовской области, в котором содержатся рекомендации и запрет принимать деньги от населения. Ранее в Уставе ФКУ ИК-4 была обязанность обеспечения граждан электроэнергией. Прямого запрета для ФКУ ИК-4 поставлять гражданам электроэнергию не имеется. ФКУ ИК-4 прекратило принимать деньги от населения за электроэнергию, так как жители многоквартирных домов ** отказались получать электроэнергию от ФКУ ИК-4. Граждане написали заявление в ОАО «МРСК Волги» о строительстве новых сетей для энергоснабжения их домов. В настоящее время составлен договор о технологическом присоединении названных многоквартирных домов в сетям ОАО МРСК «Волги». Имевшиеся между гражданами и ФКУ ИК-4 отношения по поставке и приему денег за электроэнергию не может относиться к коммунальной услуге, так как предоставление коммунальной услуги запрещено уставом ФКУ ИК-4. Самостоятельно отключить граждан от сети энергоснабжения, ФКУ ИК-4 не может. Однако в настоящее время перед гражданами обязанностей нет, деньги за энергоснабжение ФКУ ИК-4 не принимает. В настоящее время ФКУ ИК-4 поставляет энергию гражданам, оплачивая электроэнергию за население. Отключения энергии у многоквартирных домов ** было произведено 14.03.2012г., с целью заставить администрацию принять меры по организации энергоснабжения, затем отключение энергии было еще 2 раза. Были проведены собрания с администрацией МО г. Пугачева, было принято решение подключить дома к сети ОАО «МРСК Волги». Кому принадлежат энергетические сети между домами **, ей не известно, правоустанавливающих документов на сети между домами ** в ИК – 4 не имеется. Жилой поселок по адресу: ** был построен в 60-х годах, как ведомственное жилье ФКУ ИК-4. Однако сети электроснабжения на балансе не стоят. В настоящее время жилой фонд передан в местную администрацию.
Представитель третьего лица открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго», в суд не явился. О дне судебного заседания представитель названного лица извещен.
Представителями открытого акционерного общества «Саратовэнергно», открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги», в судебном заседании заявлено о возможности продолжения рассмотрения дела в их отсутствие.
С учетом изложенного, того, что в судебном заседании представители третьих лиц давали пояснения по заявленному иску, с учетом мнения присутствующих лиц, полагавших возможным рассматривать дело в отсутствие представителей открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго», открытого акционерного общества «Саратовэнергно», открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги», суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителей открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго», открытого акционерного общества «Саратовэнергно», открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги».
В судебном заседании 6 марта 2013 г. представитель открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго», ФИО3 и специалист С.С.А. поясняли, что электроэнергия для населения по их сетям поступает транзитом, уровень напряжения 6 кВ. Указанного уровня напряжения слишком много, по этой причине напряжение поступает до трансформатора ФКУ ИК-4, затем снижается до 0,4 кВ. и передается населению. ОАО «Облкоммунэнерго» не может самостоятельно снизить напряжение, так как обеспечивает подачу энергии до границ ответственности, а именно до высоковольтной линии, которая находится на муниципальной земле.
С.С.А.дополнительно пояснил, что был на совещании в администрации МО г. Пугачева, которое проводилось по инициативе администрации в 2012году. Тема совещания была изменить точки энергоснабжения жилого поселка по адресу: ** г. Пугачева минуя сети ФКУ ИК-4. Было принято решение, что граждане имеют право поменять сети подающие энергию, на основании собственных заявлений.
Представитель ОАО «Саратовэнерго» ФИО4 в судебном заседании 6 марта 2013 г. пояснял, что он присутствовал на собрании в администрации МО г. Пугачева по вопросу энергоснабжения жилого поселка по адресу: ** минуя сети ФКУ ИК-4. Было принято решение, что граждане имеют право поменять сети подающие энергию, на основании собственных заявлений. Граждане с подобными заявлениями в ОАО «Саратовэнерго» не обращались, денег от граждан ОАО «Саратовэнерго» не получало. В связи с чем обязательств у ОАО «Саратовэнерго» перед жителями домов ** нет. ОАО «Саратовэнерго» является только поставщиком энергии, сетями не владеет. Сетями, по которым гражданам поставляется энергия, владеет ОАО «МРСК Волги». Если будет заключен договор энергоснабжения с гражданами, поставщиком энергии будет указано ОАО «Саратовэнерго».
Представитель ОАО «МРСК Волги» ФИО5 пояснил, что цель работы ОАО «МРСК Волги» создание, распределение и передача электроэнергии, в том числе и населению. Стороной, поставщиком энергии в договоре энергоснабжения заключаемого с гражданами, является ОАО «Саратовэнерго». Глава администрации МО г. Пугачева от 20.04.2012г. обращался с письмом к директору Северного По ОАО «МРСК Волги» «Саратовские распределительные сети», в котором администрация просила содействовать в подключении домов ** к электрическим сетям Северного По ОАО «МРСК Волги» «Саратовские распределительные сети», в связи с прекращением подачи энергии ФКУ ИК-4. Затем к ОАО «МРСК Волги» с заявлениями обратились граждане, от которых были приняты заявки о присоединении к электрическим сетям Северного По ОАО «МРСК Волги». Полагал, что администрация Пугачевского муниципального района уже оказала содействие гражданам, так как в части присоединения к сетям домов **, выполнять обязательства будет ОАО «МРСК Волги». В настоящее время сети по которым будет производится подача электроэнергии в многоквартирные дома не присоединены к сетям ОАО «МРСК Волги», проведен конкурс на выполнение строительно – монтажных работ. Заказчиком работ выступает население. Вопрос о подготовке энергопринимающих устройств является обязанностью жителей. Администрация по вопросу согласования энергопринимающих устройств не обращалась
Специалист В.Н.Н.дополнительно пояснил, что в настоящее время в целях подачи электроэнергии в многоквартирные дома минуя подстанцию ИК – 4, построена линия мощностью 6кВ, трансформирующая подстанция, проведен конкурс на выполнение строительно – монтажных работ. Строится линия по подаче энергии мощностью 0,4 кВ. От новой подстанции до каждого жилого ** будет построена отдельная линия. Все работы в настоящее время ведутся. К маю 2013года жилые ** будут подключены к новой сети. В ОАО «МРСК Волги» граждане обращались с заявлениями самостоятельно. Строительство производится за счет ОАО «МРСК Волги», затем после заключения договора с населением путем оплаты подаваемой энергии в течении 7-10лет все проводимые работы окупятся и ОАО «МРСК Волги» будет получать прибыль. Администрация Пугачевского муниципального района не выступает гарантом выполненных работ, каких либо соглашений по вопросу энергоснабжения названных домов, с администрацией не имеется. Собрание граждан было проведено по инициативе администрации МО г. Пугачева. Оформлением документов внутри подъезда занимается население, оформлением документов до границ домов занимается ОАО «МРСК Волги».
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного Пугачевским межрайонным прокурором иска.
Иск Пугачевского межрайонного прокурора подан в защиту интересов неопределенного круга лиц, связан с исполнением органом местного самоуправления обязанности по организации электроснабжения многоквартирных жилых домов по адресу **.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно части 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании пояснений сторон материалов дела судом установлено, что в соответствии с п. 1 п.п. 18, 19 Решения Совета муниципального образования города Пугачева Саратовской области от 28.11.2012 г. № 60 «О передаче части полномочий и заключении соглашения об исполнении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования города Пугачева органам местного самоуправления Пугачевского муниципального района», п. 1 п.п. 18, 19 Решения Собрания Пугачевского муниципального района Саратовской области от 29.11.2012 г. № 158 «О принятии части полномочий и заключении соглашения о передаче осуществления части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального образования города Пугачева органам местного самоуправления Пугачевского муниципального района» организация благоустройства поселения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям администрации Пугачевского муниципального района.
Таким образом, организация электроснабжения населения в границах муниципального образования г. Пугачева входит в перечень вопросов местного значения администрации Пугачевского муниципального района.
Поскольку вопрос обеспечения электроэнергией ставиться в отношении многоквартирных жилых домов, при разрешении возникшего спор суд учитывает положения Жилищного кодекса Российской Федерации и иные нормативные акты связанные с предоставлением гражданам коммунальной услуги – электроснабжение.
В силу части 4 ст. 154, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе за электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. На основании решения общего собрания членов собственников помещений в многоквартирном доме, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Согласно п.1,3,4,6,7,8 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Коммунальной услугой электроснабжение, является снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Качественной услуга энергоснабжение считается если такая услуга является бесперебойной предоставляемой круглосуточно в течении года. При этом допустимая продолжительность перерыва в подаче электроэнергии» 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа при наличии 1 источника питания.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" основной обязанностью учреждений исполняющие наказания, являются обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 427 – р от 15 марта 2006 г. «О безвозмездной передаче объектов ФСИН России из федеральной собственности в собственность объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области», прекращено право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия учреждения УШ 382/4 на относящиеся к федеральной собственности объекты расположенные в г. Пугачеве, жилые дома по адресу **. Перечисленные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность объединенного муниципального образования г. Пугачева (л.д.6 -7).
Из акта приема передачи от 03.04.2006 г. (л.д.8) утвержденного руководителем ТУ Росимущество по Саратовской области, следует, что перечисленные объекты переданы в муниципальную собственность объединенного муниципального образования г. Пугачева.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФКУ «ИК -4 УФСИН России по Саратовской области» не может являться ресурсоснабжающей организацией осуществляющей предоставление коммунальных ресурсов для жителей перечисленных домов, поскольку не является энергосбытовой организацией, гарантирующим поставщиком электроэнергии для жителей домов по адресу **.
На основании пояснений сторон, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «Облкоммунэнерго» и ФКУ «ИК -4 УФСИН России по Саратовской области» (л.д.59,60), представленной представителем ОАО «Облкоммунэнерго» схемы электроснабжения жилых домов расположенных по адресу ** посредством сетей ОАО «Облкоммунэнерго» и ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» (л.д.61), судом установлено, что электроснабжение жилых домов по адресу **,в настоящее время производится от трансформаторной подстанции **-0,4 кв., находящейся в ведении ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области». Сети, по которым электроэнергия поставляется в вышеназванные дома, находятся за границей ответственности ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области».
ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» обращалось в различные инстанции с соответствующими письмами, в которых указывало о необходимости изменения порядка энергоснабжения жилых домов.
Так в письме на имя И.о. директора филиала Пугачевские городские электрические сети от 3.08.2010 г. ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» просило принять на баланс электрохозяйство поселка **, в связи с отключением от сетей ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области», поскольку ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» не имеет права на передачу электроэнергии. В письме также указывалось, на возможное отключение поселка ** от электрических сетей ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» (л.д.10).
Письмом на имя начальника Пугачевского отделения ОАО «Саратовэнерго» от 3.08.2010 г. ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» информировало, что 10.09.10., **, будет отключен от электрических сетей ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» (л.д.11).
Письмом от 19.08.2010 г. на имя главы администрации муниципального образования г. Пугачева, Пугачевского межрайонного прокурора, и.о. генерального директора ООО «Облкоммунэнерго», начальника Пугачевского отделения ООО «Облкоммунэнерго», ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» просило оказать содействие в постановке на баланс и обслуживанию электрохозяйство поселка Карьер МВД, как не принадлежащие ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области». Указывалось, что имеющееся оборудование рассчитано на внутренние нужды ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области», что учреждение не имеет права на передачу электроэнергии, что наличие дополнительных потребителей может повлиять на обеспечение жизнедеятельности учреждения. (л.д.13).
В письме на имя Пугачевского отделения ОАО «Облкоммунэнерго» от 17.02.2012 г. ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» сообщало о прекращении приема от населения **, платежей за потребленную электроэнергию. Предупреждало о прекращении с 14.03.2012 г. подачи электроэнергии в названный поселок (л.д.68).
Письмо аналогичного содержания ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области», 17.02.2012 г. было направлено в адрес и.о. главы администрации муниципального образования г. Пугачева, главы администрации Пугачевского муниципального района. Пугачевского межрайонного прокурора, начальника Балаковского территориального отдела Средне-Волжского управления Ростехнадзора, консультанта по дела ГО и ЧС (л.д.57).
С письмами аналогичного содержания в адрес Пугачевского межрайонного прокурора ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области» обращалось 10.01.2013 г. (л.д.17), 01.02.2013 г. (л.16). В письмах также указывалось, что администрацией муниципального образования г. Пугачева, несмотря на неоднократные обращения, не решается вопрос о передаче электроснабжения жилого поселка по адресу **, энергоснабжающей организации г. Пугачева.
Согласно протоколу совещания при главе администрации муниципального образования г. Пугачева, 26 марта 2012 г. было проведено совещание по вопросу перевода жилого сектора поселка ** от ИК – 4 к сетям Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети» На совещании, кроме председательствующего главы муниципального образования г. Пугачева, присутствовали начальник отдела промышленности, строительства, транспорта, связи, и ЖКХ администрации муниципального образования г. Пугачева, представители Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети», представители ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Саратовской области», представителя старшие многоквартирных жилых домов (**. По итогам совещания решили рекомендовать старшим ** ускорить работу по оформлению протоколов общих собраний и сбору необходимой документации, сотрудникам ПТО Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети», совместно с сотрудниками ИК-4 и старшими домов определить места подключения силовых кабелей к домам и необходимое количество кабеля для подключения общедомовых сетей от общедомовых приборов учета.
Жители многоквартирных жилых домов ** 27.03.2012 г. обращались в Пугачевскую межрайонную прокуратуру с жалобой в которой указывали, что в мае 2011 г. руководство ИК-4 на собрании жителей названных домов объявило о прекращении ИК – 4 подачи электроэнергии в жилые дома. В январе 2012 г. по итогам совещания в администрации муниципального образования г. Пугачева, жителям многоквартирных жилых домов ** было предложено написать заявление о технологическом присоединении к ОАО «МРСК «Волги», заключить договор с ОАО «МРСК «Волги» и произвести оплату согласно договора. 14 марта 2012 г. была приостановлена подача электроэнергии в дома, которая возобновилась лишь после обращения жителей с жалобами в различные инстанции. В жалобе излагалась просьба разобраться и объяснить почему граждане оказались заложниками в сложившейся ситуации, где финансовые затраты ложатся на плечи населения.
Письмом в Пугачевскую межрайонную прокуратуру от 5.04.2012 г. глава администрации муниципального образования г. Пугачева сообщал, что вопросом перевода жилого сектора поселка ** от ИК – 4 к сетям Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети», администрация муниципального образования г. Пугачева занимается с августа 2011 г. С жителями ** проводились собрания, на которых им разъяснялись условия подключения к сетям Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети», за умеренную плату. Указывалось, что руководство ФКУ ИК-4 готово компенсировать жителям оплату за технологическое присоединение к сетям Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети».
Глава администрации муниципального образования г. Пугачева 20.04.2012 обращался с письмом к директору Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети», в котором была изложена просьба в связи с прекращением подачи электроэнергии от ФБУ ИК -4 в многоквартирные дома **, оказать содействие в подключении данных домов к электрическим сетям Северного ПО ОАО «МРСК Волги» Саратовские распределительные сети».
На основании пояснений сторон, представленных документов (л.д.62 – 124), судом установлено, что имеются договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых или иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, заключенные в августе 2012 г. Сторонами в договорах выступало открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги» и физические лица как представители многоквартирных жилых домов по адресу **, именуемые по тексту договоров «заявитель». По условиям договоров открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги» обязалось осуществить технологическое присоединение каждого из перечисленных многоквартирных домов к сетям открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Волги», а «заявитель» обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствие с условиями договора.
Допрошенная в качестве свидетеля И.Т.В.пояснила, что проживает по адресу: **, является председателем собственников жилья **, у неё имеется доверенность от всех жителей **. Оплату за электроэнергию не она производит. У неё имеется абонентная книжка по оплате за коммунальные услуги. За воду оплачивает деньги в ФКУ ИК-4 г. Пугачева, в книжку также вносит показания за электроэнергию. Специалист ФКУ ИК-4 г. Пугачева вычеркивает показания за электроэнергию и плату не принимает. Ранее за все коммунальные платежи плату принимало ФКУ ИК-4 г. Пугачева. В ФКУ ИК-4 г. Пугачева жителям разъяснили, что плату за электроэнергию от населения ФКУ ИК-4 г. Пугачева, принимать не будет. Имеются договорные отношения с ОАО «МРСК Волги», о том, что к дому ** будет проведена линия электропередач. По дополнительному соглашению оплата за подключение квартир ** к линии электропередач ОАО «МРСК Волги», произведена ФКУ ИК-4 г. Пугачева. На эти цели ФКУ ИК-4 г. Пугачева было выделено 92 000руб. Как председатель собственников жилья **, г. Пугачева она собирает плату с жителей только на нужды дома, за свет плату не принимает. Обращалась в администрацию муниципального образования г. Пугачева в мае 2011года с жалобой по вопросу поставки энергии. Администрация содействия в переподключении линии электропередач не оказывала.
Из вышеизложенного следует, что энергоснабжение домов ** в г. Пугачеве в настоящее время осуществляется организацией которая в силу закона не может считаться ресурсоснабжающей организацией осуществляющей предоставление коммунальных ресурсов для жителей перечисленных домов, не являющейся энергосбытовой организацией, гарантирующим поставщиком электроэнергии, отвечающей за качество предоставляемой услуги. Отсутствие подобной организации затрагивает права граждан на бесперебойное получение качественной коммунальной услуги – электроснабжение.
Таким образом суд находит установленным факт ненадлежащего энергоснабжения жилых помещений в перечисленных многоквартирных домах, что служит основанием для вывода о недостаточности действий со стороны администрации Пугачевского муниципального района по организации электроснабжения населения муниципального образования г. Пугачева и наличии оснований к удовлетворению заявленного Пугачевским межрайонным прокурором иска. Несмотря на обязанность органа местного самоуправления по организации электроснабжения населения, граждане самостоятельно занимаются решением вопросов электроснабжения принадлежащих им жилых помещений, согласно заключенных договоров несут обязанности по оплате работ по организации электроснабжения многоквартирных жилых домов по адресу ** без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области. После того как ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области прекратило принимать от населения деньги за электроэнергию, граждане фактически оказались без договорных отношений по представлению коммунальной услуги – электроснабжение.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Суд не соглашается с мнением представителя администрации, что в данном случае иск заявлен не в интересах неопределенного круга лиц. Иск связан с энергоснабжением жилых помещений, отношения по электроснабжению жилых помещений носят долговременный характер. Между тем круг проживающих в жилых помещениях может меняться в связи со сделками в отношении жилых помещений и изменением условий договоров пользования жилыми помещениями делая, таким образом неопределенным, круг лиц которые вправе пользоваться услугами электроснабжения.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера спора, действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, пояснений сторон о времени необходимом для восстановления нарушенных прав и свобод, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района о возложении обязанности по организации электроснабжения многоквартирных жилых домов по адресу ** без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области в течении 4 – х месяцев со дня вступления решения суда в закону силу организовать электроснабжение многоквартирных жилых домов по адресу ** без использования электросетей ФКУ ИК -4 УФСИН России по Саратовской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Пугачевский районный суд(1).
Судья